Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 03.05.2024 N 16-1109/2024 (УИД 29RS0005-01-2023-000500-49)
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: 1) Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 и ч. 2 ст. 12.21.2 КоАП РФ за нарушение правил перевозки опасных грузов.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.
Постановление Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 03.05.2024 N 16-1109/2024 (УИД 29RS0005-01-2023-000500-49)
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: 1) Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 и ч. 2 ст. 12.21.2 КоАП РФ за нарушение правил перевозки опасных грузов.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.
ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 мая 2024 г. N 16-1109/2024
Судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции Косицына-Камалова И.Р.,
рассмотрев жалобу руководителя ООО "Трансинвест" ФИО5 на вступившие в законную силу постановление государственного инспектора территориального отдела автотранспортного и автодорожного надзора по Архангельской области Северного МУГАДН N от 6 апреля 2023 года,
решение судьи Ломоносовского районного суда г. Архангельска от 13 сентября 2023 года и
решение судьи Архангельского областного от 24 октября 2023 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "Трансинвест" по делу об административных правонарушениях, предусмотренных
ч. 1 и
ч. 2 ст. 12.21.2 КоАП РФ,
установила:
постановлением государственного инспектора территориального отдела автотранспортного и автодорожного надзора по Архангельской области Северного МУГАДН N от 6 апреля 2023 года, оставленным без изменения
решением судьи Ломоносовского районного суда г. Архангельска от 13 сентября 2023 года и
решением судьи Архангельского областного от 24 октября 2023 года, ООО "Трансинвест" привлечено к административной ответственности, предусмотренной
ч. 1 и
ч. 2 ст. 12.21.2 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
В жалобе, поданной в Третий кассационный суд общей юрисдикции, руководитель ООО "Трансинвест" ФИО5 выражает несогласие с постановлением должностного лица и судебными актами, считая их незаконными, вынесенными с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, ссылается на отсутствие доказательств виновности общества во вмененных административных правонарушениях; просит об отмене состоявшихся актов, прекращении производства по делу.
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 1 статьи 12.21.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за перевозку опасных грузов водителем, не имеющим свидетельства о подготовке водителей транспортных средств, перевозящих опасные грузы, свидетельства о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов, специального разрешения или аварийной карточки системы информации об опасности, предусмотренных правилами перевозки опасных грузов, а равно перевозку опасных грузов на транспортном средстве, конструкция которого не соответствует требованиям правил перевозки опасных грузов или на котором отсутствуют элементы системы информации об опасности либо оборудование или средства, применяемые для ликвидации последствий происшествия при перевозке опасных грузов, либо несоблюдение условий перевозки опасных грузов, предусмотренных указанными правилами.
Пунктом 23.5 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090, установлено, что движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, а также транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов, осуществляется с учетом требований Федерального
закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Согласно
п. 3 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом и о внесении изменений в
пункт 2.1.1 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2020 года N 2200, перевозка опасных грузов автомобильным транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщении осуществляется в соответствии с требованиями, установленными приложениями А и В
Соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов от 30 сентября 1957 года (ДОПОГ) и настоящими
Правилами.
В соответствии с
подп. "g" п. 1.4.2.2.1,
п. 1.4.2.2.3 раздела 1.4 ДОПОГ перевозчик опасных грузов обязан удостовериться в том, что оборудование, предписанное в письменных инструкциях для водителя, находится на транспортном средстве: в случае, если перевозчик обнаруживает какое-либо нарушение требований ДОПОГ, он не должен отправлять груз до тех пор, пока это нарушение не будет устранено.
Согласно
п. 8.1.4.1 ДОПОГ к транспортным единицам, перевозящим опасные грузы, за исключением тех, которые упомянуты в
п. 8.1.4.2 применяются следующие положения:
а) на каждой транспортной единице должен находиться по крайней мере один переносной огнетушитель для тушения пожаров классов А, В и С, минимальная емкость которых составляет 2 кг сухого порошка и который пригоден для тушения пожара в двигателе или кабине транспортного средства;
b) требуется следующее дополнительное оборудование:
i) на транспортных единицах максимально допустимой массой более 7,5 т - один или более переносных огнетушителя для тушения пожаров классов А, В и С, минимальная совокупная емкость которых составляет 12 кг сухого порошка и по крайне мере один из которых имеет минимальную емкость 6 кг.
