Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 16.11.2023 N 16-5143/2023
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.
Решение: Удовлетворено в части, размер административного штрафа уменьшен.
Постановление Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 16.11.2023 N 16-5143/2023
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.
Решение: Удовлетворено в части, размер административного штрафа уменьшен.
СЕДЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 ноября 2023 г. N 16-5143/2023
Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Ладейщикова М.В.,
рассмотрев жалобу законного представителя общества с ограниченной ответственностью "Курганлес" Н. на вступившие в законную силу постановление начальника отдела охраны и защиты леса управления лесного хозяйства Департамента гражданской защиты, охраны окружающей среды и природных ресурсов Курганской области N 17-11/5 от 30 января 2023 года, решение судьи Курганского городского суда Курганской области от 26 апреля 2023 года, решение судьи Курганского областного суда от 26 июня 2023 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном
частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Курганлес",
установил:
постановлением начальника отдела охраны и защиты леса управления лесного хозяйства Департамента гражданской защиты, охраны окружающей среды и природных ресурсов Курганской области N 17-11/5 от 30 января 2023 года общество с ограниченной ответственностью "Курганлес" (далее - ООО "Курганлес", Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного
частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 600 000 рублей.
Решением судьи Курганского городского суда Курганской области от 26 апреля 2023 года, оставленным без изменения решением судьи Курганского областного суда от 26 июня 2023 года, постановление должностного лица от 30 января 2023 года изменено путем снижения размера административного штрафа до 300 000 рублей.
В жалобе на вступившие в законную силу акты должностного лица и судебных инстанций законный представитель Общества просит их отменить, производство по делу прекратить.
18 октября 2023 года дело об административном правонарушении поступило в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, прихожу к выводу, что оснований для ее удовлетворения не имеется.
Согласно
части 3 статьи 8.32 КоАП РФ нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима, режима чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
Согласно
пункту 1 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, их трелевкой, частичной переработкой, хранением и вывозом из леса древесины.
В соответствии с
частью 4 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 октября 2020 года N 1614 утверждены
Правила пожарной безопасности в лесах (далее - Правила, действующие на момент возникновения спорных правоотношений).
Юридические лица и граждане, осуществляющие использование лесов, обязаны соблюдать нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов, утверждаемые Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, а также содержать средства предупреждения и тушения лесных пожаров в период пожароопасного сезона в готовности, обеспечивающей возможность их немедленного использования (
подпункт "в" пункта 12 Правил).
В соответствии с
пунктами 26,
27 Правил при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков. При проведении очистки мест рубок (лесосек) осуществляются весенняя доочистка в случае рубки в зимнее время; укладка порубочных остатков длиной не более 2 метров в кучи или валы шириной не более 3 метров с уплотнением их к земле для перегнивания, сжигания или разбрасывания в измельченном виде по площади места рубки (лесосеки) на расстоянии не менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений. Расстояние между валами должно быть не менее 20 метров, если оно не обусловлено технологией лесосечных работ; завершение сжигания порубочных остатков при огневом способе очистки мест рубок (лесосек) до начала пожароопасного сезона. Сжигание порубочных остатков от летней заготовки древесины и порубочных остатков, собранных при весенней доочистке мест рубок (лесосек), производится осенью, после окончания пожароопасного сезона.
Пункт 29 Правил срубленные деревья в случае оставления их на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона должны быть очищены от сучьев и плотно уложены на землю. Заготовленная древесина, оставляемая на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона, должна быть собрана в штабеля или поленницы и отделена противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра.
Согласно
пункту 31 указанных Правил складирование заготовленной древесины должно производиться только на открытых местах на расстоянии: 20 метров от прилегающего лиственного леса при площади места складирования до 8 гектаров, а при площади места складирования 8 гектаров и более - 30 метров; 40 метров от прилегающих хвойного и смешанного лесов при площади места складирования до 8 гектаров, а при площади места складирования 8 гектаров и более - 60 метров. Места складирования и противопожарные разрывы вокруг них очищаются от горючих материалов и отделяются противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра, а в хвойных лесных насаждениях на сухих почвах - 2 такими полосами на расстоянии 5 - 10 метров одна от другой.
Постановлением Губернатора Курганской области от 04 марта 2022 года N 27 с 15 апреля 2022 года на территории Курганской области установлено начало пожароопасного режима.
Постановлением Правительства Курганской области от 14 апреля 2022 года N 98 с 15 апреля 2022 года на территории Курганской области введен особый противопожарный режим.
