Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 30.11.2023 N 16-5478/2023
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 4 ст. 8.32 КоАП РФ за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.
Решение: Отказано.
Постановление Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 30.11.2023 N 16-5478/2023
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 4 ст. 8.32 КоАП РФ за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.
Решение: Отказано.
СЕДЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 ноября 2023 г. N 16-5478/2023
Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Феофилова Л.В., рассмотрев жалобу защитника открытого акционерного общества "Российские железные дороги" Р. на вступившие в законную силу постановление заместителя начальника Главного управления лесами Челябинской области N 16 от 30 июня 2020 года, решение судьи Центрального районного суда г. Челябинска от 13 июля 2023 года, решение судьи Челябинского областного суда от 12 сентября 2023 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном
частью 4 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении открытого акционерного общества "Российские железные дороги",
установил:
постановлением заместителя начальника Главного управления лесами Челябинской области N 16 от 30 июня 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Центрального районного суда г. Челябинска от 13 июля 2023 года, решением судьи Челябинского областного суда от 12 сентября 2023 года, открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного
ч. 4 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 500 000 рублей.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, защитник ОАО "РЖД" просит судебные акты отменить, производство по делу прекратить.
Ознакомившись с доводами жалобы, проверив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с
ч. 4 ст. 8.32 КоАП РФ (здесь и далее положения правовых норм приведены в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности) нарушение правил пожарной безопасности, повлекшее возникновение лесного пожара без причинения тяжкого вреда здоровью человека, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.
Согласно
ч. 3 ст. 53 Лесного кодекса Российской Федерации правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 9(1) Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 г. N 417 (действовавших на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности, утративших силу с 1 января 2021 г. в связи с изданием
постановления Правительства Российской Федерации от 28 июля 2020 г. N 1132, далее - Правила), определено, что в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу, обеспечивают ее очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером.
В соответствии с
пунктом 28 Правил владельцы инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, владельцы железнодорожных путей необщего пользования, перевозчики, а также юридические лица, использующие земельные участки на полосах отвода железных дорог в пределах земель железнодорожного транспорта, обязаны не допускать эксплуатации тепловозов, не оборудованных искрогасительными и (или) искроулавливающими устройствами, на участках железнодорожных путей общего и необщего пользования, проходящих через лесные массивы; организовывать в период пожароопасного сезона при высокой и чрезвычайной пожарной опасности в лесу патрулирование на проходящих через лесные массивы участках железнодорожных путей общего и необщего пользования в целях своевременного обнаружения и ликвидации очагов огня; в случае возникновения пожаров в полосе отвода железной дороги или вблизи нее немедленно организовать их тушение и сообщить об этом органам государственной власти или органам местного самоуправления, указанным в
пункте 4 настоящих Правил.
В силу
пункта 29 Правил на участках железнодорожных путей общего и необщего пользования, проходящих через лесные массивы, не разрешается в период пожароопасного сезона выбрасывать горячие шлак, уголь и золу, горящие окурки и спички из окон и дверей железнодорожного подвижного состава.
В ходе рассмотрения дела установлено, что Каслинской городской прокуратурой Челябинской области проведена проверка соблюдения ОАО "РЖД" законодательства о пожарной безопасности в лесах, в ходе которой установлено, что в нарушение указанных требований законодательства ОАО "РЖД" по состоянию на 05 мая 2020 года не была проведена очистка границы полосы отвода железной дороги на территории земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, прилегающего к кварталу 2, выделы 4-6, 11, 12, 15, 16, 21, 22, 28-30, 39-42 Аракульского участкового лесничества Территориального отдела "Каслинское лесничество" ГКУ "Управление лесничествами" Главного управления лесами Челябинской области, от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков на полосе шириной не менее 10 метров, противопожарная минерализованная полоса, обновленная ОАО "РЖД" в августе 2019 года, имела непропаханные участки, что привело к переходу огня с полосы отвода железной дороги Челябинск - Верхний Уфалей на вышеуказанные земли лесного фонда и причинение ущерба Российской Федерации.
В связи с данными обстоятельствами, указывающими на нарушение ОАО "РЖД"
Правил, повлекшими возникновение лесного пожара, в отношении ОАО "РЖД" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном
ч. 4 ст. 8.32 КоАП РФ. По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении общество привлечено к административной ответственности.
Обстоятельства нарушения
Правил, повлекшие возникновение лесного пожара, подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым при рассмотрении дела дана надлежащая правовая оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями
ст. 26.2 и
26.11 КоАП РФ. Допущенное нарушение указывает на наличие в действиях (бездействиях) юридического лица объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного
ч. 4 ст. 8.32 КоАП РФ. Каких-либо неустранимых сомнений виновности юридического лица в совершении вмененного административного правонарушения не усматривается.
Доводы жалобы о том, что в материалах дела не имеется допустимых доказательств вины общества, не установлены очаг возникновения пожара, причинно-следственная связь между нарушением обществом правил пожарной безопасности в лесах и лесным пожаром, а само нарушение правил пожарной безопасности в лесах без последствий образует состав иного правонарушения, по существу направлены на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств и установленных (должностным лицом и судьями нижестоящих судебных инстанций) на их основании юридически значимых обстоятельств. При этом оснований полагать, что выводы о наличии в деянии ОАО "РЖД" объективной стороны состава вмененного правонарушения (с учетом имеющихся доказательств) являются необоснованными, что при оценке доказательств допущены существенные нарушения процессуальных требований
КоАП РФ, не усматривается.
