Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 23.05.2024 N 16-2098/2024 (УИД 86RS0003-01-2023-001092-58)
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение.


Постановление Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 23.05.2024 N 16-2098/2024 (УИД 86RS0003-01-2023-001092-58)
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение.

СЕДЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 мая 2024 г. N 16-2098/2024
Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Зарипова Ю.С., рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя С. на постановление заместителя начальника Нижневартовского управления по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений N 02-020/2023 от 14 августа 2023 года, решение судьи Нижневартовского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 1 ноября 2023 года, решение судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29 января 2024 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении индивидуального предпринимателя С.,
установил:
постановлением заместителя начальника Нижневартовского управления по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений N 02-020/2023 от 14 августа 2023 года ИП С. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 600 000 рублей.
Решением судьи Нижневартовского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 1 ноября 2023 года, оставленным без изменения решением судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29 января 2024 года, постановление должностного лица изменено, размер административного штрафа снижен до 300 000 рублей, в остальной части постановление оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, ИП С. выражает несогласие с постановлением должностного лица, судебными актами, просит об их отмене, прекращении производства по делу.
Изучив материалы поступившего дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Согласно части 3 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима, режима чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от шестидесяти тысяч до девяноста тысяч рублей; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
Примечанием к статье 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что за административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.
Как следует из материалов дела, 22 сентября 2022 года между Департаментом недропользования и природных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и ИП С. заключен договор купли-продажи лесных насаждений N 0002/22-05-МБ. В соответствии с пунктом 8 указанного договора, очистка лесосеки от порубочных остатков осуществляется одновременно с заготовкой древесины.
В период с 18 июля 2023 года по 31 июля 2023 года в отношении ИП С. в рамках федерального государственного лесного контроля (надзора) проведена внеплановая проверка в части соблюдения ИП С. требований лесного законодательства, правил пожарной безопасности в лесах при использовании лесного участка в квартале 261 выделе 25 Октябрьского урочища Октябрьского участкового лесничества Мегионского территориального отдела-лесничества. В ходе проведенной внеплановой выездной проверки установлено, что ИП С. в период пожароопасного сезона, установленного на территории автономного округа, на предоставленном ей по вышеуказанному договору лесном участке при проведении рубки лесных насаждений не обеспечила соблюдение правил пожарной безопасности в лесах, нарушила требования пункта 26, подпункта "б" пункта 27 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2020 N 1614:
лесосека не очищена от порубочных остатков в географических координатах WGS 84: Т.1 N 61.47429 Е76.24225, Т.2 N 61.47432 Е76.24261;
частично порубочные остатки уложены в кучи и валы на расстоянии менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений: (Т.3 N 61.47420 Е76.24187 - порубочные остатки, уложенные в кучи и валы, Т.4 N 61.47428 Е 76.24183 - прилегающие лесные насаждения, расстояние 8,66 м), (Т.5 N 61.47404 Е76.24189 - порубочные остатки, уложенные в кучи и валы, Т.6 N 61.47398 Е76.24197 - прилегающие лесные насаждения, расстояние 7,02 м), (Т.7 N 61.47418 Е76.24242 - порубочные остатки, уложенные в кучи и валы, Т.8 N 61.47421 Е76.24245 - прилегающие лесные насаждения, расстояние 3,47 м), (Т.9 N 61.47388 Е76.24220 - порубочные остатки, уложенные в кучи и валы, Т.10 N 61.47390 Е76.24212 - прилегающие лесные насаждения, расстояние 4,44 м), (Т.11 N 61.47401 Е76.24249 - порубочные остатки, уложенные в кучи и валы, Т.12 N 61.47406 Е76.24254 - прилегающие лесные насаждения, расстояние 6,16 м), (Т.13 N 61.47411 Е76.24126 - порубочные остатки, уложенные в кучи и валы, Т.14 N 61.47413 Е76.24120 - прилегающие лесные насаждения, расстояние 3,84 м), (Т.15 N 61.47395 Е76.24186 - порубочные остатки, уложенные в кучи и валы, Т.16 N 61.47392 Е76.24189 - прилегающие лесные насаждения, расстояние 3,67 м).
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения ИП С. к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья городского суда согласился с выводами должностного лица о виновности ИП С. в совершении вмененного административного правонарушения, при этом с учетом положений статьи 4.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях снизил размер административного штрафа до 300 000 рублей. Судья суда автономного округа согласился с выводами судьи городского суда, не усмотрев процессуальных нарушений при вынесении судьей городского суда решения по жалобе на постановление.
Вместе с тем вынесенные по делу судебные акты, законными признать нельзя.
В соответствии с частью 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, принявший к рассмотрению жалобу, протест, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.
В силу общего правила, предусмотренного частью 1 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
К числу исключений из общего правила, допускающих назначение наказания, менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией нормы, относятся положения статьи 4.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу части 1 статьи 4.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания в виде административного штрафа социально ориентированным некоммерческим организациям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, административный штраф назначается в размере, предусмотренном санкцией соответствующей статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях для лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Согласно части 2 статьи 4.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случае, если санкцией статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено назначение административного наказания в виде административного штрафа лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, административный штраф социально ориентированным некоммерческим организациям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, назначается в размере от половины минимального размера (минимальной величины) до половины максимального размера (максимальной величины) административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица, либо в размере половины размера административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица, если такая санкция предусматривает назначение административного штрафа в фиксированном размере.
Вместе с тем в силу части 4 статьи 4.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях правила настоящей статьи не применяются при назначении административного наказания в виде административного штрафа за административные правонарушения, за совершение которых в соответствии со статьями раздела II настоящего Кодекса лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.
При этом в соответствии с примечанием к статье 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.
Разрешая вопрос о применении в отношении индивидуального предпринимателя С. положений статьи 4.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья городского суда вышеизложенные правовые положения не учел, а судья суда округа данное нарушение не устранил.
Подобное рассмотрение дела не отвечает установленным статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачам производства по делам об административных правонарушениях.
Иных обстоятельств, допускающих снижение административного штрафа до размера, менее предусмотренного санкцией нормы, судьей не установлено. Тем самым, судья городского суда, неправильно применив при рассмотрении дела положения статьи 4.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и не установив иных обстоятельств, допускающих возможность снижения минимального наказания, незаконно и необоснованно изменил постановление, назначив наказание, не предусмотренное санкцией нормы.
В силу пункта 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
С учетом выявленных нарушений процессуальных требований решение судьи Нижневартовского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 1 ноября 2023 года, решение судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29 января 2024 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ИП С. подлежат отмене, а дело - возвращению на новое рассмотрение в Нижневартовский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
При новом рассмотрении дела судье городского суда следует всесторонне, полно и объективно исследовать все обстоятельства дела, дать надлежащую оценку имеющимся в материалах дела доказательствам в их совокупности, а также оценку всем доводам жалобы и прилагаемым ИП С. в обоснование доводов документам, вынести законное и обоснованное решение. Изложенные в настоящей жалобе доводы с учетом ненадлежащего рассмотрения дела нижестоящим судом, подлежат рассмотрению при новом рассмотрении дела в соответствующем порядке.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.12 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
постановил:
решение судьи Нижневартовского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 1 ноября 2023 года, решение судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29 января 2024 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении индивидуального предпринимателя С. отменить, дело возвратить на новое рассмотрение в Нижневартовский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Судья
Седьмого кассационного
суда общей юрисдикции
Ю.С.ЗАРИПОВА