Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 27.01.2023 N 16-603/2023
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: Удовлетворено в части.
Постановление Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 27.01.2023 N 16-603/2023
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: Удовлетворено в части.
ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 января 2023 г. N 16-603/2023
Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Карасова Н.Х., рассмотрев жалобу руководителя Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ростовской области Ш. на вступившие в законную силу постановление главного государственного инспектора Азовского района по пожарному надзору, начальника ОНД И ПР по Азовскому району УНД И ПР Главного управления МЧС России по Ростовской области N 010-136/2022/4 от 24 февраля 2022 года, решение судьи Азовского городского суда Ростовской области от 30 мая 2022 года и
решение судьи Ростовского областного суда от 6 июля 2022 года, вынесенные в отношении Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ростовской области (далее - ТУ Росимущества в Ростовской области) по делу об административном правонарушении, предусмотренном
частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением главного государственного инспектора Азовского района по пожарному надзору, начальника ОНД И ПР по Азовскому району УНД И ПР Главного управления МЧС России по Ростовской области N 010-136/2021/3 от 28 сентября 2021 года, ТУ Росимущества в Ростовской области признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного
частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей (л.д. 58-61).
Решением судьи Азовского городского суда Ростовской области от 15 декабря 2021 года постановление главного государственного инспектора Азовского района по пожарному надзору, начальника ОНД И ПР по Азовскому району УНД И ПР Главного управления МЧС России по Ростовской области N 010-136/2021/3 от 28 сентября 2021 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение (л.д. 75-79).
Постановлением главного государственного инспектора Азовского района по пожарному надзору, начальника ОНД И ПР по Азовскому району УНД И ПР Главного управления МЧС России по Ростовской области N 010-136/2022/4 от 24 февраля 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Азовского городского суда Ростовской области от 30 мая 2022 года и
решением судьи Ростовского областного суда от 6 июля 2022 года, ТУ Росимущества в Ростовской области признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного
частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей (л.д. 82-86, 157-162, 185-186).
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, заявитель просит отменить состоявшиеся в отношении ТУ Росимущества в Ростовской области по настоящему делу об административном правонарушении постановление главного государственного инспектора Азовского района по пожарному надзору, начальника ОНД И ПР по Азовскому району УНД И ПР Главного управления МЧС России по Ростовской области N 010-136/2022/4 от 24 февраля 2022 года, решение судьи Азовского городского суда Ростовской области от 30 мая 2022 года и решение судьи Ростовского областного суда от 6 июля 2022 год, ссылаясь на их незаконность, производство по делу прекратить.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы в постановлении приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения ТУ Росимущества в Ростовской области к административной ответственности) предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных
статьями 8.32 и
11.16 настоящего Кодекса и
частями 6,
6.1 и
7 настоящей статьи.
Частью 2 статьи вышеуказанной статьи установлена ответственность за те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима.
В соответствии со
статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ) под пожарной безопасностью понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.
В этой же
статье закреплено понятие особого противопожарного режима как дополнительного требования пожарной безопасности, устанавливаемого органами государственной власти или органами местного самоуправления в случае повышения пожарной опасности на соответствующих территориях.
Согласно
статье 30 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ особый противопожарный режим может устанавливаться в случае повышения пожарной опасности решением органов государственной власти или органов местного самоуправления на соответствующих территориях.
На период действия особого противопожарного режима на соответствующих территориях нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами по пожарной безопасности устанавливаются дополнительные требования пожарной безопасности.
В силу
статьи 38 названного Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. N 1479 утверждены
Правила противопожарного режима в Российской Федерации (далее - Правила противопожарного режима).
Пунктом 73 Правил противопожарного режима установлена обязанность руководителя организации, лиц, владеющих, пользующихся (или) распоряжающихся объектами защиты, обеспечивать очистку объекта защиты от горючих отходов, мусора, тары и сухой растительности.
Как следует из материалов дела, 16 июля 2021 года в 10 часов 34 минуты на земельном участке с кадастровым номером N по адресу: Ростовская область, Азовский район, с. Кагальник, северная окраина произошло возгорание сухой растительности (мусора) на площади 150 кв. м, в ходе осмотра земельного участка, выявлено, что ТУ Росимущества в Ростовской области не обеспечена очистка от горючих отходов, мусора, тары, сухой растительности, чем нарушены
Правила противопожарного режима.
Факт нарушения ТУ Росимущества в Ростовской области требований Федерального
закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ и
Правил противопожарного режима подтверждается собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении (л.д. 29-31), копией донесения о пожаре (л.д. 38-39), протоколом осмотра места происшествия (л.д. 40-42), объяснениями К. (л.д. 44), актом выявления земельного участка, на котором не проводятся мероприятия по уборке территории от сухой растительности (л.д. 52), выпиской из Единого государственные реестра недвижимости (л.д. 53-57) и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам
статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вывод должностного лица и судебных инстанций о нарушении ТУ Росимущества в Ростовской области требований Федерального
закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ и
Правил противопожарного режима, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Требования
статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные
статьей 26.1 данного кодекса.
Имеющиеся в материалах дела доказательства, отвечающие требованиям относимости и допустимости, в своей совокупности достаточны для установления вины юридического лица в нарушении требований пожарной безопасности. Достоверность перечисленных доказательств сомнений не вызывает.
