Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2012 по делу N А23-183/2012
Требование: Об отмене постановления по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: В удовлетворении требования отказано.


Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2012 по делу N А23-183/2012
Требование: Об отмене постановления по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: В удовлетворении требования отказано.

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 мая 2012 г. по делу N А23-183/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 16 мая 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 мая 2012 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Дорошковой А.Г., судей Полынкиной Н.А. и Игнашиной Г.Д., при ведении протокола секретарем судебного заседания Косаревой Е.Н., рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 20АП-1973/2012) закрытого акционерного общества "Юхновагронефтепродукт" на решение Арбитражного суда Калужской области от 20 марта 2012 года по делу N А23-183/2012 (судья Ефимова Г.В.).
В судебном заседании участвовали представители:
от заявителя: Батт А.С. (доверенность от 14.05.2012).
Изучив материалы дела, Двадцатый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Закрытое акционерное общество "Юхновагронефтепродукт" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Главного управления МЧС России по Калужской области (далее - Управление) N 102 от 28.12.2011 по делу об административном правонарушении в области пожарной безопасности.
Решением арбитражного суда от 20.03.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ЗАО "Юхновагронефтепродукт" обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить судебный акт, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение судом норм материального права. В апелляционной жалобе Общество указало, что по двум эпизодам (не обеспечена возможность контроля пропускной способности линий деаэрации в процессе эксплуатации; отсутствует возможность забора воды пожарными автомобилями) обжалуемого постановления не было доказано событие административного правонарушения, в связи с чем данные эпизоды не могут быть вменены как правонарушения. Так как ЗАО "Юхновагронефтепродукт" не оказывает услуг общественного питания, на его деятельность не распространяются требования части 2 пункта 25 НПБ 111-98*, исключающие возможность объединения в едином здании помещения магазина для продажи легковоспламеняющихся товаров и помещения общественного питания.
Главное управление МЧС России по Калужской области направило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя.
Как следует из материалов дела, прокуратурой Дзержинского района Калужской области совместно с УНД ГУ МЧС России по Калужской области проведена проверка деятельности ЗАО "Юхновагронефтепродукт" а помещениях МЗАК "Калужский", расположенных по адресу: Калужская область, Дзержинский район, 179 км М3 "Украина" по исполнению требований законодательства о пожарной безопасности.
По результатам проверки прокурором Дзержинского района Калужской области было вынесено постановление от 29.11.2011 о возбуждении производства об административном правонарушении (т. 1, л.д. 48 - 49).
Постановлением Управления от 28.12.2011 N 102 Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 155 000 руб. (т. 1, л.д. 38).
ЗАО "Юхновагронефтепродукт" вменены нарушения:
пункта 53 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС РФ по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям от 18.06.2003 N 313,
не обеспечены минимально допустимые расстояния от отдельно стоящей трансформаторной подстанции: до ТРК - не менее 25 метров; до резервуара хранения ЛВЖ - не менее 60 метров (пункт 3 ППБ 01-03; п. 6 прим. к табл. 2 НПБ - 111-98* таблица 7.3.13 ПУЭ);
пункта 3 ППБ 01-03, НПБ 111-98* - не обеспечена возможность контроля пропускной способности линий деаэрации в процессе их эксплуатации; в нарушение пунктов 718, 722, 724 ППБ 01-03 неисправна задвижка на трубопроводе для отвода аварийных проливов топлива с площадки для установки АЦ;
пункта 3 ППБ 01-03, пункта 25 НПБ 111-98* - допускается осуществление в едином здании операторной розничной торговли ГЖ (автомасла и автохимия) и организация общественного питания; отсутствует возможность забора воды пожарными автомобилями (не соответствует диаметр отверстия на крышке резервуара диаметру всасывающего рукава пожарной автоцистерны) (ППБ 01-03 п. 94).
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Рассмотрев дело по существу, арбитражный суд пришел к выводу о том, что административный орган не доказал событие административного правонарушения по двум эпизодам, предусматривающим нарушение пункта 3 ППБ 01-03, НПБ 111-98* из-за отсутствия контроля пропускной способности линий деаэрации в процессе их эксплуатации, а также отсутствия возможности забора воды пожарными автомобилями (не соответствует диаметр отверстия на крышке резервуара диаметру всасывающего рукава пожарной автоцистерны) (ППБ 01-03 п. 94).
По данным эпизодам в постановлении Управления от 28.12.2011 N 102, а также в постановлении о возбуждении производства об административном правонарушении от 19.11.2011 не указаны причины и иные обстоятельства, на которых основаны выводы административного органа.
В силу части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 названного Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Отношения в области обеспечения пожарной безопасности регулируются Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" и иными нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, в том числе правилами и нормами пожарной безопасности, строительными нормами и правилами.
В силу ст. 39 Закона N 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения, установлены в Правилах пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01 - 03), утвержденных приказом МЧС России от 18.06.2003 N 313.
В соответствии с пунктом 1 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03) данные Правила обязательны для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, гражданами Российской Федерации в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
Пунктом 3 ППБ 01-03 предусмотрено, что наряду с настоящими Правилами следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.
В соответствии с п. 10 Правил собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.
