Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.11.2011 по делу N А62-2640/2011
Требование: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ за нарушение Правил пожарной безопасности в лесах.
Решение: Требование удовлетворено.
Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.11.2011 по делу N А62-2640/2011
Требование: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ за нарушение Правил пожарной безопасности в лесах.
Решение: Требование удовлетворено.
ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 ноября 2011 г. по делу N А62-2640/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 10 ноября 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 ноября 2011 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Стахановой В.Н.,
судей Игнашиной Г.Д., Тучковой О.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Даниловой В.А.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента Смоленской области по лесному хозяйству
на решение Арбитражного суда Смоленской области
от 14.09.2011 по делу N А62-2640/2011 (судья Печорина В.А.), принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Гагаринский фанерный завод" (215010, Смоленская область, г. Гагарин, Эжвинский проезд, д. 1, ОГРН 1066723005502)
к Департаменту Смоленской области по лесному хозяйству (214004, г. Смоленск, ул. Николаева, д. 12-б, ОГРН 1076731007143)
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности от 31.05.2011 N 124,
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя: общества с ограниченной ответственностью "Гагаринский фанерный завод" - Юрьева А.Е., доверенность от 20.12.2010 N 102, паспорт; Марачковского И.М., доверенность от 22.03.2011 N 19, паспорт;
от ответчика: Департамента Смоленской области по лесному хозяйству - не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Гагаринский фанерный завод" (далее - ООО "Гагаринский фанерный завод", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Департамента Смоленской области по лесному хозяйству (далее - Департамент, ответчик) от 31.05.2011 N 124 о назначении административного наказания по
части 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 14.09.2011 заявленные требования Общества удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным решением, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, Департамент обратился в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить обжалуемое решение, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, что подтверждается уведомлением, имеющимся в материалах дела.
Руководствуясь
ст. 156 АПК РФ, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что неявка представителя ответчика не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы по имеющимся в деле доказательствам, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.
Суд апелляционной инстанции, выслушав пояснения представителя заявителя, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, по результатам проверки ООО "Гагаринский фанерный завод", проведенной по вопросам соблюдения требований законодательства Российской Федерации о пожарной безопасности при осуществлении деятельности по заготовке древесины на территории Вяземского лесничества - филиала ОГУ "Смолупрлес", ссылаясь на нарушение Обществом
пп. "а,
б" п. 3 и
п. 5 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417 (далее - Правила пожарной безопасности, Правила), пп. "з" п. 8 договоров аренды от 14.03.2008 N 28, 27, 25, 29, Вяземским межрайонным прокурором Смоленской области 16.05.2011 вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по
ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ (т. 1, л. 64 - 67).
В ходе проверки установлено, что у Общества отсутствуют следующие средства пожаротушения: пожарная машина - 1 шт., автомобили бортовые повышенной проходимости - 1 шт., мотопомпы пожарные переносные - 1 шт., напорные пожарные рукава - 200 погонных метров, тракторы с плугом - 1 шт., мотоциклы - 1 шт., ранцевые огнетушители - 5 шт.; ручные инструменты: лопаты - 10 шт., топоры - 10 шт., мотыги - 10 шт., грабли - 10 шт., пилы поперечные - 5 шт., ведра брезентовые (до 20 л) - 5 шт., бидоны или канистры для питьевой воды - 2 шт., бензопилы - 2 шт., радиостанции носимые -1 шт., возимые - 1 шт., мобильные телефоны - 5 шт., электромегафоны - 1 шт., дежурная спецодежда по числу членов постоянной команды пожаротушения, аптечки первой помощи - 5 шт., индивидуальные перевязочные пакеты по числу лиц, участвующих в тушении пожаров, защитные очки по числу лиц, участвующих в тушении пожаров, респираторы по числу лиц, участвующих в тушении пожаров, рукавицы по числу лиц, участвующих в тушении пожаров, кружки для воды по числу участвующих в тушении.
По результатам рассмотрения материалов дела Департаментом вынесено постановление от 31.05.2011 N 124, в соответствии с которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного
ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 31 000 рублей (т. 1, л. 6 - 7).
