Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 17.10.2014 по делу N А09-8339/2013 данное постановление отменено, дело передано на новое рассмотрение в Арбитражный суд Брянской области.
Название документа
Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2014 по делу N А09-8339/2013
Требование: О расторжении договора аренды лесного участка, понуждении ООО передать по акту приема-передачи лесной участок.
Встречное требование: Об изменении условий договора и приложения к договору аренды.
Решение: Требование удовлетворено.
Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2014 по делу N А09-8339/2013
Требование: О расторжении договора аренды лесного участка, понуждении ООО передать по акту приема-передачи лесной участок.
Встречное требование: Об изменении условий договора и приложения к договору аренды.
Решение: Требование удовлетворено.
ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 июля 2014 г. по делу N А09-8339/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 22.07.2014
Постановление изготовлено в полном объеме 29.07.2014
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Тучковой О.Г., судей Рыжовой Е.В., Тимашковой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем Корнеевой Е.В., при участии от истца - Чекина В.П. (директора, приказ от 21.02.2011 N 5-к), Толубаева Н.Н. (доверенность от 17.07.2014 N 12), от ответчика - Кондрусина В.Н. (директора, приказ от 13.04.2013 N 7, протокол от 13.04.2013 N 13), в отсутствие представителей третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Трубчевсклес" на решение Арбитражного суда Брянской области от 05.05.2014 по делу N А09-8339/2013 (судья Артемьева О.А.),
установил:
следующее.
Государственное казенное учреждение Брянской области "Трубчевское лесничество" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Трубчевсклес" (далее - ответчик) о расторжении договора аренды лесного участка ГУ "Трубчевское лесничество" Холмовское участковое лесничество в границах бывшего Скрипкинского лесничества от 24.04.2009 N 7 и понуждении ООО "Трубчевсклес" передать по акту приема-передачи лесной участок площадью 9 576 га с местоположением: Брянская область, Трубчевский муниципальный район, ГУ "Трубчевское лесничество" Холмовское участковое лесничество (Скрипкинское бывшее), квартала N 1-84.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление лесами Брянской области и Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз).
От ООО "Трубчевсклес" 27.03.2014 поступило встречное исковое заявление к ГКУ Брянской области "Трубчевское лесничество" об изменении договора, заключенного между ГУ "Трубчевское лесничество" Управление лесами Брянской области и ООО "Трубчевсклес", приложением N 3 к договору "Цели и объемы использования лесов на арендуемом участке", объем заготовки древесины, в соответствии с проектом освоения лесов, в связи с составлением арендатором проекта освоения лесов, который был представлен Управлению лесами Брянской области на государственную экспертизу, и которая была проведена и утверждена приказом Управления лесами от 23.06.2009 N 208.
Определением от 03.04.2014 встречное исковое заявление ООО "Трубчевсклес" принято к производству и объединено с первоначальным иском ГКУ "Трубчевское лесничество".
Решением арбитражного суда исковые требования удовлетворены, встречный иск оставлен без рассмотрения.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, общество с ограниченной ответственностью "Трубчевсклес" подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении требований ГКУ "Трубчевское лесничество" отказать. Ссылается на нарушение судом норм процессуального права. Считает недоказанным факт превышения ответчиком объемов заготовки древесины, поскольку истцом не представлено надлежащих документов в подтверждение этого. Возражает против принятия в качестве доказательства по делу акта проверки Департамента лесного хозяйства по Центральному федеральному округу от 04.06.2013, поскольку он не был направлен в адрес ответчика. Считает, что суд необоснованно оставил без удовлетворения ходатайство ответчика о приостановлении производства по делу. Полагает, что в аукционной документации была предусмотрена возможность изменения объема подлежащих заготовке лесных ресурсов. Утверждает, что ответчик изъял древесину сверх установленного договором объема в связи с проведением санитарно-оздоровительных мероприятий.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзывов на нее, заслушав пояснения представителей сторон, суд апелляционной инстанции считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, по результатам аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесных участков, находящихся в государственной собственности, от 23.04.2009 между ГУ "Трубчевское лесничество" Управления лесами Брянской области (арендодатель) и ООО "Трубчевсклес" (арендатор) был подписан договор от 24 апреля 2009 года N 7 аренды лесного участка ГУ "Трубчевское лесничество" Холмовское участковое лесничество в границах бывшего Скрипкинского лесничества (т. 1, л.д. 11-15).
