Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Постановлением ФАС Центрального округа от 08.07.2010 по делу N А23-5471/09Г-17-261 данное постановление оставлено без изменения.
Название документа
Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2010 по делу N А23-5471/09Г-17-261
Требование: Об урегулировании разногласий по договору аренды лесного участка.
Решение: Требование удовлетворено в части.


Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2010 по делу N А23-5471/09Г-17-261
Требование: Об урегулировании разногласий по договору аренды лесного участка.
Решение: Требование удовлетворено в части.

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 апреля 2010 г. по делу N А23-5471/09Г-17-261
Резолютивная часть постановления объявлена 01 апреля 2010 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 апреля 2010 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Тимашковой Е.Н.,
судей Тиминской О.А., Еремичевой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Тимашковой Е.Н.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Министерства природных ресурсов Калужской области и ООО "Корнеевское" на решение Арбитражного суда Калужской области от 03 февраля 2010 года по делу N А23-5471/09Г-17-261 (судья Литовцева Ю.В.), принятое
по иску ООО "Корнеевское"
к Министерству природных ресурсов Калужской области
об урегулировании разногласий по договору аренды лесного участка от 26.08.2009 N 179,
при участии:
от истца: Балакаев Р.В. - представитель по доверенности N 06-Д от 11.05.2009,
от ответчика: Левова И.В. - представитель по доверенности N ОР-1888/3-09/3 от 31.12.2009,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Корнеевское" (далее - ООО "Корнеевское", Общество) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с иском к Министерству природных ресурсов Калужской области (далее - Министерство природных ресурсов) об урегулировании разногласий по договору аренды лесного участка от 26.08.2009 N 179, в том числе по пунктам 4, 5, 7, 71, подпункту "в" пункта 9, подпунктам "в", "д", "ж", "з", "и", "л", "м", "н" пункта 11, пунктам 13, 15, 16, 24, 26, по приложениям к договору аренды N 3, 4, 5, 6, по пояснениям на плане лесного участка.
В порядке ст. 49 АПК РФ истец уточнил исковые требования в части редакции подпункта "в" пункта 11, пункта 24 договора, а также устранил техническую ошибку в приложении N 4 к договору (заявление об уточнении исковых требований от 01.02.2010).
Решением Арбитражного суда Калужской области от 03.02.2010 исковые требования удовлетворены в части урегулирования разногласий, возникших при заключении договора аренды лесных участков N 179 от 26 августа 2009 года:
- изложить пункты 4, 5, подпункты "з", "и", "н" пункта 11, пункт 13, приложения N 3, 4, 5 в редакции протокола разногласий от 23.09.2009;
- исключить из текста договора пункты 7.1, подпункт "в" пункта 9,
подпункты "д", "л" пункта 11, пункт 15, пункт 26;
- изложить подпункт "в" пункта 11 договора в следующей редакции: "после государственной регистрации договора аренды в установленном порядке
разработать и представить Арендодателю проект освоения лесов для ведения охотничьего хозяйства и осуществления охоты с положительным заключением
государственной экспертизы";
- дополнить пункт 24 абзацем следующего содержания: "Недостатки
передаваемого в аренду лесного участка указываются в акте осмотра лесного
участка от 22.01.2010, являющемся неотъемлемым приложением к настоящему
договору;
- изложить приложение N 6 в следующей редакции:
Целевое назначение лесов
Виды мероприятий
Единица измерения
Среднегодовой объем
Срок исполнения
Обеспечение пожарной безопасности в лесах
Устройство минерализованных полос
В соответствии с проектом освоения лесов
Уход за минерализованными полосами
Строительство и ремонт дорого противопожарного назначения
Изготовление и установка предупредительных аншлагов
Установка мест отдыха
Уход за лесами
Уход за молодняками
В соответствии с проектом освоения лесов
Прореживание
Разрубка граничных просек
Уход за граничными просеками
В удовлетворении остальной части требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, Общество и Министерство подали апелляционные жалобы, в которых просят его отменить в обжалуемых частях, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
Согласно ч. 5 ст. 268 АПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Поскольку сторонами возражений не заявлено, апелляционная инстанция проверяет решение суда только в обжалуемых частях.
