Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 06.12.2022 N Ф10-5173/2022 данное постановление оставлено без изменения.
Название документа
Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.09.2022 N 20АП-5036/2022 по делу N А23-3221/2021
Требование: О признании незаконным предписания надзорного органа об устранении нарушений требований пожарной безопасности.
Решение: В удовлетворении требования отказано.


Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.09.2022 N 20АП-5036/2022 по делу N А23-3221/2021
Требование: О признании незаконным предписания надзорного органа об устранении нарушений требований пожарной безопасности.
Решение: В удовлетворении требования отказано.

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 сентября 2022 г. N 20АП-5036/2022
Дело N А23-3221/2021
Резолютивная часть постановления объявлена 05 сентября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 сентября 2022 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Стахановой В.Н., судей Большакова Д.В., Тимашковой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Староверовой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Заводская" на решение Арбитражного суда Калужской области от 03.06.2022 по делу N А23-3221/2021 (судья Сахарова Л.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Заводская" (г. Калуга, ОГРН 1144028000016, ИНН 4028055670) к Главному управлению Министерства чрезвычайных ситуаций по Калужской области (г. Калуга, ОГРН 1044004424727, ИНН 4027066486) о признании незаконным предписания;
при участии в заседании:
от заявителя: Бабичева А.И. (доверенность от 01.02.2022 N 15), Усаченко О.В. (доверенность от 01.06.2022 N 18);
иные лица в суд апелляционной инстанции своих представителей не направили, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом;
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Заводская" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением о признании незаконным предписания Главного управления Министерства чрезвычайных ситуаций по Калужской области (далее - управление) по делу об административном правонарушении от 19.03.2021 N 36/1/23.
Решением Арбитражного суда Калужской области от 03.06.2022 в удовлетворении заявленного требования обществу отказано.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, общество обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции.
В обоснование своей позиции апеллянт ссылается на отсутствие события административного правонарушения, так как факты, изложенные в акте проверки, - неисправность (отключение) противопожарной системы - не соответствуют обстоятельствам дела; полагает, что оспариваемое предписание не отвечает критерию исполнимости, так как не содержит указания на конкретные помещения, где допущены нарушения, а также на действия, которые общество должно выполнить для устранения выявленных нарушений; указывает на незаконность предписания в связи с тем, что действующее законодательство не возлагает на управляющую организацию обязанность по устранению конструктивных дефектов дома, оборудованию дома (монтажу) противопожарной сигнализацией и осуществлению иных капитальных вложений в области обеспечения обязательных требований пожарной безопасности.
Управление отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Проверив в порядке, установленном ст. 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для его отмены в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, общество осуществляет управление многоквартирным домом (далее - МКД), расположенным по адресу: г. Калуга, ул. Хрустальная, д. 44, корп. 6 (договор управления от 30.04.2015 N 03/2015 (т. 1 л. 51 - 63).
На основании распоряжения (приказа) межрайонного отдела надзорной деятельности и профилактической работы г. Калуги, Бабынинского, Перемышльского и Ферзиковского районов УНДиПР управления от 09.03.2021 N 36 (т. 1 л. 42 - 43), согласованного с прокуратурой г. Калуги Калужской области (решение о согласовании проведения внеплановой проверки от 10.03.2021 (т. 1 л. 44)), в отношении общества в период с 12.03.2021 по 26.03.2021 в присутствии представителя общества проведена внеплановая выездная проверка соблюдения требований пожарной безопасности, установленных законодательством Российской Федерации.
Копию распоряжения 12.03.2021 получил представитель общества по доверенности от 10.02.2021 N 5 Портнов С.Г. (т. 1 л. 43).
Испытательной лабораторией ФГБУ СЭУ ФПС ИПЛ по Калужской области (свидетельство об аккредитации (подтверждении компетентности) экспертной организации N НСОПБ ЮАБ0Ш.ЭО.РУ 118 от 15.02.2018) 12.03.2021 проведена оценка соответствия монтажа, ремонта, технического обслуживания и работоспособности систем автоматических установок противопожарной защиты (АУПС, СОУЭ, ДУ, далее - АУППЗ), в МКД, расположенном по адресу: Калужская область, г. Калуга, ул. Хрустальная, д. 44, корпус 6.
