Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 24.08.2023 N Ф10-3675/2023 данное постановление отменено, дело передано на новое рассмотрение в Арбитражный суд Тульской области.
Название документа
Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2023 N 20АП-1847/2023 по делу N А68-10740/2022
Требование: О признании недействительным предостережения уполномоченного органа о недопустимости нарушения обязательных требований пожарной безопасности.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2023 N 20АП-1847/2023 по делу N А68-10740/2022
Требование: О признании недействительным предостережения уполномоченного органа о недопустимости нарушения обязательных требований пожарной безопасности.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 апреля 2023 г. по делу N А68-10740/2022
Резолютивная часть постановления объявлена 17.04.2023
Постановление изготовлено в полном объеме 24.04.2023
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Большакова Д.В., судей Мордасова Е.В. и Тимашковой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Акуловой О.Д., при участии в судебном заседании от заявителя - закрытого акционерного общества "Подмосковный научно-исследовательский угольный институт" (Тульская область, г. Новомосковск, ОГРН 1027101412799, ИНН 7116027149) - Полукарова Р.В. (доверенность от 30.12.2022), Сергиной М.А. (доверенность от 01.06.2022), от заинтересованного лица - главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Тульской области (г. Тула, ОГРН 1047100784543, ИНН 7106063211) - Байкина В.А. (доверенность от 31.03.2023), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Подмосковный научно-исследовательский угольный институт" на решение Арбитражного суда Тульской области от 31.01.2023 по делу N А68-10740/2022 (судья Рыжикова Н.А.),
установил:
акционерное общество "Подмосковный научно-исследовательский угольный институт" (далее - АО "ПНИУИ", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением к главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Тульской области (далее - главное управление МЧС России по Тульской области, управление) о признании недействительным предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований от 29.06.2022 N 11.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 31.01.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, АО "ПНИУИ" обжаловало его в апелляционном порядке. Указывает, что в нарушение
части 3 статьи 75 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон N 248-ФЗ) в ходе выездного обследования не проводились указанные в названной
статье мероприятия, а именно - отбор проб (образцов), инструментальное обследование (с применением видеозаписи), испытание и экспертиза. Ссылается на неподтвержденность вмененных обществу нарушений. Отмечает, что в силу пунктов 4.2.2 и 4.2.2.1 государственного контракта от 14.02.2022 N 57 обязанность по соблюдению правил пожарной безопасности и ответственность за пожарную безопасность в арендуемых помещениях возложена на арендатора, которым является ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Тульской области. Полагает, что требование административного органа отделить помещения класса функциональной пожарной опасности Ф5 в здании противопожарными дверьми не ниже 2-го типа, основанное на положениях
пункта 5.1.2 СП 4.13130 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям" в редакции
приказа МЧС России от 14.02.2020 N 89, неправомерно, поскольку здание по адресу: Тульская область, г. Новомосковск, ул. Комсомольская, д. 34а построено и введено в эксплуатацию в 1966 году, с момента издания
приказа МЧС России от 14.02.2020 N 89 в указанном здании работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению помещений не проводилось, в связи с чем обязанность выполнить его требования не возникла. По аналогичным основаниям считает нормативно необоснованными требования в отношении выходов на кровлю с лестничных клеток.
Главное управление МЧС России по Тульской области возражало против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Проверив в порядке, установленном
статьями 258,
266,
268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для его отмены в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, в ОНД и ПР по Новомосковскому району поступили обращения граждан по факту нарушения требований пожарной безопасности в административном здании по адресу: Тульская область, г. Новомосковск, ул. Комсомольская, д. 34А.
В соответствии с заданием исполняющего обязанности начальника ОНД и ПР по Новомосковскому району от 29.06.2022 проведено контрольное (надзорное) мероприятие без взаимодействия с контролируемым лицом по адресу: Тульская область, г. Новомосковск, ул. Комсомольская, д. 34А.
