Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2021 N 20АП-6785/2020 по делу N А68-3239/2021
Требование: О признании недействительным предписания административного органа об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности.
Решение: Судом апелляционной инстанции решение суда первой инстанции отменено.
Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2021 N 20АП-6785/2020 по делу N А68-3239/2021
Требование: О признании недействительным предписания административного органа об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности.
Решение: Судом апелляционной инстанции решение суда первой инстанции отменено.
ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 декабря 2021 г. N 20АП-6785/2020
Дело N А68-3239/2021
Резолютивная часть постановления объявлена 08.12.2021
Постановление изготовлено в полном объеме 15.12.2021
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мордасова Е.В., судей Стахановой В.Н. и Тимашковой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Староверовой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Тульской области на решение Арбитражного суда Тульской области от 23.08.2021 по делу N А68-3239/2021 (судья Андреева Е.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Жилцентр" (г. Тула, ОГРН 1157154015700, ИНН 7107107609) к главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Тульской области (г. Тула, ОГРН 1047100784543, ИНН 7106063211) о признании недействительным предписания от 16.02.2021 N 32/1/11,
при участии в судебном заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Жилцентр": - Красножена В.В. (доверенность от 12.05.2021),
от главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Тульской области: - Лгунова И.Г. (доверенность от 11.10.2021 N 202), Табакова А.В. (доверенность от 11.10.2021 N 203),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Жилцентр" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Главному управлению Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Тульской области (далее - управление) о признании недействительным предписания от 16.02.2021 N 32/1/11.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 23.08.2021 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с данным решением, управление обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование своей позиции апеллянт указывает на то, что все выявленные и указанные в предписании недостатки в функционировании системы пожарной безопасности многоквартирного жилого дома должны устраняться управляющей компанией в ходе текущего ремонта и содержания здания.
От общества в суд апелляционной инстанции поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором оно, считая принятое решение законным и обоснованным, простит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив в порядке, установленном
ст. 266,
268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о наличии оснований для отмены решения суда первой инстанции ввиду следующего.
Как следует из материалов дела, что на основании распоряжения начальника ОНД и ПР г. Тулы (по Привокзальному и Советскому округам) управлением от 22.01.2021 N 32 старшим инспектором ОНД и ПР г. Тулы (по Привокзальному и Советскому округам) совместно с генеральным директором общества и главным инженером общества проведена внеплановая выездная проверка по контролю за соблюдением обществом установленных требований в области пожарной безопасности, а также проверки выполнения предписания управления от 06.04.2020 года N 59/1/33.
В ходе проверки управлением установлены факты нарушения законодательства о пожарной безопасности, а именно:
- в нарушение
ст. 56 ФЗ от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности",
п. 54 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479 не обеспечено исправное и работоспособное состояние системы вытяжной и противодымной вентиляции для удаления продуктов горения при пожаре, смонтированной на объекте и не оформлен акт проверки; отсутствует исполнительная документация на установки и системы противопожарной защиты объекта (система вытяжной противодымной вентиляции для удаления продуктов горения);
- в нарушение
ст. 56 ФЗ от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности",
п. 24 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479 устройства для самозакрывания дверей эвакуационных выходов из внеквартирных коридоров и незадымляемых лестничных клеток находятся в неисправном состоянии;
- в нарушение
ст. 56 ФЗ от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности",
п. 54 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479 не проведены регламентные работы по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту системы противодымной защиты, смонтированной на объекте.
По результатам проверки обществу выдано предписание от 16.02.2021 года N 32/1/11 об устранении выявленных нарушений.
Общество, не согласившись с выданным предписанием, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Судом первой инстанции было установлено, что вмененные обществу нарушения требований пожарной безопасности, относятся не к противопожарному режиму эксплуатации здания (сооружения), а к его конструктивным, объемно-планировочным и инженерно-техническим характеристикам, соблюдение которых применительно к конкретному эксплуатируемому зданию (сооружению) потребует их изменения, подлежат соблюдению только в случае реконструкции или капитального ремонта данного здания (сооружения), а не в процессе его текущей эксплуатации.
На основании изложенного, суд первой инстанции удовлетворил требование общества и признал недействительным предписание от 16.02.2021 N 32/1/11.