Согласно Акту проверки оценка соответствия монтажа, ремонта, технического обслуживания и работоспособности системы автоматической установки противопожарной защиты от 17.03.2021 N 69 (т. 1 л. 47, оборот) на момент проверки АУППЗ в МКД, расположенном по адресу: г. Калуга, ул. Хрустальная, д. 44, корп. 6, не соответствуют требованиям нормативных документов и не пригодны к дальнейшей эксплуатации.
По результатам проверки управлением составлен Акт проверки от 19.03.2021 N 36 (т. 1 л. 45 - 46), согласно которому выявлены нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами (с указанием положений (нормативных) правовых актов):
- неисправна (отключена) система дымоудаления и подпора воздуха при пожаре в МКД (п. 54 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1479 (далее ППР));
- неисправны (отключены) насосы повышения давления внутреннего противопожарного водопровода (п. 48 ППР);
- не обеспечена работа лифтов в режиме "пожарная опасность" (п. 1 ч. 2 ст. 1, ч. 4 ст. 4, ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ; раздел 5 ГОСТ 34442-2018);
- неисправна (отключена) система автоматической пожарной сигнализации и система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (п. 54 ППР);
- сигнал о срабатывании автоматической пожарной сигнализации не выведен в место с постоянным пребыванием дежурного персонала (ч. 7 ст. 83 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ);
- не организовано проведение регламентных работ по техническому обслуживанию и ремонту имеющихся систем противопожарной защиты (п. 48, 54 ППР);
- пожарные краны внутреннего противопожарного водопровода не укомплектованы пожарными рукавами и ручными пожарными стволами (п. 50 ППР).
Кроме того, обществу выдано предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности от 19.03.2021 N 36/1/23 со сроком исполнения до 01.09.2021.
Не согласившись с предписанием управления, общество обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением.
Рассматривая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В силу ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200 АПК РФ и п. 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также между общественными объединениями, индивидуальными предпринимателями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства.
Статьей 1 Закона N 69-ФЗ установлено, что пожарная безопасность представляет собой состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нормативные документы по пожарной безопасности - национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Согласно ст. 37 Закона N 69-ФЗ соблюдение требований пожарной безопасности, а также выполнение предписаний, постановлений и иных законных требований должностных лиц пожарной охраны, содержание в исправном состоянии систем и средств противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, недопущение их использования не по назначению выступают обязанностями организаций в области пожарной безопасности.
Пунктом 5 Положения о государственном пожарном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2012 N 290, в редакции, действовавшей на момент проведения проверки и вынесения предписания (далее - Положение N 290), установлено, что органы государственного пожарного надзора в рамках своей компетенции, в том числе, организуют и проводят проверки деятельности организаций и граждан, состояния используемых (эксплуатируемых) ими объектов надзора; производят в соответствии с законодательством Российской Федерации дознание по делам о пожарах и по делам о нарушениях требований пожарной безопасности, а также рассматривают обращения и жалобы организаций и граждан по вопросам обеспечения пожарной безопасности.
В силу ст. 6 Закона N 69-ФЗ, а также пп. "е" п. 9 Положения N 290 государственные инспекторы по пожарному надзору имеют право выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара.
В соответствии со ст. 6.1 Закона N 69-ФЗ к отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного пожарного надзора, организацией и проведением проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, применяются положения Закона N 294-ФЗ с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных настоящей статьей и включающих применение риск-ориентированного подхода, при котором осуществляется отнесение объекта защиты, территории или земельного участка к определенной категории риска, в том числе с учетом результатов независимой оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности), предусмотренной Федеральным законом от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ), если независимая оценка пожарного риска (аудит пожарной безопасности) проводилась.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 1 Закона N 123-ФЗ, его положения об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, техническом обслуживании, эксплуатации и утилизации объектов защиты.
