Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2016 N 20АП-7390/2015 по делу N А09-9119/2015
Требование: О признании недействительным распоряжения управления ГУ МЧС России о проведении внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя.
Решение: В удовлетворении требования отказано.


Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2016 N 20АП-7390/2015 по делу N А09-9119/2015
Требование: О признании недействительным распоряжения управления ГУ МЧС России о проведении внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя.
Решение: В удовлетворении требования отказано.

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 февраля 2016 г. по делу N А09-9119/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 08.02.2016
Постановление изготовлено в полном объеме 11.02.2016
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Еремичевой Н.В., судей Мордасова Е.В. и Стахановой В.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Федосеевой Ю.А., в отсутствие представителей заявителя - общества с ограниченной ответственностью "КАПИТАЛ ГРУПП" (Брянская область, рабочий поселок Большое Полпино, ОГРН 1143256012778, ИНН 3257021375), ответчика - главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Брянской области (г. Брянск, ОГРН 1043244020280, ИНН 3250056989), извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "КАПИТАЛ ГРУПП" на решение Арбитражного суда Брянской области от 05.10.2015 по делу N А09-9119/2015 (судья Черняков А.А.), установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "КАПИТАЛ ГРУПП" (далее по тексту - заявитель, общество, ООО "КАПИТАЛ ГРУПП") обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением о признании недействительным распоряжения главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Брянской области (далее по тексту - ответчик, ГУ МЧС России по Брянской области) о проведении внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя от 02.07.2015 N 30.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 05.10.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован непредставлением обществом доказательств, свидетельствующих о нарушении ответчиком требований действующего законодательства при принятии оспариваемого распоряжения.
Не согласившись с решением суда, ООО "КАПИТАЛ ГРУПП" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, на недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд посчитал установленными, и принять по делу новый судебный акт. В подтверждение своей позиции указывает, что основанием для проведения проверки согласно пункту 5 распоряжения указан рапорт главного специалиста ОНД по г. Брянску Борисенко С.В. от 01.07.2015, который в дальнейшем назначен уполномоченным на проведение проверки. Сообщает, что информация, изложенная в рапорте Борисенко С.В. от 01.07.2015, являющимся основанием для проведения внеплановой проверки, не соответствует действительности. Ссылается на необоснованность вывода суда первой инстанции о том, что оспариваемое распоряжение о проведении проверки не возлагает на заявителя каких-либо обязанностей.
В отзыве на апелляционную жалобу ГУ МЧС России по Брянской области, опровергая доводы жалобы, считает, что судом первой инстанции сделаны правильные выводы, и просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции ввиду следующего.
Как усматривается из материалов дела, ООО "КАПИТАЛ ГРУПП" является собственником недвижимого имущества, расположенного по адресу: г. Брянск, Большое Полпино, ул. Инженерная, д. 21: цех N 1 (нежилое, площадью 1 466,5 кв. м); цех N 2 (нежилое площадью 680,9 кв. м); здание склада металлов (нежилое, площадью 956,2 кв. м); бетонная площадка, площадью 8 034,6 кв. м.
На основании договора аренды от 31.12.2014 N 31/1/2014 указанное недвижимое имущество передано во временное пользование ООО "ДОЦ ПЛЮС".
Главным государственным инспектором г. Брянска по пожарному надзору 02.07.2015 вынесено распоряжение N 30 о проведении внеплановой выездной проверки в отношении ООО "КАПИТАЛ ГРУПП", согласно которому проверка будет проводиться по адресу: г. Брянск, Большое Полпино, ул. Инженерная, д. 21 на основании Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", постановления Правительства Российской Федерации от 12.04.2012 N 290 "О федеральном государственном пожарном надзоре", с целью проверки соблюдения требований пожарной безопасности на основании рапорта главного специалиста ОНД по г. Брянску Борисенко С.В. от 01.07.2015.
Из данного распоряжения следует, что задачей проверки является проверка соблюдения требований пожарной безопасности.
Рассмотрев заявление начальника ОНД по г. Брянску ГУ МЧС России по г. Брянску от 02.07.2015, прокурором города Брянска 03.07.2015 принято решение о согласовании проведения внеплановой выездной проверки общества по адресу: г. Брянск, Большое Полпино, ул. Инженерная, д. 21 в период с 17.07.2015 по 12.08.2015.
Полагая, что распоряжение от 02.07.2015 N 30 не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы общества, ООО "КАПИТАЛ ГРУПП" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Из анализа указанных процессуальных норм права следует, что для признания ненормативного акта недействительным либо действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному правовому акту и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, определяются Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее по тексту - Закон N 69-ФЗ).
В соответствии со статьей 1 Закона N 69-ФЗ требования пожарной безопасности - это специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности заключается в невыполнении или ненадлежащем выполнении требований пожарной безопасности.
В силу статьи 38 Закона N 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
Согласно статье 6 Закона N 69-ФЗ должностные лица органов государственного пожарного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право, в числе прочего, выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2012 N 290 утверждено Положение "О федеральном государственном пожарном надзоре" (далее по тексту - Положение о государственном пожарном надзоре).
В силу статей 10 - 15 постановления Правительства Российской Федерации от 12.04.2012 N 290 "О федеральном государственном пожарном надзоре" органы государственного пожарного надзора имеют право назначать проведение проверок деятельности организаций и граждан, состояния используемых (эксплуатируемых) ими объектов защиты в части соблюдения требований пожарной безопасности, а также назначать проведение проверок и проводить проверки деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления по обеспечению пожарной безопасности.