В ходе надзорного мероприятия главного управления МЧС России по Тульской области составлен акт выездного обследования от 29.06.2022, по результатам которого установлено: допущено складирование горючих материалов под лестничной клеткой со стороны центрального входа, что нарушает требования пожарной безопасности, а именно
подпункт "к" пункта 16 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации" (далее - Постановление N N 1479); не соблюдены сроки замены огнетушителей в коридорах на 1, 2, 3, 4 этажах, что нарушает требования пожарной безопасности, а именно
пункт 60 Постановления N 1479; допущена фиксация устройств для самозакрывания дверей, ведущих из коридоров этажей на лестничную клетку, что нарушает требования пожарной безопасности, а именно
подпункт "г" пункта 27 Постановления N 1479; отделка полов путей эвакуации коридора 2-го этажа выполнена из строительных материалов классом пожарной опасности ниже КМ2, что нарушает требования пожарной безопасности, а именно
статью 134, таблицу 28, таблицу 3 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ); допущено захламление путей эвакуации коридоров 2-го и 3-го этажей, что нарушает требования пожарной безопасности, а именно
подпункт "б" пункта 27 Постановления N 1479; помещения архивов на 3-м и 4-м этажах не отделены от коридоров противопожарными перегородками 1-го типа с заполнением проема в них противопожарными дверьми 2-го типа, что нарушает требования пожарной безопасности, а именно
статью 88 Закона N 123-ФЗ,
пункт 5.1.2 СП 4.13130.2013. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям (далее - СП 4.13130.2013); выходы на кровлю с лестничных клеток осуществляются не через противопожарные люки 2-го типа размером 0,6 х 0,8 м, что нарушает требования пожарной безопасности, а именно
статью 88 Закона N 123-ФЗ,
пункт 7.7 СП 4.13130.2013; замок в двери, ведущей из подвального этажа, не обеспечивает свободного открывания двери изнутри без ключа, что нарушает требования пожарной безопасности, а именно
пункт 26 Постановления N 1479; эвакуационный выход из подвального этажа не обособлен от общей лестничной клетки здания, что нарушает требования пожарной безопасности, а именно
пункт 4.2.2 СП 1.13130.2020 Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы; отсутствует аварийное освещение здания, что нарушает требования пожарной безопасности, а именно
пункт 37 Постановления N 1479, раздел. 7.6 СП 52.13330.2016 Естественное и искусственное освещение.
По результатам контрольного мероприятия АО "ПНИУИ" выдано предостережение от 29.06.2022 N 11 о недопустимости нарушения обязательных требований, согласно которому обществу предложено принять соответствующие меры по обеспечению соблюдения обязательных требований пожарной безопасности, а именно: не допускать складирование горючих материалов под лестничной клеткой со стороны центрального входа; заменить огнетушители с вышедшим (истекшим) сроком годности в коридорах на 1, 2, 3, 4 этажах; не допускать фиксацию устройств для самозакрывания дверей, ведущих из коридоров этажей на лестничную клетку; демонтировать отделку полов путей эвакуации коридора 2-го этажа, выполненную из строительных материалов классом пожарной опасности ниже КМ2; не допускать захламление путей эвакуации коридоров 2-го 3-го этажей; отделить помещения архивов на 3-м и 4-м этажах от коридоров противопожарными перегородками 1-го типа с заполнением проема в них противопожарными дверьми 2-го типа; оборудовать выходы на кровлю с лестничных клеток противопожарными люками 2-го типа размером 0,6 х 0,8 метра; обеспечить свободное открывание двери, ведущей из подвального этажа, изнутри без ключа; обособить эвакуационный выход из подвального этажа от общей лестничной клетки здания; оборудовать здание аварийным освещением.
АО "ПНИУИ" 11.07.2022 направило в адрес управления возражения на предостережение, в которых указало на его незаконность и необоснованность, а также на отсутствие в действиях общества нарушения обязательных требований.