В соответствии с договором аренды арендодатель принял на себя обязательства передать, а арендатор - принять во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности, имеющий местоположение: Брянская область, Трубчевский муниципальный район, ГУ "Трубчевское лесничество" Холмовское участковое лесничество (Скрипкинское бывшее), квартала N 1- N 84, общей площадью 9 576 га. Схема расположения лесного участка и его характеристика приводятся в приложениях N 1, N 2 (границы лесного участка определены на кадастровой карте (плане), являющейся неотъемлемой частью договора) к договору (т. 2, л.д. 122-138).
Срок действия договора установлен до 24.04.2029.
Договор зарегистрирован Управлением Федеральной регистрационной службы по Брянской области 02.06.2009.
По акту приема-передачи от 24.04.2009 указанный лесной участок был передан арендатору (т. 2, л.д. 132-133).
В соответствии с п. 5 договора арендная плата согласно протоколу аукциона от 23.04.2009 N 1 составляет 874 000 руб. в год.
В п. 4 договора аренды предусмотрено, что арендатору передается лесной участок для использования в целях и объемах согласно приложению N 3.
Согласно приложению N 3 к договору аренды объем заготовки ликвидационной древесины в эксплуатационных лесах при проведении сплошных рубок установлен в размере 8,1 тыс. куб. м и от рубок ухода - 1,5 тыс. куб. м, т.е. всего 9,6 тыс. куб. м.
Ссылаясь на то, что ООО "Трубчевсклес" систематически нарушает существенные условия договора аренды в результате превышения объема изъятия древесины, 15.08.2013 ГКУ "Трубчевское лесничество" направило в адрес ООО "Трубчевсклес" претензию, в которой в срок до 01.09.2013 предложило в добровольном порядке заключить соглашение о расторжении договора аренды лесного участка и передать лесной участок по акту приема-передачи.
Указанная претензия, полученная ООО "Трубчевсклес" 26.08.2013, была оставлена последним без удовлетворения.
На основании изложенного ГКУ "Трубчевское лесничество" обратилось в арбитражный суд с иском.
Полагая, что на арендодателе лежит обязанность по внесению изменений в условия договора в части ежегодных объемов использования лесов, ООО "Трубчевсклес" обратилось в суд со встречным иском.
Вынося обжалуемое решение, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В силу
ч. 1 ст. 72 Лесного кодекса Российской Федерации по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных
ст. 25 Лесного кодекса Российской Федерации.
Согласно
пункту 4 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации запрещается заготовка древесины в объеме, превышающем расчетную лесосеку (допустимый объем изъятия древесины).
Как следует из лесных деклараций, представленных ООО "Трубчевсклес" в 2010-2012 годах в ГКУ "Трубчевское лесничество", ООО "Трубчевсклес" было допущено превышение объемов заготовки древесины: на 2 932 куб. м - в 2010 г., на 3 940 куб. м - в 2011 г. и на 3 168 куб. м - в 2012 г. (т. 3, л. д. 6-226).
На основании приказа Департамента лесного хозяйства по Центральному федеральному округу с 03 по 04.06.2013 комиссией Департамента проведена выездная внеплановая проверка, в ходе которой был установлен факт превышения ООО "Трубчевсклес" допустимых объемов заготовки древесины в 2011 году на 5,1 тыс. куб. м, в 2012 году - на 5,4 тыс. куб. м свыше ежегодно допустимого объема заготовки, который предусмотрен договором аренды.
По результатам проверки Департаментом составлен акт проверки от 04.06.2013 (т. 4, л.д. 54-69).
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что акт проверки Департамента лесного хозяйства по Центральному федеральному округу от 4 июня 2013 г. не может быть принят судом в качестве доказательства факта превышения ООО "Трубчевсклес" допустимых объемов заготовки древесины в связи с ненаправлением данного акта в адрес ООО "Трубчевсклес", отклоняется апелляционным судом как необоснованный в связи со следующим.
