Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2011 по делу N А09-2080/2011
Требование: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение правил пожарной безопасности.
Решение: В удовлетворении требования отказано.


Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2011 по делу N А09-2080/2011
Требование: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение правил пожарной безопасности.
Решение: В удовлетворении требования отказано.

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 августа 2011 г. по делу N А09-2080/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 29 августа 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 31 августа 2011 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Дорошковой А.Г.,
судей Полынкиной Н.А. и Стахановой В.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шульгач И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу с использованием системы видеоконференц-связи (регистрационный номер 20АП-3860/2011) Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области
на решение Арбитражного суда Брянской области от 07.07.2011
по делу N А09-2080/2011 (судья Пулькис Т.М.), принятое
по заявлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области
к главному государственному инспектору Советского района г. Брянска по пожарному надзору Самуйленко В.А.
об оспаривании постановления от 11.03.2011 N 54 по делу об административном правонарушении,
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя: Филилеев Ф.В., ведущий специалист-эксперт, доверенность от 11.01.2011 N 10-48/39;
от ответчика: не явился;
установил:
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением к главному государственному инспектору Советского района г. Брянска по пожарному надзору Самуйленко В.А. о признании незаконным и отмене постановления от 11.03.2011 N 54 по делу об административном правонарушении (с учетом уточнения).
Решением арбитражного суда от 07.07.2011 заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области в апелляционной жалобе просит решение отменить, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, нарушение и неправильное применение судом норм материального права.
Ответчик отзыв на жалобу не представил, в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен своевременно, что подтверждается почтовым уведомлением.
Выслушав пояснения представителя Управления Росреестра по Брянской области, изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, исследовав и оценив доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
Как следует из материалов дела, прокуратурой Советского района в период с 07.02.2011 по 14.02.2011 с привлечением в порядке ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" специалиста ОНД по Советскому району г. Брянска ГУ МЧС России по Брянской области проведена проверка соблюдения требований законодательства о пожарной безопасности Управлением Росреестра по Брянской области по адресу: г. Брянск, ул. 3-го Июля, д. 27.
По материалам проверки постановлением от 21.02.2011 в отношении Управления Росреестра по Брянской области возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ (т. 1, л.д. 12 - 18) и в порядке ст. 28.8 КоАП РФ постановление направлено для рассмотрения по существу в ОНД по Советскому району г. Брянска ГУ МЧС России по Брянской области. Постановлением старшего государственного инспектора Советского района г. Брянска по пожарному надзору Самуйленко В.А. от 11.03.2011 N 54 Управление привлечено к ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ в виде наложения штрафа в размере 10 000 руб. (т. 1, л.д. 8 - 11)
В указанном постановлении отмечены следующие нарушения правил пожарной безопасности:
1. Непредставление документации, характеризующей показатели пожарной опасности на материалы, используемые для отделки (окраски) стен на путях эвакуации четвертого этажа в здании (п. 53 ППБ 01-03);
2. Непредставление документации, характеризующей показатели пожарной опасности на материалы, используемые для отделки (окраски) стен на путях лестничной клетки (п. 53 ППБ 01-03);
3. Непредставление документации, характеризующей показатели пожарной опасности на материалы, используемые для отделки потолка в лестничной клетки (п. 3 ППБ 01-03, п. 6.25* СНиП 21-01-97*);
4. Отсутствие проведения проверки сети противопожарного водопровода (п. 89 ППБ 01-03);