В силу ч. 1 ст. 6 Закона N 123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий:
1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Законом N 184-ФЗ, и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных данным законом;
2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Законом N 184-ФЗ, и нормативными документами по пожарной безопасности.
В соответствии с ч. 7 ст. 83 Закона N 123-ФЗ системы пожарной сигнализации должны обеспечивать подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала или на специальные выносные устройства оповещения, а в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2 - с дублированием этих сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации.
Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1479 (далее - Правила N 1479), устанавливают требования пожарной безопасности, определяющие порядок поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты (далее - объекты защиты) в целях обеспечения пожарной безопасности.
Согласно п. 48 Правил N 1479 руководитель организации извещает подразделение пожарной охраны при отключении участков водопроводной сети и (или) пожарных гидрантов, находящихся на территории организации, а также в случае уменьшения давления в водопроводной сети ниже требуемого.
Руководитель организации обеспечивает исправность, своевременное обслуживание и ремонт наружных водопроводов противопожарного водоснабжения, находящихся на территории организации, и внутренних водопроводов противопожарного водоснабжения и организует проведение их проверок в части водоотдачи не реже 2 раз в год (весной и осенью) с внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты.
Направление движения к источникам противопожарного водоснабжения обозначается указателями со светоотражающей поверхностью либо световыми указателями, подключенными к сети электроснабжения и включенными в ночное время или постоянно, с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения.
В соответствии с п. 50 Правил N 1479 руководитель организации обеспечивает укомплектованность пожарных кранов внутреннего противопожарного водопровода исправными пожарными рукавами, ручными пожарными стволами и пожарными запорными клапанами, организует перекатку пожарных рукавов (не реже 1 раза в год), а также надлежащее состояние водокольцевых катушек с внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты.
Пожарный рукав должен быть присоединен к пожарному крану и пожарному стволу и размещаться в навесных, встроенных или приставных пожарных шкафах, имеющих элементы их фиксации в закрытом положении.
Пожарные шкафы (за исключением встроенных пожарных шкафов) крепятся к несущим или ограждающим строительным конструкциям, при этом обеспечивается открывание дверей шкафов не менее чем на 90 градусов.
Пунктом 54 Правил N 1479 предусмотрено, что руководитель организации организует работы по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, обеспечивающие исправное состояние указанных средств. Работы осуществляются с учетом инструкции изготовителя на технические средства, функционирующие в составе систем противопожарной защиты.
При монтаже, ремонте, техническом обслуживании и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения должны соблюдаться проектные решения и (или) специальные технические условия, а также регламент технического обслуживания указанных систем, утверждаемый руководителем организации. Регламент технического обслуживания систем противопожарной защиты составляется, в том числе, с учетом требований технической документации изготовителя технических средств, функционирующих в составе систем.
На объекте защиты хранятся техническая документация на системы противопожарной защиты, в том числе технические средства, функционирующие в составе указанных систем, и результаты пусконаладочных испытаний указанных систем.
При эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения сверх срока службы, установленного изготовителем (поставщиком), и при отсутствии информации изготовителя (поставщика) о возможности дальнейшей эксплуатации правообладатель объекта защиты обеспечивает ежегодное проведение испытаний средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения до их замены в установленном порядке.
Информация о работах, проводимых со средствами обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, вносится в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты.
К выполнению работ по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения привлекаются организации или индивидуальные предприниматели, имеющие специальное разрешение, если его наличие предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Разделом 5 "ГОСТ 34442-2018 (EN 81-73:2016). Межгосударственный стандарт. Лифты. Пожарная безопасность" установлены требования безопасности и/или защитные меры.
В соответствии со ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление МКД должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в МКД.
Согласно п. 1, 2, 3 ч. 1.1 ст. 161 ЖК РФ надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в МКД должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать:
- соблюдение требований к надежности и безопасности МКД;
- безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества;
- доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в МКД.