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассматривая дело по существу и удовлетворяя заявленные требования Общества, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с
ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ нарушение
Правил пожарной безопасности в лесах влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от тридцати тысяч до ста тысяч рублей.
Согласно
пункту 6 статьи 1 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) одним из принципов лесного законодательства является обеспечение охраны и защиты лесов.
Статьей 25 ЛК РФ определены виды использования лесов, к числу которых относится заготовка древесины.
Леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения и от иного негативного воздействия (
ст. 51 ЛК РФ).
В силу
статьи 52 указанного Кодекса РФ охрана лесов от пожаров осуществляется в соответствии с Федеральным
законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" и названным
Кодексом.
В соответствии с положениями
статьи 53.1 ЛК РФ предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров.
Нормативы противопожарного обустройства лесов устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Виды средств предупреждения и тушения лесных пожаров, нормативы обеспеченности данными средствами лиц, использующих леса, нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Правила пожарной безопасности устанавливают единые требования к обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.
В соответствии с
подпунктом "в" пункта 13 Правил юридические лица и граждане, осуществляющие использование лесов, обязаны соблюдать нормы наличия средств пожаротушения в местах использования лесов, утвержденные Министерством природных ресурсов Российской Федерации, содержать средства пожаротушения в период пожароопасного сезона в готовности, обеспечивающей возможность их немедленного использования.
Нормы наличия средств пожаротушения в местах использования лесов (далее - Нормы наличия средств пожаротушения, Нормы) утверждены Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 22.12.2008 N 549.
Разделом II указанных Норм утверждены нормы наличия средств пожаротушения в местах использования лесов для заготовки древесины. При этом
пунктом 3 установлены нормы наличия средств пожаротушения на пунктах сосредоточения средств пожаротушения юридических и физических лиц, осуществляющих заготовку древесины, не имеющих структурных подразделений по заготовке древесины;
пунктом 4 установлены нормы на лесопожарном пункте структурного подразделения юридического и физического лица, осуществляющего заготовку древесины;
пунктом 5 - в лесопожарном поезде (на лесовозных железных дорогах);
пунктом 6 - в местах проведения работ по заготовке древесины (на каждой лесосеке, верхнем складе древесины).
При этом, как следует из указанного нормативного акта, количество средств пожаротушения зависит исключительно от объема заготавливаемой древесины в месте использования лесов и не связано с количеством используемых лесных участков, а тем более с количеством заключенных договоров аренды.
В ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции представитель Департамента не отрицал то обстоятельство, что количество договоров аренды в отношении используемых Обществом лесных участков может изменяться как в большую, так и в меньшую сторону (то есть все арендуемые Обществом на территории Вяземского лесничества лесные участки могут быть объединены в один договор аренды либо разбиты на еще большее количество договоров).
Статьей 26.1 КоАП РФ предусмотрено, что по делу об административном правонарушении подлежат выяснению: наличие события административного правонарушения, лицо, его совершившее, его вина. Указанные обстоятельства подлежат доказыванию в порядке, определенном
главой 26 КоАП РФ.
В силу
ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим
Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в ходе проверки выявлено, что у Общества отсутствуют следующие средства пожаротушения: пожарная машина - 1 шт., автомобили бортовые повышенной проходимости - 1 шт., мотопомпы пожарные переносные - 1 шт., напорные пожарные рукава - 200 погонных метров, тракторы с плугом - 1 шт., мотоциклы - 1 шт., ранцевые огнетушители - 5 шт.; ручные инструменты: лопаты - 10 шт., топоры - 10 шт., мотыги - 10 шт., грабли - 10 шт., пилы поперечные - 5 шт., ведра брезентовые (до 20 л) - 5 шт., бидоны или канистры для питьевой воды - 2 шт., бензопилы - 2 шт., радиостанции носимые - 1 шт., возимые - 1 шт., мобильные телефоны - 5 шт., электромегафоны - 1 шт., дежурная спецодежда по числу членов постоянной команды пожаротушения, аптечки первой помощи - 5 шт., индивидуальные перевязочные пакеты по числу лиц, участвующих в тушении пожаров, защитные очки по числу лиц, участвующих в тушении пожаров, респираторы по числу лиц, участвующих в тушении пожаров, рукавицы по числу лиц, участвующих в тушении пожаров, кружки для воды по числу участвующих в тушении.
