Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 09.01.2020 N 16-56/2020
Требование: Об отмене актов о привлечении к административной ответственности по ст. 8.32 КоАП РФ (нарушение правил пожарной безопасности в лесах).
Решение: В удовлетворении требования отказано.
Постановление Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 09.01.2020 N 16-56/2020
Требование: Об отмене актов о привлечении к административной ответственности по ст. 8.32 КоАП РФ (нарушение правил пожарной безопасности в лесах).
Решение: В удовлетворении требования отказано.
ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 января 2020 г. N 16-56/2020
Судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции Мальцева Е.Г., рассмотрев жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью "Транснефть-Балтика" Р. на вступившие в законную силу постановление начальника Выборгского межрайонного отдела Комитета государственного экологического надзора Ленинградской области N 41407-18/ДЛ от 20.12.2018, решение судьи Выборгского городского суда Ленинградской области от 27.03.2019 N 12-96/2019, решение судьи Ленинградского областного суда от 20.05.2019 N 7-420/2019, состоявшиеся в отношении общества с ограниченной ответственностью "Транснефть-Балтика" по делу об административном правонарушении, предусмотренном
частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением начальника Выборгского межрайонного отдела Комитета государственного экологического надзора Ленинградской области N 41407-18/ДЛ от 20.12.2018 ООО "Транснефть-Балтика" привлечено к административной ответственности, предусмотренной
частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подвергнуто наказанию в виде штрафа в размере 125 000 рублей.
Решением судьи Выборгского городского суда Ленинградской области от 27.03.2019 приведенное постановление изменено, размер административного штрафа снижен до 50 000 рублей, в остальной части постановление оставлено без изменения, жалоба ООО "Транснефть-Балтика" - без удовлетворения.
Решением судьи Ленинградского областного суда от 20.05.2019 постановление с учетом внесенных изменений, решение оставлены без изменения, жалоба ООО "Транснефть-Балтика" - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Третий кассационный суд общей юрисдикции, генеральный директор ООО "Транснефть-Балтика" Р. выражает несогласие с названными актами, ставит вопрос об их отмене и прекращении производства по делу, ссылаясь на невозможность использования документов, полученных в результате проверки юридического лица, проведенной, по его мнению, с нарушением требований Федерального
закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", малозначительность административного правонарушения, отсутствие в деле доказательств наличия существенной угрозы охраняемым общественным отношениям допущенным нарушением.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет сделать следующие выводы.
В соответствии с
частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил пожарной безопасности в лесах влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Согласно
части 3 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами (
часть 3 статьи 16 данного Кодекса).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417 утверждены
Правила пожарной безопасности в лесах (далее - Правила).
Правила устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами (пункт 1 Правил).
В силу пункта 34 Правил полосы отвода и охранные зоны вдоль трубопроводов, проходящих через лесные массивы, в период пожароопасного сезона должны быть свободны от горючих материалов.
Согласно пункту 1 Приказа комитета по природным ресурсам Ленинградской области от 11.04.2018 N 5 начало пожароопасного сезона на землях лесного фонда в Ленинградской области установлено с 20.04.2018.
Как усматривается из материалов дела, ООО "Транснефть-Балтика" является арендатором лесного участка из состава Рощинского лесничества по договору от 01.09.2011 N 304/ДС-2011-09 в Линдуловском участковом лесничестве (<...>, 108, 113 - 115, 117, 121, 138 - 140), Тарасовском участковом лесничестве (кварталы 5, 10, 11, 13, 14, 17 - 19, 26 - 29, 31, 34, 44, 45), Полянском участковом лесничестве (<...>, 19, 20, 27, 31 - 37), Ленинском участковом лесничестве (<...>, 95, 109, 110, 120, 121), Цвелодубовском участковом лесничестве (квартал 74), Победовском участковом лесничестве (кварталы 139 - 144), Глебычевском участковом лесничестве (кварталы 107, 109, 115, 116, 120, 121, 134 - 136), Приморском участковом лесничестве (кварталы 147, 153, 154, 156 - 158), Рябовском сельском участковом лесничестве (кварталы 32, 50), Рябовском участковом лесничестве (кварталы 96, 99, 101, 103, 105, 106) для эксплуатации магистрального нефтепровода "Кириши-Приморск".
