Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 21.03.2024 N 16-1102/2024
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: Удовлетворено в части.
Постановление Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 21.03.2024 N 16-1102/2024
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: Удовлетворено в части.
СЕДЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 марта 2024 г. N 16-1102/2024
Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Абдрахманова Э.Г., рассмотрев жалобу законного представителя администрации Башковского сельского поселения Тобольского муниципального района - главы Башковского сельского поселения Ш. на постановление главного Государственного инспектора г. Тобольска, Тобольского, Вагайского муниципальных районов по пожарному надзору - начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы "Тобольский" УНДиПР ГУ МЧС России по Тюменской области от 27 апреля 2023 года, решение судьи Тобольского городского Тюменской области от 04 октября 2023 года, решение судьи Тюменского областного суда от 20 ноября 2023 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном
частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации Башковского сельского поселения Тобольского муниципального района Тюменской области,
установил:
постановлением главного Государственного инспектора г. Тобольска, Тобольского, Вагайского муниципальных районов по пожарному надзору - начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы "Тобольский" УНДиПР ГУ МЧС России по Тюменской области от 27 апреля 2023 года N 14 администрация Башковского сельского поселения Тобольского муниципального района Тюменской области признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного
частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей.
Решением судьи Тобольского городского суда Тюменской области от 04 октября 2023 года, оставленным без изменения решением судьи Тюменского областного суда от 20 ноября 2023 года, постановление главного Государственного инспектора г. Тобольска, Тобольского, Вагайского муниципальных районов по пожарному надзору - начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы "Тобольский" УНДиПР ГУ МЧС России по Тюменской области от 27 апреля 2023 года N 14 изменено, размер назначенного административного наказания снижен до 200 000 рублей.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, законный представитель администрации Башковского сельского поселения Тобольского муниципального района Тюменской области - глава Башковского сельского поселения Ш. выражает несогласие с указанными выше постановлением должностного лица и судебными актами, просит об их отмене и прекращении производства по делу.
Проверив доводы жалобы, изучив материалы дела, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с
частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях совершение тех же действий в условиях особого противопожарного режима влечет наложение административного штрафа на юридическое лицо - от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей.
В силу
статьи 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон "О пожарной безопасности") ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в том числе, собственники имущества, руководители органов местного самоуправления, должностные лица в пределах их компетенции. Указанные лица за нарушение требований пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
Согласно
пункту 9 части 1,
части 3 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения сельского поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
В силу
статьи 1 Федерального закона "О пожарной безопасности" под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.
Согласно
статье 19 Федерального закона "О пожарной безопасности", к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относится, в том числе, создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.
В силу
части 4 статьи 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со
статьей 63 настоящего Федерального закона.
В соответствии со
статьей 63 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" первичные меры пожарной безопасности включают в себя, помимо прочего, реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности.
Согласно
статье 30 Федерального закона "О пожарной безопасности" в случае повышения пожарной опасности решением органов государственной власти или органов местного самоуправления на соответствующих территориях может устанавливаться особый противопожарный режим.
На период действия особого противопожарного режима на соответствующих территориях нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами по пожарной безопасности устанавливаются дополнительные требования пожарной безопасности, в том числе предусматривающие привлечение населения для профилактики и локализации пожаров вне границ населенных пунктов, запрет на посещение гражданами лесов, принятие дополнительных мер, препятствующих распространению лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров, а также иных пожаров вне границ населенных пунктов на земли населенных пунктов (увеличение противопожарных разрывов по границам населенных пунктов, создание противопожарных минерализованных полос и подобные меры).
Частью 1 статьи 68 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" закреплено, что на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения.
Правилами противопожарного режима в Российской Федерации (далее - Правила противопожарного режима), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479, установлены требования пожарной безопасности, определяющие, в том числе порядок содержания территорий в целях обеспечения пожарной безопасности.
Согласно
пункту 75 Правил противопожарного режима органами местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации, для целей пожаротушения создаются источники наружного противопожарного водоснабжения, а также условия для забора в любое время года воды из источников и систем наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.
При наличии на территориях населенных пунктов, территории садоводства или огородничества, а также на других объектах защиты или вблизи них (в радиусе 200 метров) естественных или искусственных водоисточников (река, озеро, бассейн, градирня и др.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размером не менее 12 x 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, за исключением случаев, когда территория населенного пункта, объекта защиты и находящиеся на них здания и сооружения обеспечены источниками противопожарного водоснабжения.
