Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Первого кассационного суда общей юрисдикции от 27.04.2024 N 16-1550/2024 (УИД 50RS0020-01-2023-004836-77)
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования уполномоченного органа: О привлечении к ответственности по ч. 2.1 ст. 20.4 КоАП РФ за повторное нарушение требований пожарной безопасности, совершенное на объекте защиты, отнесенном к категории чрезвычайно высокого, высокого или значительного риска.
Решение: Удовлетворено.

Постановление Первого кассационного суда общей юрисдикции от 27.04.2024 N 16-1550/2024 (УИД 50RS0020-01-2023-004836-77)
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования уполномоченного органа: О привлечении к ответственности по ч. 2.1 ст. 20.4 КоАП РФ за повторное нарушение требований пожарной безопасности, совершенное на объекте защиты, отнесенном к категории чрезвычайно высокого, высокого или значительного риска.
Решение: Удовлетворено.


Содержание


ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 апреля 2024 г. N 16-1550/2024
Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Шамшутдинова Г.К., рассмотрев жалобу и дополнение к ней директора ФГБУ "Детский дом отдыха "Непецино" К. на вступившие в законную силу постановление судьи Коломенского городского суда Московской области от 15 ноября 2023 года, решение судьи Московского областного суда от 26 декабря 2023 года, вынесенные в отношении ФГБУ "Детский дом отдыха "Непецино" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2.1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установила:
постановлением судьи Коломенского городского суда Московской области от 15 ноября 2023 года, оставленным без изменения решением судьи Московского областного суда от 26 декабря 2023 года, ФГБУ "Детский дом отдыха "Непецино" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2.1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей.
В жалобе и дополнении к ней, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, директор ФГБУ "Детский дом отдыха "Непецино" К. просит об отмене судебных актов, приводя доводы об их незаконности, прекращении производства по делу.
Заявленное в жалобе ходатайство о восстановлении срока обжалования принятых по делу актов не подлежит рассмотрению, поскольку Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит срока, в течение которого может быть подана жалоба, протест на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы и дополнения к ней, прихожу к следующим выводам.
Частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 названного Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 данной статьи.
В соответствии с частью 2.1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 данной статьи, если оно совершено на объекте защиты, отнесенном к категории чрезвычайно высокого, высокого или значительного риска, и выражается в необеспечении работоспособности или исправности источников противопожарного водоснабжения, электроустановок, электрооборудования, автоматических или автономных установок пожаротушения, систем пожарной сигнализации, технических средств оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре или систем противодымной защиты либо в несоответствии эвакуационных путей и эвакуационных выходов требованиям пожарной безопасности, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до тридцати суток; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до тридцати суток.
Отношения в области обеспечения пожарной безопасности регулируются Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".
Согласно абзацу 8 статьи 37 указанного Закона организации несут обязанность по соблюдению требований пожарной безопасности, а также выполнению предписаний, постановлений и иных законных требований должностных лиц пожарной охраны.
В силу части 1 статьи 38 Федерального закона N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, собственники и лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, в ходе проведения внеплановой проверки в период времени с 10 часов 00 минут 11 сентября 2023 года по 12 часов 00 минут 12 сентября 2023 года в зданиях, сооружениях и помещениях ФГБУ "Детский Дом Отдыха "Непецино", расположенных по адресу: <адрес>. были выявлены следующие нарушения:
по общим мероприятиям уровень звукового давления системы оповещения и управления эвакуации людей при пожаре не соответствует требованиям нормативных документов в области пожарной безопасности; количество речевых оповещателей их расстановка и мощность не обеспечивают уровень звука во всех местах постоянного или временного пребывания люде в соответствии с нормами (спальный корпус 2 - комната 109, спальный корпус 3 - комната 53. административный корпус, культурно-воспитательный центр, учебно-бытовой корпус (школа), спортбаза);
в здании столовой второй этаж здания не оборудован системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре; помещение отдыха не оборудовано системой автоматической пожарной сигнализацией;
в бельевой помещение постирочной не оборудовано автоматической установкой пожарной сигнализации; помещение гладильной не оборудовано автоматической установкой пожарной сигнализации;
в малой постирочной помещение гладильной не оборудовано автоматической установкой пожарной сигнализации;
