Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 12.04.2024 N 16-1211/2024
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: Отказано.
Постановление Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 12.04.2024 N 16-1211/2024
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: Отказано.
СЕДЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 апреля 2024 г. N 16-1211/2024
Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Данилкина А.Л., рассмотрев жалобу главы Шатровского муниципального округа Курганской области Р. на вступившие в законную силу постановление заместителя главного государственного инспектора Курганской области по пожарному надзору - заместителя начальника управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Курганской области от 18 августа 2023 года, решение судьи Шатровского районного суда Курганской области от 13 октября 2023 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном
частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации Шатровского муниципального округа Курганской области,
установил:
постановлением заместителя главного государственного инспектора Курганской области по пожарному надзору - заместителя начальника управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Курганской области от 18 августа 2023 года, оставленным без изменения решением судьи Шатровского районного суда Курганской области от 13 октября 2023 года, администрация Шатровского муниципального округа Курганской области признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного
частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, глава Шатровского муниципального округа Курганской области Р. выражает несогласие с указанными выше актами, просит их отменить.
Изучив доводы жалобы, проверив поступившее дело об административном правонарушении, прихожу к следующему.
В соответствии с
частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима, влекут наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей.
В соответствии со
статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" требования пожарной безопасности - это специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности.
Под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности. В этой же
статье закреплено понятие особого противопожарного режима как дополнительные требования пожарной безопасности, устанавливаемые органами государственной власти или органами местного самоуправления в случае повышения пожарной опасности на соответствующих территориях.
Федеральным
законом от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" принятым в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определены основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и установлены общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), при этом положения Федерального
закона об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения, в том числе при эксплуатации объектов защиты. Также требования пожарной безопасности, определяющие порядок поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности установлены
Правилами противопожарного режима, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479.
Постановлением Правительства Курганской области от 04 апреля 2023 года N 76 введен особый противопожарный режим на территории Курганской области с 05 апреля 2023 года.
При рассмотрении дела установлено, что в период с 23 марта 2023 года по 14 апреля 2023 года и с 10 апреля 2023 года по 13 апреля 2023 года должностными лицами управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Курганской области проведены внеплановые выездные проверки в отношении органа местного самоуправления - Администрации Шатровского муниципального округа Курганской области, в ходе которой выявлены нарушения
статьи 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности",
статей 62,
68 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пунктов 63, 67, 69, 70, 75 Правил противопожарного режима Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2020 года N 1479, допущенные на территории Шатровского муниципального округа Курганской области, 227 нарушений, зафиксированные в акте проверки N 5 от 13 апреля 2023 года, и 314 нарушений, зафиксированные в акте проверки N 3 от 14 апреля 2023 года.
Выявленные нарушения послужили основанием для составления в отношении администрации Шатровского муниципального округа Курганской области протоколов об административном правонарушении, предусмотренном
частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и привлечения администрации к административной ответственности по данной норме.
Факт совершения администрацией Шатровского муниципального округа Курганской области административного правонарушения, предусмотренного
частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается совокупностью собранных по делу об административном правонарушении доказательств, которым нижестоящими судебными инстанциями дана надлежащая правовая оценка в соответствии с положениями
статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Выводы должностного лица и судьи районного суда о наличии в действиях администрации Шатровского муниципального округа Курганской области состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена
частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, сделаны при правильном применении норм права.
Государственный надзор за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления полномочий в области пожарной безопасности осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности, в том числе в соответствии с положениями Федерального
закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В соответствии с
абзацем вторым части 2.6 статьи 77 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" внеплановые проверки деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут также проводиться в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования Генерального прокурора Российской Федерации, прокурора субъекта Российской Федерации о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, а также в целях контроля за исполнением ранее выданных предписаний об устранении выявленных нарушений. Указанные проверки проводятся без согласования с органами прокуратуры.
В соответствии с
пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 года N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля (надзора), муниципального контроля" в 2023 году внеплановые проверки без согласования с органами прокуратуры проводятся по поручению Президента Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, внеплановые выездные проверки проведены на основании распоряжений заместителя начальника Главного управления - начальника управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Курганской области от 16 марта 2023 N 3 и от 03 апреля 2023 года N 5, во исполнение указания заместителя Министра МСЧ России - главного государственного инспектора Российской Федерации по пожарному надзору от 22 февраля 2023 года N М-АМ-41, изданного в порядке исполнения протокола оперативного совещания Совета безопасности Российской Федерации по вопросу "О дополнительных мерах по повышению пожарной безопасности, снижению рисков возникновения чрезвычайных ситуаций в паводкоопасный период, а также эффективности проводимых мероприятий по ликвидации их последствий" от 8 февраля 2023 года, утвержденного Президентом Российской Федерации от 14 февраля 2023 года N Пр-267.
