Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 25.03.2021 N 16-450/2021
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение.
Постановление Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 25.03.2021 N 16-450/2021
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение.
ПЯТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 марта 2021 г. N 16-450/2021
Справка:
судья городского суда Абдулаев М.М.
судья Верховного Суда Республики Дагестан Джарулаев А-Н.К.
Судья Пятого кассационного суда общей юрисдикции Мурзакова Р.Ф., рассмотрев с истребованием и изучением материалов дела об административном правонарушении жалобу председателя товарищества собственников жилья "Восток" М. на вступившие в законную силу постановление от 11 августа 2020 года N 43 государственного инспектора по пожарному надзору г. Кизилюрта Кизилюртовского и Кумторкалинского районов Республики Дагестан, решение судьи Кизилюртовского городского суда Республики Дагестан от 23 сентября 2020 года, решение судьи Верховного Суда Республики Дагестан от 17 ноября 2020 года, вынесенные в отношении председателя товарищества собственников жилья "Восток" М. по делу об административном правонарушении, предусмотренном
частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением государственного инспектора по пожарному надзору г. Кизилюрта Кизилюртовского и Кумторкалинского районов Республики Дагестан по пожарному надзору от 11 августа 2020 года N 43, оставленным без изменения решением судьи Кизилюртовского городского суда Республики Дагестан от 23 сентября 2020 года, решением судьи Верховного Суда Республики Дагестан от 17 ноября 2020 года, председатель товарищества собственников жилья "Восток" (далее по тексту - ТСЖ "Восток") М. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного
частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде предупреждения.
В жалобе, поданной в Пятый кассационный суд общей юрисдикции, председатель ТСЖ "Восток" М. просит отменить указанные акты, вынесенные в отношении нее, считая их незаконными и необоснованными, и прекратить производство по делу.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, на основании распоряжения начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы N 6 по г. Кизилюрту Кизилюртовского и Кумторкалинского районов Республики Дагестан Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Республике Дагестан N 170 от 24 июля 2020 года с целью проверки исполнения постановления Правительства Республики Дагестан N 141 от 09 июля 2020 года "Об установлении особого противопожарного режима на территории Республики Дагестан" в отношении ТСЖ "Восток" проведена внеплановая проверка.
По результатам проверки 28 июля 2020 года составлен акт N 171, в котором зафиксированы нарушения законодательства пожарной безопасности. На основании указанного выше акта государственным инспектором по пожарному надзору в отношении председателя ТСЖ "Восток" М. составлен протокол от 30 июля 2020 года N 98 об административном правонарушении, предусмотренном
частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Данные доказательства легли в основу постановления должностного лица по пожарному надзору N 43 от 11 августа 2020 года о назначении административного наказания по
части 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судебные инстанции согласились с выводом должностного лица о совершении М. административного правонарушения.
Вместе с тем состоявшиеся по делу судебные акты нельзя признать законными.
В соответствии с положениями
статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в частности, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Исходя из положений
части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Согласно
части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения М. к административной ответственности) предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных
статьями 8.32 и
11.16 настоящего Кодекса и
частями 6,
6.1 и
7 настоящей статьи.
Частью 2 указанной нормы предусмотрена административная ответственность за те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима.
Из обжалуемого по настоящему делу постановления должностного лица по пожарному надзору N 43 от 11 августа 2020 года и вышеупомянутого протокола об административном правонарушении не усматривается, что административным органом исследовались обстоятельства, связанные с наличием в действиях ТСЖ "Восток", председателем которого является М., объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного
частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. На наличие обстоятельств, свидетельствующих о введении особого противопожарного режима, в упомянутых протоколе и постановлении административного органа не указано.
Помимо этого, следует учесть, что отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулирует Федеральный
закон от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон о защите прав юридических лиц).
Названным Федеральным
законом установлен порядок организации и проведения проверок юридических лиц органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
В силу
пункта 17 части 4 статьи 1 названного Федерального закона особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры могут устанавливаться другими федеральными законами, в том числе при осуществлении пожарного надзора.