5. На пути эвакуации четвертого этажа установлен шкаф (п. 53 ППБ 01-03);
6. Ширина эвакуационного выхода из коридора второго этажа в лестничную клетку менее 1,2 метра (составляет 113 см) (п. 3 ППБ 01-03; п. 6.16 СНиП 21-01-97*);
7. Устройство для самозакрывания двери лестничной клетки на втором этаже здания находится в неисправном состоянии (п. 34 ППБ 01-03);
8. Кабинеты N 34, N 35, N 15, N 7 не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией (п. 3 ППБ 01-03, п. 4 НПБ 110-03);
9. Ширина эвакуационного пути по коридору на втором этаже здания уменьшена дверьми, открывающимися из помещений в коридор (п. 3 ППБ 01-03, п. 6.26* СНиП 21-01-97*);
10. Ширина пути эвакуации на втором этаже здания в месте установки дверей, разделяющих коридор, менее 1,2 метра (составляет 108 см) (п. 3 ППБ 01-03, п. 6.27 СНиП 21-01-97*);
11. На втором этаже заполнение проема в противопожарной преграде выполнить третьего типа (п. 3 ППБ 01-03, п. 6.26*, п. 5.14* табл. 1, 2 СНиП 21-01-97*);
12. Ширина второго эвакуационного выхода со второго этажа менее 1,2 метра (составляет 113 см) (п. 3 ППБ 01-03, п. 6.16 СНиП 21-01-97*);
13. Двери на втором эвакуационном выходе открываются не по направлению выхода из здания (п. 3, п. 52 ППБ 01-03, п. 6.17 СНиП 21-01-97*); 14. Ширина эвакуационного выход из лестничной клетки в коридор первого этажа менее 1,2 метра (составляет 88,5 см) (п. 3 ППБ 01-03, п. 6.16 СНиП 21-01-97*); 15. Пути эвакуации первого этажа отделаны горючими материалами (п. 53 ППБ 01-03); 16. На первом этаже в отделе приема посетителей на пути эвакуации находится шкаф (п. 53 ППБ 01-03);
17. Ширина эвакуационного пути по коридору на первом этаже здания уменьшена дверью, открывающейся из помещения в коридор (правое крыло коридора) (п. 3 ППБ 01-03, п. 6.26* СНиП 21-01-97*);
18. Ширина пути эвакуации на первом этаже здания менее 1,2 метра (составляет 106 см, правое крыло коридора) (п. 3 ППБ 01-03, п. 6.27 СНиП 21-01-97*); 19. Ширина пути эвакуации на первом этаже здания менее 1,2 метра (составляет 109 см, левое крыло коридора) (п. 3 ППБ 01-03, п. 6.27 СНиП 21-01-97*); 20. Ширина второго эвакуационного выхода на первом этаже менее 1,2 метра (составляет 117,5 см) (п. 3 ППБ 01-03, п. 6.16 СНиП 21-01-97*);
21. Двери на втором эвакуационном выходе первого этажа открываются не по направлению выхода из здания (п. 3, п. 52 ППБ 01-03, п. 6.17 СНиП 21-01-97*);
22. Двери лестничной клетки не оборудованы приспособлениями для самозакрывания с уплотнением в притворах на первом этаже (левое крыло) (п. 3 ППБ 01-03, п. 6.18, СНиП 21-01-97*);
23. Дверь пожароопасного технического помещения на первом этаже здания (электрощитовая) не выполнена с пределом огнестойкости не менее 0,6 ч. (п. 3 ППБ 01-03, п. 1.82 СНиП 2.08.02-89*);
24. В коридоре на первом этаже ширина пути эвакуации составляет менее 1,2 метра (составляет 70 см, в левом крыле коридора выполнена перегородка с дверным проем разделяющая коридор) (п. 3 ППБ 01-03, п. 6.27 СНиП 21-01-97*);
25. В помещении диспетчерского пункта отсутствуют исправные электрические фонари (не менее 3 шт.) (п. 97 ППБ 01-03);
26. В помещении диспетчерского пункта отсутствует инструкция о порядке действий дежурного персонала при получении сигналов о пожаре и неисправности установок (систем) пожарной автоматики (п. 97 ППБ 01-03);
27. Не проводится техническое обслуживание и планово-предупредительный ремонт автоматической пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией (п. 96 ППБ 01-03); 28. Помещения на первом этаже оборудованы тепловыми пожарными извещателями (п. 3 ППБ 01-03; п. 3 НПБ 110-03);
29. Пути эвакуации (коридор первого этажа) не оборудованы световыми оповещателями "выход" (п. 3 ППБ 01-03, п. 3.11, п. 5.1, п. 4.1, п. 3.1 НПБ 104-03);
30. Система оповещения и управления эвакуацией людей на четвертом этаже здания в неисправном состоянии (п. 34 ППБ 01-03);
31. Автоматическая пожарная сигнализация и система оповещения и управления эвакуацией людей на втором этаже здания в неисправном состоянии (п. 34 ППБ 01-03);
32. Автоматическая пожарная сигнализация и система оповещения и управления эвакуацией людей на первом этаже здания в неисправном состоянии (п. 34 ППБ 01-03);
33. В дополнение к планам эвакуации людей в случае пожара не разработаны инструкции, определяющие действия персонала по быстрой и безопасной эвакуации людей, по которой следует не реже одного раза в полугодие проводить практические тренировки всех задействованных для эвакуации работников (п. 16 ППБ 01-03);