Полагая, что предостережение от 29.06.2022 N 11 о недопустимости нарушения обязательных требований, является незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Рассматривая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В силу
части 1 статьи 198,
части 4 статьи 200 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с
частью 1 статьи 49 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон N 248-ФЗ) в случае наличия у контрольного (надзорного) органа сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, контрольный (надзорный) орган объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Согласно части 2 статьи 49 Закона N 248-ФЗ предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований объявляется и направляется контролируемому лицу в порядке, предусмотренном данным Законом, и должно содержать указание на соответствующие обязательные требования, предусматривающий их нормативный правовой акт, информацию о том, какие конкретно действия (бездействие) контролируемого лица могут привести или приводят к нарушению обязательных требований, а также предложение о принятии мер по обеспечению соблюдения данных требований и не может содержать требование представления контролируемым лицом сведений и документов.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 45 Закона N 248-ФЗ,
пунктом 45 Постановления Правительства Российской Федерации от 12.04.2012 N 290 "О федеральном государственном пожарном надзоре" (далее - Постановление N 290) органами государственного пожарного могут проводиться профилактические мероприятия, в том числе: в виде объявления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований в области пожарной безопасности.
Законом, определяющим общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирующим в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями, юридическими лицами, должностными лицами, гражданами (физическими лицами), в том числе индивидуальными предпринимателями является Федеральный
закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ).
Статьей 1 Закона N 69-ФЗ установлен ряд основных понятий: пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
На основании
статьи 5 Закона N 69-ФЗ составной частью сил обеспечения безопасности личности, общества и государств является Государственная противопожарная служба.
В соответствии с пунктом 1 Положения о федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2005 N 385 (далее - Положение N 285), федеральная противопожарная служба Государственной противопожарной службы входит в систему Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).
Федеральная противопожарная служба Государственной противопожарной службы осуществляет свою деятельность, в том числе, через структурные подразделения территориальных органов МЧС России (подпункт 2 пункта 3 Положения N 385).
К основным задачам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы также относится организация и осуществление государственного пожарного надзора на территории Российской Федерации, за исключением объектов, государственный пожарный надзор на которых отнесен в соответствии с законодательством Российской Федерации к компетенции иных государственных органов (подпункт 1 пункта 5 Положения N 385).
Одной из основных функций, осуществляемой федеральной противопожарной службой Государственной противопожарной службы является контроль за исполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями федеральных законов, технических регламентов и иных нормативных правовых актов в области пожарной безопасности (подпункт 3 пункта 6 Положения N 385).
Согласно
статье 20 Закона N 69-ФЗ к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
В целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров принят Федеральный
закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", который определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения (
часть 1 статьи 1 Закона N 123-ФЗ).
Согласно
частям 2,
3 статьи 4 Закона N 123-ФЗ к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности; к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.
В силу
статьи 37 Закона N 69-ФЗ руководители организаций обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности.
Согласно части 1 статьи 38 указанного Закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, а также лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
Из анализа положений
части 4 статьи 4 Закона N 123-ФЗ следует, что на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения данного Закона не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара. В таких случаях собственник объекта или лицо, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями, сооружениями и строениями, должны принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствие с требованиями данного Закона.
Требования пожарной безопасности, определяющие порядок поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности установлены в
Постановлении Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации".
В соответствии с подпунктом "к" пункта 16 Правил N 1479 на объектах защиты запрещается, в том числе, устраивать на лестничных клетках кладовые и другие подсобные помещения, а также хранить под лестничными маршами и на лестничных площадках вещи, мебель, оборудование и другие горючие материалы.
Руководитель организации обеспечивает объект защиты первичными средствами пожаротушения (огнетушителями) по нормам согласно разделу XIX названных Правил и приложениям N 1 и 2, а также обеспечивает соблюдение сроков их перезарядки, освидетельствования и своевременной замены, указанных в паспорте огнетушителя. Учет наличия, периодичности осмотра и сроков перезарядки огнетушителей ведется в журнале эксплуатации систем противопожарной защиты (пункт 60 Правил N 1479).
Согласно подпунктам "б", "г" пункта 27 Правил N 1479 при эксплуатации эвакуационных путей, эвакуационных и аварийных выходов запрещается, в том числе, размещать (устанавливать) на путях эвакуации и эвакуационных выходах (в том числе в проходах, коридорах, тамбурах, на галереях, в лифтовых холлах, на лестничных площадках, маршах лестниц, в дверных проемах, на эвакуационных люках) различные изделия, оборудование, отходы, мусор и другие предметы, препятствующие безопасной эвакуации, а также блокировать двери эвакуационных выходов; фиксировать самозакрывающиеся двери лестничных клеток, коридоров, холлов и тамбуров в открытом положении (если для этих целей не используются устройства, автоматически срабатывающие при пожаре), а также снимать их.
