Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 20.10.2022 N 16-5515/2022
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение.
Постановление Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 20.10.2022 N 16-5515/2022
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение.
СЕДЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 октября 2022 г. N 16-5515/2022
Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Трапезникова И.И., рассмотрев жалобу защитника открытого акционерного общества "Российские железные дороги" Л. на вступившие в законную силу постановление заместителя начальника Главного управления лесами Челябинской области от 03 августа 2021 года, решение судьи Каслинского городского суда Челябинской области от 16 ноября 2021 года, решение судьи Челябинского областного суда от 16 февраля 2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренном
частью 4 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении открытого акционерного общества "Российские железные дороги",
установил:
постановлением N 92 заместителя начальника Главного управления лесами Челябинской области от 03 августа 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Каслинского городского суда Челябинской области от 16 ноября 2021 года (N 12-108/2021) и решением судьи Челябинского областного суда от 16 февраля 2022, открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного
частью 4 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 530 000 рублей.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, защитник ОАО "РЖД" Л., действующий на основании доверенности, просит об отмене вынесенных по делу об административном правонарушении решений и о прекращении производства по делу об административном правонарушении на основании
пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, указывая на незаконность привлечения юридического лица к административной ответственности, ссылаясь также на нарушение правил подсудности при рассмотрении дела.
Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела об административном правонарушении, поступившие в кассационный суд по запросу 21.09.2022 года, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с
частью 4 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил пожарной безопасности, повлекшее возникновение лесного пожара без причинения тяжкого вреда здоровью человека, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.
Согласно
части 3 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно
части 1,
пункту 3 части 2 статьи 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров. Указанные меры противопожарного обустройства лесов на лесных участках, предоставленных в аренду, осуществляются лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.
Действующие
Правила пожарной безопасности в лесах утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации N 1614 от 07 октября 2020 года. Указанные
Правила устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах и при пребывании граждан в лесах, а также являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами.
В соответствии с
пунктом 37 Правил пожарной безопасности в лесах полосы отвода железных дорог в местах прилегания их к лесным массивам должны быть очищены от сухостоя, валежника, порубочных остатков и других горючих материалов, а границы полос отвода должны быть отделены от опушки леса противопожарной опашкой шириной от 3 до 5 метров или противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 3 метров.
Как следует из материалов дела, ОАО "РЖД" является арендатором земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, на котором размещена полоса отвода железной дороги перегон "Маук-Кыштым" 137 км 25 мая 2021 года на территории Аракульского участкового лесничества Каслинского лесничества, в квартале N 72, выдел 4 произошел лесной пожар, по факту которого проведено административное расследование, в ходе которого установлено, что причиной лесного пожара стал переход огня с земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>.
01 июля 2021 года государственным лесным инспектором в лесничествах и лесопарках Челябинской области, лесничим Аракульского участкового лесничества территориального отдела "Каслинское лесничество" составлен протокол N 3/13 об административном правонарушении, предусмотренном
частью 4 статьи 8.32 КоАП РФ, в котором указано, что 25 мая 2021 года в 14:45 часов на территории Каслинского лесничества в Аракульском участковом лесничестве, квартал 72, выдел 4, произошел лесной пожар, причиной которого стал переход огня с линейного объекта (полоса отвода железной дороги перегон Маук-Кыштым) с кадастровым номером <данные изъяты>, правообладателем которого является ОАО "РЖД", не выполнившее условия необходимые о недопущении и распространении пожаров, а именно полоса отвода железной дороги не была очищена от валежника, порубочных остатков и других горючих материалов, также границы полосы отвода железной дороги не была отделена от опушки леса противопожарной опашкой шириной от 3-5 метров или противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 3 метров, в нарушение
пункта 37 Правил пожарной безопасности в лесах.
Должностное лицо административного органа, рассматривая дело об административном правонарушении, пришло к выводу о наличии состава вмененного административного правонарушения в деянии ОАО "РЖД", с чем согласились судья городского суда и судья областного суда при пересмотре дела по жалобе ОАО "РЖД".
Вместе с тем, принятые судами решения по делу об административном правонарушении в отношении ОАО "РЖД" признать законными нельзя в связи со следующим.