В силу ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ при управлении МКД управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в МКД за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в МКД, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД и жилых домах, или в случаях, предусмотренных ст. 157.2 ЖК РФ, за обеспечение готовности инженерных систем.
Отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в МКД, регулируются Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491).
Пунктом 7 Правил N 491 установлено, что в состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов МКД, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с п. 8 Правил N 491, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях.
В соответствии с пп. "а", "б" п. 10 Правил N 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности МКД; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества.
Содержание общего имущества включает в себя, в том числе, меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности (пп. "а", "е" п. 11 Правил N 491).
Управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении МКД, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором (п. 42 Правил N 491).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 утвержден минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения (далее - Перечень N 290), п. 27 которого предусмотрены работы по обеспечению требований пожарной безопасности - осмотры и обеспечение работоспособного состояния пожарных лестниц, лазов, проходов, выходов, систем аварийного освещения, пожаротушения, сигнализации, противопожарного водоснабжения, средств противопожарной защиты, противодымной защиты.
Техническое обслуживание и ремонт строительных конструкций и инженерных систем зданий в силу п. 1.8 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170) включает в себя:
а) техническое обслуживание (содержание), включая диспетчерское и аварийное;
б) осмотры;
в) подготовку к сезонной эксплуатации;
г) текущий ремонт;
д) капитальный ремонт.
Техническое обслуживание здания включает комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии элементов и внутридомовых систем, заданных параметров и режимов работы его конструкций, оборудования и технических устройств.
Система технического обслуживания (содержания и текущего ремонта) жилищного фонда обеспечивает нормальное функционирование зданий и инженерных систем в течение установленного срока службы здания с использованием в необходимых объемах материальных и финансовых ресурсов.
Техническое обслуживание жилищного фонда включает работы по контролю за его состоянием, поддержанию в исправности, работоспособности, наладке и регулированию инженерных систем и т.д. Контроль за техническим состоянием следует осуществлять путем проведения плановых и внеплановых осмотров.
Текущий ремонт здания включает в себя комплекс строительных и организационно-технических мероприятий с целью устранения неисправностей (восстановления работоспособности) элементов, оборудования и инженерных систем здания для поддержания эксплуатационных показателей.
В соответствии с п. 2.2 Методического пособия по содержанию и ремонту жилищного фонда МДК 2-04.2004, текущий ремонт общего имущества жилого дома - ремонт, выполняемый в плановом порядке с целью восстановления исправности или работоспособности жилого дома, частичного восстановления его ресурса с заменой или восстановлением его составных частей ограниченной номенклатуры, установленной нормативной и технической документацией.
В перечень работ, относящихся к текущему ремонту, включены смена и восстановление отдельных элементов (приборов) и оконных и дверных заполнений (то есть установка дверного полотна), а также замена и восстановление элементов и частей элементов специальных технических устройств, выполняемые специализированными предприятиями по договору подряда с собственником (уполномоченным им органом) либо с организацией, обслуживающей жилищный фонд, по регламентам, устанавливаемым заводами-изготовителями либо соответствующими отраслевыми министерствами (ведомствами) и согласованными государственными надзорными органами (п. 5, 16 приложения N 7 к Правилам N 170).
Согласно ч. 14.2 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) капитальный ремонт объектов капитального строительства - замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.
К капитальному ремонту п. 3 приложения N 8 к Правилам N 170 относит устройство систем противопожарной автоматики и дымоудаления.
Доводы апеллянта об отсутствии в спорном МКД системы пожарной безопасности и об отсутствии нормативного регулирования обязанности управляющей организации по устранению конструктивных дефектов дома, оборудованию дома (монтажу) противопожарной сигнализацией и осуществлению иных капитальных вложений в области обеспечения обязательных требований пожарной безопасности, отклоняется судебной коллегией в связи со следующим.
Общество на основании договора управления от 30.04.2015 приняло на себя обязанности по управлению, содержанию и ремонту общего имущества данного МКД, расположенного по адресу: г. Калуга ул. Хрустальная, д. 44, корп. 6.
