Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 19.04.2023 N 16-2418/2023
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления по делу об административном правонарушении по ст. 19.13 КоАП РФ за заведомо ложный вызов спецслужб.
Решение: Отказано.
Постановление Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 19.04.2023 N 16-2418/2023
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления по делу об административном правонарушении по ст. 19.13 КоАП РФ за заведомо ложный вызов спецслужб.
Решение: Отказано.
ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 апреля 2023 г. N 16-2418/2023
УИД 16MS0081-01-2022-003124-75
Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Волынчук Н.В., рассмотрев жалобу Х. на вступившее в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 3 по Азнакаевскому судебному району Республики Татарстан от 20 января 2023 года, состоявшееся по делу об административном правонарушении, предусмотренном
статьей 19.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Х.,
установила:
постановлением мирового судьи судебного участка N 3 по Азнакаевскому судебному району Республики Татарстан от 20 января 2023 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном
статьей 19.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Х. прекращено на основании
пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, Х. просит отменить судебный акт и прекратить производство по делу об административном правонарушении на основании
пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы прихожу к следующим выводам.
Согласно
статье 19.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях заведомо ложный вызов пожарной охраны, полиции, скорой медицинской помощи или иных специализированных служб влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, 13 сентября 2022 года УУП ОМВД России по Азнакаевскому району в отношении Х. составлен протокол об административном правонарушении по
статье 19.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно данному протоколу Х. вменено то, что он, 9 сентября 2022 года в 21 час 53 минуты, находясь по адресу: <адрес>, совершил заведомо ложный вызов в специализированную службу ЭРО ГЛОНАСС +112, сообщив о том, что около магазина "Салям" двое людей избивают одного человека по адресу: <...>.
Таким образом, совершение описанного выше административного правонарушения вменено Х. 9 сентября 2022 года.
Мировой судья судебного участка N 3 по Азнакаевскому судебному району Республики Татарстан, установив, что на момент рассмотрения дела 20 января 2023 года трехмесячный срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный
статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, истек, прекратил производство на основании
пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с
пунктом 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В силу положений указанной нормы и
статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по истечении установленных сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос об административной ответственности лица, производство по делу в отношении которого прекращено, обсуждаться не может.
Вывод мирового судьи сомнений не вызывает, он соответствует фактическим обстоятельствам дела, сделан с учетом норм
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, прекращая производство по делу по основанию, предусмотренному
пунктом 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, мировой судья указал в обжалуемом постановлении на совершение Х. правонарушения 9 сентября 2022 года (при описании обстоятельств, касающихся исчисления срока давности привлечения к административной ответственности).
В этой части с постановлением мирового судьи согласиться нельзя.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит нормы, предусматривающей возможность формулировать выводы о виновности лица, в отношении которого производство по делу об административном правонарушении прекращено по любому из оснований, предусмотренных
частью 1 статьи 24.5 названного кодекса.
В силу положений
статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном данным
кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
В
пункте 13.1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5) разъяснено, что в постановлении о прекращении производства по делу по основанию, предусмотренному
пунктом 6 части 1 статьи 24.5 названного кодекса, не могут содержаться выводы юрисдикционного органа о виновности лица, в отношении которого был составлен протокол об административном правонарушении. При наличии таких выводов в обжалуемом постановлении судья, с учетом положений
статьи 1.5 названного кодекса о презумпции невиновности, обязан вынести решение об изменении постановления, исключив из него указание на вину этого лица.
Вопреки требованиям
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации мировой судья в обжалуемом постановлении за пределами срока давности привлечения к административной ответственности привел выводы о виновности лица, в отношении которого производство по делу об административном правонарушении прекратил.
В силу
пункта 2 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об изменении постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста, если допущенные нарушения указанного
кодекса и (или) закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях могут быть устранены без возвращения дела на новое рассмотрение и при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка N 3 по Азнакаевскому судебному району Республики Татарстан от 20 января 2023 года, состоявшееся по делу об административном правонарушении, предусмотренном
статьей 19.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Х. подлежит изменению путем исключения из него указания на совершение Х. правонарушения 9 сентября 2022 года (при описании обстоятельств, касающихся исчисления срока давности привлечения к административной ответственности).
При этом обстоятельств, которые в силу
части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь отмену обжалуемого акта, не установлено.
Довод жалобы о том, что производство по делу подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения, не нашел своего подтверждения.
В соответствии с правовой позицией, выраженной в
пункте 13.1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5, в случае, когда постановление о прекращении производства по делу в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности либо решение по результатам рассмотрения жалобы на это постановление обжалуется лицом, в отношении которого составлялся протокол об административном правонарушении, настаивающим на своей невиновности, то ему не может быть отказано в проверке и оценке доводов об отсутствии в его действиях (бездействии) состава административного правонарушения в целях обеспечения судебной защиты прав и свобод этого лица.
Установив при рассмотрении жалобы такого лица обоснованность выводов юрисдикционного органа, а также правильность исчисления срока давности привлечения к административной ответственности в зависимости от категории дела, судья отказывает в ее удовлетворении и оставляет постановление без изменения. При этом необходимо учитывать, что в названном постановлении о прекращении производства по делу не могут содержаться выводы юрисдикционного органа о виновности лица, в отношении которого был составлен протокол об административном правонарушении.
В рамках рассмотрения настоящей жалобы, проверив в соответствии с положениями
части 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении в полном объеме и доводы заявителя об отсутствии состава административного правонарушения, руководствуясь нормами названного
кодекса и правовой позицией, выраженной в
пункте 13.1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5, прихожу к выводу о том, что не имеется оснований для прекращения производства по делу об административном правонарушении в соответствии с
пунктом 2 части 1 статьи 24.5 названного кодекса.
При этом, как указано Конституционным Судом Российской Федерации в
Постановлении от 16 июня 2009 года N 9-П "По делу о проверке конституционности ряда положений статей 24.5, 27.1, 27.3, 27.5 и 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пункта 1 статьи 1070 и абзаца третьего статьи 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан К., Р. и М.В. Филандрова", в силу презумпции невиновности лицо, в отношении которого дело об административном правонарушении прекращено ввиду истечения сроков давности, считается невиновным, то есть государство, отказываясь от преследования лица за административное правонарушение, не ставит более под сомнение его статус в качестве невиновного и, более того, признает, что не имеет оснований для опровержения его невиновности.
Руководствуясь
статьями 30.13 и
30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
постановление мирового судьи судебного участка N 3 по Азнакаевскому судебному району Республики Татарстан от 20 января 2023 года, состоявшееся по делу об административном правонарушении, предусмотренном
статьей 19.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Х., изменить, исключить из него указание на совершение Х. правонарушения 9 сентября 2022 года.
В остальной части названный судебный акт, оставить без изменения.
Судья
Н.В.ВОЛЫНЧУК