Суд апелляционной инстанции, выслушав пояснения представителей сторон, изучив доводы, изложенные в отзывах, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, считает, что обжалуемое решение суда не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Калужской области от 06.05.2009 по делу N А23-170/09Г-17-8 (л.д. 64) суд обязал Министерство природных ресурсов Калужской области заключить с обществом с ограниченной ответственностью "Корнеевское" договоры аренды лесных участков, находящихся в федеральной собственности, общей площадью 1 786 га, расположенных в границах сельскохозяйственного производственного кооператива "Корнеевский" Медынского района Калужской области, ранее предоставленных в постоянное бессрочное пользование товариществу с ограниченной ответственностью "Артер-Лен" на основании свидетельства о государственной регистрации права собственности на землю серии IX 40:14:09:00:00:00 N 406461 от 20.10.1996, на предусмотренные в установленном порядке для соответствующих участков виды лесопользования, направив ООО "Корнеевское" в течение 1 месяца со дня вступления настоящего решения в законную силу проекты договоров аренды.
Во исполнение решения Арбитражного суда Калужской области от 06.05.2009 Министерство природных ресурсов направило ООО "Корнеевское" проект договора аренды лесного участка N 179 от 26.08.2009 (л.д. 40), который был подписан истцом с протоколом разногласий от 23.09.2009 (л.д. 55). Данные разногласия получены ответчиком 24.09.2009.
Сторонами проведен совместный осмотр лесных участков, о чем составлен акт от 22.01.2010 с отражением недостатков участка.
Письмом от 22.10.2009 (л.д. 92) ответчик сообщил истцу об отклонении заявленных разногласий.
В связи с недостижением согласия с ответчиком по условиям договора, истец обратился в суд с настоящим иском.
Рассматривая дело по существу и частично удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Фактически на момент рассмотрения дела между сторонами имелся спор по пунктам 4, 5, 7, 7.1, подпункту "в" пункта 9, подпунктам "в" (в части, не признанной ответчиком), "д", "з", "л", "м" пункта 11, пунктам 13, 14, 15, 16, 24, 26, по приложениям к договору аренды N 3, 4, 5, 6, пояснениям на плане лесного участка.
Порядок заключения договоров регулируется главами 27 - 28 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 420 Гражданского кодекса Российской Федерации под договором понимают согласованное волеизъявление субъектов гражданского права, направленное на установление, изменение или прекращение правоотношений.
Законодатель в пункте 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации установил, что граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В случаях, когда условие договора предусмотрено нормой, которая применяется постольку, поскольку соглашением сторон не установлено иное (диспозитивная норма), стороны могут своим соглашением исключить ее применение либо установить условие, отличное от предусмотренного в ней. При отсутствии такого соглашения условие договора определяется диспозитивной нормой.
Если условие договора не определено сторонами или диспозитивной нормой, соответствующие условия определяются обычаями делового оборота, применимыми к отношениям сторон.
Согласно пункту 2 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор может заключаться посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной.
В силу положений части 1 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации акцептом признается ответ лица, которому адресована оферта о ее принятии. Акцепт должен быть полным и безоговорочным.
Как усматривается из материалов дела, на основании решения Арбитражного суда Калужской области от 06.05.2009 по делу N А23-170/09Г-17-8, имеющего в силу статьи 69 АПК РФ преюдициальное значение, право ООО "Корнеевское" на заключение договора аренды участка лесного фонда возникло в связи с наличием у истца права постоянного (бессрочного) пользования на занятые лесом земельные участки площадью 1 786 га, указанные в свидетельстве от 20.10.1996, выданном правопредшественнику истца - ТОО "Артер-Лен".