Также требования пожарной безопасности к наружному противопожарному водоснабжению населенных пунктов (в частности к водопроводным сетям и сооружениям на них, к пожарным резервуарам и водоемам) установлены в своде правил
СП 8.13130 "Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности" (далее СП 8.13130).
Согласно
п. 5.1 СП 8.13130. для расчета магистральных (расчетных кольцевых) линий водопроводной сети населенного пункта расход воды на наружное пожаротушение (на один пожар) и количество одновременных пожаров следует принимать по
таблице 1. При этом принятое значение расхода воды на наружное пожаротушение должно быть не менее расхода воды для расчета соединительных и распределительных линий водопроводной сети населенного пункта, а также водопроводной сети внутри микрорайона или квартала в соответствии с
пунктом 5.2 настоящего свода правил.
В соответствии с
п. 8.9. вышеуказанных СП 8.13130 расстановка пожарных гидрантов на водопроводной сети должна обеспечивать подачу воды с расчетным расходом на пожаротушение любой точки обслуживаемого данной сетью здания или сооружения на уровне планировочных отметок земли снаружи здания или сооружения не менее чем от двух гидрантов при расходе воды на наружное пожаротушение 15 л/с и более или от одного гидранта - при расходе воды менее 15 л/с с учетом прокладки рукавных линий длиной не более 200 м по дорогам с твердым покрытием. Допускается предусматривать прокладку рукавных линий по проездам и подъездам для пожарной техники.
Количество пожарных резервуаров или пожарных водоемов должно быть не менее двух, при этом в каждом из них должно храниться не менее 50% объема воды на пожаротушение. Расстояние между пожарными резервуарами (в том числе между двумя, с хранением в каждом из них не менее 50% объема воды) или пожарными водоемами следует принимать в соответствии с
пунктом 10.4 настоящего свода правил, при этом подача воды в любую точку пожара должна обеспечиваться из двух соседних пожарных резервуаров или пожарных водоемов
(п. 10.3).
В связи с повышением пожарной опасности в результате наступления неблагоприятных климатических условий (сухая, жаркая, ветреная погода), а также в целях защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций Постановлением Правительства Тюменской области от 31 марта 2023 года N 163-п в Тюменской области с 03 апреля 2023 года введен особый противопожарный режим.
В соответствии с Постановлением Правительства Тюменской области от 31 марта 2023 года N 163-п главам администраций муниципальных образований рекомендовано, в том числе, обеспечить содержание в исправном состоянии естественных и искусственных водоисточников и подъездных путей для беспрепятственного забора воды пожарными автомобилями.
Из материалов дела следует, что в период с 03 по 10 апреля 2023 года на основании распоряжения главного государственного инспектора г. Тобольска, Тобольского и Вагайского муниципальных районов по пожарному надзору N 13 от 29 марта 223 года, изданному в соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 14 февраля 2023 года N Пр-267 проведена внеплановая выездная проверка в отношении администрации Башковского сельского поселения Тобольского муниципального района Тюменской области, по результатам проведения которой выявлено нарушение требований пожарной безопасности: в нарушение
части 1 статьи 68 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности",
пункта 75 Правил противопожарного режима,
пунктов п. 5.1,
табл. 1,
п. 8.9,
п. 10.4 СП 8.13130 территория населенного пункта д. Башкова не обеспечена достаточным количеством источников наружного противопожарного водоснабжения для целей пожаротушения зданий, расположенных на удалении более 200 метров от имеющихся источников наружного противопожарного водоснабжения.
В связи с указанными нарушениями требований пожарной безопасности, в отношении администрации Башковского сельского поселения Тобольского муниципального района Тюменской области возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном
частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. По результатам рассмотрения дела вынесено постановление о привлечении администрации Башковского сельского поселения Тобольского муниципального района Тюменской области к административной ответственности за совершение административного правонарушения.