В силу
статьи 134 Закона N 123-ФЗ область применения декоративно-отделочных, облицовочных материалов и покрытий полов на путях эвакуации и в зальных помещениях (за исключением покрытий полов спортивных арен спортивных сооружений и полов танцевальных залов) в зданиях различных функционального назначения, этажности и вместимости приведена в таблицах 28 и 29 приложения к данному
Закону. Показатели пожарной опасности декоративно-отделочных, облицовочных материалов и покрытий полов в зданиях V степени огнестойкости и зданиях класса конструктивной пожарной опасности С3 не регламентируются.
Согласно
статье 88 Закона N 123-ФЗ части зданий, сооружений, пожарных отсеков, а также помещения различных классов функциональной пожарной опасности должны быть разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами. Требования к таким ограждающим конструкциям и типам противопожарных преград устанавливаются с учетом классов функциональной пожарной опасности помещений, величины пожарной нагрузки, степени огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности здания, сооружения, пожарного отсека.
Согласно пункту 5.1.2 Свода правил 4.13130 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям", утвержденного
приказом МЧС России от 24.04.2013 N 288 (далее - СП 4.13130.2013), размещаемые в жилых и общественных зданиях помещения производственного и складского назначения (мастерские, лаборатории, кладовые различного назначения), а также помещения для инженерного оборудования и технического обслуживания с наличием пожароопасных и пожаровзрывоопасных процессов и веществ (котельные, системы газоснабжения, электроснабжения и т.д.) подлежат категорированию по взрывопожарной и пожарной опасности в соответствии с
СП 12.13130.
Помещения взрывопожароопасных категорий А и Б размещать в жилых и общественных зданиях не допускается. Помещения пожароопасных категорий, кроме категорий В4 и Д, следует отделять от других помещений и коридоров в зданиях I, II и III степеней огнестойкости - противопожарными перегородками 1-го типа, в зданиях IV степени огнестойкости - противопожарными перегородками 2-го типа, если иное не предусмотрено настоящим сводом правил и (или) другими нормативными документами. Для помещений, размещаемых в двухсветном пространстве или атриуме и выполненных не на всю высоту этажа, должны также предусматриваться покрытия с пределами огнестойкости, соответствующими пределам огнестойкости перегородок с учетом предельного состояния по R.
Указанное выделение противопожарными преградами в жилых и общественных зданиях допускается не предусматривать:
- для помещений водоснабжения, канализации, мокрых помещений и других помещений, оборудование которых автоматическими установками пожарной сигнализации и пожаротушения нормативными документами не требуется;
- для размещаемых по процессу деятельности общественного объекта помещений санитарно-бытового назначения (гардеробных, кладовых уборочного инвентаря, белья, помещений мойки, стирки, глажения и т.п.);
- для кладовых любого назначения площадью до 10 м2, за исключением хранения изделий с горючими газами или легковоспламеняющимися жидкостями (кроме лекарственной, пищевой и парфюмерно-косметической продукции в мелкой расфасовке в соответствии с пунктом 5.5.3);
- для помещений приготовления пищи (с учетом требований к выделению пищеблоков в соответствии с пунктом 5.5.2), а также для охлаждаемых камер для продуктов питания и камер для пищевых отходов.
Согласно
пункту 7.7 СП 4.13130.2013 в зданиях и сооружениях классов Ф1, Ф2, ФЗ и Ф4 высотой не более 15 метров, определяемой в соответствии с
пунктом 7.2, допускается устройство выходов на чердак или кровлю с лестничных клеток через противопожарные люки 2-го типа размером 0,6 x 0,8 м по закрепленным стальным стремянкам.