При этом согласно приложению N 1 к договору на управление и оказание услуг по содержанию и ремонту общего имущества в МКД от 30.04.2015 общество приняло на себя обязательство по выполнению мероприятий по противопожарной безопасности МКД; организации обслуживания систем автоматической пожарной сигнализации, систем оповещения о пожаре, технического обслуживания автоматики дымоудаления; обслуживания, обследования, устранения повреждений и неисправностей пожарной сигнализации и средств тушения пожара в МКД; замене и восстановлению элементов и частей элементов специальных технических устройств, выполняемым специализированными предприятиями (противопожарная сигнализация).
Кроме того, протоколом от 20.04.2015 N 1 (т. 1 л. 94 - 96) общего собрания собственников помещений спорного МКД (вопрос N 4) определено, что тариф на дымооповещение и пожаротушение устанавливается в соответствии с заключенным договором со специализированной организацией.
Наличие в спорном МКД автоматической пожарной сигнализации, находящейся в нерабочем состоянии, подтверждается и письмом ООО "РИОН" от 08.02.2016 (т. 1 л. 132).
Таким образом, как справедливо отметил суд первой инстанции, в состав общего имущества МКД, переданного в управление обществу, включены системы противопожарной защиты, исправность, обслуживание и ремонт которых должно обеспечить именно общество.
Довод апеллянта о том, что в действиях общества отсутствует состав административного правонарушения, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку данное обстоятельство было предметом рассмотрения Калужского районного суда Калужской области по делу N А-7-21-489/2021; решением от 28.05.2021, оставленным без изменения решением судьи Калужского областного суда от 25.08.2021, постановление заместителя государственного инспектора г. Калуги, Бабынинского, Перемышльского и Ферзиковского районов по пожарному надзору от 29.03.2021, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, оставлено без изменения.
Кроме того, судебная коллегия отмечает, что вопрос наличия или отсутствия в действиях (бездействии) общества события административного правонарушения не являлся предметом рассмотрения в рамках настоящего дела.
Также несостоятельным является довод апеллянта о неисполнимости предписания управления: предписание соответствует требованиям конкретности и определенности, в нем указаны допущенные нарушения, сроки их устранения; формулировки предписания корректны и точны, исключают возможность двоякого толкования. Вместе с тем то, какими способами будет осуществляться исполнение предписания, зависит от самого субъекта профессиональной деятельности.
С учетом изложенного, исходя из обязанности общества, являющегося лицом, осуществляющим управление МКД, принять меры по обеспечению надлежащего технического состояния имущества собственников во исполнение договора управления, признав доказанным нарушение обществом вышеприведенных положений законодательства, судебная коллегия приходит к выводу, что предписание управления соответствует требованиям действующего законодательства, выдано надлежащему субъекту, направлено на устранение выявленных нарушений и является исполнимым.
Соблюдение противопожарных норм является обязанностью общества, равно как и принятие мер, направленных на приведение зданий и сооружений в соответствие с установленными требованиями, поскольку в результате соблюдения последних обеспечивается безопасность жизни и здоровья людей в случае возникновения пожара.
Круг обязанностей управляющей организации не освобождает ее от соблюдения общеобязательных требований, независимо от того, упоминаются ли в договоре управления соответствующие конкретные действия, и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Аналогичная позиция изложена в определении Верховного Суда РФ от 11.02.2021 N 305-ЭС20-23491 по делу N А41-18562/2020.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно не усмотрел оснований для удовлетворения требования общества о признании незаконным предписания управления от 19.03.2021 N 36/1/23.
Выводы суда первой инстанции основаны на нормах законодательства и обстоятельствах дела. Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка.
Доводы апеллянта не могут быть признаны обоснованными, так как, не опровергая выводов суда первой инстанции, сводятся к несогласию с оценкой установленных судом обстоятельств по делу, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Неправильного применения судом норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Калужской области от 03.06.2022 по делу N А23-3221/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья
В.Н.СТАХАНОВА
Судьи
Д.В.БОЛЬШАКОВ
Е.Н.ТИМАШКОВА