В ходе плановой выездной проверки, проведенной в период с 14.05.2018 по 30.05.2018 специалистами комитета государственного экологического надзора Ленинградской области в отношении ООО "Транснефть-Балтика", 24.05.2018 в 12:24 на лесном участке в лесотаксационном выделе 48 лесного квартала 81 Ленинского участкового лесничества установлено наличие сухих остатков, оставленных после очистки просеки от древесно-кустарниковой растительности.
Приведенные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении (л.д. 12), актом проверки N 1-11-40064-18 от 30.05.2018 (л.д. 14 - 20) и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями
статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями
статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. В силу требований
статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены событие административного правонарушения, лицо, допустившее нарушение правил пожарной безопасности в лесах, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Бездействие ООО "Транснефть-Балтика" квалифицировано в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности в лесах.
Довод жалобы ООО "Транснефть-Балтика" о проведении плановой проверки соблюдения юридическим лицом экологического законодательства с нарушением требований Федерального
закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ), своего подтверждения не нашел.
Порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, установлен названным Федеральным
законом.
Согласно
части 1 статьи 14 этого Федерального закона проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
В соответствии с
частью 3 статьи 9 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых и утверждаемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов.
Генеральная прокуратура Российской Федерации формирует ежегодный сводный план проведения плановых проверок и размещает его на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети "Интернет" в срок до 31 декабря текущего календарного года (
часть 7 статьи 9 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ).
Согласно
части 1 статьи 13 данного Федерального закона срок проведения каждой из проверок, предусмотренных
статьями 11 и
12 данного Федерального закона (документарных и выездных), не может превышать двадцать рабочих дней.
Плановая проверка в отношении ООО "Транснефть-Балтика" проведена в период с 14.05.2018 по 30.05.2018 в соответствии с согласованным Генеральной прокуратурой Российской Федерации сводным планом проверок субъектов предпринимательства Комитетом государственного экологического надзора Ленинградской области, размещенным на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации http://plan.genproc.gov.ru/, и на основании распоряжения Комитета государственного экологического надзора Ленинградской области от 11.04.2018 N 1-11-40064-18/ПВ.
Исходя из содержания названного плана, распоряжения о проведении проверки и акта проверки, установленный срок проведения соответствующего мероприятия по контролю нарушен не был.
Грубых нарушений установленных Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ требований к организации и проведению плановой проверки ООО "Транснефть-Балтика", влекущих недействительность результатов проверки в силу
статьи 20 названного Федерального закона, судебными инстанциями в ходе рассмотрения данного дела не выявлено, в связи с чем соответствующие доводы, содержащиеся в поданных по делу жалобах организации, признаны несостоятельными.
Доводы жалобы о малозначительности совершенного правонарушения являются несостоятельными.
Так, малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
В соответствии со
статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Совершенное ООО "Транснефть-Балтика" правонарушение посягает на общественные отношения, связанные с обеспечением пожарной безопасности в лесах, создает реальную угрозу возникновения пожаров в лесах в период пожароопасного сезона. Учитывая в совокупности обстоятельства совершенного правонарушения, его общественную значимость, считаю, что в данном случае нет оснований для применения положений
статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Существенная угроза общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий в результате совершения административного правонарушения, а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих обязанностей как арендатора лесного участка.
Порядок и срок давности привлечения ООО "Транснефть-Балтика" к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено ООО "Транснефть-Балтика" в пределах санкции
части 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с соблюдением требований
статей 3.1,
4.1 данного Кодекса и является обоснованным.
Обстоятельств, которые в силу
пунктов 2 -
4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы являться основанием к изменению или отмене обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь
статьями 30.13 и
30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление начальника Выборгского межрайонного отдела Комитета государственного экологического надзора Ленинградской области N 41407-18/ДЛ от 20.12.2018, решение судьи Выборгского городского суда Ленинградской области от 27.03.2019 N 12-96/2019, решение судьи Ленинградского областного суда от 20.05.2019 N 7-420/2019, состоявшиеся в отношении общества с ограниченной ответственностью "Транснефть-Балтика" по делу об административном правонарушении, предусмотренном
частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью "Транснефть-Балтика" Р. - без удовлетворения.
Судья
Третьего кассационного суда общей юрисдикции
Е.Г.МАЛЬЦЕВА