в учебно-бытовом корпусе (школа) автоматическая установка пожарной сигнализации, смонтированная в корпусе, не обеспечивает автоматическую подачу управляющих сигналов на технические средства оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей; в здании учебно-бытового корпуса (школа) не происходит автоматическое включение системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре; ширина марша лестниц, предназначенных для эвакуации людей допускается не менее 1,35 м, однако фактическая ширина 1,1 м;
на стадионе с трибунами в спортбазе не установлены световые указатели "Выход" над эвакуационными выходами; помещение запчастей велосипедов не оборудовано автоматической установкой пожарной сигнализации;
на стадионе с трибунами помещение лыжной не оборудовано автоматической установкой пожарной сигнализации;
на стадионе с трибунами помещение тренажерной не оборудовано автоматической установкой пожарной сигнализации; помещение комментаторской не оборудовано автоматической установкой пожарной сигнализации;
на стадионе с трибунами в тире цокольный этаж не оборудован системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре;
в концертном зале превышено максимально допустимое расстояние между параллельными оптическими осями линейных дымовых извещателей (фактическое расстояние - 9,8 м); ширина горизонтальных участков путей эвакуации (коридор) не соответствует требованиям нормативных документов в области пожарной безопасности. При одностороннем расположении дверей, открывающихся из помещений в коридоры, за ширину эвакуационного пути по коридору следует принимать ширину коридора (по факту - 1,3), уменьшенную на половину ширины дверного полотна (0,4 м).
При этом, ранее вступившим в законную силу постановлением заместителя главного государственного инспектора Московской области по пожарному надзору - заместителя начальника управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Московской области от 10 января 2023 года N 34 ФГБУ "Детский дом отдыха "Непецино" уже было привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.
ИС МЕГАНОРМ: примечание.
В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду часть 2.1 статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, а не часть 2.1 статьи 20.1.
Выявленные нарушения послужили основанием для возбуждения в отношении ФГБУ "Детский дом отдыха "Непецино" дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2.1 статьи 20.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Приведенные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, получившими оценку с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Деяние ФГБУ "Детский дом отдыха "Непецино" правильно квалифицировано по части 2.1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Принимая обжалуемые акты, судебные инстанции сочли, что учреждение имело возможность для соблюдения норм применимого законодательства, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Ссылка в жалобе на позднее финансирование не является основанием для освобождения учреждения от исполнения обязанностей по соблюдению требований пожарной безопасности, в том числе с учетом характера и степени общественной опасности вмененного административного правонарушения, поскольку невыполнение требований пожарной безопасности может повлечь негативные последствия, приводит к недопустимому риску для жизни и здоровья людей.
Объекты, предназначенные для проживания детей, престарелых, инвалидов и иных категорий лиц с ограниченными возможностями, с одновременным пребыванием более 10 человек, объекты дошкольных учреждений с одновременным пребыванием более 10 детей, объекты, на которых осуществляется деятельность детских лагерей с круглосуточным пребыванием детей, относятся к категории чрезвычайно высокого риска.
Доводы жалобы по существу сводятся к переоценке установленных в ходе рассмотрения дела обстоятельств и доказательств, которые были предметом исследования и оценки должностного лица и судебных инстанций, они не опровергают наличие в деянии ФГБУ "Детский дом отдыха "Непецино" объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2.1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу постановлений.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями законодательства не свидетельствует о том, что судами допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Порядок и срок давности привлечения учреждения к административной ответственности не нарушены.
Административное наказание назначено ФГБУ "Детский дом отдыха "Непецино" в минимальном размере административного штрафа, предусмотренного санкцией части 2.1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом положений статей 3.1, 3.12, 4.1 - 4.3 названного Кодекса.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену судебных актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 - 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
постановление судьи Коломенского городского суда Московской области от 15 ноября 2023 года, решение судьи Московского областного суда от 26 декабря 2023 года, вынесенные в отношении ФГБУ "Детский дом отдыха "Непецино" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2.1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу и дополнение к ней директора ФГБУ "Детский дом отдыха "Непецино" К. - без удовлетворения.
Судья
Г.К.ШАМШУТДИНОВА