Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Первого кассационного суда общей юрисдикции от 19.04.2024 N 16-1497/2024 (УИД 50RS0039-01-2023-011599-24)
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 6 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: Отказано.
Постановление Первого кассационного суда общей юрисдикции от 19.04.2024 N 16-1497/2024 (УИД 50RS0039-01-2023-011599-24)
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 6 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: Отказано.
ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 апреля 2024 г. N 16-1497/2024
Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Шамшутдинова Г.К., рассмотрев жалобу директора общества с ограниченной ответственностью "Научно-производственный Центр "Родемос" Д. на вступившие в законную силу постановление судьи Раменского городского суда Московской области от 3 ноября 2023 года,
решение судьи Московского областного суда от 19 декабря 2023 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "Научно-производственный Центр "Родемос" (далее - ООО "Научно-производственный Центр "Родемос", общество) по делу об административном правонарушении, предусмотренном
частью 6 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установила:
постановлением судьи Раменского городского суда Московской области от 3 ноября 2023 года (день изготовления постановления в полном объеме), оставленным без изменения
решением судьи Московского областного суда от 19 декабря 2023 года, ООО "Научно-производственный Центр "Родемос" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного
частью 6 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа с применением положений
частей 3.2,
3.3 статьи 4.1 Кодекса в размере 350 000 рублей.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, директор общества Д. просит отменить названные судебные акты, приводя доводы об их незаконности.
Изучение материалов дела об административном правонарушении, доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с
частью 6 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и уничтожение или повреждение чужого имущества либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью человека, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от девяноста тысяч до ста десяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до тридцати суток; на юридических лиц - от семисот тысяч до восьмисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до тридцати суток.
Абзацем 1 статьи 2 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее также - Федеральный закон от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ) определено, что законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на
Конституции Российской Федерации и включает в себя данный Федеральный
закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
Как следует из
статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ требование пожарной безопасности - это специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности.
Под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479 утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации (далее также - Правила противопожарного режима), которые устанавливают требования пожарной безопасности, определяющие порядок поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности
(пункт 1).
В силу положений
статьи 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в том числе лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций.
Как усматривается из материалов дела собственником здания, общей площадью 14080 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, является ООО "ДИВИДЕНД".
1 марта 2022 года между ООО "ДИВИДЕНД" и ООО "Научно-производственный центр "Родемос" заключен договор аренды указанного нежилого помещения с земельным участком, кадастровый N.
Согласно договору аренды N N от 1 марта 2022 года арендатор ООО "Научно-производственный центр "Родемос" несет ответственность за нарушение требований пожарной безопасности на объекте защиты.
1 декабря 2022 года по адресу: <адрес> произошел пожар. По результатам проведенной проверки выявлено, что ООО "Начно-производственный центр "Родемос" допущены нарушения требования пожарной безопасности, повлекшие возникновение пожара и повреждение чужого имущества, а именно:
- на объекте защиты не проводился расчет категории по взрывопожарной и пожарной опасности на имеющиеся складские и производственные здания, помещения (в зависимости от категории по взрывопожарной и пожарной опасности производственных и складских помещений, их необходимо оборудовать соответствующими системами противопожарной защиты) (
ст. 1,
ст. 6,
ст. 26,
ст. 27 Федерального закона N 123-ФЗ от 22 июля 2008 года;
п. 12 Постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации"; п. 1.1 СП 12.13130.2009 "Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности";
п. 4.12,
таблица 1,
таблица 3 СП 486.1311500.2020 "Системы противопожарной защиты. Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и системами пожарной сигнализации. Требования пожарной безопасности"
СП 484.1311500.2020 "Системы противопожарной защиты. Системы пожарной сигнализации автоматизация систем противопожарной защиты. Нормы и правила проектирования п. 7.2 СП 7.13130.2013 "Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасности", п. 1.1, п. 1.2, п. 7.8 таблица 7.2, п. 7.9 СП 10.13130.2020 "Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Нормы и правила проектирования");
- здание не оборудовано системой автоматической пожарной сигнализации (
п. 4.4,
4.12, СП 486.1311500.2020 Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и системами пожарной сигнализации);
- здание не оборудовано системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (
п. 1 ч. 2 ст. 1;
ч. 1 ст. 6;
ст. 54,
ст. 84 Федерального закона Российской Федерации от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности";
п. 1.1,
таблица 1,
таблица 2 Свода правил 3.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности");
- объект не обеспечен требуемым расходом воды на наружное пожаротушение (
п. 1 ч. 2 ст. 1;
ч. 1 ст. 6;
ст. 62,
ст. 68,
ст. 99 Федерального Закона N 123 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; п. 5.3, таблица 3,4 СП 8.13130.20 "Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности");
- на объекте отсутствует внутреннее противопожарное водоснабжение (п. 7.6 таблица 7.2 СП 10.13130.2020 Системы противопожарной защиты. "Внутренний противопожарный водопровод нормы и правила проектирования");
- направление движения к источникам противопожарного водоснабжения не обозначено указателями со светоотражающей поверхностью либо световыми указателями, подключенными к сети электроснабжения и включенными в ночное время или постоянно, с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения (
п. 48 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации").