Данными полномочиями обладают главные государственные инспекторы городов (районов) субъектов Российской Федерации по пожарному надзору и их заместители, а также главные государственные инспекторы специальных и воинских подразделений федеральной противопожарной службы по пожарному надзору и их заместители; государственные инспекторы субъектов Российской Федерации по пожарному надзору; главные государственные инспекторы субъектов Российской Федерации по пожарному надзору и их заместители; государственные инспекторы Российской Федерации по пожарному; главный государственный инспектор Российской Федерации по пожарному надзору и его заместители.
Особенности организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора определены статьей 6.1 Закона N 69-ФЗ.
В соответствии со статьей 6.1 Закона N 69-ФЗ к отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного пожарного надзора, организацией и проведением проверок организаций, применяются положения Закона N 294-ФЗ с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных настоящей статьей.
Предметом проверки является соблюдение на объекте защиты, используемом (эксплуатируемом) организацией в процессе осуществления своей деятельности, на лесных участках, на подземных объектах, при ведении горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения требований пожарной безопасности.
Основанием для проведения внеплановой проверки является, в числе прочего, поступление в орган государственного пожарного надзора обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц органа государственного пожарного надзора), органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах нарушений требований пожарной безопасности при использовании (эксплуатации) объектов защиты, о проведении работ и об осуществлении деятельности, влияющих на пожарную безопасность объекта защиты, о несоответствии объектов защиты требованиям пожарной безопасности, а также требований пожарной безопасности на лесных участках, на подземных объектах, при ведении горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения, если такие нарушения создают угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, угрозу возникновения пожара либо влекут причинение такого вреда, возникновение пожара.
Порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулируется нормами Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее по тексту - Закон N 294-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона N 294-ФЗ предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.
Согласно части 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ основанием для проведения внеплановой проверки является:
1) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами;
2) поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:
а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены);
3) приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
Частью 5 статьи 10 Закона N 294-ФЗ установлено, что внеплановая выездная проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей может быть проведена по основаниям, указанным в подпунктах "а" и "б" пункта 2 части 2 настоящей статьи, органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.
Согласно пункту 72 Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности, утвержденного приказом МЧС России от 28.06.2012 N 375, в случае выявления при проведении обследования нарушений требований пожарной безопасности, являющихся в соответствии с абзацем третьим подпункта 3 пункта 47 настоящего Административного регламента основаниями для проведения внеплановой проверки, лицами, находящимися или фактически осуществляющими деятельность на объекте защиты, должностным лицом органа ГПН, осуществлявшим обследование, готовится мотивированный рапорт на имя начальника органа ГПН о необходимости проведения внеплановой проверки.
Судом установлено и следует из материалов дела, что внеплановая проверка в отношении общества назначена уполномоченным органом при наличии предусмотренных законом оснований во исполнение распоряжения от 02.07.2015 N 30 с целью контроля (надзора) за соблюдением требований пожарной безопасности.
Поводом для издания названного распоряжения явился рапорт главного специалиста ОНД по г. Брянска Борисенко С.В. от 01.07.2015, составленный при проведении проверки арендуемых ООО "ДОЦ ПЛЮС" помещений по адресу: г. Брянск, п.г.т. Большое Полпино, ул. Инженерная, д. 21, содержащий информацию о нарушении заявителем обязательных правил пожарной безопасности, являющийся в силу вышеназванных положений статьи 6.1 Закона о пожарной безопасности, пункта 72 вышеуказанного Административного регламента основанием для проведения внеплановой проверки.
В соответствии с требованиями статьи 10 Закона о защите прав юридических лиц проверка согласована с органами прокуратуры.
Прокуратурой города Брянска 03.07.2015 принято решение о согласовании внеплановой проверки в отношении заявителя (л. д. 73).
Таким образом, оспариваемое распоряжение издано в соответствии с требованиями статей 10, 14 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", каких-либо грубых нарушений требований указанного закона при принятии оспариваемого распоряжения судом не установлено.
По указанным основаниям довод о нарушении административным органом положений Закона N 294-ФЗ со ссылкой на то, что рапорт сотрудника отдела надзора не является основанием для проведения внеплановой проверки признается судом апелляционной инстанции несостоятельным.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии нарушения требований пожарной безопасности, допущенных обществом в акте проверки ООО "ДОЦ плюс", подлежит отклонению судом апелляционной инстанции ввиду следующего.
Как пояснено представителем ответчика в отзыве на апелляционную жалобу, при проведении проверки ООО "ДОЦ плюс" установлено, что данная организация арендует занимаемые помещения у ООО "КАПИТАЛ ГРУПП" по договору аренды от 31.12.2014 N 31/12/2014, по условиям которого собственник помещения обязан обеспечить пожарную безопасность и соблюдать противопожарные нормы.
Между тем в ходе проверки выявлены нарушения, допущенные со стороны ООО "КАПИТАЛ ГРУПП", а поскольку проверка проводилась в отношении ООО "ДОЦ плюс", нарушения, допущенные обществом, и не могли быть отражены в акте проверки ООО "ДОЦ плюс".
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое распоряжение о проведении внеплановой выездной проверки от 02.07.2015 N 30, соответствует нормам законодательства и не нарушает прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
На основании вышеизложенного судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы не содержат достаточных фактов, которые бы опровергали обоснованность и законность решения суда первой инстанции, в связи с чем не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены принятых судебных актов, судом первой инстанции не допущено.
Учитывая изложенное и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Брянской области от 05.10.2015 по делу N А09-9119/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "КАПИТАЛ ГРУПП" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме посредством направления кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции в порядке, установленном частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Н.В.ЕРЕМИЧЕВА
Судьи
Е.В.МОРДАСОВ
В.Н.СТАХАНОВА