Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 30.05.2024 N Ф10-1771/2024 данное постановление оставлено без изменения.
Название документа
Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2024 N 20АП-289/2024 по делу N А23-7289/2023
Требование: О признании недействительным ненормативного правового акта.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2024 N 20АП-289/2024 по делу N А23-7289/2023
Требование: О признании недействительным ненормативного правового акта.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 марта 2024 г. по делу N А23-7289/2023
Резолютивная часть постановления объявлена 13.03.2024
Постановление изготовлено в полном объеме 13.03.2024
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тимашковой Е.Н., судей Большакова Д.В. и Волковой Ю.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Тяпковой Т.Ю., в отсутствие представителей заявителя - публичного акционерного общества "Россети Центр и Приволжье" (ОРГН 1075260010043, ИНН 5260200603), заинтересованного лица - государственного казенного учреждения Калужской области "Еленское лесничество" (ОГРН 1024000597940, ИНН 4021000866) и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - администрации муниципального района "Хвастовичский район" (ИНН 4021003017, ОГРН 1054002022029), извещенных о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Россети Центр и Приволжье" на решение Арбитражного суда Калужской области от 08.12.2023 по делу N А23-7289/2023 (судья Сахарова Л.В.),
установил:
публичное акционерное общество "Россети Центр и Приволжье" (далее - общество, ПАО "Россети Центр и Приволжье") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным предостережения государственного казенного учреждения Калужской области "Еленское лесничество" (далее - учреждение) от 18.05.2023 N 08.
Определением суда от 29.09.2023 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация муниципального района "Хвастовичский район" (далее - администрация).
Решением Арбитражного суда Калужской области от 08.12.2023 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новое решение. В обоснование своей позиции указывает, что несоответствие предостережения закону и его выдача не тому субъекту указывают на нарушение прав контролируемого лица. Считает, что предостережение не соответствует требованиям закона и предлагаемые к исполнению сетевой организации в предостережении мероприятия должны исполняться иным субъектом.
От учреждения в суд апелляционной инстанции поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором оно, считая принятое решение законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Обществу была предоставлена возможность участия в судебном заседании посредством веб-конференции, однако в обозначенное время его представитель на связь не вышел, обществом в суд направлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
В силу
пункта 2 части 3 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в составе суда произведена замена судьи Мордасова Е.В. на судью Волкову Ю.А. на основании определения от 13.03.2024.
В соответствии с
частью 5 статьи 18 АПК РФ ввиду замены судьи в процессе рассмотрения дела судебное разбирательство произведено с самого начала.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и изложенные в отзыве возражения, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда не подлежит отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что между администрацией и обществом заключен договор аренды от 16.08.2021 N 14 находящегося в государственной (неразгранииченной) собственности земельного участка, согласно которому на основании постановления администрации от 16.08.2021 N 327 арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду сроком на 49 лет земельный участок из категории земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения с кадастровым N 40:23:000000:18, "единого землепользования", общей площадью 663 кв. м, с разрешенным использованием - под опорами ВЛ 35 кВ "Хвастовичи-Еленская", местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый ориентир: Калужская область, Хвастовичский район.
При проведении федерального государственного лестного контроля (надзора) на землях лесного фонда поступили сведения о бездействии общества, в связи с чем учреждением в его адрес выдано предостережение от 18.05.2023 N 08, в котором предложено принять меры по обеспечению
Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2020 N 1614, в части обеспечения очистки прилегающей к лесному фонду территории от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделения леса противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра или иным противопожарным барьером.
Не согласившись с указанным предостережением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Рассматривая заявление и отказывая в его удовлетворении, суд первой инстанции исходил из того, что в настоящем случае применимы
подпункты "а" и
"д" пункта 18 приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 10.07.2020 N 434 "Об утверждении Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и Перечня случаев использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута, публичного сервитута", в соответствии с которыми граждане, юридические лица, использующие леса для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов с предоставлением или без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута, публичного сервитута обязаны: использовать лесной участок по целевому назначению в соответствии с Лесным
кодексом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества, на основании проекта освоения лесов, договора аренды лесного участка, договора безвозмездного пользования лесным участком, права постоянного (бессрочного) пользования, разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, решения об установлении сервитута, публичного сервитута в соответствии с пунктом 3 Перечня случаев использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, согласно
приложению 2 к настоящему Приказу; осуществлять предусмотренные
частью 2 статьи 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации меры противопожарного обустройства лесов на предоставленном лесном участке, за исключением граждан, юридические лиц, использующих леса в соответствии с договором безвозмездного пользования.
