Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 13.05.2022 N 16-1004/2022
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: В удовлетворении требования отказано.


Постановление Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 13.05.2022 N 16-1004/2022
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: В удовлетворении требования отказано.

ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 мая 2022 г. N 16-1004/2022
УИД 56RS0034-01-2021-001418-95
Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Картовенко С.С., рассмотрев жалобу главы администрации муниципального образования Воздвиженский сельсовет Саракташского района Оренбургской области (далее - МО Воздвиженский сельсовет, администрация) С.а Александра Ивановича на вступившие в законную силу постановление главного государственного инспектора Саракташского и Беляевского районов по пожарному надзору - начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Саракташскому и Беляевскому районам УНД и ПР Главного управления МЧС России по Оренбургской области от 8 ноября 2021 года N 100 и решение судьи Саракташского районного суда Оренбургской области от 2 декабря 2021 года, вынесенные в отношении главы МО Воздвиженский сельсовет С.а Александра Ивановича (далее - С. А.И.) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением главного государственного инспектора Саракташского и Беляевского районов по пожарному надзору - начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Саракташскому и Беляевскому районам УНД и ПР Главного управления МЧС России по Оренбургской области ФИО4 от 8 ноября 2021 года N 100 (далее также - постановление должностного лица) глава МО Воздвиженский сельсовет С. А.И. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 6 000 рублей.
Решением судьи Саракташского районного суда Оренбургской области от 2 декабря 2021 года указанное постановление должностного лица от 8 ноября 2021 года N 100 изменено, из постановления исключено указание на выявленное нарушение в виде не организации работы по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации автоматической пожарной сигнализации в доме культуры села Шишма. В остальной части постановление должностного лица оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, С. А.И. просит отменить вышеуказанные акты, вынесенные в отношении его по настоящему делу об административном правонарушении, ссылаясь на их незаконность и прекратить производство по делу.
Изучение истребованного дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 названного Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 данной статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Согласно пункту 9 части 1 и части 3 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения сельского поселения относится, в том числе обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
В силу статьи 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон о пожарной безопасности) к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся, в частности: оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы.
В соответствии с пунктом 48 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2021 года N 1479 (далее - Правила противопожарного режима), руководитель организации обеспечивает исправность, своевременное обслуживание и ремонт наружных водопроводов противопожарного водоснабжения, находящихся на территории организации, и внутренних водопроводов противопожарного водоснабжения и организует проведение их проверок в части водоотдачи не реже 2 раз в год (весной и осенью) с внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты.
Пункт 54 Правил противопожарного режима устанавливает, что руководитель организации организует работы по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, обеспечивающие исправное состояние указанных средств. Работы осуществляются с учетом инструкции изготовителя на технические средства, функционирующие в составе систем противопожарной защиты.
На объекте защиты хранятся техническая документация на системы противопожарной защиты, в том числе технические средства, функционирующие в составе указанных систем, и результаты пусконаладочных испытаний указанных систем.
В силу пункта 67 Правил противопожарного режима правообладатели земельных участков (собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков), расположенных в границах населенных пунктов и на территориях общего пользования вне границ населенных пунктов, и правообладатели территорий ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд обязаны производить своевременную уборку мусора, сухой растительности и покос травы. Границы уборки указанных территорий определяются границами земельного участка на основании кадастрового или межевого плана.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Саракташскому и Беляевскому районам УНД и ПР Главного управления МЧС России по Оренбургской области от 21 июля 2021 года N 65 в отношении администрации была проведена плановая выездная проверка на предмет реализации полномочий органами местного самоуправления в области пожарной безопасности.
В ходе проверки были выявлены нарушения требований пожарной безопасности, в том числе установлено, что:
- в населенных пунктах, входящих в состав муниципального образования: с. Воздвиженка, с. Шишма, с. Ирек не организована проверка работоспособности источников наружного противопожарного водоснабжения не реже 2 раз в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов с внесением информации в Журнал эксплуатации систем противопожарной защиты;
- территории общего пользования муниципального образования: с. Воздвиженка, с. Шишма, с. Ирек не оснащены первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем;
- в населенных пунктах, входящих в состав муниципального образования: с. Воздвиженка, с. Шишма. с. Ирек не производится своевременная уборка мусора, сухой растительности и покос травы;
- не приняты меры по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы;
- на объектах защиты, находящихся в муниципальной собственности - здании администрации МО Воздвиженский сельсовет, доме культуры с. Воздвиженка, доме культуры с. Шишма отсутствует техническая документация на системы противопожарной защиты (автоматические пожарные сигнализации), в том числе технические средства, функционирующие в составе указанных систем, и результаты пусконаладочных испытаний указанных систем.
Выявленные нарушения зафиксированы в акте от 26 августа 2021 года N 65.
14 октября 2021 года должностным лицом отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Саракташскому и Беляевскому районам УНД и ПР Главного управления МЧС России по Оренбургской области в отношении главы администрации С.а А.И. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения его к административной ответственности, установленной данной нормой.
Факт нарушения требований пожарной безопасности подтверждается собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении, актом проверки, распоряжением о проведении проверки и иными материалами дела, которые получили оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии со статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В силу примечания к указанной норме должностным лицом является, в том числе лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органах местного самоуправления.
Таким образом, глава МО Воздвиженский сельсовет С. А.И., будучи должностным лицом, осуществляющим организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции, обоснованно привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Вопреки утверждению заявителя нарушений требований статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при составлении должностным лицом отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Саракташскому и Беляевскому районам УНД и ПР Главного управления МЧС России по Оренбургской области протокола об административном правонарушении не допущено.
Доводы жалобы, имеющие правовое значение, направлены на иную оценку исследованных доказательств, установленные обстоятельства и выводы о виновности С.а А.И. в совершении указанного административного правонарушения не опровергают.
Несогласие заявителя жалобы с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием должностным лицом и судьей районного суда законодательства, подлежащего применению, не свидетельствует о том, что допущены существенные нарушения норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, и не является правовым основанием к отмене принятых по делу решений.
Постановление о привлечении С.а А.И. к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание назначено С.у А.И. в пределах санкции части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений норм материального и процессуального права в ходе производства по настоящему делу не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление главного государственного инспектора Саракташского и Беляевского районов по пожарному надзору - начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Саракташскому и Беляевскому районам УНД и ПР Главного управления МЧС России по Оренбургской области от 8 ноября 2021 года N 100 и решение судьи Саракташского районного суда Оренбургской области от 2 декабря 2021 года, вынесенные в отношении главы администрации муниципального образования Воздвиженский сельсовет Саракташского района Оренбургской области С.а Александра Ивановича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу главы администрации муниципального образования Воздвиженский сельсовет Саракташского района Оренбургской области С.а А.И. - без удовлетворения.
Судья
С.С.КАРТОВЕНКО