Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Первого кассационного суда общей юрисдикции от 13.07.2023 N 16-3224/2023
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановлений о привлечении к ответственности по ч. 1, ч. 4 ст. 8.32 КоАП РФ за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.
Решение: Отказано.


Постановление Первого кассационного суда общей юрисдикции от 13.07.2023 N 16-3224/2023
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановлений о привлечении к ответственности по ч. 1, ч. 4 ст. 8.32 КоАП РФ за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.
Решение: Отказано.

ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 июля 2023 г. N 16-3224/2023
Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Поддымов А.В., рассмотрев жалобу заместителя начальника Серпуховского межрайонного территориального отдела лесной охраны Управления судебного обеспечения и по работе с территориями Комитета лесного хозяйства Московской области К. на вступившие в законную силу решение судьи Воскресенского городского суда Московской области от 16 ноября 2022 года и решение судьи Московского областного суда от 14 февраля 2023 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "Сольвец" (далее также - ООО "Сольвец", общество) по делу об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1 и 4 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением заместителя начальника Серпуховского межрайонного территориального отдела лесной охраны Управления судебного обеспечения и по работе с территориями Комитета лесного хозяйства Московской области от 2 июля 2021 года N 02-106/2021 ООО "Сольвец" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 125 000 рублей.
Постановлением заместителя начальника Серпуховского межрайонного территориального отдела лесной охраны Управления судебного обеспечения и по работе с территориями Комитета лесного хозяйства Московской области от 2 июля 2021 года N 02-105/2021 ООО "Сольвец" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 600 000 рублей.
Генеральный директор ООО "Сольвец" А. обратилась в суд с жалобами на эти акты.
Определением судьи Воскресенского городского суда Московской области от 17 октября 2022 года жалобы объединены в одно производство и назначены к рассмотрению.
Решением судьи Воскресенского городского суда Московской области от 16 ноября 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Московского областного суда от 14 февраля 2023 года, указанные постановления должностного лица изменены в части назначенного административного наказания. За совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 1 и 4 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ООО "Сольвец" назначено административное наказание с применением положений части 6 статьи 4.4 названного Кодекса по правилам частей 2 - 4 данной статьи в виде административного штрафа в размере 500 000 рублей. В остальной части постановления должностного лица оставлены без изменения.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, должностное лицо, вынесшее постановления по делу об административных правонарушениях, К. просит об отмене судебных актов, считая их незаконными.
Генеральный директор ООО "Сольвец" А., уведомленная в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче заявителем жалобы, представила возражения, в которых указывает о законности судебных актов.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы и возражений на нее, прихожу к выводу об отсутствии оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (все нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности) нарушение правил пожарной безопасности в лесах влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Согласно части 4 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил пожарной безопасности, повлекшее возникновение лесного пожара без причинения тяжкого вреда здоровью человека, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.
Согласно частям 1, 4 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров. Охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах.
В силу части 3 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 октября 2020 года N 1614 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах (далее - Правила).
Пунктом 10 Правил определено, что со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу (покрытые лесной растительностью земли), обеспечивают их очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, отходов производства и потребления и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от границ территории и (или) леса либо отделяют противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра или иным противопожарным барьером.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, основанием для привлечения постановлением должностного лица от 2 июля 2021 года N 02-106/2021 ООО "Сольвец" к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, послужили изложенные в нем выводы о том, что 11 апреля 2021 года в 16 часов 05 минут государственным лесным инспектором Московской области при патрулировании земель лесного фонда в выделе 5 квартале 70 Подберезного участкового лесничества Виноградовского лесничества вблизи д. Тяжино Раменского городского округа Московской области выявлен факт нарушения лесного законодательства. На прилегающем к лесу в выделе 5 квартале 70 Подберезного участкового лесничества земельном участке с кадастровым номером N, которым владеет ООО "Сольвец", на полосе шириной 10 метров от границы с лесом (географические координаты: N) выявлено наличие сухой травянистой растительности и отсутствие отделяющей лес противопожарной минерализованной полосы шириной не менее 1,4 метра или иного противопожарного барьера по границе с лесом протяженностью 150 метров.
