Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Первого кассационного суда общей юрисдикции от 17.12.2020 N 16-7733/2020
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.
Решение: Производство по делу прекращено.
Постановление Первого кассационного суда общей юрисдикции от 17.12.2020 N 16-7733/2020
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.
Решение: Производство по делу прекращено.
ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 декабря 2020 г. N 16-7733/2020
Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Шамшутдинова Г.К., рассмотрев жалобу заместителя начальника Звенигородского межрайонного территориального отдела лесной охраны Управления судебного обеспечения и по работе с территориями Комитета лесного хозяйства Московской области ФИО3 на вступившие в законную силу решение судьи Истринского городского суда Московской области от 2 июля 2020 года и решение судьи Московского областного суда от 20 августа 2020 года, вынесенные в отношении публичного акционерного общества "Глебовское птицеводческое объединение" по делу об административном правонарушении, предусмотренном
частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установила:
постановлением заместителя начальника Звенигородского межрайонного территориального отдела лесной охраны Управления судебного обеспечения и по работе с территориями Комитета лесного хозяйства Московской области N 07-366/2019 от 7 апреля 2020 года публичное акционерное общество "Глебовское птицеводческое объединение" (далее ПАО "Глебовское птицеводческое объединение", общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного
частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.
Решением судьи Истринского городского суда Московской области от 2 июля 2020 года вышеуказанное постановление должностного лица отменено, производство по делу прекращено за отсутствием в действиях ПАО "Глебовское птицеводческое объединение" состава вмененного правонарушения.
Решением судьи Московского областного суда от 20 августа 2020 года решение судьи Истринского городского суда Московской области от 2 июля 2020 года оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, заместитель начальника Звенигородского межрайонного территориального отдела лесной охраны Управления судебного обеспечения и по работе с территориями Комитета лесного хозяйства Московской области ФИО3 ставит вопрос об отмене судебных актов, вынесенных в отношении ПАО "Глебовское птицеводческое объединение" по настоящему делу об административном правонарушении, приводя доводы об их незаконности.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с
частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил пожарной безопасности в лесах влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Согласно
части 3 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации Правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 г. N 417 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах (далее - Правила).
Данные Правила устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами (пункт 1 Правил).
Пунктом 9 данных Правил установлено, что в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу, обеспечивают ее очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером.
Из материалов дела следует, что в ходе патрулирования территории лесного участка 23 апреля 2019 года в 12 час.45 мин государственным лесным инспектором Московской области в составе земель государственного лесного фонда Истринского сельского участкового лесничества, вблизи <адрес> выявлен факт нарушения лесного законодательства, выразившиеся в том, что ПАО "Глебовское птицеводческое объединение", являясь собственником земельного участка с кадастровым номером N, не произвело очистку земельного участка, прилегающего к лесу, от сухой травянистой растительности на полосе шириной не менее 10 метров от стены леса, не отделило его противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 м или иным противопожарным барьером на границе с территорией лесного фонда.
За указанные действия постановлением заместителя начальника Звенигородского межрайонного территориального отдела лесной охраны Управления судебного обеспечения и по работе с территориями Комитета лесного хозяйства Московской области N 07-366/2019 от 7 апреля 2020 года ПАО "Глебовское птицеводческое объединение" привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного
частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Отменяя указанное постановление и прекращая производство по делу в отношении ПАО "Глебовское птицеводческое объединение" в связи с отсутствием в действиях состава административного правонарушения, судья городского суда указал, что согласно плану мероприятий по созданию минерализованной полосы от 25 апреля 2019 года на указанном земельном участке было предусмотрено создание такой полосы и очистка от сухой травянистой растительности до 25 апреля 2020 года. Указанные мероприятия были выполнены обществом в установленные сроки, до даты введения с 1 мая 2019 года особого противопожарного режима.
С указанными выводами согласился судья областного суда, указав также на истечение срока давности привлечения к административной ответственности по названному составу.
Статья 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях содержит исчерпывающий перечень решений, которые может вынести суд при рассмотрении жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов на это постановление.
Согласно
части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменение постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, если при этом усиливается административное наказание или иным образом ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение, не допускается. Ухудшение положения указанного лица тем более недопустимо при отмене состоявшихся по делу об административном правонарушении судебных актов.
Указанная правовая позиция корреспондирует нормам
статьи 46,
части 1 статьи 50,
статьи 55 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями
статьи 4 Протокола N 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 января 1950 год), из которых следует, что произвольное изменение правового режима для лица, в отношении которого вынесено окончательное постановление, невозможно - поворот к худшему для осужденного (оправданного) при пересмотре вступившего в законную силу постановления, как правило, недопустим.
В соответствии с
частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного
частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составляет один год.
Обстоятельства, послужившие основанием для привлечения общества к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного
частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, имели место 23 апреля 2019 года.
Как усматривается из материалов дела, на момент рассмотрения Первым кассационным судом общей юрисдикции поданной должностным лицом жалобы срок давности привлечения к административной ответственности за указанное административное правонарушение истек.
В силу
пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Принимая во внимание положения
статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и учитывая, что на момент рассмотрения жалобы срок давности привлечения ПАО "Глебовское птицеводческое объединение" к административной ответственности по
части 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях истек, а производство по делу в отношении общества было прекращено, то возможность возобновления производства по данному административному делу и правовой оценки действий ПАО "Глебовское птицеводческое объединение" на предмет доказанности события и состава административного правонарушения утрачена.
При таких обстоятельствах обжалуемое заместителем начальника Звенигородского межрайонного территориального отдела лесной охраны Управления судебного обеспечения и по работе с территориями Комитета лесного хозяйства Московской области решение судьи Истринского городского суда от 2 июля 2020 года и решение судьи Московского областного суда от 20 августа 2020 года отменено быть не может.
На основании изложенного, руководствуясь
статьями 30.13 и
30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановила:
решение судьи Истринского городского суда Московской области от 2 июля 2020 года и решение судьи Московского областного суда от 20 августа 2020 года, вынесенные в отношении публичного акционерного общества "Глебовское птицеводческое объединение" по делу об административном правонарушении, предусмотренном
частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу заместителя начальника Звенигородского межрайонного территориального отдела лесной охраны Управления судебного обеспечения и по работе с территориями Комитета лесного хозяйства Московской области ФИО3 - без удовлетворения.
Судья
Г.К.ШАМШУТДИНОВА