Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Первого кассационного суда общей юрисдикции от 24.09.2021 N 16-5402/2021
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: Отказано.
Постановление Первого кассационного суда общей юрисдикции от 24.09.2021 N 16-5402/2021
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: Отказано.
ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 сентября 2021 г. N 16-5402/2021
Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Кишаев А.А., рассмотрев жалобу защитника Котыш З.И. (далее - Котыш З.И.), действующей в интересах Федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Орловской области", на вступившие в законную силу постановление заместителя главного государственного инспектора по пожарному надзору города Орла от 31 августа 2020 г., решение судьи Советского районного суда города Орла от 11 декабря 2020 г. и решение судьи Орловского областного суда от 2 февраля 2021 г., вынесенные в отношении Федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Орловской области" (далее - ФКУ "Военный комиссариат Орловской области") по делу об административном правонарушении, предусмотренном
частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением заместителя главного государственного инспектора по пожарному надзору города Орла от 31 августа 2020 г., оставленным без изменения решением судьи Советского районного суда города Орла от 11 декабря 2020 г. и решением судьи Орловского областного суда от 2 февраля 2021 г., ФКУ "Военный комиссариат Орловской области" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного
частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде предупреждения.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, защитник Котыш З.И., действующая в интересах ФКУ "Военный комиссариат Орловской области", просит отменить названные акты, приводя доводы о их незаконности.
ФКУ "Военный комиссариат Орловской области, уведомленное в соответствии с требованиями
части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче указанной жалобы, возражений на нее не представило.
Военная прокуратура Брянского гарнизона, уведомленная в соответствии с требованиями
части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче указанной жалобы, возражений на нее не представила.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с
частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения ФКУ "Военный комиссариат Орловской области" к административной ответственности), нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных
статьями 8.32 и
11.16 названного Кодекса и
частями 6,
6.1 и
7 данной статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Абзацем 1 статьи 2 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее также - Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ) определено, что законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на
Конституции Российской Федерации и включает в себя данный Федеральный
закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
В соответствии со
статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ, требование пожарной безопасности - это специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности.
Под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Согласно
части 1 статьи 1 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ), данный Федеральный
закон принят в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения. Технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным
законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", не действуют в части, содержащей требования пожарной безопасности к указанной продукции, отличные от требований, установленных данным Федеральным
законом.
В соответствии с
частями 2 и
3 статьи 4 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ, к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным
законом "О техническом регулировании", федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального
закона.
В случае, если положениями данного Федерального
закона (за исключением положений
статьи 64,
части 1 статьи 82,
части 7 статьи 83,
части 12 статьи 84,
частей 1.1 и
1.2 статьи 97 данного Федерального закона) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального
закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального
закона, применяются ранее действовавшие требования. При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования настоящего Федерального
закона применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению (
часть 4 статьи 4 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ).
В силу
части 1 статьи 6 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ, пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: 1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным
законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных данным Федеральным
законом; 2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным
законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
В соответствии с
пунктом 1 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. N 390 (далее также - Правила противопожарного режима) данные
Правила противопожарного режима содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты (далее - объекты защиты) в целях обеспечения пожарной безопасности.
Согласно
пункту 1.1 "СП 3.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности", утвержденного приказом МЧС Российской Федерации от 25 марта 2009 г. N 173 (далее - СП 3.13130.2009), данный свод правил разработан в соответствии со
статьей 84 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ, является нормативным документом по пожарной безопасности в области стандартизации добровольного применения и устанавливает требования пожарной безопасности к системам оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях, сооружениях и строениях.
В соответствии со
статьями 42,
45,
46,
54,
83,
84,
91,
103,
104,
111 -
116 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ разработан "СП 5.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования", утвержденный приказом МЧС Российской Федерации от 25 марта 2009 г. N 175 (далее - СП 5.13130.2009), который является нормативным документом по пожарной безопасности в области стандартизации добровольного применения и устанавливает нормы и правила проектирования автоматических установок пожаротушения и сигнализации (
пункт 1.1 СП 5.13130.2009).
В развитие положений Федерального
закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ, приказом МЧС Российской Федерации от 18 июня 2003 г. N 315 утверждены
нормы пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" (далее - НПБ 110-03), устанавливающие основные требования пожарной безопасности, регламентирующие защиту зданий, сооружений, помещений и оборудования на всех этапах их создания и эксплуатации автоматическими установками пожаротушения (АУПТ) и автоматическими установками пожарной сигнализации (АУПС) (
пункт 1 НПБ 110-03).
Постановлением Минстроя Российской Федерации от 13 февраля 1997 г. N 18-7 приняты и введены в действие "СНиП 21-01-97*. Пожарная безопасность зданий и сооружений" (далее - СНиП 21-01-97*), которые устанавливают общие требования противопожарной защиты помещений, зданий и других строительных сооружений на всех этапах их создания и эксплуатации, а также пожарно-техническую классификацию зданий, их элементов и частей, помещений, строительных конструкций и материалов (пункт 1.1 СНиП 21-01-97*).
Из положений названных нормативно-правовых актов следует, что соблюдение требований пожарной безопасности обеспечивается путем выполнения первичных мер пожарной безопасности, в том числе и собственниками, владельцами помещений.