В соответствии с
п. 8.1.4.5 ДОПОГ/ADR, огнетушители должны устанавливаться на транспортных единицах таким образом, чтобы они в любое время были легко доступны для экипажа транспортного средства.
Свод Правил
9.13130.2009 "Техника пожарной безопасности, огнетушители, требования эксплуатации", разработанные в соответствии со
статьей 60 Федерального закона от 22.07.2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" и утвержденные приказом МЧС России от 25.03.2009 года N 179, предусматривают
(Приложение В), что автотранспортные средства для перевозки опасных грузов или с допустимой максимальной массой более 7,5 т оснащаются двумя порошковыми, газовыми или с зарядом на водной основе огнетушителями, каждый из которых должен обеспечивать тушение модельных очагов пожара не менее 2А и 70В. При этом один должен находиться на шасси, а другой - на цистерне или в кузове с грузом. В автобусах и грузовых автомобилях один огнетушитель должен располагаться в кабине, другой в салоне или кузове. На всех автомобилях огнетушители должны располагаться в кабине, в непосредственной близости от водителя или в легкодоступном для него месте. Запрещается хранение огнетушителей в местах, доступ к которым затруднен (багажнике, кузове и других местах). Огнетушители, размещаемые вне кабины, следует защищать от воздействия осадков, солнечных лучей и грязи. Конструкция кронштейна должна быть надежной, чтобы исключить вероятность выпадения из него огнетушителя при движении автомобиля, столкновение или ударе его о препятствие.
Согласно
п. 20.7.5 Решения Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 877 "О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" Автоцистерны для перевозки и заправки нефтепродуктов обеспечиваются не менее чем двумя огнетушителями емкостью не менее 6 кг каждый, один из которых должен размещаться на прицепе-цистерне (полуприцепе-цистерне).
В соответствии с
п. 1 ст. 4 Федерального закона от 14 февраля 2009 года N 22-ФЗ "О навигационной деятельности", в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации, повышения эффективности управления движением транспортных средств, уровня безопасности перевозок пассажиров, специальных и опасных грузов, проведения геодезических и кадастровых работ транспортные, технические средства и системы (в том числе вооружение, военная и специальная техника), перечень которых определяется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с их полномочиями, подлежат оснащению средствами навигации, функционирование которых обеспечивается российскими навигационными системами.
Согласно
п. п. 3 п. 2 ст. 7 Закона N 22-ФЗ Правительство Российской Федерации устанавливает порядок оснащения средствами навигации объектов навигационной деятельности в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации, повышения эффективности управления движением транспортных средств, уровня безопасности перевозок пассажиров, специальных и опасных грузов.
В соответствии с
п. п. "г" п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года N 641 "Об оснащении транспортных, технических средств и систем аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS", оснащению аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS подлежат следующие транспортные, технические средства и системы: автомобильные и железнодорожные транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, специальных и опасных грузов, транспортирования твердых коммунальных отходов.
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 7 октября 2020 года N 413 "Об утверждении видов автомобильных транспортных средств, используемых для перевозки пассажиров, опасных грузов, транспортирования твердых коммунальных отходов, подлежащих оснащению аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS", утверждены виды автомобильных транспортных средств, используемых для перевозки пассажиров, опасных грузов, транспортирования твердых коммунальных отходов, подлежащих оснащению аппаратурой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.
В соответствии с
п. 1 Приказа N 413 автомобильные транспортные средства, используемые для перевозки опасных грузов, относящиеся к категориям EX/II, ЕX/III, FL, AT, MEMU, подлежат оснащению аппаратурой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2020 года N 2216 "Об утверждении Правил оснащения транспортных средств категорий М2, М3 и транспортных средств категории N, используемых для перевозки опасных грузов, аппаратурой спутниковой навигации" утверждены
Правила оснащения транспортных средств категории М2, М3 и транспортных средств категории N, используемых для перевозки опасных грузов, аппаратурой спутниковой навигации.
