Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Первого кассационного суда общей юрисдикции от 15.08.2024 N 16-3665/2024
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение.
Постановление Первого кассационного суда общей юрисдикции от 15.08.2024 N 16-3665/2024
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение.
ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 августа 2024 г. N 16-3665/2024
Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Кишаев А.А., рассмотрев жалобу законного представителя Федерального государственного бюджетного учреждения "Центрально-Черноземный государственный природный биосферный заповедник имени профессора В.В. Алехина" директора ФИО1 (далее - В.) на вступившие в законную силу постановление заместителя руководителя Центрально-Черноземного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 28 июня 2023 г.,
решение судьи Курского районного суда Курской области от 13 сентября 2023 г. и
решение судьи Курского областного суда от 1 декабря 2023 г., вынесенные в отношении Федерального государственного бюджетного учреждения "Центрально-Черноземный государственный природный биосферный заповедник имени профессора В.В. Алехина" (далее - ФГБУ "Центрально-Черноземный государственный заповедник") по делу об административном правонарушении, предусмотренном
частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением заместителя руководителя Центрально-Черноземного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 28 июня 2023 г., оставленным без изменения
решением судьи Курского районного суда Курской области от 13 сентября 2023 г. и
решением судьи Курского областного суда от 1 декабря 2023 г., ФГБУ "Центрально-Черноземный государственный заповедник" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного
частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 600 000 рублей.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, законный представитель ФГБУ "Центрально-Черноземный государственный заповедник" директор В. просит отменить состоявшиеся по настоящему делу судебные акты, приводя доводы об их незаконности, возвратить дело на новое рассмотрение.
Изложенное в жалобе ходатайство о приостановлении исполнения состоявшихся по делу актов до вынесения соответствующего судебного акта Первым кассационным судом общей юрисдикции, подлежит оставлению без удовлетворения.
В соответствии с
частью 1 статьи 31.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях орган, должностное лицо, вынесшие постановление о назначении административного наказания, приостанавливают исполнение постановления в случае принесения протеста на вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении до рассмотрения протеста, а также в иных случаях предусмотренных названным
Кодексом. О приостановлении исполнения постановления выносится определение, которое при необходимости немедленно направляется в орган, должностному лицу, приводящими это определение в исполнение.
Согласно разъяснениям, изложенным в
пункте 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судом при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", приостановление исполнения вступившего в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, в связи с подачей жалобы лицами, перечисленными в
статьях 25.1 -
25.5 названного Кодекса, недопустимо, поскольку
частью 1 статьи 31.6 данного Кодекса такая возможность предусмотрена лишь в случае принесения прокурором протеста по делу об административном правонарушении до рассмотрения протеста.
Таким образом, исполнение постановления о назначении административного наказания при наличии соответствующих оснований может быть приостановлено органом или должностным лицом, которые вынесли соответствующее постановление.
Изучение материалов дела и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
Согласно
части 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима, режима чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от шестидесяти тысяч до девяноста тысяч рублей; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
Как усматривается из материалов дела, основанием для вынесения 28 июня 2023 г. постановления о привлечении ФГБУ "Центрально-Черноземный государственный заповедник" к административной ответственности, предусмотренной
частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, послужили изложенные в нем должностным лицом данные о том, что 29 мая 2023 г. в 15 часов 45 минут, проведенной внеплановой выездной проверкой в период с 16 по 29 мая 2023 г. в отношении ФГБУ "Центрально-Черноземный государственный заповедник" выявлены нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными актами: нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима, режима чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров. В частности, рамках проверки была проведена оценка наличия/отсутствия средств предупреждения и тушения пожаров, которая осуществлялась по результатам фактического осмотра и установлены отклонения от нормативов, определенных приложением 2 (часть 4) приказа Минприроды России от 28 марта 2014 г. N 161, а именно:
- по количеству мотопомп: норматив 2, осмотром установлено 2, из них 1 в нерабочем состоянии;
- емкость для доставки воды объемом 10-15 л.: норматив 6, осмотром установлено 1;
- бидоны или канистры для питьевой воды: норматив 4, осмотром установлено 3;
- средства индивидуальной защиты лиц, участвующих в мероприятиях по недопущению распространения лесных пожаров: дежурная спецодежда (защитные каски, защитные очки, средства защиты органов дыхания и зрения, плащи из огнеупорной ткани, энцефалитные костюмы, сапоги кирзовые (ботинки), брезентовые рукавицы) отсутствуют в полном объеме;
- индивидуальные перевязочные пакеты отсутствуют;
- огнетушащие вещества: смачиватели, пенообразователи отсутствуют.