Вопреки доводам жалобы, о проведении проверок контролируемое юридическое лицо извещено заблаговременно 17 марта 2023 года и 06 апреля 2023 года - вручено под роспись главе Шатровского муниципального округа. При проведении проверок принимали участие Шатровского муниципального округа Р., директор МКУ "Северный ТО" ФИО7 директор МКУ "Восточный ТО" ФИО8., директор МКУ "Южный ТО" ФИО9., директор МКУ "Западный ТО" ФИО10 О.А.
Доводы администрации в жалобе о том, что наличие нарушений не подтверждено доказательствами, являются необоснованными.
Согласно представленным материалам дела, результаты проверок зафиксированы в актах проверки N 5 от 13 апреля 2023 года и N 3 от 14 апреля 2023 года с приложением фототаблиц фиксации нарушений, выявленные нарушения обоснованы нормами и требованиями действующего законодательства. Оснований не доверять сведениям государственного инспектора по пожарному надзору о том, что на момент проведения проверки имелись вышеуказанные нарушения требований пожарной безопасности, не имеется, в ходе рассмотрения дела их наличие не опровергнуто.
Проведение проверки отвечает требованиям действующего законодательства, нарушений, которые являлись бы основанием для признания результатов проверки недействительными, а актов проверки недопустимым доказательством, не установлено.
Доводы жалобы главы муниципального округа о том, что администрация Шатровского муниципального округа, не является субъектом административного правонарушения, являлись предметом проверки судьи и были обоснованно отклонены.
Согласно
пункту 10 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального, городского округа.
Полномочия органов местного самоуправления по обеспечению первичных мер пожарной безопасности приведены в
статье 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ, согласно которой к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений, муниципальных и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности. Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности поселений, муниципальных районов, муниципальных, городских округов, внутригородских районов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.
В
статье 1 названного закона первичные меры пожарной безопасности определены как реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.
В
статье 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" закреплена обязанность соблюдать требования пожарной безопасности, разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности.
Согласно
части 1 статьи 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
В соответствии с Уставом Шатровского муниципального округа Курганской области, принятого решением Думы Шатровского муниципального округа Курганской области от 16 ноября 2021 года N 70, в состав территории муниципального округа входят населенные пункты проверенные органами пожарного надзора; в соответствии с пунктом 13 части 1 статьи 6 Устава к вопросам местного значения муниципального образования относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов муниципального округа. При этом в соответствии со статьями 35, 36 Устава исполнительно-распорядительным органом, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Курганской области, является администрация Шатровского муниципального округа.
Принимая во внимание вышеуказанные нормы, положения
статьи 38 Федерального закона "О пожарной безопасности" и
статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом того, что обеспечение первичных мер пожарной безопасности на подведомственной территории возложено на администрацию муниципального округа, она несет ответственность за их невыполнение в границах подведомственной территории.
Доводы жалобы по существу сводятся к переоценке установленных в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении обстоятельств и доказательств, которые были предметом исследования и оценки должностным лицом и предыдущих судебных инстанций; они не опровергают наличие в деянии администрации Шатровского муниципального округа Курганской области объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного
частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу постановлений.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием норм законодательства не свидетельствует о том, что должностным лицом и судебными инстанциями допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Согласно
части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим
Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В настоящем случае установлено, что требования пожарной безопасности, закрепленные в нормативных актах, не соблюдены, при этом каких-либо доказательств, указывающих, что администрацией Шатровского муниципального округа Курганской области предприняты все зависящие от нее меры по их соблюдению до момента выявления нарушений, в материалах дела не имеется. Выражая несогласие с вмененными нарушениями, заявитель не представил в суд доказательства, подтверждающие принятие администрацией все необходимых мер, в том числе организационного, финансового характера, направленных на недопущение совершения правонарушения в области пожарной безопасности.
В соответствии с требованиями
статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные
статьей 26.1 данного Кодекса.
Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в
статьях 1.5,
1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено.
Постановление должностного лица о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного
частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности для данной категории дел.
В постановлении должностного лица по делу об административном правонарушении содержатся сведения, предусмотренные
статьей 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела. Выводы, изложенные в постановлении, мотивированы.
При назначении административного наказания должностным лицом требования
статей 3.1,
3.5,
4.1 -
4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях также соблюдены, наказание назначено в пределах санкции
части 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является справедливым и соразмерным содеянному.
При пересмотре дела судьей районного суда дело проверено в соответствии с
частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, исследованы все представленные в материалы дела доказательства.
Нарушений гарантированных
Конституцией РФ и
статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прав, в том числе права на защиту, не усматривается.
Обстоятельств, которые в силу
пунктов 2 -
4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых решений, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь
статьями 30.13 -
30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
постановление заместителя главного государственного инспектора Курганской области по пожарному надзору - заместителя начальника управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Курганской области от 18 августа 2023 года, решение судьи Шатровского районного суда Курганской области от 13 октября 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном
частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации Шатровского муниципального округа Курганской области оставить без изменения, жалобу главы Шатровского муниципального округа Курганской области Р. - без удовлетворения.
Судья
Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
А.Л.ДАНИЛКИНА