Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 03.04.2019 N Ф10-270/2019 данное постановление оставлено без изменения.
Название документа
Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2018 N 20АП-5826/2018 по делу N А62-2318/2018
Требование: О признании недействительными в части предписания уполномоченного органа об устранении нарушений требований пожарной безопасности в многоквартирном жилом доме.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2018 N 20АП-5826/2018 по делу N А62-2318/2018
Требование: О признании недействительными в части предписания уполномоченного органа об устранении нарушений требований пожарной безопасности в многоквартирном жилом доме.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 ноября 2018 г. по делу N А62-2318/2018
Резолютивная часть постановления объявлена 07.11.2018
Постановление изготовлено в полном объеме 14.11.2018
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Еремичевой Н.В., судей Мордасова Е.В. и Тимашковой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лемонджавой С.Н., при участии от заинтересованного лица - управления надзорной деятельности и профилактической работы главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Смоленской области - Борецкой А.С. (доверенность от 07.05.2018 N 8), Кочанова А.Н. (доверенность от 04.05.2018 N 9), в отсутствие представителей заявителя - открытого акционерного общества "Жилищник", надлежащим образом извещенного о месте и времени судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Жилищник" на решение Арбитражного суда Смоленской области от 11.07.2018 по делу N А62-2318/2018 (судья Еремеева В.И.),
установил:
открытое акционерное общество "Жилищник" (г. Смоленск, ОГРН 1076731017780, ИНН 6731065371) (далее по тексту - ОАО "Жилищник", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением о признании недействительными пунктов 3, 6, 7, 12, 17, 20, 23, 24, 27, 28, 35, 37, 39 предписания управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Смоленской области (г. Смоленск, ОГРН 1046758334897, ИНН 6730054754) (далее по тексту - управление, Управление ГУ МЧС России по Смоленской области, заинтересованное лицо) от 20.12.2017 N 156/1/52.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 11.07.2018 в удовлетворении заявленного требования отказано.
В апелляционной жалобе ОАО "Жилищник" просит данное решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование своей позиции заявитель ссылается на то, что со стороны надзорного органа незаконность установления перегородок не доказана, проверка по факту их установки не проводилась.
В отзыве на апелляционную жалобу управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Смоленской области, опровергая доводы жалобы, считает, что судом первой инстанции сделаны правильные выводы, и просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Проверив в порядке, установленном
статьями 258,
266,
268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции ввиду следующего.
Как усматривается из материалов дела, ОАО "Жилищник" является управляющей компанией, осуществляющей управление общим имуществом многоквартирного дома N 15 по улице Юрьева города Смоленска.
На основании распоряжения Управления ГУ МЧС России по Смоленской области от 11.12.2017 N 156 в отношении общества проведена внеплановая выездная проверка.
По результатам проверки сотрудниками отдела надзорной деятельности и профилактической работы города Смоленска управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Смоленской области выявлены нарушения требований пожарной безопасности в жилом доме, расположенном по адресу: город Смоленск, улица Юрьева, дом 15, зафиксированные в акте проверки от 20.12.2017 N 156.
Основанием для проведения внеплановой проверки явились результаты предварительной проверки, проведенной по обращению, поступившему из Главного управления "Государственная жилищная инспекция Смоленской области". В связи с наличием фактов, создающих угрозу жизни и здоровью граждан, проживающих в многоквартирном 9-этажном жилом доме по указанному адресу прокуратурой Заднепровского района согласовано проведение указанной проверки согласовано.
По результатам проведенной проверки Управление ГУ МЧС России по Смоленской области выдало обществу предписание от 20.12.2017 N 156/1/52.
Частично не согласившись с указанным предписанием, ОАО "Жилищник" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассматривая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
По смыслу положений
части 1 статьи 198,
части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного правового акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя (
пункт 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
Предписание представляет собой акт должностного лица, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля, содержащий властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан, индивидуальных предпринимателей и организаций.
Под предписанием следует понимать меру реагирования на нарушение закона. Требования, включенные в предписание государственного органа, должны быть законодательно обоснованы. Предписание об устранении нарушений требований законодательства является документом, содержащим в себе обязательное для исполнения требование юридическому лицу провести мероприятия по устранению выявленных нарушений.
Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности определяются Федеральным
законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее по тексту - Закон N 69-ФЗ).
Пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности; противопожарный режим - совокупность установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами по пожарной безопасности требований пожарной безопасности, определяющих правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности; меры пожарной безопасности - действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности (
статья 1 Закона N 69-ФЗ).
В соответствии со
статьей 3 Закона N 69-ФЗ система обеспечения пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на профилактику пожаров, их тушение и проведение аварийно-спасательных работ.
В силу
статьи 38 Закона N 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
Согласно
пунктам 1,
2,
3 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно:
1) помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы);
2) иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий;
3) крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и другое оборудование (в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенные для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме), находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
В соответствии с
частями 1,
1.1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных
статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее - обеспечение готовности инженерных систем).
В соответствии с
частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных
статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
Как установлено
частью 2 статьи 162 ЖК РФ, по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в
пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном
частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее по тексту - Правила N 491) утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
Правила регулируют отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме.
Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности (подпункт "е" пункта 11 Правила N 491).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 утвержден Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Перечень и Правила, утвержденные настоящим постановлением, применяются к правоотношениям, вытекающим из договоров управления многоквартирным домом и договоров оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме и возникшим после дня вступления в силу настоящего постановления.
В соответствии с пунктом 27 Перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, работы по обеспечению требований пожарной безопасности - осмотры и обеспечение работоспособного состояния пожарных лестниц, лазов, проходов, выходов, систем аварийного освещения, пожаротушения, сигнализации, противопожарного водоснабжения, средств противопожарной защиты, противодымной защиты.
Правила по эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению сохранности и содержанию жилищного фонда, технической инвентаризации определены в Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170.
Согласно пункту 3.2.16 указанных Правил размещение на лестничных площадках бытовых вещей, оборудования, инвентаря и других предметов не допускается. Входы на лестничные клетки и чердаки, а также подходы к пожарному оборудованию и инвентарю не должны быть загроможденными.
Требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности, закреплены в Правилах противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 (далее по тексту - Правила N 390).
При эксплуатации эвакуационных путей и выходов руководитель организации обеспечивает соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности (в том числе по освещенности, количеству, размерам и объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов, а также по наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности) в соответствии с требованиями части 4 статьи 4 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (пункт 33, подпункт "а" пункта 36 Правила N 390).
При эксплуатации эвакуационных путей, эвакуационных и аварийных выходов запрещается устраивать на путях эвакуации пороги (за исключением порогов в дверных проемах), устанавливать раздвижные и подъемно-опускные двери и ворота без возможности вручную открыть их изнутри и заблокировать в открытом состоянии, вращающиеся двери и турникеты, а также другие устройства, препятствующие свободной эвакуации людей, при отсутствии иных (дублирующих) путей эвакуации либо при отсутствии технических решений, позволяющих вручную открыть и заблокировать в открытом состоянии указанные устройства. Допускается в дополнение к ручному способу применение автоматического или дистанционного способа открывания и блокирования устройств.
Судом установлено и следует из материалов дела, что при эксплуатации эвакуационных путей и выходов не обеспечено соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности, в частности, на пути эвакуации в общем коридоре возле квартир N N 165, 170, 154, 161 дома N 15 по улице Юрьева г. Смоленска установлены перегородки с деревянными дверьми, сужающие ширину пути эвакуации; вторые эксплуатационные выходы на общую лестничную клетку заблокированы, расположены квартиры NN 163, 144, 125, 106, 68, 30).
С учетом вышеизложенных нормативных положений и установленных фактических обстоятельств суд первой инстанции пришел к правильному выводу о законности выданного управлением обществу предписания от 20.12.2017 N 153/1/52 в части пунктов 3, 6, 7, 12, 17, 20, 27, 37.
Подпунктом "б" пункта 36 Правил N 390 предусмотрено, что при эксплуатации эвакуационных путей, эвакуационных и аварийных выходов запрещается размещать (устанавливать) на путях эвакуации и эвакуационных выходах (в том числе в проходах, коридорах, тамбурах, на галереях, в лифтовых холлах, на лестничных площадках, маршах лестниц, в дверных проемах, эвакуационных люках) различные материалы, изделия, оборудование, производственные отходы, мусор и другие предметы, а также блокировать двери эвакуационных выходов.