34. На внешней стороне дверок пожарных шкафов отсутствует буквенный индекс, включающий в себя аббревиатуру "ПК" и (или) условное обозначение ПК и переносных огнетушителей по НПБ 160, и не предусмотрено место для нанесения порядкового номера ШП и номера телефона ближайшей пожарной части (п. 3 ППБ 01-03, п. 4.15 НПБ 151-00);
35. Ширина пути эвакуации в коридоре четвертого этажа здания в месте установке дверей, разделяющих коридор, менее 1,2 метра (п. 3 ППБ 01-03, п. 6.27 СНиП 21-01-97*).
Считая постановление старшего государственного инспектора Советского района г. Брянска по пожарному надзору Самуйленко В.А. незаконным, Управление обратилось с заявлением в арбитражный суд.
В силу части 1 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 названного Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Отношения в области обеспечения пожарной безопасности регулируются Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" и иными нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, в том числе правилами и нормами пожарной безопасности, строительными нормами и правилами.
В соответствии со статьей 37 Закона "О пожарной безопасности" юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности обязаны соблюдать требования пожарной безопасности.
Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения, установлены в Правилах пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС России от 18.06.2003 N 313. Собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности (пункт 10 ППБ 01-03). Факт нарушения правил пожарной безопасности подтверждается материалами административного производства, установлен арбитражным судом и Управлением не оспаривается.
Вместе с тем заявитель жалобы полагает, что вина Управления в совершении вменяемого правонарушения отсутствует, поскольку заявитель финансируется из федерального бюджета. Осуществление конкретных мероприятий (в т.ч. и тех, которые входят в число связанных с противопожарной безопасностью) на 2010 год не предусматривалось.
Согласно пункту 2 ст. 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Управление Росреестра зарегистрировано в качестве юридического лица, имеет обособленное имущество, закрепленное за ним на праве оперативного управления, лицевые счета в органах Федерального казначейства и осуществляет полномочия собственника в отношении имущества и получателя средств федерального бюджета.
В соответствии с п. 7.20 Положения об Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области, утвержденного Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) от 19.04.2010 N П/158, в обязанности Управления входит проведение работ по обеспечению безопасных условий и охраны труда, соблюдение правил пожарной безопасности.
Согласно с п. 11.1 руководитель Управления наделен правом вносить руководителю Росреестра предложения, смету расходов на содержание Управления на очередной финансовый год за счет средств федерального бюджета, и такую же смету за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности.
Материалами дела подтверждено, что при проведении проверки установлены не единичные случаи нарушения Правил пожарной безопасности, а нарушения массового характера, являющиеся грубыми, обладающие существенной угрозой причинения ущерба жизни и здоровью людей.
Отсутствие финансирования на проведение противопожарных мер не освобождает Управление от соблюдения требований закона и не является основанием для освобождения от административной ответственности за неисполнение данной обязанности.
Кроме того, доказательства обращения в надлежащий орган (Росреестр) за выделением средств бюджета либо средств, полученных от приносящей доход деятельности (п. 11.1 Положения об Управлении), для выполнения мер пожарной безопасности в арбитражный суд и суд апелляционной инстанции не представлены.
С учетом изложенного основания для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 5.1 статьи 211, п. 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Брянской области от 07.07.2011 по делу N А09-2080/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в г. Брянске в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 АПК РФ. Жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
А.Г.ДОРОШКОВА
Судьи
Н.А.ПОЛЫНКИНА
В.Н.СТАХАНОВА