Между тем судом не учтено следующее.
Согласно
ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69) нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности. В соответствии с указанной
статьей федеральный государственный пожарный надзор представляет собой деятельность, направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушений организациями и гражданами требований, установленных законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности, посредством организации и проведения проверок деятельности организаций и граждан, состояния используемых (эксплуатируемых) ими объектов защиты, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений.
В соответствии со ст. 6 Закона N 69-ФЗ должностные лица органов государственного пожарного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право в частности выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты.
На основании распоряжения от 22.01.2021 N 32 была проведена внеплановая (повторная) проверка многоквартирного жилого дома по адресу: г. Тула, ул. Прокудина, д. 2, к. 2, по контролю за исполнением ранее выданного обществу предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности от 06.04.2020 N 59/1/33.
В ходе проверки установлено, что общество, осуществляющее деятельность по управлению многоквартирным жилым домом не выполнило в установленный срок вышеуказанное предписание. По результатам проверки обществу выданы акт проверки от 16.02.2021 N 32 и предписание от 16.02.2021 N 32/1/11 со сроком исполнения до 01.02.2022.
В соответствии со ст. 37 Закона N 69-ФЗ руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
Согласно
п. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) от собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование
В соответствии с п. 2.3 ч. 2 ст. 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией, управляющая организация несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за обеспечение готовности инженерных систем.
Таким образом, услуга управляющей компании состоит в том, что она выполняет фактические и юридические действия по владению, пользованию и распоряжению определенным имуществом в интересах его собственника. Следовательно, управляющая компания относиться к числу лиц, несущих ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, на что также указывает ст. 38 Закона N 69-ФЗ, в которой указано, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
Управляющая компания отвечает, в том числе и за пожарную безопасность жилых домов. Это вытекает из
Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. N 491. Из п. 7 данного документа следует, что в состав общего имущества включается, в том числе электрические установки систем дымоудаления систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода. При этом в п. 10 "б" сказано, что общее имущество многоквартирного дома должно содержаться так, чтобы обеспечивалась безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества.
Изучив содержание предписания, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
По пункту 1 предписания.
Согласно указанному пункту управляющей компании, необходимо обеспечить исправное и работоспособное состояние системы вытяжной противодымной вентиляции для удаления продуктов горения при пожаре, смонтированной на объекте и оформить акт проверки. Обеспечить наличие исполнительной документации на установки и системы противопожарной защиты объекта.
В соответствии со
ст. 56 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требования пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ), система противодымной защиты здания, сооружения должна обеспечивать защиту людей на путях эвакуации и в безопасных зонах от воздействия опасных факторов пожара в течение времени, необходимого для эвакуации людей в безопасную зону, или всего времени развития и тушения пожара посредством удаления продуктов горения и термического разложения и (или) предотвращения их распространения.
Учитывая, что одной из целей управления жилищным фондом является создание безопасных условий проживания граждан в жилом доме, в том числе путем выполнения требований пожарной безопасности, именно управляющая компания несет ответственность за содержание в исправном состоянии систем противопожарной защиты жилого дома, в данном случае системы дымоудаления.
П. 19 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 N 416 установлено, организация, ранее управлявшая многоквартирным домом и получившая предусмотренное
п. 18 данных Правил уведомление, передает в порядке, предусмотренном
п. 22 данных Правил, техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким многоквартирным домом документы организации, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, по акту приема-передачи.
Согласно положениям
п. 21 этих же Правил установлено, что в случае отсутствия у ранее управлявшей многоквартирным домом организации одного или нескольких документов, входящих в состав технической документации на многоквартирный дом, и иных связанных с управлением таким многоквартирным домом документов, технических средств и оборудования такая организация обязана в течение 3 месяцев со дня получения уведомления, предусмотренного
п. 18 данных Правил, принять меры к их восстановлению и в порядке, предусмотренном
п. 22 данных Правил, передать их по отдельному акту приема-передачи организации, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом.
Таким образом, требования пункта 1 предписания являются законными, обоснованными и относящимися к обязанностям управляющей компании.
По пункту 2 предписания.