Требования пожарной безопасности, предъявляемые к технологическому оборудованию, строительной части, размещению и генеральным планам автозаправочных станций (помимо газозаправочных), установлены приказом МВД РФ в редакции, утвержденной Приказом ГУ ГПС МВД РФ от 08.11.2000 N 66 (далее - НПБ 111-98*).
Согласно подпункту 6 пункта 13 НПБ 111-98* расстояния от трансформаторной подстанции до зданий и сооружений АЗС принимаются в соответствии с требованиями ПУЭ.
Правила устройства электроустановок (ПУЭ) утверждены Главтехуправлением, Госэнергонадзором Минэнерго СССР 05.10.1979.
Таблица 7.3.13 Правил устройства электроустановок устанавливает минимальное допустимое расстояние от отдельно стоящих РУ, ТП и ПП до помещений с взрывоопасными зонами и наружных взрывоопасных установок. Расстояние определено в зависимости от вида трансформаторной подстанции (открытая или закрытая) и характера обращающихся в наружной взрывоопасной установке веществ (в данном случае это легковоспламеняющиеся жидкости).
Согласно пункту 4 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения настоящего Федерального закона не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара. В таких случаях собственник объекта или лицо, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями, сооружениями и строениями, должны принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона.
Несоблюдение установленных противопожарных разрывов относится к разряду нарушений требований пожарной безопасности, не создающих непосредственной угрозы жизни или здоровью людей, направлено на предотвращение возможности возникновения пожара и на ограничение его распространения, на АЗС распространяются ранее действовавшие требования пожарной безопасности.
В ходе проверки должностным лицом, проводившим проверку, оказывалось физическое воздействие на задвижку на трубопроводе для отвода аварийных проливов топлива с площадки для установки АЦ, при этом данная задвижка не открылась. Данный факт означает, что должностными лицами МАЗК не проводилось техническое обслуживание оборудования АЗК (п. 718 ППБ 01-03); перед заполнением резервуара топливом из автоцистерны не проверялась исправность противоаварийных систем, в данном случае задвижки на трубопроводе для отвода аварийных проливов топлива (п. 722 ППБ 01-03), а также нарушался порядок проведения операции по наполнению резервуаров АЗК из АЦ (из-за неисправной задвижки не открывался трубопровод отвода проливов топлива в аварийный резервуар) (п. 724 ППБ 01-03).
Частью 2 пункта 25 НПБ 111-98* установлено, что не допускается объединять в едином здании помещения магазина, в котором предусмотрена продажа товаров, содержащих легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, и помещения общественного питания. В случае, если указанные товары размещены только в помещении кладовой, отделенной от помещений сервисного обслуживания водителей и пассажиров противопожарными перегородками 1-го 5 типа, допускается размещать помещения магазина в едином здании с помещениями общественного питания.
Приказом Ростехрегулирования от 03.11.2009 N 495-ст утвержден национальный стандарт РФ "Услуги общественного питания. Общие требования. ГОСТ Р 50764-2009".
Разделом 3.1 установлено, что под услугой общественного питания понимается деятельность исполнителя (предприятий общественного питания юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) по удовлетворению потребностей потребителя в продукции общественного питания, в создании условий для реализации и потребления продукции общественного питания и покупных товаров, в проведении досуга и в других дополнительных услугах.
В соответствии с приложением N 1 к договору аренды имущества от 01.08.2008 N 5/А-08 в площадь торгового зала, зала обслуживания помещений с размещением торгового оборудования на МАЗК "Куровское" расположенного по адресу: Калужская область, Дзержинский район, д. Куровское, д. 5 (179 км + 750 м автодороги М3 "Украина" входит кафе (т. 1, л.д. 87)
Пунктом 2.2.31 Устава предусмотрено, что Общество оказывает услуги в области общественного питания, организации кафе, баров, ресторанов (т. 1, л.д. 63).
Как установлено административным органом, на момент проверки в помещении операторной расположены места, оборудованные для питания, а в торговом зале магазина реализуются горючие жидкости (автомасла, автохимия), что является нарушением п. 25 НПБ 111-98*.
С учетом изложенного довод апелляционной жалобы о том, что Обществом не оказываются услуги общественного питания, не принимается во внимание судом апелляционной инстанции, поскольку противоречит материалам дела.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что выявленное хотя бы по одному эпизоду нарушение в области пожарной безопасности является основанием для привлечения организации к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 Кодекса.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта не имеется.
Уплаченная ЗАО "Юхновагронефтепродукт" при подаче апелляционной жалобы государственная пошлина в сумме 2 000 рублей подлежит возврату из федерального бюджета, поскольку апелляционные жалобы по данной категории дел пошлиной не облагаются.
Руководствуясь п. 1 статьи 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Калужской области от 20.03.2012 по делу N А23-183/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить закрытому акционерному обществу "Юхновагронефтепродукт" (249910, Калужская область, г. Юхнов, ул. Ф. Энгельса, д. 1) из федерального бюджета государственную пошлину в размере 2 000 рублей, ошибочно уплаченную платежным поручением от 10.04.2012 N 334.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. Жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
А.Г.ДОРОШКОВА
Судьи
Н.А.ПОЛЫНКИНА
Г.Д.ИГНАШИНА