Основанием для привлечения постановлением должностного лица от 2 июля 2021 года N 02-105/2021 ООО "Сольвец" к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, послужили изложенные в нем выводы о том, что 11 апреля 2021 года в 15 час. 5 мин. государственным лесным инспектором Московской области при патрулировании земель лесного фонда в выделе 5 квартале 70 Подберезного участкового лесничества Виноградовского лесничества вблизи д. Тяжино Раменского городского округа Московской области выявлен факт нарушения лесного законодательства. На прилегающем к лесу в выделе 5 квартале 70 Подберезного участкового лесничества земельном участке с кадастровым номером N, которым владеет ООО "Сольвец", выявлено горение сухой травянистой растительности и навалов бытового мусора, расположенных на полосе шириной 10 метров от границы с лесом (географические координаты: N ВД), в отсутствие противопожарной минерализованной полосы шириной не менее 1,4 метра или иного противопожарного барьера по границе с лесом протяженностью 400 метров. В результате горения навалов бытового мусора и сухой травы, возникшего на 10-метровой полосе земельного участка с кадастровым номером N, возгорание перешло на лесной участок. В связи с этим 11 апреля 2021 года с 15 час. 05 мин. до 19 час. 10 мин. в выделе 5 квартале 70 Подберезного участкового лесничества имел место лесной пожар на общей площади 0,35 га.
Указанные обстоятельства подтверждены собранными по делу доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Деяния ООО "Сольвец" правильно квалифицированы по ч. ч. 1, 4 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Порядок и срок давности привлечения ООО "Сольвец" к административной ответственности не нарушены.
Судья Воскресенского городского суда Московской области при рассмотрении жалоб генерального директора ООО "Сольвец" А., поданных в порядке статей 30.1 - 30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на постановления должностного лица, определением от 17 октября 2022 года объединил их в одно производство.
Решением судьи Воскресенского городского суда Московской области от 16 ноября 2022 года указанные постановления должностного лица изменены в части назначенного административного наказания. За совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 1 и 4 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ООО "Сольвец" назначено административное наказание с применением положений части 6 статьи 4.4 названного Кодекса по правилам частей 2 - 4 данной статьи в виде административного штрафа в размере 500 000 рублей.
Принимая данное решение, судья городского суда правильно пришел к выводу о том, что вменяемые обществу правонарушения выявлены при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора).
Вопреки доводам жалобы в соответствии с пунктом 10 Административного регламента исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), утвержденного приказом Минприроды России от 12 апреля 2016 года N 233, федеральный государственный лесной надзор осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых, документарных и выездных проверок, а также проведения мероприятий по контролю (патрулирование и плановые (рейдовые) осмотры, обследования) в лесах (далее - мероприятия по контролю в лесах).
Таким образом, государственный надзор включает как организацию и проведение проверок деятельности организаций и граждан, состояния используемых (эксплуатируемых) ими объектов защиты, территорий, земельных участков, так и проведение мероприятий по контролю в лесах.
Согласно части 6 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статьи) раздела II названного Кодекса либо закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, при назначении административного наказания за совершение указанных административных правонарушений применяются правила назначения административного наказания, предусмотренные частями 2 - 4 данной статьи.
В рассматриваемом случае вменяемые обществу нарушения выявлены при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), в связи с чем имелись правовые основания для применения судьей городского суда положений части 6 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Ссылка в жалобе на Федеральный закон от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" не может быть принята во внимание, поскольку на дату проведения мероприятия по контролю в лесах (11 апреля 2021 года) названный Федеральный закон не действовал.
Учитывая изложенное, решение судьи Воскресенского городского суда Московской области от 16 ноября 2022 года и решение судьи Московского областного суда от 14 февраля 2023 года отмене не подлежат.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
решение судьи Воскресенского городского суда Московской области от 16 ноября 2022 года и решение судьи Московского областного суда от 14 февраля 2023 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "Сольвец" по делу об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1 и 4 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу заместителя начальника Серпуховского межрайонного территориального отдела лесной охраны Управления судебного обеспечения и по работе с территориями Комитета лесного хозяйства Московской области К. - без удовлетворения.
Судья
А.В.ПОДДЫМОВ