Согласно Временному регламенту организации проведения проверок по исполнению органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений и расходования субвенций (далее - Регламент), утвержденному
приказом Рослесхоза от 2 апреля 2012 г. N 125, проверка исполнения органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений и расходования субвенций является одной из форм контроля за исполнением органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им отдельных полномочий в области лесных отношений и осуществляется Федеральным агентством лесного хозяйства, его территориальными органами с участием, при необходимости, подведомственных Федеральному агентству лесного хозяйства организаций.
В соответствии с пунктами 39, 40 Регламента по результатам проверки составляется акт. В случае проведения проверки в отношении более чем одного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, акт проверки составляется в отношении каждого из этих органов.
Акт проверки относится к документам, в которых может содержаться информация ограниченного доступа, и его содержание не может быть разглашено третьим лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В этой связи и согласно пункту 44 Регламента председатель комиссии вручает два экземпляра акта проверки с копиями приложений руководителю уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (уполномоченному им лицу) под расписку (при проведении выездной проверки) либо направляет их заказным почтовым отправлением с уведомлением.
Принятие мер по устранению выявленных нарушений, их предупреждению включают подготовку и направление предписания об устранении выявленных нарушений.
Так, в соответствии с пунктом 63 Регламента предписание об устранении выявленных нарушений направляется высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. Копия предписания направляется в соответствующий территориальный орган Рослесхоза.
Предметом данной проверки являлось осуществление переданных полномочий в области лесных отношений органов государственной власти Брянской области по организации использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, в том числе по осуществлению указанными органами контроля исполнения условий договоров аренды лесных участков, а не деятельность ООО "Трубчевсклес".
Следовательно, акт проверки в адрес ООО "Трубчевсклес" направляться не должен и довод заявителя о неознакомлении с ним и, как следствие - невозможности воспользоваться правом осуществлять защиту своих прав и законных интересов в судебном порядке, необоснован.
Таким образом, тот факт, что ООО "Трубчевсклес" вырубило древесину сверх установленного Приложением N 3 к договору аренды объема подтверждается материалами дела, в том числе актом проверки Департамента лесного хозяйства по Центральному федеральному округу от 4 июня 2013 г.
Кроме того, факт изъятия древесины сверх объема, установленного договором аренды, подтвержден представителем ООО "Трубчевсклес" как в судебных заседаниях суда первой инстанции, так и в апелляционной жалобе, что доказывает изменение условий договора аренды в одностороннем порядке. Об этом также свидетельствует обращение представителя ООО "Трубчевсклес" в суд со встречным исковыми требованиями об изменении договора аренды, заключенного между ГУ "Трубчевское лесничество" Управления лесами Брянской области и ООО "Трубчевсклес, приложения N 3 к договору "Цели и объемы использования лесов на арендуемом участке, объем заготовки древесины, в соответствии с проектом освоения лесов, в связи с составлением арендатором проекта освоения лесов. Указанные обстоятельства подтверждают изъятие древесины ООО "Трубчевсклес" сверх объема, установленного договором аренды. В связи с изложенным апелляционный суд не принимает во внимание довод жалобы о недоказанности факта превышения ответчиком объемов заготовки древесины
Довод жалобы о том, что превышение объема вырубленной древесины было вызвано проведением санитарно-оздоровительных рубок, апелляционный суд отклоняет как несостоятельный в силу следующего.
Согласно
части 2 статьи 55 Лесного кодекса Российской Федерации указанные в
пункте 4 части 1 статьи 55 Лесного кодекса Российской Федерации меры санитарной безопасности на лесных участках, предоставленных в аренду, осуществляются арендаторами этих лесных участков на основании проекта освоения лесов.
В силу
пункта 4 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных
постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2007 N 414, на лесных участках, предоставленных в аренду, санитарно-оздоровительные мероприятия осуществляются арендаторами этих участков на основании проекта освоения лесов.
Пунктом 28 данных Правил предусмотрено, что санитарно-оздоровительными мероприятиями являются вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия.