Особенности осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля предусмотрены
Постановлением Правительства Российской Федерации N 438 от 3 апреля 2020 года "Об особенностях осуществления в 2020 году (далее - Постановление Правительства N 438 от 3 апреля 2020 года) государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменений в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Согласно
пункту 1 Постановления Правительства от 3 апреля 2020 года N 438 в 2020 году в отношении юридических лиц, отнесенных в соответствии со
статьей 4 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" к субъектам малого и среднего предпринимательства, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, а также в отношении некоммерческих организаций, среднесписочная численность работников которых за 2019 год не превышает 200 человек, проводятся только:
а) внеплановые проверки, основаниями для проведения которых являются факты причинения вреда жизни, здоровью граждан или угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и проведение которых согласовано органами прокуратуры;
б) внеплановые проверки, назначенные в целях проверки исполнения ранее выданного предписания о принятии мер, направленных на устранение нарушений, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, проведение которых согласовано органами прокуратуры;
в) внеплановые проверки, проводимые на основании поручения Президента Российской Федерации, поручения Правительства Российской Федерации с указанием конкретного юридического лица и (или) индивидуального предпринимателя, требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
г) внеплановые проверки, основания для проведения которых установлены
пунктом 1.1 части 2 статьи 10 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и
пунктом 4 части 10 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности";
д) внеплановые проверки, назначенные в целях проверки исполнения ранее выданного предписания, решение о признании которого исполненным влечет возобновление ранее приостановленного действия лицензии, аккредитации или иного документа, имеющего разрешительный характер;
е) внеплановые проверки, назначенные в целях проверки исполнения ранее выданного предписания при поступлении в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля ходатайства от юридического лица или индивидуального предпринимателя о проведении проверки в целях признания предписания исполненным;
ж) внеплановые проверки некоммерческих организаций, основания для проведения которых установлены
подпунктами 2,
3 и
5 пункта 4.2 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях", и религиозных организаций, основание для проведения которых установлено
абзацем третьим пункта 5 статьи 25 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях", проведение которых согласовано органами прокуратуры;
и) плановые проверки юридических лиц - участников бюджетного процесса, а также государственных (муниципальных) бюджетных, автономных учреждений в рамках осуществления контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере.
В силу положений
пункта 2 Постановления Правительства от 03 апреля 2020 года N 438 в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, не указанных в
пункте 1 настоящего постановления, проводятся только внеплановые проверки, указанные в
пункте 1 настоящего постановления.
Исходя из положений приведенных выше норм, проверка проводится в отношении конкретного юридического лица, индивидуального предпринимателя должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, уполномоченного на ее проведение, только по определенным основаниям. Проведение внеплановых проверок по основаниям, указанных в
подпунктах "а",
"б" пункта 1 Постановления Правительства от 3 апреля 2020 N 438, требует их согласования с органами прокуратуры.
Материалы дела свидетельствуют о том, что поводом для проведения внеплановой проверки явилось наличие решения органа государственной власти об установлении особого противопожарного режима (Постановления Правительства Республики Дагестан от 09 июля 2020 года N 141 "Об установлении особого противопожарного режима на территории Республики Дагестан"), которая осуществлялась на основании распоряжения уполномоченного должностного лица от 24 июля 2020 года.
Судебные инстанции, сославшись на положения
пункта 2 части 5 статьи 6.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ указали на законность основания для проведения проверки.
Однако поводов, позволяющих не применять положения
Постановления Правительства от 03 апреля 2020 года N 438, устанавливающие особенности осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля, не привели.
Вместе с тем, исходя из приведенных выше положений
пункта 5 Постановления Правительства от 03 апреля 2020 года N 438 положения
пунктов 1 и
2 настоящего постановления распространяются на виды государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, в отношении которых применяются положения Федерального
закона о защите прав юридических лиц, включая виды государственного контроля (надзора), муниципального контроля, указанные в
частях 3.1 и
4 статьи 1 указанного Федерального закона, за исключением налогового и валютного контроля.
Учитывая, что федеральный государственный пожарный надзор входит в перечень видов государственного контроля, указанных в
части 4 статьи 1 Федерального закона N 294-ФЗ, соответственно на него распространяются ограничения на проведение внеплановых проверок, предусмотренных
Постановлением Правительства от 3 апреля 2020 года N 438.
Необходимо отметить, что заявитель в поданных по делу жалобах последовательно заявлял о нарушении процедуры проверки в отношении ТСЖ "Восток", однако надлежащая правовая оценка его доводам при рассмотрении настоящего дела не дана.
С учетом вышеизложенного следует признать, что меры к всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела судебными инстанциями не приняты.
Такое разрешение дела не отвечает установленным
статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачам производства по делам об административных правонарушениях.
В соответствии с
пунктом 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных данным
Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах решение судьи Кизилюртовского городского суда Республики Дагестан от 23 сентября 2020 года, решение судьи Верховного Суда Республики Дагестан от 17 ноября 2020 года, состоявшиеся в отношении М. по делу об административном правонарушении, предусмотренном
частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене как вынесенные с существенным нарушением процессуальных требований, предусмотренных
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Дело подлежит направлению на новое рассмотрение судье Кизилюртовского городского суда Республики Дагестан.
На основании изложенного, руководствуясь
статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Пятого кассационного суда общей юрисдикции,
постановил:
решение судьи Кизилюртовского городского суда Республики Дагестан от 23 сентября 2020 года, решение судьи Верховного Суда Республики Дагестан от 17 ноября 2020 года, вынесенные в отношении председателя товарищества собственников жилья "Восток" М. по делу об административном правонарушении, предусмотренном
частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Дело возвратить на новое рассмотрение в Кизилюртовский городской суд Республики Дагестан.
Судья
Пятого кассационного суда
общей юрисдикции
Р.Ф.МУРЗАКОВА