Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 07.08.2024 N 16-2661/2024
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 4 ст. 8.32 КоАП РФ за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение.

Постановление Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 07.08.2024 N 16-2661/2024
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 4 ст. 8.32 КоАП РФ за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение.


Содержание


СЕДЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 августа 2024 г. N 16-2661/2024
Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Абдрахманова Э.Г., рассмотрев жалобу защитника открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - Ч. на вступившее в законную силу решение судьи Челябинского областного суда от 10 апреля 2024 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении открытого акционерного общества "Российские железные дороги",
установил:
постановлением заместителя руководителя ГКУ "Управление лесничествами Челябинской области", заместителя старшего государственного лесного инспектора N 49 от 14 августа 2023 года, оставленным без изменения решением судьи Центрального районного суда г. Челябинска от 28 ноября 2023 года, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (далее - ОАО "Российские железные дороги", общество) прекращено на основании пункта 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 года N 336 "Об особенностях организации и осуществления федерального государственного контроля (надзора), муниципального контроля".
Решением судьи Челябинского областного суда от 10 апреля 2024 года постановление должностного лица и решение судьи районного суда отменены, дело направлено на новое рассмотрение в ГКУ "Управление лесничествами Челябинской области".
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, защитник ОАО "Российские железные дороги" - Ч. просит отменить принятые по делу судебные решения, из постановления должностного лица исключить выводы о виновности общества в совершении административного правонарушения.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 4 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил пожарной безопасности, повлекшее возникновение лесного пожара без причинения тяжкого вреда здоровью человека, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии такого обстоятельства как признание утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное, за исключением случая одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность.
Из постановления должностного лица следует, что 27 апреля 2023 года в 12 часов 40 минут в квартале 44 выделах 32, 33, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 48, 49, 68, 69, 72, 75 Сыростанского участкового лесничества Миасского лесничества произошел лесной пожар на землях лесного фонда. 03 мая 2023 года составлен акт N 13 о лесном пожаре, площадь лесного пожара 28,2 га, потери в результате пожара, древесина породы "Сосна", "Береза" на корню 7472 м3, причина возникновения пожара - переход огня с полосы отвода железной дороги (линейный объект). Кроме того, установлено, что быстрому распространению огня способствовало следующее: прилегающая территория земельного участка, с кадастровым номером 74:34:0000000:10, к землям лесного фонда в квартале 44 выделах 32, 33, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 48, 49, 68, 69, 72, 75 Сыростанского участкового лесничества, полосы отвода железных дорог в местах прилегания их к лесным массивам не очищены от сухостоя, валежника, порубочных остатков и других горючих материалов, а границы полос отвода не отделены от опушки леса противопожарной опашкой шириной от 3 до 5 метров или противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 3 метров.
На основании данных обстоятельств, должностное лицо пришло к выводу, что ОАО "Российские железные дороги" нарушило пункт 37 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07 октября 2020 года N 1614, за которое предусмотрена административная ответственность частью 4 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении.
При этом должностное лицо, сославшись на пункт 9 постановления Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 года N 336 "Об особенностях организации и осуществления федерального государственного контроля (надзора), муниципального контроля", пришло к выводу о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении ОАО "Российские железные дороги" по части 4 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении на основании пункта 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С выводами должностного лица согласился судья районного суда, оставив постановление должностного лица без изменения.
Судья областного суда с данными выводами не согласился, решением судьи Челябинского областного суда от 10 апреля 2024 года принятые по делу постановление должностного лица и решение судьи районного суда отменены, дело направлено на новое рассмотрение в ГКУ "Управление лесничествами Челябинской области".
Принимая данное решение, судья областного суда исходил из того, что выводы должностного лица и судьи районного суда сделаны с существенным нарушением процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку требования пункта 37 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 07 октября 2020 года N 1614 на дату совершения административного правонарушения и на момент вынесения постановления по делу об административном правонарушении являлись действующими, в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях изменения относительно административной ответственности за данное правонарушение не вносились. С учетом изложенного, судья областного суда пришел к выводу, что оснований для применения положений части 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливающих случаи, при которых закон имеет обратную силу, и пункта 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в данном случае не имелось.
Оснований не согласиться с выводами судьи областного суда не имеется.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Решение судьи областного суда соответствует положениям пункта 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Выводы судьи областного суда о том, что должностным лицом и судьей районного суда при рассмотрении жалобы допущено существенное нарушение процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, не позволившее всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, которое привело к принятию незаконного и необоснованного решения, являются правильными.
Указание в жалобе на незаконность постановления заместителя руководителя ГКУ "Управление лесничествами Челябинской области", заместителя старшего государственного лесного инспектора N 49 от 14 августа 2023 года и решения судьи районного суда от 28 ноября 2023 года в части содержания в данных актах выводов о виновности ОАО "Российские железные дороги" в совершении административного правонарушения, не могут служить основанием к отмене судебного решения по настоящему делу, которым постановление должностного лица и решение судьи районного суда отменены и дело возвращено на новое рассмотрение.
Учитывая, что постановление должностного лица и принятое по результатам рассмотрения жалобы на постановление должностного лица решение судьи районного суда отменены, дело возвращено на новое рассмотрение должностному лицу, доводы заявителя о наличии оснований для изменения постановления должностного лица и отмены решения судьи районного суда не подлежат рассмотрению в рамках данного производства.
В рассматриваемом случае обстоятельств, которые могли бы послужить основанием для отмены вступившего в законную силу судебного акта по делу об административном правонарушении в соответствии с положениями части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено. При таких обстоятельствах решение судьи Челябинского областного суда от 10 апреля 2024 года отменено быть не может.
Разрешение вопросов допустимости и достоверности доказательств, их достаточности для установления вины, наличия или отсутствия в них противоречий подлежат разрешению при новом рассмотрении дела должностным лицом.
При новом рассмотрении дела постановлением заместителя руководителя ГКУ "Управление лесничествами Челябинской области", заместителя старшего государственного лесного инспектора N 70 от 26 апреля 2024 года ОАО "Российские железные дороги" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 1 000 000 рублей.
Следует отметить, что юридическое лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, не лишено возможности защитить свои права в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, путем обращения с жалобой на указанное постановление по делу об административном правонарушении N 70 от 26 апреля 2024 года, с соблюдением процессуального порядка обжалования.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
решение судьи Челябинского областного суда от 10 апреля 2024 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении открытого акционерного общества "Российские железные дороги", оставить без изменения, жалобу защитника открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - Ч. - без удовлетворения.
Судья
Седьмого кассационного суда
общей юрисдикции
Э.Г.АБДРАХМАНОВА