В настоящем случае должностное лицо и судьи пришли к правильным выводам об объективно имевших место нарушениях обществом правил пожарной безопасности в лесах и лесном пожаре, при этом причинно-следственная связь между нарушениями и последствием, вопреки доводам жалобы, подтверждена собранными по делу доказательствами.
Приведенная в жалобе субъективная оценка имеющихся доказательств относительно причин пожара не свидетельствует об отсутствии в действиях юридического лица объективной стороны состава вмененного ему административного правонарушения.
В силу
ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим
Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Из материалов дела следует, что все возможные меры для соблюдения правил пожарной безопасности в лесах ОАО "РЖД" не предприняло, именно невыполнение данным юридическим лицом требований правил пожарной безопасности в лесах повлекло возникновение лесного пожара.
В связи с изложенным в действиях юридического лица должностным лицом и судебными инстанциями на основании имеющихся в материалах дела доказательств правильно установлен факт нарушений правил пожарной безопасности, повлекших возникновение лесного пожара без причинения тяжкого вреда здоровью человека, что указывает на наличие состава административного правонарушения, предусмотренного
ч. 4 ст. 8.32 КоАП РФ.
Довод жалобы о том, что постановление о назначении административного наказания вынесено ненадлежащим должностным лицом административного органа, является необоснованным.
В силу
части 1 статьи 23.24 КоАП РФ органы, осуществляющие федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных, в числе иных,
статьями 8.29 -
8.32 (в пределах своих полномочий в соответствии с лесным законодательством) названного Кодекса.
В соответствии с
частью 1 статьи 96 Лесного кодекса Российской Федерации под федеральным государственным лесным надзором (лесной охраной) понимаются деятельность уполномоченных федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее по тексту цитируемых норм - юридические лица, индивидуальные предприниматели) и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, этим
Кодексом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов (далее по тексту цитируемых норм - требования лесного законодательства), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, проведения мероприятий по контролю в лесах, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований лесного законодательства, анализу и прогнозированию состояния исполнения требований лесного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
Постановлением Губернатора Челябинской области от 22 декабря 2006 года N 385 утверждено Положение о Главном управлении лесами Челябинской области (далее - Положение). Согласно п. 1 Положения Главное управление лесами Челябинской области является органом исполнительной власти Челябинской области.
В соответствии с п. 3 Положения Управление решает возложенные на него задачи, исполняет свои функции в пределах своей компетенции во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными подразделениями по Челябинской области, Законодательным Собранием Челябинской области, органами исполнительной власти Челябинской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Челябинской области, а также организациями и индивидуальными предпринимателями по вопросам, входящим в его компетенцию.
В силу пп. 6, 7 Положения основной задачей Управления является реализация на территории Челябинской области государственной политики в сфере лесных отношений. В целях реализации возложенной на него задачи Управление осуществляет, в частности, на землях лесного фонда федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), федеральный государственный пожарный надзор в лесах, за исключением случаев, предусмотренных
пунктами 36 и
37 статьи 81 Лесного кодекса Российской Федерации, а также проводит на землях лесного фонда лесоустройство, за исключением случаев, предусмотренных
пунктами 1 и
2 части 1 статьи 68 Лесного кодекса Российской Федерации.
Дело об административном правонарушении, предусмотренном
ч. 4 ст. 8.32 КоАП РФ, в отношении ОАО "РЖД" рассмотрено заместителем начальника Главного управления лесами Челябинской области, полномочия которого распространяются на территорию Челябинской области.
Доводы жалобы относительно нарушений при проведении проверки являлись предметом проверки, обоснованно отклонены по мотивам, изложенным в решении судьи областного суда, не согласиться с которыми оснований не имеется.
Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении соответствует требованиям
ст. 28.2 КоАП РФ, в нем содержатся все необходимые сведения.
В постановлении должностного лица по делу об административном правонарушении содержатся сведения, предусмотренные
ст. 29.10 КоАП РФ, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела. Выводы, изложенные в постановлении, мотивированы.
Постановление должностного лица по делу об административном правонарушении, предусмотренном
ч. 4 ст. 8.32 КоАП РФ, вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности для данной категории дел. Истечение данного срока на момент рассмотрения жалобы на постановление прекращение производства по делу повлечь не может.
Обстоятельств, которые в силу
п. 2 -
4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ могли повлечь отмену обжалуемых актов, не установлено.
Руководствуясь
статьями 30.13 -
30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление заместителя начальника Главного управления лесами Челябинской области N 16 от 30 июня 2020 года, решение судьи Центрального районного суда г. Челябинска от 13 июля 2023 года, решение судьи Челябинского областного суда от 12 сентября 2023 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном
частью 4 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении открытого акционерного общества "Российские железные дороги" оставить без изменения, жалобу защитника открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - без удовлетворения.
Судья
Л.В.ФЕОФИЛОВА