Факт совершения администрацией Башковского сельского поселения Тобольского муниципального района Тюменской области административного правонарушения, предусмотренного
частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается совокупностью собранных по делу об административном правонарушении доказательств, которым должностным лицом и нижестоящими судебными инстанциями дана надлежащая правовая оценка в соответствии с положениями
статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Так в материалы дела представлен акт проверки от 10 апреля 2023 года с приложенными картами местности, в которых приведены нарушения
пункта 75 Правил противопожарного режима,
пунктов 5.1,
талбл. 1,
8.9,
10.4 СП 8.13130 (с указанием имеющихся источников наружного противопожарного водоснабжения, фактических расстояний до объектов защиты, превышающих нормативно установленные). Осмотр территории произведен в присутствии законного представителя - <данные изъяты> администрации Башковского сельского поселения ФИО1 В.В., которым получена копия акта, замечаний не высказано.
Согласно
части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим
Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В настоящем случае установлено, что требования пожарной безопасности, закрепленные в нормативных актах, не соблюдены, при этом каких-либо доказательств, указывающих на то, что администрацией Башковского сельского поселения Тобольского муниципального района Тюменской области предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению, в материалах дела не имеется.
По результатам проведенной проверки должностным лицом вынесено представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Оснований не доверять сведениям государственного инспектора по пожарному надзору о том, что на момент проведения проверки имелись вышеуказанные нарушения требований пожарной безопасности, не имеется, в ходе рассмотрения дела их наличие не опровергнуто. Оснований полагать, что при осуществлении своей деятельности должностными лицами органа пожарного надзора допущены нарушения прав юридического лица, также не имеется.
Доводы жалобы о принятии юридическим лицом всех мер по выполнению требований противопожарного законодательства, отсутствии финансирования, наличии оснований для применения положений
части 4 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были предметом исследования судебной оценки, обоснованно опровергнуты по основаниям, изложенным в судебном решении.
Устранение допущенных нарушений, в том числе путем запроса необходимых средств из бюджета, входит в обязанности юридического лица и в настоящем случае установлено, что требования пожарной безопасности, закрепленные в нормативных актах, не соблюдены, при этом объективных сведений, указывающих, что администрацией Башковского сельского поселения Тобольского муниципального района Тюменской области предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению до момента выявления нарушений, в материалах дела не имеется.
Недостаточное бюджетное финансирование не является основанием для освобождения юридического лица от исполнения обязанностей по соблюдению требований пожарной безопасности, в том числе с учетом характера и степени общественной опасности вмененного административного правонарушения, поскольку невыполнение требований пожарной безопасности может повлечь негативные последствия, приводит к недопустимому риску для жизни и здоровья людей.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств не свидетельствует об ошибочности выводов должностного лица и судей о виновности администрации Башковского сельского поселения Тобольского муниципального района Тюменской области.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении судьями требования
статей 24.1,
26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выполнены, обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в
статьях 1.5,
1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено.
Порядок и сроки давности привлечения администрации Башковского сельского поселения Тобольского муниципального района Тюменской области к административной ответственности соблюдены.
Вынесенное в отношении юридического лица постановление по делу об административном правонарушении, соответствует требованиям
статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в нем отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела. Выводы, изложенные в постановлении, мотивированы.
Административное наказание с учетом снижения назначено администрации Башковского сельского поселения Тобольского муниципального района Тюменской области в виде административного штрафа в размере менее минимального размера, предусмотренного
частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с применением норм
частей 3.2,
3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судьями районного и областного судов по жалобам юридического лица дело проверено в полном объеме в соответствии с
частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, всем доводам жалоб дана полная и объективная оценка.
При рассмотрении дела в судебном заседании участвовал законный представитель администрации Башковского сельского поселения Тобольского муниципального района Тюменской области, который обосновывал позицию юридического лица по делу. Нарушений гарантированных
Конституцией РФ и
статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прав, в том числе права на защиту, не усматривается.
Обстоятельств, которые в силу
пунктов 2 -
4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых постановления должностного лица и судебных актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь
статьями 30.13 -
30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
постановление главного Государственного инспектора г. Тобольска, Тобольского, Вагайского муниципальных районов по пожарному надзору - начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы "Тобольский" УНДиПР ГУ МЧС России по Тюменской области от 27 апреля 2023 года, решение судьи Тобольского городского Тюменской области от 04 октября 2023 года, решение судьи Тюменского областного суда от 20 ноября 2023 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном
частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации Башковского сельского поселения Тобольского муниципального района Тюменской области, оставить без изменения, жалобу главы Башковского сельского поселения Ш. - без удовлетворения.
Судья
Седьмого кассационного
суда общей юрисдикции
Э.Г.АБДРАХМАНОВА