Из материалов дела следует, что военной прокуратурой Брянского гарнизона при взаимодействии с должностным лицом ОНД и ПР по городу Мценску и Мценскому району УНД и ПР ГУ МЧС России по Орловской области проведена проверка соблюдения требований законодательства в области противопожарной безопасности в структурном подразделении ФКУ "Военный комиссариат Орловской области" - военном комиссариате г. Мценска и Мценского района Орловской области по адресу: <...>.
По результатам проведенной проверки, 5 августа 2020 г. выявлены следующие нарушения требований законодательства о пожарной безопасности:
- в нарушение
подпункта 3.1 СП 5.13130.2009, положений таблицы А1 Приложения А СП 5.13130.2009,
пункта 4 таблицы 1 НПБ 110-03,
частей 2 -
4 статьи 4 и
части 1 статьи 6 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ, все помещения здания не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре;
- в нарушение
пункта 21 Правил противопожарного режима, не проведена огнезащитная обработка деревянных конструкций чердачного помещения;
- в нарушение пункта 6.13* СНиП 21-01-97*, отсутствует 2-й эвакуационный выход со второго этажа;
- в нарушение пункта 6.17 СНиП 21-01-97*, на путях эвакуации двери эвакуационных выходов, расположенные на первом этаже, открываются не по направлению выхода из здания;
- пожарный щит не укомплектован в соответствии с
пунктом 482 Правил противопожарного режима;
- в нарушение
пункта 475 Правил противопожарного режима, отсутствуют паспорта завода-изготовителя у восьми огнетушителей;
- в нарушение
подпункта "в" пункта 42 Правил противопожарного режима, эксплуатируются светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильников (кабинеты NN 4, 8, 11, 12, коридоры 1 и 2 этажа);
- в нарушение
пункта 43 Правил противопожарного режима, не укомплектованы знаками пожарной безопасности (места расположения первичных средств пожаротушения) (кабинеты NN 2, 4, 12, холл первого этажа около дежурной части);
- в нарушение
пункта 480 Правил противопожарного режима, не обеспечено расположение огнетушителя на видном месте вблизи от выхода из помещения дежурной части.
Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения заместителем военного прокурора Брянского гарнизона 13 августа 2020 г. постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном
частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФКУ "Военный комиссариат Орловской области".
Фактические обстоятельства, вмененного ФКУ "Военный комиссариат Орловской области" административного правонарушения, подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 13 августа 2020 г. (л.д. 52-55); уведомлением о проведении проверки от 5 августа 2020 г. (л.д. 56); актом осмотра от 5 августа 2020 г. (л.д. 57), и иными материалами дела, получившими оценку по правилам, установленным
статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.
В соответствии с требованиями
статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные
статьей 26.1 данного Кодекса.
Доказательства, на основании которых установлена виновность ФКУ "Военный комиссариат Орловской области" получены уполномоченными на то должностными лицами, в рамках выполнения ими своих должностных обязанностей, содержат сведения, необходимые для правильного разрешения дела, согласуются между собой и с фактическими обстоятельствами дела, отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам в соответствии со
статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Действия ФКУ "Военный комиссариат Орловской области" квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на основании оценки совокупности исследованных судебными инстанциями доказательств.
Каких-либо неустранимых сомнений в виновности, недостатков в процессуальных документах, как и доказательств нарушений требований законности, не имеется, положения
статей 1.5 и
1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не нарушены.
Вопреки доводам жалобы, материалы дела свидетельствуют, что рассматривая дело об административном правонарушении, судебные инстанции не допустили нарушения норм процессуального права, правильно организовали и провели судебное разбирательство, разрешили все заявленные ходатайства, всесторонне, полно и объективно выяснили обстоятельства дела, создали лицам, участвующим в деле, необходимые условия для реализации ими своих процессуальных прав. Ссылаясь на установленные факты и доказательства, в судебных актах дали полное и логически обоснованное объяснение своим выводам о виновности ФКУ "Военный комиссариат Орловской области" в совершении административного правонарушения. При этом имеющаяся по делу совокупность доказательств, являлась достаточной для рассмотрения и разрешения дела.
Доводы жалобы о неверной оценке доказательств по делу не подлежат удовлетворению. Согласно материалам дела, все доказательства по делу были исследованы судами, таким доказательствам в совокупности дана надлежащая правовая оценка, оснований оспаривать которую не имеется.
Все доводы, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции жалобы, направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств, не содержат каких-либо правовых аргументов, которые могли бы являться основанием для отмены обжалуемых актов, не опровергают наличие в действиях юридического лица состава административного правонарушения, предусмотренного
частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу актов.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями норм
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что судами допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренных
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальных требований, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Порядок и срок давности привлечения ФКУ "Военный комиссариат Орловской области" к административной ответственности при вынесении постановления по делу об административном правонарушении соблюдены.
Административное наказание назначено привлекаемому к административной ответственности лицу в пределах санкции
части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом положений
статьи 4.1 названного Кодекса.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Обстоятельств, которые в силу
пунктов 2 -
4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь
статьями 30.13 и
30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление заместителя главного государственного инспектора по пожарному надзору города Орла от 31 августа 2020 г., решение судьи Советского районного суда города Орла от 11 декабря 2020 г. и решение судьи Орловского областного суда от 2 февраля 2021 г., вынесенные в отношении Федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Орловской области" по делу об административном правонарушении, предусмотренном
частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника Котыш З.И., действующей в интересах Федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Орловской области", - без удовлетворения.
Судья
А.А.КИШАЕВ