Запоры (замки) на дверях эвакуационных выходов должны обеспечивать возможность их свободного открывания изнутри без ключа. Для объектов защиты, для которых установлен особый режим содержания помещений (охраны, обеспечения безопасности), должно обеспечиваться автоматическое открывание запоров дверей эвакуационных выходов по сигналу систем противопожарной защиты здания или дистанционно сотрудником (работником), осуществляющим круглосуточную охрану. Руководитель организации, а также дежурный персонал на объекте защиты, на котором возник пожар, обеспечивают подразделениям пожарной охраны доступ в любые помещения для целей эвакуации и спасения людей, ограничения распространения, локализации и тушения пожара (пункт 26 Правил N 1479).
Пунктом 4.2.2 Свода Правил 1.13130 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы", утвержденного
Приказом МЧС России от 19.03.2020 N 194, эвакуационные выходы из подвальных этажей, а также из цокольных этажей, заглубленных более чем на 0,5 м, как правило, следует предусматривать непосредственно наружу обособленными от общих лестничных клеток здания. Допускается, что эвакуационные выходы из указанных этажей предусматривать в соответствии с положениями через общие лестничные клетки с обособленным выходом наружу, отделенным от остальной части лестничной клетки глухой противопожарной перегородкой 1-го типа. При этом смежные площадки и марши, разделяющие разные объемы лестничной клетки, должны иметь предел огнестойкости в соответствии с требованиями нормативных документов по пожарной безопасности, в том числе по признакам E и I; эвакуационные выходы из указанных этажей с помещениями категорий В4, Г и Д предусматривать в помещения категорий В4, Г, Д и в вестибюль, расположенные на первом этаже зданий класса Ф5; эвакуационные выходы из фойе, гардеробных, курительных и санитарных узлов, размещенных на указанных этажах зданий классов Ф2, ФЗ и Ф4, предусматривать в вестибюль 1-го этажа по отдельным лестницам 2-го типа.
При этом вестибюль должен быть отделен от коридоров и смежных помещений противопожарными перегородками не ниже 1-го типа; помещения первого и вышележащих этажей должны иметь эвакуационные пути, не проходящие через этот вестибюль (за исключением помещений, выходящих в этот вестибюль); отделка помещений фойе, гардеробных, курительных и санитарных узлов должна предусматриваться материалами с классом пожарной опасности не выше, чем для зальных помещений в соответствии с положениями; помещения гардеробных должны иметь нормативное число эвакуационных выходов, кроме выходов на указанные лестницы.
Согласно пункту 37 Правил N 1479 запрещается закрывать и ухудшать видимость световых оповещателей, обозначающих эвакуационные выходы, и эвакуационных знаков пожарной безопасности. Эвакуационное освещение должно находиться в круглосуточном режиме работы или включаться автоматически при прекращении электропитания рабочего освещения. Светильники аварийного освещения должны отличаться от светильников рабочего освещения знаками или окраской. В зрительных, демонстрационных и выставочных залах знаки пожарной безопасности с автономным питанием и от электросети могут включаться только на время проведения мероприятий с пребыванием людей.
В силу
пункта 7.6.1 СП 52.13330.2016 "Естественное и искусственное освещение" аварийное освещение подразделяется на эвакуационное и резервное. Эвакуационное освещение подразделяется на освещение путей эвакуации (включая систему указания путей эвакуации), освещение зон повышенной опасности и антипаническое эвакуационное освещение. Аварийное освещение предусматривается на случай нарушения питания рабочего освещения. Аварийное освещение должно включаться автоматически при отключении питания рабочего освещения либо вручную, если автоматика не сработала.
Как следует из материалов дела, в ОНД и ПР по Новомосковскому району поступили обращения граждан по факту нарушения требований пожарной безопасности в административном здании по адресу: Тульская область, г. Новомосковск, ул. Комсомольская, д. 34А.
В соответствии с заданием исполняющего обязанности начальника ОНД и ПР по Новомосковскому району от 29.06.2022 проведено контрольное (надзорное) мероприятие без взаимодействия с контролируемым лицом по адресу: Тульская область, г. Новомосковск, ул. Комсомольская, д. 34А.