Протокол об административном правонарушении в отношении ОАО "РЖД" составлен 01 июля 2021 года государственным лесным инспектором в лесничествах и лесопарках на территории Челябинской области, территориального отдела "Каслинское лесничество". Из указанного протокола следует, что рассмотрение материалов по факту нарушения лесного законодательства состоится 13.07.2021 года в Главном Управлении лесами по Челябинской области по адресу: <...>, каб. N 34. Определением об отложении рассмотрения дела от 13.07.2021 года, вынесенным заместителем начальника Главного управления лесами Челябинской области, рассмотрение дела отложено на 03.08.2021 года.
Постановление по делу об административном правонарушении вынесено первым заместителем начальника Главного управления лесами Челябинской области 03 августа 2021 года по адресу: <...>.
Согласно
статье 47 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
Порядок подачи жалоб, принесения протестов на постановления (решения) по делам об административных правонарушениях и пересмотра таких постановлений (решений) установлен
главой 30 КоАП РФ. Подача жалоб, принесение протестов на не вступившие в законную силу постановления (решения) по делам об административных правонарушениях осуществляются в соответствии с положениями
статей 30.1 -
30.3,
30.9,
30.10 названного кодекса.
Пунктом 3 части 1 статьи 30.1 КоАП РФ предусмотрено, что постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано лицами, указанными в
статьях 25.1 -
25.5.1 названного кодекса, в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела.
В соответствии с этой нормой жалоба на постановление заместителя начальника Главного управления лесами Челябинской области от 03 августа 2021 года подлежала рассмотрению районным судом по месту рассмотрения дела об административном правонарушении. Указанный выше адрес места рассмотрения дела об административном правонарушении отнесен к территориальной юрисдикции Центрального районного суда города Челябинска.
Таким образом, жалоба защитника на постановление заместителя начальника Главного управления лесами Челябинской области от 03 августа 2021 года рассмотрена судьей Каслинского городского суда Челябинской области с нарушением правил территориальной подсудности.
Процедуры пересмотра принятых судами решений закреплены в процессуальном законодательстве в целях создания механизма эффективного восстановления нарушенных прав.
В силу положений
части 1 статьи 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В данном случае порядок рассмотрения дела об административном правонарушении нарушен. Допущенное судьей городского суда нарушение требований
КоАП РФ носит существенный характер.
Указанное нарушение при пересмотре дела судьей вышестоящего суда не устранено.
Согласно правовой позиции, приведенной в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 03 июля 2007 года N 623ОП и от 15 января 2009 года
N 144-О-П, решение, принятое с нарушением правил подсудности, не может быть признано правильным, поскольку оно вопреки
части 1 статьи 47 и
части 3 статьи 56 Конституции Российской Федерации принимается судом, не уполномоченным в силу закона на рассмотрение данного дела, что является существенным (фундаментальным) нарушением, влияющим на исход дела и искажающим саму суть правосудия.
Разрешение дела с нарушением правил подсудности не отвечает и требованию справедливого правосудия, поскольку суд, не уполномоченный на рассмотрение того или иного конкретного дела, не является, по смыслу
части 1 статьи 46 и
части 1 статьи 47 Конституции Российской Федерации, законным судом, а принятые в результате такого рассмотрения судебные акты не обеспечивают гарантии прав и свобод в сфере правосудия.
В соответствии с
пунктом 3 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных названным
кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах решение судьи Каслинского городского суда Челябинской области от 16 ноября 2021 года и решение судьи Челябинского областного суда от 16 февраля 2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренном
частью 4 статьи 8.32 КоАП РФ, в отношении ОАО "Российские железные дороги" подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение судье Центрального районного суда г. Челябинска на стадию принятия к производству жалобы защитника на постановление должностного лица.
Изложенное в настоящем постановлении согласуется с выводами, сформулированными в
Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2020), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10 июня 2020 года.
Содержащиеся в поданной в кассационный суд жалобе доводы подлежат проверке при новом рассмотрении дела судом.
На основании изложенного, руководствуясь
статьями 30.13 -
30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
решение судьи Каслинского городского суда Челябинской области от 16 ноября 2021 года и решение судьи Челябинского областного суда от 16 февраля 2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренном
частью 4 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении открытого акционерного общества "Российские железные дороги" отменить.
Дело об административном правонарушении направить на новое рассмотрение в Центральный районный суд г. Челябинска.
Судья
Седьмого кассационного суда
общей юрисдикции
И.И.ТРАПЕЗНИКОВА