Таким образом, ФГБУ "Центрально-Черноземный государственный заповедник" не обеспечено выполнение обязательных требований в период особого противопожарного режима на территории Курской области, который введен постановлением Правительства Курской области от 10 апреля 2023 г. N 440-пп "Об установлении особого противопожарного режима на территории Курской области", согласно которого с 10 апреля 2023 г. в границах территории Курской области установлен особый противопожарный режим.
В ходе рассмотрения жалобы законного представителя ФГБУ "Центрально-Черноземный государственный заповедник" директора В., поданной в порядке
статей 30.1 -
30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на постановление по делу об административном правонарушении должностного лица, судья Курского районного суда Курской области
решением от 13 сентября 2023 г. согласился с изложенными в нем выводами.
Судья Курского областного суда, рассмотрев жалобу, поданную законным представителем ФГБУ "Центрально-Черноземный государственный заповедник" директором В. в порядке
статей 30.9,
30.1 -
30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решением от 1 декабря 2023 г. оставил состоявшиеся по делу названные акты без изменения.
Вместе с тем, с принятыми судьями районного и областного судов решениями согласиться нельзя.
В соответствии со
статьей 47 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
Главой 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлен порядок подачи жалоб, принесения протестов на постановления (решения) по делам об административных правонарушениях и пересмотра таких постановлений (решений).
Подача жалоб, принесение протестов на не вступившие в законную силу постановления (решения) по делам об административных правонарушениях осуществляется в соответствии с положениями
статей 30.1 -
30.3,
30.9,
30.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно
пункту 3 части 1 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано лицами, указанными в
статьях 25.1 -
25.5.1 названного Кодекса в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела.
Соответствующая правовая позиция выражена в
пункте 56 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2020), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10 июня 2020 г.
Из материалов дела и постановления заместителя руководителя Центрально-Черноземного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 28 июня 2023 г. усматривается, что настоящее дело об административном правонарушении рассмотрено должностным лицом по адресу: <адрес>, который не относится к юрисдикции Курского районного суда Курской области.
Обозначенный адрес относится к юрисдикции Ленинского районного суда города Курска.
Таким образом, жалоба на постановление по данному делу об административном правонарушении рассмотрена судьей Курского районного суда Курской области с нарушением правил подсудности.
Решение судьи Курского областного суда об оставлении названного решения судьи районного суда без изменения, вынесено без учета указанных обстоятельств.
Согласно правовой позиции, приведенной в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 3 июля 2007 г.
N 623-О-П, от 15 января 2009 г.
N 144-О-П, решение, принятое с нарушением правил подсудности, не может быть признано правильным, поскольку оно вопреки
части 1 статьи 47 и
части 3 статьи 56 Конституции Российской Федерации принимается судом, не уполномоченным в силу закона на рассмотрение данного дела, что является существенным (фундаментальным) нарушением, влияющим на исход дела и искажающим саму суть правосудия.
Разрешение дела с нарушением правил подсудности не отвечает и требованию справедливого правосудия, поскольку суд, не уполномоченный на рассмотрение того или иного конкретного дела, не является, по смыслу
части 1 статьи 46 и
части 1 статьи 47 Конституции Российской Федерации, законным судом, а принятые в результате такого рассмотрения судебные акты не обеспечивают гарантии прав и свобод в сфере правосудия.
Согласно
пункту 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных названным
Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При изложенных обстоятельствах решение судьи Курского районного суда Курской области от 13 сентября 2023 г. и решение судьи Курского областного суда от 1 декабря 2023 г., вынесенные в отношении ФГБУ "Центрально-Черноземный государственный заповедник" по делу об административном правонарушении, предусмотренном
частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене, дело - направлению на новое рассмотрение в Ленинский районный суд города Курска на стадию подготовки к рассмотрению жалобы законного представителя ФГБУ "Центрально-Черноземный государственный заповедник" директора В. на постановление заместителя руководителя Центрально-Черноземного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 28 июня 2023 г.
Изложенные в поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции жалобе доводы, касающиеся существа принятых по делу актов, могут быть заявлены при рассмотрении данного дела судьей районного суда.
На основании изложенного, руководствуясь
статьями 30.13 и
30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
решение судьи Курского районного суда Курской области от 13 сентября 2023 г. и
решение судьи Курского областного суда от 1 декабря 2023 г., вынесенные в отношении Федерального государственного бюджетного учреждения "Центрально-Черноземный государственный природный биосферный заповедник имени профессора В.В. Алехина" по делу об административном правонарушении, предусмотренном
частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Направить данное дело об административном правонарушении на новое рассмотрение в Ленинский районный суд города Курска.
Судья
А.А.КИШАЕВ