В ходе надзорного мероприятия главного управления МЧС России по Тульской области составлен акт выездного обследования от 29.06.2022, по результатам которого установлено: допущено складирование горючих материалов под лестничной клеткой со стороны центрального входа; не соблюдены сроки замены огнетушителей в коридорах на 1, 2, 3, 4 этажах; допущена фиксация устройств для самозакрывания дверей, ведущих из коридоров этажей на лестничную клетку; отделка полов путей эвакуации коридора 2-го этажа выполнена из строительных материалов классом пожарной опасности ниже КМ2; допущено захламление путей эвакуации коридоров 2-го и 3-го этажей; помещения архивов на 3-м и 4-м этажах не отделены от коридоров противопожарными перегородками 1-го типа с заполнением проема в них противопожарными дверьми 2-го типа; выходы на кровлю с лестничных клеток осуществляются не через противопожарные люки 2-го типа размером 0,6 х 0,8 м; замок в двери, ведущей из подвального этажа, не обеспечивает свободного открывания двери изнутри без ключа; эвакуационный выход из подвального этажа не обособлен от общей лестничной клетки здания; отсутствует аварийное освещение здания.
Таким образом, суд первой инстанции по праву заключил, что контрольное мероприятие проведено, а предостережение от 29.06.2022 N 11 вынесено, уполномоченным на то органом при наличии к тому достаточных оснований. При этом предостережение содержит все необходимые сведения.
Расчеты риска, представленные заявителем в суд апелляционной инстанции, вопреки приведенным им доводам, не влияют на правомерность проведения выездного обследования.
Все отмеченные в предостережении нарушения обязательных требований в области обеспечения пожарной безопасности подтвердились при проведении визуального осмотра в местах общего пользования, нашли свое отражение в акте выездного обследования от 29.06.2022 и подтверждаются имеющимися фотоматериалами.
В отношении фотографий огнетушителей, представленных заявителем, суд обоснованно указал, что управлением на момент проверки установлено и зафиксировано фотографиями и актом выездного обследования от 29.06.2022, что огнетушители, находящиеся в коридорах на 1, 2, 3, 4, не соответствуют требованиям пожарной безопасности. Представление впоследствии заявителем иных фотографий, а также журналов проведения испытаний и перезарядки огнетушителей указанное обстоятельство не опровергают.
Довод заявителя о том, что в нарушение части 3 статьи 75 Закона N 248-ФЗ в ходе выездного обследования не проводились указанные в названной статье мероприятия, а именно - отбор проб (образцов), инструментальное обследование (с применением видеозаписи), испытание и экспертиза, не принимается апелляционной коллегией, поскольку выбор контрольных (надзорных) действий, подлежащих применению при осуществлении контрольно-надзорного мероприятия, относится к компетенции проверяющего лица и несовершение какого-либо отдельного контрольного (надзорного) действия не свидетельствует о недостоверности полученных в ходе проверки сведений.
Аргумент общества о том, что некоторые из указанных в акте нарушений не отражены в фототаблице, отклоняется апелляционным судом на основании следующего.
В соответствии с
пунктом 39 Постановления N 290 решение об использовании фотосъемки, аудио- и видеозаписи, иных способов фиксации доказательств нарушений требований пожарной безопасности при осуществлении контрольных (надзорных) мероприятий, совершении контрольных (надзорных) действий принимается должностными лицами государственного пожарного надзора самостоятельно.
В обязательном порядке фото- или видеофиксация доказательств нарушений обязательных требований осуществляется в следующих случаях: при проведении контрольного (надзорного) мероприятия на объекте надзора, правообладателем которого создавались (создаются) препятствия в проведении контрольных (надзорных) мероприятий, совершении контрольных (надзорных) действий; в случае, если в ходе контрольного (надзорного) мероприятия усматривается состав административного правонарушения, за совершение которого предусмотрено административное приостановление деятельности; при отборе проб (образцов) продукции (товаров), в том числе в ходе проведения выборочного контроля исключительно при отсутствии возможности оценки соблюдения обязательных требований иными способами, без отбора проб (образцов) продукции (товаров).
При проведении выездного обследования фотосъемка нарушений требований пожарной безопасности осуществлена частично, поскольку была необязательна.