В ходе проверки, проведенной Департаментом гражданской защиты, охраны окружающей среды и природных ресурсов Курганской области по согласованию с Прокуратурой Курганской области, в период с 14 по 27 июня 2022 года установлено, что ООО "Курганлес" в квартале 26 выделе 13, квартале 35 выделе 13 и 16 Сычевского мастерского участка Старопросветского участкового лесничества Курганского лесничества, квартале 26 выделе 26, квартале 27 выделе 25, квартале 81 выделе 26, квартале 81 выделе 10, квартале 128 выделе 14, квартале 129 выделе 21, квартале 129 выделе 10, квартале 129 выделе 17, квартале 109 выделе 21 Иковского мастерского участка Старопросветского участкового лесничества Курганского лесничества, квартале 31 выделе 8, квартале 14 выделе 3 Просветского мастерского участка Старопросветского участкового лесничества Курганского лесничества, квартале 90 выделе 10 Михальского мастерского участка Старопросветского участкового лесничества Курганского лесничества допущены нарушения требований
пунктов 12,
26,
27,
29,
31 Правил пожарной безопасности в лесах.
В связи с изложенными обстоятельствами 22 июля 2022 года в отношении Общества были составлены протоколы об административных правонарушениях N 17-20/30, 17-20/29, 17-20/28, 17-20/27, 17-20/26, 17-20/25, 17-20/24, 17-20/23, 17-20/21, 17-20/20, 17-20/19, 17-20/18, 17-20/17, 17-20/16 по
части 3 статьи 8.32 КоАП РФ.
Определением должностного лица от 21 декабря 2022 года материалы по указанным протоколам объединены в одно производство.
По результатам рассмотрения дела должностное лицо пришло к выводу, что деяние Общества, выразившееся в нарушении правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима, образует состав административного правонарушения, предусмотренного
частью 3 статьи 8.32 КоАП РФ.
Обстоятельства совершения Обществом вмененного административного правонарушения подтверждены собранными по делу доказательствами, которым дана оценка по правилам
статьи 26.11 КоАП РФ.
В соответствии с требованиями
статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные
статьей 26.1 КоАП РФ. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в
статьях 1.5,
1.6 КоАП РФ, при рассмотрении дела не допущено.
Доводы, аналогичные доводам рассматриваемой жалобы, являлись предметом проверки при рассмотрении дела и им дана надлежащая правовая оценка, они обоснованно отклонены.
Совокупность установленных должностным лицом и судебными инстанциями фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
В соответствии с
частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным
Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Материалы дела позволили должностному лицу и судам сделать вывод о том, что Обществом не приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований правовых норм, за нарушение которых
КоАП РФ установлена административная ответственность.
Несогласие автора жалобы с приведенными выводами и оценкой установленных по делу обстоятельств основанием для отмены или изменения обжалуемых актов не является.
Нарушений процессуальных требований, предусмотренных
КоАП РФ, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело и влекущих отмену состоявшихся по делу актов, при производстве по делу не допущено.
Порядок и срок давности привлечения лица к административной ответственности соблюдены.
Протоколы об административных правонарушениях составлены с соблюдением требований
статьи 28.2 КоАП РФ, в них изложены обстоятельства, имеющие значение для дела, событие административного правонарушения.
Постановление должностного лица по делу об административном правонарушении, предусмотренном
частью 3 статьи 8.32 КоАП РФ, в отношении ООО "Курганлес" вынесено в соответствии с установленными обстоятельствами, является законным и обоснованным.
Административное наказание назначено Обществу в виде административного штрафа, с учетом изменений, внесенных судьей городского суда, в размере, с применением положений
части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, менее предусмотренного санкцией
части 3 статьи 8.32 КоАП РФ, является справедливым и соразмерным.
При рассмотрении жалобы на постановление должностного лица судьями нижестоящих судебных инстанций дело проверено в полном объеме в соответствии со
статьей 30.6 КоАП РФ, оснований к отмене постановления должностного лица не установлено.
Право ООО "Курганлес" на защиту в ходе производства по делу не нарушено.
Обстоятельств, которые в силу
пунктов 2 -
4 части 2 статьи 30.17 названного Кодекса могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
При таких данных, руководствуясь
статьями 30.13 -
30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
постановление начальника отдела охраны и защиты леса управления лесного хозяйства Департамента гражданской защиты, охраны окружающей среды и природных ресурсов Курганской области N 17-11/5 от 30 января 2023 года, решение судьи Курганского городского суда Курганской области от 26 апреля 2023 года, решение судьи Курганского областного суда от 26 июня 2023 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном
частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Курганлес" оставить без изменения, жалобу законного представителя общества с ограниченной ответственностью "Курганлес" Н. - без удовлетворения.
Судья
Седьмого кассационного
суда общей юрисдикции
М.В.ЛАДЕЙЩИКОВА