Из справок Вяземского лесничества - филиал ОГУ "Смолупрлес" о наличии средств пожаротушения на ПСПИ структурного подразделения ООО "Гагаринский фанерный завод", осуществляющего заготовку древесины по договорам аренды от 14.03.2008 N 28, 27, 25, 29, усматривается, что на момент проверки у ООО "Гагаринский фанерный завод" отсутствуют средства пожаротушения, предусмотренные нормами
Приказа Минсельхоза РФ от 22.12.2008 N 549 "Об утверждении норм наличия средств пожаротушения в местах использования лесов" и условиями названных договоров аренды (т. 1, л. 68 - 71).
Согласно объяснениям представителя заявителя, данным им в суде первой инстанции, организационная структура ООО "Гагаринский фанерный завод", осуществляющего деятельность по заготовке древесины на территории Смоленской области, предусматривает создание структурных подразделений в разных административных районах области, в частности, лесохозяйственные участки "Гагарин", "Вязьма", "Угра".
Приказом от 17.03.2011 Обществом в соответствии с
Правилами и
Нормами в районе каждого лесохозяйственного участка: Гагаринский, Вяземский, Угранский район созданы пункты сосредоточения пожарного инвентаря (ПСПИ).
При этом факт создания пункта сосредоточения пожарного инвентаря лесохозяйственного участка - Вяземский, а также его укомплектование в соответствии с
Нормами подтверждены результатами проверки Вяземского лесничества от 22.03.2011, о чем свидетельствует рекомендательное письмо Вяземского лесничества от 24.03.2011 N 67 (т. 1, л. 9).
Кроме того, представителем заявителя в суде первой инстанции указано на то обстоятельство, что в местах проведения работ по заготовке древесины (на каждой лесосеке) Общество имеет необходимый противопожарный инвентарь в соответствии с
п. 6 Норм наличия средств пожаротушения.
Согласно справке о фактическом наличии средств пожаротушения у арендатора лесных участков ООО "Гагаринский фанерный завод" от 01.04.2011 наличие средств пожаротушения в Вяземском районе соответствует установленным нормам (т. 1, л. 15).
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно установил, что создание пункта сосредоточения средств пожаротушения в месте использования лесов - на территории Вяземского лесничества отвечает предъявленным требованиям пожарной безопасности.
Таким образом, Департамент не представил доказательств наличия события административного правонарушения.
Оценив по правилам
ст. 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд первой инстанции обоснованно пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое постановление о назначении административного наказания от 31.05.2011 N 124 является незаконным и подлежит отмене, в связи с чем обоснованно удовлетворил заявленные Обществом требования.
В этой связи довод подателя жалобы об ошибочном выводе суда первой инстанции о том, что создание пункта сосредоточения средств пожаротушения в месте использования лесов отвечает предъявленным требованиям пожарной безопасности, отклоняется судом апелляционной инстанции.
Ссылка апеллянта на то обстоятельство, что арендатор обязан обеспечить создание систем и средств предупреждения и тушения лесных пожаров по каждому договору аренды лесного участка, в соответствии с проектом освоения лесов, не принимается во внимание судом апелляционной инстанции, поскольку согласно
Нормам количество средств пожаротушения не связано с количеством используемых лесных участков и количеством заключенных договоров аренды.
При этом положения
пункта 7 статьи 53.1 ЛК РФ, предусматривающие полномочия уполномоченного федерального органа исполнительной власти по установлению норм наличия средств пожаротушения, не могут быть изменены путем заключения договора аренды.
Иных доводов, основанных на доказательственной базе и способных повлечь отмену обжалуемого судебного акта, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам
п. 4 ст. 270 АПК России безусловную отмену судебного акта, не выявлено.
Руководствуясь
п. 1 ст. 269,
ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 14.09.2011 по делу N А68-2640/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме только по основаниям, предусмотренным
ч. 4 ст. 288 АПК РФ.
Жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
В.Н.СТАХАНОВА
Судьи
Г.Д.ИГНАШИНА
О.Г.ТУЧКОВА