Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 16.07.2020 по делу N 16-2578/2020
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования уполномоченного органа: О привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: Отказано.


Постановление Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 16.07.2020 по делу N 16-2578/2020
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования уполномоченного органа: О привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: Отказано.

ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 июля 2020 г. по делу N 16-2578/2020
Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Шелудько В.В., рассмотрев жалобу заместителя главного государственного инспектора г. Севастополя по пожарному надзору Б. на вступившее в законную силу решение судьи Севастопольского городского суда от 7 октября 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении департамента общественной безопасности г. Севастополя,
установил:
постановлением заместителя главного государственного инспектора г. Севастополя по пожарному надзору от 27 марта 2019 года департамент общественной безопасности г. Севастополя признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, наказание назначено в виде предупреждение.
Решением судьи Ленинского районного суда г. Севастополя от 30 июля 2019 года указанное постановление оставлено без изменения.
Решением судьи Севастопольского городского суда от 7 октября 2019 года акты, вынесенные по делу об административном правонарушении, отменены, производство по делу прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, заместитель главного государственного инспектора г. Севастополя по пожарному надзору Б. просит решение судьи Севастопольского городского суда отменить, дело направить на новое рассмотрение.
Департамент общественной безопасности г. Севастополя, уведомленный в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче должностным лицом жалобы на указанные выше акты, в установленный срок возражения на нее не представил.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
На основании части 2 статьи 30.16 указанного Кодекса, в интересах законности, судья полагает необходимым проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Основанием для привлечения департамента к административной ответственности, предусмотренной указанной нормой послужили выявленные должностным лицом нарушения требований пожарной безопасности, установленных "Правилами противопожарного режима в Российской Федерации", утвержденными Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 года N 390 "О противопожарном режиме", а также Федеральным законом "О пожарной безопасности" от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ, по обеспечению населенных пунктов звуковой сигнализацией для оповещения населения при пожаре.
Судья районного суда согласился с выводами должностного лица пожарного органа о наличии вины юридического лица в совершении описанного выше правонарушения.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Статьей 26.1 названного Кодекса к обстоятельствам, подлежащим обязательному выяснению по делу об административном правонарушении, отнесены виновность лица в совершении правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии с положениями статьями 26.2, 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица в его совершении на основании доказательств, оценка которых производится на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (частью 2 статьей 2.1 названного Кодекса).
Применительно к составу административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, виновность субъекта определяется умышленным неисполнением требований пожарной безопасности.
При рассмотрении данного дела привлекаемое лицо указывало на то, что департаментом в рамках реализации своих полномочий с целью обеспечения звуковой сигнализацией для оповещения населения при пожаре на территориях населенных пунктов внутригородских муниципальных образований города установленным порядком в 2017 - 2018 годах были закуплены сирены механические ручные и мегафоны (далее - технические средства оповещения) в достаточном количестве.
Однако учитывая, что к полномочиям органов местного самоуправления на территории города Севастополя вопросы обеспечения первичных мер пожарной безопасности на подведомственных им территориях не относятся, осуществить передачу им технических средств оповещения населения при пожаре не представилось возможным, так как органы местного самоуправления их не приняли, ссылаясь на отсутствие финансов, сотрудников и иных ресурсов.
Департамент также ссылался на то, что указанные технические средства частично (в количестве 22 шт.) были переданы в государственные учреждения, подведомственные департаменту образования города, расположенные в сельских населенных пунктах города Севастополя.
В целях организации и принятия дополнительных мер по оповещению жителей сельских населенных пунктов города Севастополя департаментом определен порядок оповещения и информирования жителей населенных пунктов внутригородских муниципальных образований города Севастополя об угрозе или возникновении ЧС природного и техногенного характера, а также о возникновении пожаров (приказ от 25 марта 2019 года N 48-П).
Во исполнение указанного приказа департамента оповещение жителей о пожаре в населенных пунктах, в которых отсутствуют государственные учреждения, организовано и обеспечено с привлечением мобильного комплекса оповещения и специальной техники пожарно-спасательных частей, подведомственных департаменту.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что департаментом предприняты исчерпывающие меры по соблюдению правил пожарной безопасности, в рамках предоставленных департаменту полномочий, в части обеспечения звуковой сигнализацией для оповещения населения при пожаре на территориях населенных пунктов внутригородских муниципальных образований города.
В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно пункту 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в статье 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу. Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.
С учетом данных обстоятельств, положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и правовой позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации, судья Севастопольского городского суда обосновано пришел к выводу об отсутствии в действиях департамента общественной безопасности г. Севастополя вины в совершении административного правонарушения, предусмотренного части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Оснований не согласиться с данной позицией не имеется.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемого судебного акта, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
решение судьи Севастопольского городского суда от 7 октября 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении департамента общественной безопасности г. Севастополя оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья
Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
В.В.ШЕЛУДЬКО