В соответствии с
п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2020 года N 2216 настоящие правила устанавливают порядок оснащения транспортных средств, отнесенных в соответствии с техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" к транспортным средствам категорий М2, М3 и транспортным средствам категории N, используемых для перевозки опасных грузов, аппаратурой спутниковой навигации в целях обеспечения повышения эффективности управления движением транспортных средств и уровня безопасности перевозок пассажиров, опасных грузов.
В соответствии с
п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2020 года N 2216 оснащение транспортных средств аппаратурой спутниковой навигации обеспечивается их собственниками (владельцами) в соответствии с технической документацией производителей аппаратуры спутниковой навигации.
Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2020 года N 2216 установлено, что транспортные средства подлежат оснащению работоспособной аппаратурой спутниковой навигации, отвечающей следующим требованиям: обеспечивает определение по сигналам не менее 2 действующих глобальных навигационных спутниковых систем, одной из которых является глобальная навигационная спутниковая система ГЛОНАСС, передачу информации о географической широте и долготе местоположения транспортного средства, его путевом угле и скорости движения, времени и дате фиксации местоположения транспортного средства с интервалом передачи не более 30 секунд через Государственную автоматизированную информационную систему "ЭРА-ГЛОНАСС" в Федеральную службу по надзору в сфере транспорта.
Как следует из материалов дела, 9 февраля 2023 года в 11 часов 40 минут в районе 1215 км ФАД М-8 "Холмогоры" ООО "Трансинвест", используя комбинацию транспортных средств в составе транспортного средства СКАНИЯ N, государственный регистрационный знак N и полуприцепа-цистерны, государственный регистрационный знак N, под управление водителя ФИО6, осуществляло перевозку опасного груза (N, топливо дизельное, 3, III, (D/Е), вещество опасное для окружающей среды) с несоблюдением условий перевозки опасного груза: в легкодоступном месте отсутствовал огнетушитель, пригодный для тушения пожара в отсеке двигателя или кабине минимальной емкостью 2 кг.
Кроме того, 9 февраля 2023 года в 11 часов 40 минут в районе 1215 км ФАД М-8 "Холмогоры" ООО "Трансинвест", используя комбинацию транспортных средств в составе транспортного средства СКАНИЯ P440CA6X4HSZ, государственный регистрационный знак N, и полуприцепа-цистерны, государственный регистрационный знак N, под управлением ФИО6, осуществляло перевозку опасного груза (N топливо дизельное, 3, III, (D/Е), вещество опасное для окружающей среды), не выполнив требования
постановления Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2020 года N 2216 "Об утверждении Правил оснащения транспортных средств категории М2, М3 и транспортных средств категории N, используемых для перевозки опасных грузов, аппаратурой спутниковой навигации".
Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения ООО "Трансинвест" 6 апреля 2023 года постановлением должностного лица Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Северного МУГАДН, с выводами которого согласились нижестоящие судебные инстанции, к административной ответственности по
ч. 1 и
ч. 2 ст. 12.21.2 КоАП РФ.
Фактические обстоятельства дела установлены и исследованы в полном объеме, выводы соответствуют нормам действующего законодательства и доказательствам, имеющимся в материалах дела, получившим надлежащую оценку в обжалуемых постановлении должностного лица и судебных актах с точки зрения их относимости, допустимости и достаточности, по правилам
ст. 26.11 КоАП РФ.
Должностным лицом и судьей первой инстанции обстоятельства административного правонарушения установлены правильно, действиям ООО "Трансинвест", нарушившим правила движения при перевозке транспортным средством опасного груза, дана верная правовая оценка по
ч. 1 и
ч. 2 ст. 12.21.2 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами КоАП РФ и положениями законодательства, регулирующего перевозку опасных грузов автомобильным транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщении.
В соответствии с требованиями
ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении данного дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные
ст. 26.1 КоАП РФ (событие административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения).
Не доверять совокупности имеющихся доказательств по делу, положенных в обоснование вывода о виновности ООО "Трансинвест", достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, оснований не имелось, поскольку они последовательны, согласуются между собой и дополняют друг друга, получены с соблюдением процессуальных требований
КоАП РФ.
Выводы должностного лица и судебных инстанций, изложенные в обжалуемых актах, касающиеся оценки каждого из доказательств, надлежащим образом мотивированы, приведенные аргументы убедительны, сомнений в своей объективности и правильности не вызывают.