Вместе с тем, как установлено судом и подтверждается материалами проверки, на 1-4 этажах дома N 15 по улице Юрьева г. Смоленска эвакуационные марши аварийных выходов заблокированы (установлены металлические решетки, блокирующие свободную эвакуацию людей при пожаре, выходы из общих коридоров на лестницы аварийных выходов заблокированы металлическими решетками; на пути эвакуации в общем коридоре возле квартиры N 16 установлен деревянный шкаф, препятствующий свободной эвакуации людей при пожаре).
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно посчитал, что у Управления ГУ МЧС России по Смоленской области имелись достаточные правовые основания для выдачи предписания от 20.12.2017 N 153/1/52 в части пунктов 23, 24, 28, 35, 39.
Ссылку общества в обоснование своей позиции на то, что управлением не представлено доказательств того, что решетки установлены обществом либо находятся в его собственности, судебная коллегия признает несостоятельной, поскольку данные обстоятельства применительно к рассматриваемым правоотношениям не имеют правового значения.
При этом суд апелляционной инстанции учитывает, что решетки находятся в общих коридорах, которые в силу вышеприведенных норм относятся к общему имуществу. Выданное обществу предпписание в оспариваемой части направлено на обеспечение пожарной безопасности, безопасности жизни и здоровья граждан, что является обязанностью управляющей организации в силу требований
Закона N 69-ФЗ, Правил N 390, Правил N 491,
постановления Госстроя России от 27.09.2003 N 170 и влечет угрозу жизни и здоровья граждан.
В обоснование своей позиции общество указало, что не запрещается установка на путях эвакуации дверей либо решеток, а запрещается только блокировать двери эвакуационных выходов.
Однако, как установлено судом и следует из материалов дела, при проведении проверки совместно с представителями ОАО "Жилищник" установлено, что металлическая решетка была заблокирована, что свидетельствует о том, что при возможных обстоятельствах развития пожара эвакуация людей через аварийный выход невозможна. Установленные металлические решетки, блокирующие свободную эвакуацию людей при пожаре, являются препятствием для свободной эвакуации людей при пожаре.
Указанные в оспариваемом предписании обязательства по устранению выявленных нарушений правил пожарной безопасности не нарушают права и законные интересы общества.
Формулировка оспариваемого предписания не вызывает неоднозначного толкования.
Отсутствие в предписании конкретных действий, подлежащих совершению в целях устранения (прекращения) нарушения, не затрагивает права и законные интересы общества, поскольку предоставляет последнему возможность самостоятельно избрать для себя способы устранения допущенных нарушений и не лишает права обратиться за разъяснениями в управление о порядке и способе исполнения выданного предписания.
С учетом вышеизложенного суд первой инстанции, не установив совокупности оснований, предусмотренных
частью 1 статьи 198 АПК РФ для признания предписания управления от 20.12.2017 N 156/1/52 в оспариваемой части недействительным, правомерно на основании
части 3 статьи 201 АПК РФ отказал в удовлетворении заявленного ОАО "Жилищник" требования.
Каких-либо убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
Согласно
подпункту 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации,
пункту 33 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 при подаче апелляционной жалобы государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера.
Следовательно, размер государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы в данном случае составляет для юридических лиц 1 500 рублей.
Согласно платежному поручению от 11.09.2018 N 14650 ОАО "Жилищник" уплатило государственную пошлину за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 3 тысяч рублей, в связи с чем на основании
подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ 1 500 рублей подлежит возврату обществу.
постановил:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 11.07.2018 по делу N А62-2318/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Жилищник" - без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Жилищник" (г. Смоленск, ОГРН 1076731017780, ИНН 6731065371) из федерального бюджета госпошлину за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 1 500 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 11.09.2018 N 14650.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть
обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с
пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья
Н.В.ЕРЕМИЧЕВА
Судьи
Е.В.МОРДАСОВ
Е.Н.ТИМАШКОВА