Пунктом 2 отмеченного предписания обществу предписано привести в исправное состояние устройства для самозакрывания дверей эвакуационных выходов из внеквартирных коридоров и незадымляемых лестничных клеток.
Согласно
п. 54 Постановления Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации" (далее - Правила), руководитель организации организует работы по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, обеспечивающие исправное состояние указанных средств. Работы осуществляются с учетом инструкции изготовителя на технические средства, функционирующие в составе систем противопожарной защиты.
В соответствии с п. 24 Правил, руководитель организации обеспечивает наличие на противопожарных дверях и воротах и исправное состояние приспособлений для самозакрывания и уплотнений в притворах, а на дверях лестничных клеток, дверях эвакуационных выходов, в том числе ведущих из подвала на первый этаж (за исключением дверей, ведущих в квартиры, коридоры, вестибюли (фойе) и непосредственно наружу), приспособлений для самозакрывания.
Поскольку предписанное требование (регулировка доводчиков дверей) носит эксплуатационный характер и не требует проведения капитальных работ, пункт 2 предписания является законным, обоснованным и относящимся к обязанностям управляющей компании. В суде апелляционной инстанции представитель управляющей организации согласился с тем, что указанная обязанность лежит на управляющей компании.
По пункту 3 предписания.
На основании п. 3 обществу было предписано своевременно проводить регламентные работы по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту системы противодымной защиты, смонтированной на объекте.
На основании
ч. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Частью 1.1 той же статьи определено, что надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области пожарной безопасности, и должно обеспечивать безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества.
Согласно
ч. 1.2 ст. 161 ЖК РФ состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации. Минимальный перечень таких услуг и работ устанавливает постановление Правительства РФ от 03.04.2013 N 290.
В соответствии с п. 15 раздела II Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - минимальный перечень) предусмотрены работы, выполняемые в целях надлежащего содержания систем вентиляции и дымоудаления многоквартирных домов, в том числе техническое обслуживание и сезонное управление оборудованием систем вентиляции и дымоудаления, определение работоспособности оборудования и элементов систем, контроль и обеспечение исправного состояния систем автоматического дымоудаления, а при выявлении повреждений и нарушений - разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ.
В силу п. 27 Минимального перечня установлено, что к работам по обеспечению пожарной безопасности относятся работы по обеспечению работоспособного состояния систем противодымной защиты.
С учетом содержания указанных норм суд апелляционной инстанции приходит к выводу о законности и обоснованности рассматриваемого пункта предписания.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу ссылается на МДК 2-03.2003 "Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда", утвержденные
постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 г. N 170. Однако Приложением 7 к МДК установлено, что к текущему ремонту относится замена и восстановление элементов и частей элементов специальных технических устройств, выполняемые специализированными предприятиями по договору подряда с собственником (уполномоченным им органом) либо с организацией, обслуживающей жилищный фонд, по регламентам, устанавливаемым заводами-изготовителями либо соответствующими отраслевыми министерствами (ведомствами) и согласованными государственными надзорными органами.
Кроме того, суд апелляционной инстанции отмечает, что в соответствии с
Приложением 7 к Приказу Госкомархитектуры от 23.11.1988 N 312 "Об утверждении ведомственных строительных норм Госкомархитектуры" Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения" ремонт и наладка систем автоматического пожаротушения, дымоудаления; а также замена вышедших из строя датчиков, проводки и оборудования пожарной и охранной сигнализации относится к работам по текущему ремонту зданий и объектов.
С учетом всего вышеизложенного суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что все требования оспариваемого предписания являются законными и обоснованными. Все виды работ, необходимые для исполнения предписания, относятся к текущему ремонту здания и должны выполняться управляющей организацией.
Таким образом, решение Арбитражного суда Тульской области от 23.08.2021 подлежит отмене, а в удовлетворении требований заявителя надлежит отказать.
Руководствуясь
статьями 269,
270,
271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тульской области от 23.08.2021 по делу N А68-3239/2021 отменить.
В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "Жилцентр" отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с
пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья
Е.В.МОРДАСОВ
Судьи
В.Н.СТАХАНОВА
Е.Н.ТИМАШКОВА