Согласно пунктам 5 и 6 Руководства по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий, утвержденных
Приказом Рослесхоза от 29.12.2007 N 523, выполнение санитарно-оздоровительных мероприятий осуществляется в соответствии со
статьей 19 Лесного кодекса Российской Федерации и Правилами санитарной безопасности в лесах путем размещения заказов на выполнение этих работ, кроме случаев, когда это возложено на лица, использующие леса. Лица, использующие леса в соответствии с договором аренды, выполняют санитарно-оздоровительные мероприятия (все или их часть) за собственные средства на основании проекта освоения лесов и результатов лесопатологических обследований с учетом требований настоящего Руководства (статья 4 Правил санитарной безопасности в лесах).
Таким образом,
частью 2 статьи 55 Лесного кодекса Российской Федерации и пунктом 4 Правил санитарной безопасности в лесах установлена обязанность арендатора лесного участка по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий.
Из анализа
ст. 16 Лесного кодекса Российской Федерации следует, что санитарные рубки являются заготовкой древесины и включаются в общий объем рубки лесных насаждений.
В силу
п. 5 Правил заготовки древесины, утвержденных
приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 16.07.2007 N 184, действовавших до 28.10.2011, древесина, заготовленная арендатором, использующим леса в целях заготовки древесины, при прочих рубках, включается в счет установленного размера заготовки древесины на арендованном лесном участке.
Из Приложения N 3 к договору аренду усматривается, что в объем заготовки древесины включено, в числе прочего, объем заготовки древесины от рубок ухода - 1,5 тыс. куб. м (ежегодно).
Согласно разъяснениям, изложенным в
постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.12.2013 N 12157/13,
часть 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации содержит специальное правило, согласно которому возможность изменения условий договора аренды, заключенного на аукционе, ограничена случаем, предусмотренным непосредственно Лесным
кодексом Российской Федерации (
частью 7 статьи 53.7 Лесного кодекса Российской Федерации). Таким образом, исключается применение норм гражданского законодательства в части условий и оснований изменения такого договора по требованию одной из сторон или на основании соглашения сторон договора.
С учетом изложенного апелляционным судом отклоняется как несостоятельный довод апеллянта о том, что аукционной документацией была предусмотрена возможность изменения объема подлежащих заготовке лесных ресурсов.
В
постановлении от 17.12.2013 N 12157/13 Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации указал, что изменение объема подлежащих заготовке лесных ресурсов на переданном в аренду лесном участке не относится к существенному изменению обстоятельств, которое стороны не могли разумно предвидеть при заключении договора.
Пунктом 7 Правил заготовки древесины, утвержденных
Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 16.07.2007 N 184, действовавших до 28.10.2011, предусмотрено, что рубка лесных насаждений, хранение и вывоз древесины с каждой лесосеки осуществляется в течение 12 месяцев с даты подачи лесной декларации, в которой предусматривается рубка лесных насаждений на данной лесосеке.
Аналогичное правило закреплено в
п. 12 Правил заготовки древесины, утвержденных
Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 01.08.2011 N 337.
При этом в
пункте 12 данных Правил указано, что срок рубки лесных насаждений, хранения и вывоза древесины может быть увеличен не более чем на 12 месяцев уполномоченным органом по письменному заявлению лица, использующего леса.
Разрешение на изменение сроков рубки лесных насаждений и вывоза древесины выдается в письменном виде с указанием местонахождения лесосек (участковое лесничество, номер лесного квартала, номер лесотаксационного выдела, номер делянки), площади лесосеки, объема древесины и вновь установленного (продленного) срока (даты) рубки лесных насаждений и (или) хранения, вывозки древесины.
Доказательств получения такого разрешения ООО "Трубчевсклес" суду не представило.
В соответствии со
ст. 619 Гражданского кодекса Российской Федерации по требованию арендодателя договор аренды может быть досрочно расторгнут судом в случаях, когда арендатор: 1) пользуется имуществом с существенным нарушением условий договора или назначения имущества либо с неоднократными нарушениями; 2) существенно ухудшает имущество; 3) более двух раз подряд по истечении установленного договором срока платежа не вносит арендную плату; 4) не производит капитального ремонта имущества в установленные договором аренды сроки, а при отсутствии их в договоре в разумные сроки в тех случаях, когда в соответствии с законом, иными правовыми актами или договором производство капитального ремонта является обязанностью арендатора.