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения ООО "Научно-производственный Центр "Родемос" к административной ответственности, предусмотренной
частью 6 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановлением судьи городского суда, с выводами которого согласился судья Московского областного суда.
Фактические обстоятельства дела подтверждены собранными доказательствами: протоколом об административном правонарушении N 227 от 15 августа 2023 года, справкой об ущербе ООО "Девиденд", протоколом осмотра места происшествия от 14 декабря 2022 года, заключением эксперта N 424 от 17 февраля 2023 года, постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела и иными доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам
статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным
кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
ООО "Научно-производственный Центр "Родемос" при наличии возможности для соблюдения правил и норм, за нарушение которых
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, не приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований пожарной безопасности на объекте защиты по указанному выше адресу.
Действия юридического лица квалифицированы по
части 6 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного
кодекса и подлежащего применению законодательства.
Требования
статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соблюдены, при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные
статьей 26.1 названного кодекса.
В настоящей жалобе заявитель утверждает, что требования о категорировании относится лишь к помещениям производственного и складского назначения; здания, сооружения и помещения иного назначения разделению на категории не подлежат.
Между тем, материалы дела с очевидностью свидетельствуют, что используемое здание относится к помещению производственного назначения.
Вопреки доводам жалобы протокол об административном правонарушении соответствует требованиям
статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в нем содержатся все необходимые данные для разрешения дела по существу. Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело и влекущих безусловную отмену состоявшихся по делу актов, при производстве по делу не допущено.
У должностного лица административного органа, в чьем производстве находились материалы данного дела, и судебных инстанций не возникло оснований для вывода о том, что собранных доказательств было недостаточно для принятия по данному делу законных и обоснованных решений.
При этом, при заключении договора аренды заявитель мог обратить внимание на предмет договора в части, касающейся ответственности за вопросы обеспечения пожарной безопасности, а перед заключением договора аренды мог выяснить вопрос пригодности данного помещения для осуществления конкретного вида предпринимательской деятельности.
Иные доводы жалобы направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств. Аналогичные доводы были предметом проверки предыдущих судебных инстанций, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение наличие в действиях общества объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного
частью 6 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Несогласие заявителя с оценкой установленных судебными инстанциями обстоятельств правовым основанием к отмене обжалуемых судебных актов не является.
Срок давности привлечения ООО "Научно-производственный Центр "Родемос" к административной ответственности при вынесении постановления по делу об административном правонарушении соблюден.
Вместе с тем нахожу состоявшиеся по данному делу судебные акты подлежащими изменению.
Согласно
части 1 статьи 4.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания в виде административного штрафа социально ориентированным некоммерческим организациям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, административный штраф назначается в размере, предусмотренном санкцией соответствующей статьи (части статьи)
раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях для лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
В случае, если санкцией статьи (части статьи)
раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено назначение административного наказания в виде административного штрафа лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, административный штраф социально ориентированным некоммерческим организациям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, назначается в размере от половины минимального размера (минимальной величины) до половины максимального размера (максимальной величины) административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица, либо в размере половины размера административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица, если такая санкция предусматривает назначение административного штрафа в фиксированном размере
(часть 2).
Размер административного штрафа, назначаемого в соответствии с
частью 2 настоящей статьи, не может составлять менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи)
раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях для должностного лица
(часть 3).
Правила настоящей статьи не применяются при назначении административного наказания в виде административного штрафа за административные правонарушения, за совершение которых в соответствии со статьями
раздела II настоящего Кодекса лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица
(часть 4).
ООО "Научно-производственный Центр "Родемос" относится к субъектам малого предпринимательства (микропредприятие), включено по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
Норма
части 6 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения предусматривает наказание для лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Следовательно, в отношении общества подлежит применению норма
части 1 статьи 4.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Принимая во внимание положения названных норм, отсутствие обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, судья Первого кассационного суда общей юрисдикции полагает возможным назначить ООО "Научно-производственный Центр "Родемос" административное наказание в виде административного штрафа в размере 90 000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь
статьями 30.13 и
30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
постановление судьи Раменского городского суда Московской области от 3 ноября 2023 года,
решение судьи Московского областного суда от 19 декабря 2023 года, вынесенные в отношении ООО "Научно-производственный Центр "Родемос" по делу об административном правонарушении, предусмотренном
частью 6 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить, снизить размер назначенного штрафа до 90 000 рублей.
В остальной части названные судебные акты оставить без изменения, жалобу законного представителя ООО "Научно-производственный Центр "Родемос" Д. - без удовлетворения.
Судья
Г.К.ШАМШУТДИНОВА