При этом суд посчитал, что требования
пункта 10 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2020 N 1614, распространяются на лица и организации, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу, в то время как территория охранной зоны ВЛ-35 кВ Хвастовичи-Еленская не принадлежит сетевой организации на праве владения, пользования и (или) распоряжения, а, значит, данный пункт Правил к ПАО "Россети Центр и Приволжья" не применим.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с мнением суда первой инстанции о неприменении в настоящем случае
Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2020 N 1614, на основании следующего.
В соответствии с
частью 1 статьей 51 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров.
В силу
части 1 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: предупреждение лесных пожаров; мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров.
Правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации (
часть 3 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2020 N 1614 утверждены
Правила пожарной безопасности в лесах (далее - Правила N 1614),
пунктом 10 которых предусмотрено, что со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу (покрытые лесной растительностью земли), обеспечивают их очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, отходов производства и потребления и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от границ территории и (или) леса либо отделяют противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра или иным противопожарным барьером.
Таким образом, на лиц, владеющих, пользующихся и (или) распоряжающихся территорией, прилегающей к лесу (покрытые лесной растительностью земли), возложена альтернативная обязанность: либо осуществить их очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, отходов производства и потребления и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от границ территории и (или) леса либо отделить их противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра или иным противопожарным барьером.
В настоящем случае общество является владельцем территории, прилегающей к лесу, а, значит, оно должно осуществить очистку на полосе шириной не менее 10 м от границ территории и (или) леса либо отделить их противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра или иным противопожарным барьером.
Доказательств того, что территория, которой владеет общество на основании договора аренды, не прилегает к лесу, ввиду чего не имеется оснований для применения к нему положений
пункта 10 Правил N 1614, обществом не представлено.
Указание суда на то, что территория охранной зоны ВЛ-35 кВ Хвастовичи-Еленская не принадлежит сетевой организации на праве владения, пользования и (или) распоряжения не имеет правового значения, поскольку в
пункте 10 Правил N 1614 речь идет не об охранной зоне, а о владении, пользовании, распоряжении территорией, прилегающей к лесу.
Согласно
пункту 4 части 1 статьи 45 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон N 248-ФЗ) контрольные (надзорные) органы могут осуществлять профилактические мероприятия, в том числе, объявлять предостережение.
В соответствии с
частью 1 статьи 49 Закона N 248-ФЗ в случае наличия у контрольного (надзорного) органа сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, контрольный (надзорный) орган объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований объявляется и направляется контролируемому лицу в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным
законом, и должно содержать указание на соответствующие обязательные требования, предусматривающий их нормативный правовой акт, информацию о том, какие конкретно действия (бездействие) контролируемого лица могут привести или приводят к нарушению обязательных требований, а также предложение о принятии мер по обеспечению соблюдения данных требований и не может содержать требование представления контролируемым лицом сведений и документов
(часть 2 указанной статьи).
Обладая особой правовой природой, предостережение выдается в профилактических целях, в связи с чем его предостерегающая (обязывающая) часть не должна содержать указания на совершение конкретных действий, то есть, по сути, не следует подменять им иной ненормативный правовой акт, в частности, предписание об устранении выявленных нарушений, выдаваемое в случае установления контрольно-надзорным органом нарушений законодательства в целях их устранения.
Оспариваемым предостережением учреждение не обязывает общество на совершение конкретных действий, а предлагает принять меры по соблюдения
Правил N 1614, с альтернативой выбора: либо осуществить их очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, отходов производства и потребления и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от границ территории и (или) леса либо отделить их противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра или иным противопожарным барьером.
При таких обстоятельствах следует признать оспариваемое предостережение вынесенным в соответствии с требованиями закона и
Правил N 1614.
Все доводы апелляционной жалобы изучены апелляционной инстанцией и отклонены как не влияющие на выводы суда первой инстанции, признавшего оспариваемое предостережение законным.
С учетом сказанного решение суда первой инстанции является верным, вследствие чего не подлежащим отмене.
постановил:
решение Арбитражного суда Калужской области от 08.12.2023 по делу N А23-7289/2023 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить публичному акционерному обществу "Россети Центр и Приволжье" (ОРГН 1075260010043, ИНН 5260200603) из федерального бюджета 1500 руб. госпошлины, излишне уплаченной за подачу апелляционной жалобы по платежному поручению от 21.12.2023 N 126294.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть
обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с
пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Участвующим в деле лицам разъясняется, что постановление будет выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной электронно-цифровой подписью. В связи с этим на основании
статей 177 и
186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление будет направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия, и будет считаться полученными на следующий день после его размещения на указанном сайте.
Председательствующий судья
Е.Н.ТИМАШКОВА
Судьи
Д.В.БОЛЬШАКОВ
Ю.А.ВОЛКОВА