Арендодатель вправе требовать досрочного расторжения договора только после направления арендатору письменного предупреждения о необходимости исполнения им обязательства в разумный срок.
Пунктом 18 договора аренды предусмотрено, что расторжение договора по решению суда по требованию одной из сторон осуществляется, в том числе, в случае нарушения другой стороной условий договора.
С учетом представленных в материалы дела доказательств неоднократного нарушения ООО "Трубчевсклес" условий договора аренды, принимая во внимание получение арендатором письменного уведомления арендодателя о необходимости расторжения договора, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования по первоначальному иску.
Согласно
части 3 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским
кодексом, если иное не установлено Лесным
кодексом Российской Федерации.
В силу
пункта 1 и
2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение и расторжение договора возможно по соглашению сторон, если иное не предусмотрено Гражданским
кодексом Российской Федерации, а также другими законами или договором. По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: при существенном нарушении договора другой стороной; в иных случаях, предусмотренных Гражданским
кодексом Российской Федерации, другими законами или договором.
Как установлено в
статье 619 Гражданского кодекса Российской Федерации, по требованию арендодателя договор аренды может быть досрочно расторгнут судом в случаях, когда арендатор пользуется имуществом с существенным нарушением условий договора или назначения имущества либо с неоднократными нарушениями; существенно ухудшает имущество.
Согласно
пункту 2 статьи 452 Гражданского кодекса Российской Федерации требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок.
Как следует из материалов дела и установлено судом, до обращения с иском в арбитражный суд ООО "Трубчевсклес" предложение об изменении договора аренды в адрес ГКУ Брянской области "Трубчевское лесничество" не направило.
Согласно
пункту 2 части 1 статьи 148 АПК РФ несоблюдение сторонами досудебного порядка урегулирования спора влечет оставление искового заявления без рассмотрения.
На основании изложенного, встречные исковые требования ООО "Трубчевсклес" об изменении договора, заключенного между ГУ "Трубчевское лесничество" Управление лесами Брянской области и ООО "Трубчевсклес", приложением N 3 к договору "Цели и объемы использования лесов на арендуемом участке", объем заготовки древесины, в соответствии с проектом освоения лесов, в связи с составлением арендатором проекта освоения лесов, который был представлен Управлению лесами Брянской области на государственную экспертизу, и которая была проведена и утверждена приказом Управления лесами от 23.06.2009 N 208, правомерно оставлены судом первой инстанции без рассмотрения.
Доводы апелляционной жалобы о нарушении судом норм процессуального права отклоняются апелляционным судом как необоснованные. В апелляционной жалобе ООО "Трубчевсклес" указано, что определением от 13.03.2014 суд оставил без удовлетворения ходатайство общества о приостановлении производства по делу до принятия решения по иску общества с ограниченной ответственностью "Трубчевсклес" к Федеральному агентству лесного хозяйства о признании недействительным пунктов 1, 2, 3 предписания от 22.07.2013. Решением по делу N А40-48504/2014 Арбитражный суд г. Москвы отказал обществу с ограниченной ответственностью "Трубчевсклес" в удовлетворении заявления о признании недействительными пунктов 1, 2, 3 Предписания Рослесхоза от 22.07.2013 "Об устранении выявленных нарушений при исполнении органами государственной власти Брянской области переданных полномочий в области лесных отношений, а также о привлечении должностных лиц, исполняющих обязанности по осуществлению переданных полномочий, в установленном порядке к дисциплинарной ответственности, изданного на основании акта выездной налоговой проверки Департамента лесного хозяйства по ЦФО от 04.06.2013, в части нарушений лесного законодательства ООО "Трубчевсклес". Прекращено производство по делу в части требования о признании недействительным части акта выездной внеплановой проверки Департамента лесного хозяйства по ЦФО от 04.06.2013.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, не подтверждают неправильное применение судом норм материального и процессуального права, в связи с этим не могут служить основанием для отмены судебного акта.
постановил:
решение Арбитражного суда Брянской области от 05.05.2014 по делу N А09-8339/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть
обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с
частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
О.Г.ТУЧКОВА
Судьи
Е.В.РЫЖОВА
Е.Н.ТИМАШКОВА