Вопреки утверждениям заявителя, отсутствие достаточного финансирования на проведение противопожарных мер не освобождает ТУ Росимущества в Ростовской области от соблюдения требований закона, и не исключает вину ТУ Росимущества в Ростовской области в несоблюдении правил пожарной безопасности.
Однако, судебными инстанциями не учтено, что протокол об административном правонарушении, как и постановление должностного лица, не содержат сведений о действии в период со 29 апреля до 17 октября 2021 года на территории Ростовской области особого противопожарного режима, установленного Постановлением Правительства Ростовской области от 19 апреля 2021 года N 313.
Между тем, объективная сторона что вменяемого правонарушения подразумевает нарушение требований пожарной безопасности в условиях особого противопожарного режима.
Данные о том, что на указанной территории в соответствующий период введена на основании нормативного акта повышенная пожарная опасность, должностным лицом в процессуальных документах не указаны.
Ссылка в судебных актах на постановление Правительства Ростовской области от 19 апреля 2021 года N 313 "Об установлении особого противопожарного режима на территории Ростовской области" в отсутствие указания на этот нормативный акт в процессуальных документах должностного лица, не является основанием для применения такого положения и свидетельствует о том, что судьями районного и областного судов фактически увеличен объем обвинения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Необходимо учитывать, что протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по административному делу, формулируется вменяемое данному лицу правонарушение.
В связи с чем вывод должностного лица и судебных инстанций о наличии в действиях ТУ Росимущества в Ростовской области состава административного правонарушения, предусмотренного
части 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не соответствует обстоятельствам дела.
Действия ТУ Росимущества в Ростовской области в части нарушений
пункта 73 Правил противопожарного режима свидетельствуют о несоблюдении юридическим лицом требований пожарной безопасности, что образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного
частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Переквалификация действий ТУ Росимущества в Ростовской области согласуется с правовой позицией, выраженной в
пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", в соответствии с которой при рассмотрении дела об административном правонарушении судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи)
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, в том числе и в случае, если рассмотрение данного дела отнесено к компетенции должностных лиц или несудебных органов, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу. В таком же порядке может быть решен вопрос о переквалификации действий (бездействия) лица при пересмотре постановления или решения по делу об административном правонарушении.
Разрешая вопрос об административном наказании, необходимо отметить следующее.
Санкцией
части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для юридических лиц предусмотрено наказание в виде административного штрафа в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, при назначении наказания учитываются характер совершенного ТУ Росимущества в Ростовской области административного правонарушения, то обстоятельство, что оно впервые привлекается к административной ответственности, а также отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность.
Как следует из
частей 3.2 и
3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи
раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей. Размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи
раздела II настоящего Кодекса.
Согласно материалам дела негативных последствий не наступило, выявленные нарушения были устранены, что возможно признать исключительными обстоятельствами и на основании положений
частей 3.2,
3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях полагаю назначить ТУ Росимущества в Ростовской области административное наказание по
части 1 статьи 20.4 названного Кодекса в виде административного штрафа в размере 75 000 рублей, то есть менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией указанной нормы.
Сведений об оплате юридическим лицом назначенного по
части 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административного штрафа материалы дела не содержат.
При таких обстоятельствах состоявшиеся по настоящему делу об административном правонарушении в отношении ТУ Росимущества в Ростовской области постановление главного государственного инспектора Азовского района по пожарному надзору, начальника ОНД И ПР по Азовскому району УНД И ПР Главного управления МЧС России по Ростовской области N 010-136/2022/4 от 24 февраля 2022 года, решение судьи Азовского городского суда Ростовской области от 30 мая 2022 года и
решение судьи Ростовского областного суда от 6 июля 2022 года, подлежат изменению, действия ТУ Росимущества в Ростовской области - переквалификации с
части 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на
часть 1 статьи 20.4 названного Кодекса с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 75 000 рублей.
Руководствуясь
статьями 30.13 и
30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление главного государственного инспектора Азовского района по пожарному надзору, начальника ОНД И ПР по Азовскому району УНД И ПР Главного управления МЧС России по Ростовской области N 010-136/2022/4 от 24 февраля 2022 года, решение судьи Азовского городского суда Ростовской области от 30 мая 2022 года и
решение судьи Ростовского областного суда от 6 июля 2022 года, вынесенные в отношении Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ростовской области по делу об административном правонарушении, предусмотренном
частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить, действия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ростовской области переквалифицировать с
части 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на
часть 1 статьи 20.4 названного Кодекса.
Назначить Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ростовской области за совершение административного правонарушения, предусмотренного
частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа в размере 75 000 (семьдесят пять тысяч) рублей.
В остальной части указанные акты оставить без изменения, жалобу руководителя Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ростовской области Ш. - без удовлетворения.
Судья
Н.Х.КАРАСОВА
Справка:
судья городского суда Кравченко И.Г. N 12-421/2021
судья городского суда Кравченко И.Г. N 12-94/2022
судья областного суда Ушников М.П. N 11-1163/2022
судья кассационного суда Карасова Н.Х. N 16-7047/2022, 16-603/2023.