Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 22.06.2023 N 16-3272/2023
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: В удовлетворении требования отказано.

Постановление Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 22.06.2023 N 16-3272/2023
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: В удовлетворении требования отказано.


Содержание


ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 июня 2023 г. N 16-3272/2023
N 63RS0017-01-2022-000221-63
Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Кувшинов В.Е., рассмотрев жалобу директора муниципального автономного учреждения "Новатор" Т. на вступившие в законную силу постановление N 17 заместителя начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по городскому округу Новокуйбышевск и муниципальному району Красноармейский управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Самарской области - заместителя главного государственного инспектора по городскому округу Новокуйбышевск и муниципальному району Красноармейский Самарской области по пожарному надзору от 1 марта 2022 года, решение судьи Новокуйбышевского городского суда Самарской области от 24 ноября 2022 года, решение судьи Самарского областного суда от 25 января 2023 года, вынесенные в отношении муниципального автономного учреждения "Новатор" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением N 17 заместителя начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по городскому округу Новокуйбышевск и муниципальному району Красноармейский управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Самарской области - заместителя главного государственного инспектора по городскому округу Новокуйбышевск и муниципальному району Красноармейский Самарской области по пожарному надзору от 1 марта 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Новокуйбышевского городского суда Самарской области от 24 ноября 2022 года, муниципальное автономное учреждение "Новатор" (далее - МАУ "Новатор") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 150000 рублей.
Решением судьи Самарского областного суда от 25 января 2023 года постановление должностного лица N 17 от 1 марта 2022 года и решение судьи городского суда от 24 ноября 2022 года изменены, исключено указание о нарушении, указанном в пункте 5 - ширина эвакуационного выхода из спортзала на улицу менее нормативной, фактическая ширина 60 см; исключено из постановления N 17 от 1 марта 2022 года указание о том, что МАУ "Новатор" привлекалось ранее к административной ответственности: 17 февраля 2022 года дважды привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (постановления N 11 и N 12 от 17 февраля 2022 года); исключено из решения судьи Новокуйбышевского городского суда Самарской области от 24 ноября 2022 года, указание на доказательство по делу - постановление N 17 от 1 марта 2022 года о назначении административного наказания.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, директор МАУ "Новатор" Т. просит обжалуемые акты отменить, ссылаясь на их незаконность, производство по делу прекратить.
Изучив материалы истребованного дела об административном правонарушении и доводы жалобы, судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Частью 1 статьей 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, что влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.
Отношения в области обеспечения пожарной безопасности регулируются помимо Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 69-ФЗ), также Федеральным законом от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 123-ФЗ), Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479 (далее - Правила N 1479), а также иными, принимаемыми в соответствии с названными федеральными законами нормативными правовыми актами.
Нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности (статья 1 Федерального закона N 69-ФЗ).
Согласно статьи 20 Федерального закона N 69-ФЗ к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
В силу части 1 статьи 38 Федерального закона N 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, лица, перечисленные в данной норме, в том числе лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
Из материалов дела усматривается, что 25 января 2022 года в 13 час. 30 мин. в ходе проведенной внеплановой выездной проверки на основании решения N 14 от 14 января 2022 года начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по городскому округу Новокуйбышевск и муниципальному району Красноармейский управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Самарской области по контролю ранее выданного предписания от 22 марта 2021 года N 28/1/1 в отношении Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы имени Героя Советского Союза Б. по адресу: <...>, в зданиях, помещения, на территории Арсентьевского филиала ГБОУ СОШ с. Волчанка, выявлены нарушения требований пожарной безопасности, а именно:
- не предоставлен акт проверки огнезащитного покрытия деревянных конструкций чердака. Нарушение: Правила противопожарного режима в Российской Федерации (утверждены постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 года N 1479) пункт 13; часть 1 статьи 1, часть 4 статьи 4, пункт 2 части 1 статьи 6 Федеральный закон N 123-ФЗ; СП 2.13130.2020: пункт 5.4.5;
- в здании отсутствует аварийное освещение. Нарушение: части 1 статьи 1, части 4 статьи 4, пункта 2 части 1 статьи 6 Федеральный закон N 123-ФЗ; СП 1.3130.2020: пункт 4.3.12; Правила противопожарного режима в Российской Федерации (утверждены постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 года N 1479) пункт 37;
- на полу у эвакуационных выходов из коридоров проложена труба отопления. Нарушение: части 1 статьи 1, части 4 статьи 4, пункт 2 части 1 статьи 6 Федеральный закон N 123-ФЗ; СП 1.3130.2020: пункт 4.3.5;
- инвентарная в спортивном зале не выгорожена противопожарными перегородками с требуемыми пределами огнестойкости. Нарушение: часть 1 статьи 1, часть 4 статьи 4, пункт 2 часть 1 статьи 6, пункты 1 и 3 статьи 88 Федерального закона N 123-ФЗ; N СП 4.13130.2013 пункт 5.1.2;
- ширина выхода из помещения библиотеки составляет менее нормативной (по факту 60 см). Нарушение: часть 1 статьи 1, часть 4 статьи 4, пункт 2 части 1 статьи 6 Федеральный закон N 123-ФЗ; СП 1.3130.2020: пункт 4.2.19;
- приемно-контрольный прибор автоматической пожарной сигнализации установлен не в помещении с круглосуточным пребыванием дежурного персонала. Нарушение: часть 1 статьи 1, часть 4 статьи 4, пункт 2 части 1 статьи 6 Федеральный закон N 123-ФЗ; СП 484.1311500.2020: пункт 5.12.
В связи с выявленными нарушениями требований пожарной безопасности 17 февраля 2022 года должностным лицом в отношении МАУ "Новатор" составлен протокол N 17 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а в последующем вынесено постановление от 1 марта 2022 года N 17 о привлечении МАУ "Новатор" к административной ответственности с назначением наказания.
Фактические обстоятельства совершения административного правонарушения подтверждены собранными доказательствами, которые получили оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Выводы должностного лица и судебных инстанций о виновности МАУ "Новатор" в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Действия МАУ "Новатор" квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Порядок и срок давности привлечения МАУ "Новатор" к административной ответственности соблюдены.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
МАУ "Новатор", имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению.
То обстоятельство, что объект, в котором выявлены нарушения требований пожарной безопасности, находится в пользовании названной некоммерческой организации, МАУ "Новатор" не оспаривается.
Вопреки позиции заявителя, отсутствие финансирования на проведение противопожарных мер не освобождает МАУ "Новатор" от соблюдения требований закона, и не исключает вину МАУ "Новатор" в несоблюдении правил пожарной безопасности.
Доводы жалобы о том, что МАУ "Новатор" не было уведомлено образовательным учреждением о выявленных нарушениях, предписание не получало, не имеют правового значения и не могут являться основанием для освобождения его от административной ответственности.
Доводы жалобы заявителя об отсутствии оснований для проведения внеплановой проверки в отношении МАУ "Новатор" были предметом проверки на предыдущих стадиях производства по делу и правомерно отклонены по мотивам, изложенным в обжалуемых судебных актах, оснований не согласиться с которой не имеется.
Право МАУ "Новатор" на защиту при производстве по делу не нарушено.
Все доводы поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции жалобы направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств. Аналогичные доводы были предметом проверки предыдущих судебных инстанций, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение наличие в действиях МАУ "Новатор" объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из доводов жалобы, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, не следует, что при рассмотрении настоящего дела допущены какие-либо нарушения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Административное наказание назначено МАУ "Новатор" в пределах санкции части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление N 17 заместителя начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по городскому округу Новокуйбышевск и муниципальному району Красноармейский управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Самарской области - заместителя главного государственного инспектора по городскому округу Новокуйбышевск и муниципальному району Красноармейский Самарской области по пожарному надзору от 1 марта 2022 года, решение судьи Новокуйбышевского городского суда Самарской области от 24 ноября 2022 года, решение судьи Самарского областного суда от 25 января 2023 года, вынесенные в отношении муниципального автономного учреждения "Новатор" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу директора муниципального автономного учреждения "Новатор" Т. - без удовлетворения.
Судья
В.Е.КУВШИНОВ