Существенных нарушений требований при составлении протокола об административном правонарушении не допущено, он составлен уполномоченным должностным лицом, содержание и оформление протокола соответствует требованиям
ст. 28.2 КоАП РФ, сведения, необходимые для правильного разрешения дела в протоколе отражены.
Утверждениям о том, что в действиях ООО "Трансинвест" отсутствует состав вмененных административных правонарушений, дана критическая оценка, законность которой сомнений не вызывает.
В соответствии с
ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Принимая обжалуемые акты, должностное лицо и судьи предыдущих инстанций признали, что ООО "Трансинвест" имело возможность для недопущения нарушения требований
Правил дорожного движения при перевозке опасного груза, но им не были предприняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.
Оснований для освобождения ООО "Трансинвест" от ответственности не установлено, поскольку не имеется обстоятельств, вызванных объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля общества, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности.
Имеющие правовое значение доводы, аналогичные изложенным в настоящей жалобе, были предметом тщательной проверки в ходе производства по делу, правомерно отклонены по мотивам, приведенным в обжалуемых актах, не ставят под сомнение их законность, обоснованность и наличие в действиях ООО "Трансинвест" объективной стороны составов административных правонарушений, предусмотренных
ч. 1 и
ч. 2 ст. 12.21.2 КоАП РФ.
В целом доводы настоящей жалобы, по существу направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств, они не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств и основанием к освобождению от административной ответственности не являются.
Несогласие привлекаемого к административной ответственности лица с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом норм
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащих применению в рассматриваемой ситуации, не свидетельствует о том, что допущены существенные нарушения КоАП РФ и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Объективно оценив фактические обстоятельства по делу и представленные доказательства, должностное лицо и судьи пришли к правильному выводу о наличии события административных правонарушений, предусмотренных
ч. 1 и
ч. 2 ст. 12.21.2 КоАП РФ, и доказанности вины ООО "Трансинвест" в совершении данных правонарушений.
Принцип презумпции невиновности при рассмотрении дела об административном правонарушении не нарушен. Каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые в соответствии со
ст. 1.5 КоАП РФ должны толковаться в пользу привлеченного к административной ответственности лица, не усматривается.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Постановление соответствует требованиям, установленным
ст. 29.10 КоАП РФ.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных
ст. 24.5 КоАП РФ, не установлено.
Постановление о привлечении ООО "Трансинвест" к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного
ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание ООО "Трансинвест" назначено с соблюдением требований
ст. 3.1, с применением
ч. ч. 3.2,
3.3 ст. 4.1 КоАП РФ, и является обоснованным.
Оснований для освобождения ООО "Трансинвест" от административной ответственности не имеется.
При рассмотрении жалоб на постановление должностного лица с доводами, аналогичными изложенным в рассматриваемой жалобе, нижестоящими судебными инстанциями дело проверено в полном объеме в соответствии со
ст. 26.1,
ч. 3 ст. 30.6,
ст. 30.9 КоАП РФ, в судебных решениях дана объективная правовая оценка всем доводам заявителя и приведены мотивы, по которым судьи пришли к выводу о законности и обоснованности привлечения ООО "Трансинвест" к административной ответственности, справедливости назначенного наказания и отсутствии оснований для прекращения производства по делу. Оснований ставить под сомнение законность и обоснованность выводов судебных инстанций не имеется.
Обстоятельств, которые в силу
п. п. 2 -
4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ могли бы являться основанием к изменению или отмене обжалуемых актов, не установлено.
постановила:
постановление государственного инспектора территориального отдела автотранспортного и автодорожного надзора по Архангельской области Северного МУГАДН N от 6 апреля 2023 года,
решение судьи Ломоносовского районного суда г. Архангельска от 13 сентября 2023 года и
решение судьи Архангельского областного от 24 октября 2023 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "Трансинвест" по делу об административных правонарушениях, предусмотренных
ч. 1 и
ч. 2 ст. 12.21.2 КоАП РФ, оставить без изменения, а жалобу руководителя ООО "Трансинвест" ФИО5 - без удовлетворения.
Судья
Третьего кассационного суда
общей юрисдикции Косицына
И.Р.КАМАЛОВА