Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 21.09.2023 N 16-4478/2023
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение.

Постановление Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 21.09.2023 N 16-4478/2023
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение.


Содержание


СЕДЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 сентября 2023 г. N 16-4478/2023
Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Зарипова Ю.С., рассмотрев жалобу главы администрации села Халясавэй Пуровского района Ямало-Ненецкого автономного округа Н. на решение судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 сентября 2022 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главы администрации села Х. Рамизовича,
установил:
постановлением заместителя начальника ОНД и ПР Пуровского района УНД и ПР ГУ МЧС России по Ямало-Ненецкому автономному округу - заместителя главного государственного инспектора Пуровского района по пожарному надзору от 24 июня 2022 года N 25 должностное лицо глава села Халясавей Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному штрафу в размере 20 000 рублей.
Решением судьи Пуровского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 5 августа 2022 года постановление должностного лица отменено, производство по делу прекращено в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.
Решением судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 сентября 2022 года решение судьи Пуровского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 5 августа 2022 года отменено, дело возвращено на новое рассмотрение в Пуровский районный суд Ямало-Ненецкого автономного округа.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, Н. просит отменить решение судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 сентября 2022 года.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.
Из материалов дела следует, что с целью исполнения протокола оперативного совещания Совета Безопасности Российской Федерации N ПР-195 по вопросу "О дополнительных мерах по повышению пожарной безопасности и снижению рисков возникновения чрезвычайных ситуаций в паводкоопасный период" в период с 2 июня 2022 года по 16 июня 2022 года проводилась внеплановая проверка органа местного самоуправления администрации Пуровского района (в том числе с. Халясавэй) для проверки соблюдения органами местного самоуправления обязательных требований пожарной безопасности.
По результатам проверки установлено, что должностным лицом главой администрации с. Халясавэй Н., на котором лежала ответственность по соблюдению требования пожарной безопасности при реализации полномочий по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенного пункта с. Халясавэй, допущено нарушение требований пожарной безопасности: в нарушение пункта 69 Правил противопожарного режима в Российской Федерации на территории общего пользования сельского поселения, в том числе вне границ указанной территории (в лесах), допускается устройство свалки отходов; в нарушение действовавших на момент выявления правонарушения части 4 статьи 6, статьи 63 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" от 22.07.2008 N 123-ФЗ; пункта 4.14 СП 4.13130.2013 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям" противопожарные расстояния от зданий и сооружений сельского населенного пункта (ул. Брусничная, д. 1; зданий АО "Схро Еты-Яля") до границ лесных насаждений составляет менее 30 м (фактически от 16 до 20 м); в нарушение части 4 статьи 6, статьи 63, статьи 69, таблицы 12 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" от 22.07.2008 N 123-ФЗ противопожарное расстояние от зданий и сооружений на территории склада ГСМ до границ лесничества с лесными насаждениями хвойных и смешанных пород составляет менее 50 м (фактически 25 м).
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения главы администрации с. Халясавэй Н. к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Отменяя постановление должностного лица, прекращая производство по делу, судья районного суда исходил из того, что у административного органа с учетом положений пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" не имелось оснований для проведения в отношении администрации Пуровского района (с. Халясавэй) внеплановой выездной проверки без согласования с органами прокуратуры, что является грубым нарушением требований к организации и осуществлению государственного контроля, полученные в ходе проверки доказательства, а также составленный на их основании протокол, не отвечают требованиям допустимости.
При рассмотрении жалобы на указанное решение судья суда автономного округа счел, что судья районного суда всех мер к всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела не принял, допустил нарушение требований статей 24.1, 26.1, 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем пришел к выводу об отмене решения судьи, с возвращением дела на новое рассмотрение в районный суд.
Доводы жалобы не свидетельствуют о допущенных судьей суда автономного округа существенных нарушениях процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при оценке доказательств, установлении имеющих значение обстоятельств.
Оснований не согласиться с выводами судьи суда автономного округа о том, что судьей районного при рассмотрении дела допущены существенные нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, которые привели к принятию незаконного и необоснованного решения, не имеется.
В настоящем случае вывод судьи районного суда об отсутствии оснований для проведения проверки без согласования с органами прокуратуры, послуживший по существу единственным основанием для принятия решения об отмене постановления и прекращения производства по делу, сделан при неправильном применении норм права к спорным правоотношениям.
Вопреки доводам жалобы при выявлении существенных нарушений процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, принятое решение о возвращении дела в суд на новое рассмотрение, в полной мере отвечает требованиям статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы касаются существа вмененного правонарушения и законности привлечения к административной ответственности и при выявленном нарушении процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не могли быть разрешены на стадии рассмотрения дела судьей суда округа без надлежащего (с соблюдением требований закона) их рассмотрения судьей районного суда. Иное решение противоречило бы требованиям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С учетом того, что срок привлечения к административной ответственности на момент вынесения решения не истек, дело правомерно возвращено в районный суд.
При таких обстоятельствах, с учетом положений пункта 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, решение судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 сентября 2022 года является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
решение судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 сентября 2022 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главы администрации села Х. Рамизовича оставить без изменения, жалобу главы администрации села Х. Рамизовича - без удовлетворения.
Судья
Седьмого кассационного
суда общей юрисдикции
Ю.С.ЗАРИПОВА