Ссылка заявителя на решение Арбитражного суда Тульской области от 15.10.2021 по делу N А68-6415/2021, в рамках которого требования общества удовлетворены и предписание главное управление МЧС России по Тульской области от 08.04.2021 N 39/1/1-4 признано незаконным, обоснованно не принята судом, поскольку указанное предписание выдано по результатам иного контрольного мероприятия (внеплановая выездная проверка на основании распоряжения начальника ОНД и ПР по Новомосковскому району от 09.03.2021 N 39) по обстоятельствам, имевшим место в начале 2021 года, в то время как в рамках настоящего дела контрольные мероприятия были осуществлены в 2022 году.
Довод заявителя о том, что помещения на 3 и 4 этажах административного здания сдаются им в аренду, а потому обязанность по соблюдению правил пожарной безопасности возложена на арендатора, правомерно отклонен судом как настоятельный.
В соответствии со
статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации бремя содержания имущества несет собственник, если иное не установлено законом или договором.
Согласно
статье 38 Закона N 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут как собственники имущества, так и лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций.
Как следует из материалов дела и не оспаривается заявителем, АО "ПНИУИ" является собственником административного здания, находящегося по адресу: Тульская область, г. Новомосковск, ул. Комсомольская, д. 34А.
Передача помещений в аренду не освобождает собственника от обязанности совершать все зависящие от него действия, направленные на соблюдение требований пожарной безопасности в принадлежащих ему на праве собственности помещениях, в том числе совершать действия, направленные на обеспечение выполнения таких требований арендатором помещений, поскольку в конечном итоге, по общему правилу, именно собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества (
статья 210 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Аргумент заявителя о том, что предъявленные к обществу требования со ссылкой на
СП 4.13130.2013 необоснованны, поскольку здание по адресу: Тульская область, г. Новомосковск, ул. Комсомольская, д 34а построено и введено в эксплуатацию в 1966 году, не принимается апелляционным судом, поскольку выявленные управлением нарушения непосредственным образом касаются обеспечения жизни и безопасности людей, в связи с чем эксплуатация объекта с нарушением указанных требований пожарной безопасности ведет к недопустимому риску для их жизни или здоровья при возможном возникновении пожара. Приведение ранее введенных в эксплуатацию зданий в соответствие с актуальными требованиями пожарной безопасности обусловлено уровнем современных рисков возникновения и распространения пожара (
определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 19.07.2019 N 302-ЭС19-1733 по делу N А33-14695/2017).
При этом, как верно указал суд области, выдача АО "ПНИУИ" оспариваемого предостережения является профилактическим мероприятием, цель которого не привлечь к ответственности контролируемое лицо или обязать его выполнить те или иные действия, а принять меры по недопущению в будущем нарушений обязательных требований, которые могут повлечь для контролируемого лица применения в отношении него уже конкретных мер административного наказания.
Оспариваемое предостережение контролирующего органа является актом, преследующим цель предупредить о необходимости соблюдения закона ввиду наличия в деятельности хозяйствующего субъекта признаков нарушений обязательных требований, что установлено в ходе мероприятий по контролю, в связи с чем не может нарушать прав и законных интересов последнего.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции и не могут повлиять на законность и обоснованность обжалуемого решения, поскольку, не опровергая выводов суда первой инстанции, сводятся к несогласию с оценкой судом первой инстанции установленных обстоятельств по делу и имеющихся в деле доказательств, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам
части 4 статьи 270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Обществу в соответствии со
статьей 104 АПК РФ,
подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит возврату из федерального бюджета государственная пошлина в размере 1500 рублей, излишне уплаченная по платежному поручению от 28.02.2023 N 335.
постановил:
решение Арбитражного суда Тульской области от 31.01.2023 по делу N А68-10740/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить закрытому акционерному обществу "Подмосковный научно-исследовательский угольный институт" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 28.02.2023 N 335.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть
обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с
частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
Д.В.БОЛЬШАКОВ
Судьи
Е.В.МОРДАСОВ
Е.Н.ТИМАШКОВА