Во исполнение решения Арбитражного суда Калужской области от 06.05.2009 Министерство природных ресурсов направило ООО "Корнеевское" проект договора аренды лесного участка N 179 от 26.08.2009 (л.д. 40), который был подписан истцом с протоколом разногласий от 23.09.2009 (л.д. 55).
Таким образом, предметом спора по данному делу является устранение разногласий по спорным пунктам договора аренды.
В соответствии со статьей 446 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации в статье 173 закрепил положение, согласно которому по спору, возникшему при заключении или изменении договора, в резолютивной части решения указывается вывод арбитражного суда по каждому спорному условию договора.
Следовательно, разрешая преддоговорный спор, суд должен установить гражданские права и обязанности, облеченные в форму условий договора, которыми стороны будут руководствоваться в своих дальнейших отношениях.
Пункт 7.1, подпункт "в" пункта 9, подпункты "д", "л" пункта 11, пункт 26; пункты 4, 5, приложений N 3, 4, 5 договора в части установления видов лесопользования.
Как установлено судом, Министерство природных ресурсов включило в проект договора аренды ряд условий исходя из обязанности осуществления ООО "Корнеевское" заготовки древесины (ликвидной) при рубке спелых и перестойных лесных насаждений.
Однако, как следует из протокола разногласий от 23.09.2009, у ООО "Корнеевское" отсутствует волеизъявление на осуществление такого вида лесопользования, как заготовка древесины (ликвидной) при рубке спелых и перестойных лесных насаждений.
Согласно материалам дела, ТОО "Артер-Лен", правопреемником которого является ООО "Корнеевское", предоставлен в безвозмездное пользование участок лесного фонда площадью 1 786 га на праве постоянного (бессрочного) пользования. Данные участки лесного фонда предоставлялись хозяйствам по договору безвозмездного пользования в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18.02.1998 N 224 на все виды лесопользования.
Вместе с тем, действующим законодательством не предусмотрена обязанность лица, обладающего правом постоянного (бессрочного) пользования занятых лесом земельных участков, заключать договоры аренды данных участков на все или какие-то определенные виды лесопользования.
Режим использования участков лесного фонда, в том числе сдача их в аренду, определен Лесным кодексом Российской Федерации, гражданским законодательством и Правилами подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2007 N 324.
Статьей 25 ЛК РФ установлены виды использования лесов:
1) заготовка древесины;
2) заготовка живицы;
3) заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов;
4) заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений;
5) ведение охотничьего хозяйства и осуществление охоты;
6) ведение сельского хозяйства;
7) осуществление научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности;
8) осуществление рекреационной деятельности;
9) создание лесных плантаций и их эксплуатация;
10) выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений;
11) выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых;
12) строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов;
13) строительство, реконструкция, эксплуатация линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов;
14) переработка древесины и иных лесных ресурсов;
15) осуществление религиозной деятельности;
16) иные виды, определенные в соответствии с частью 2 статьи 6 настоящего Кодекса.
При этом леса могут использоваться для одной или нескольких целей, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В силу ст. 9 Лесного кодекса Российской Федерации право аренды лесных участков возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и земельным законодательством, если иное не предусмотрено Лесным кодексом Российской Федерации.
Согласно п. 12 Правил подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2007 N 324, в случае заключения договора аренды без проведения аукциона заинтересованное в получении права аренды лицо подает заявление в органы государственной власти или органы местного самоуправления, указанные в п. 5 настоящих Правил.
В соответствии с п. 13 Правил в заявлении указываются следующие сведения:
а) полное и сокращенное наименование и организационно-правовая форма заявителя, его юридический адрес и местонахождение, банковские реквизиты - для юридического лица; фамилия, имя, отчество заявителя, его адрес, данные документа, удостоверяющего личность, - для гражданина, в том числе для гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем;
б) местоположение и площадь лесного участка, который предполагается взять в аренду;
в) обоснование цели, вида и срока использования лесов, расположенных на лесном участке, который предполагается взять в аренду.
Исходя из изложенного, заключение договора аренды лесного участка носит заявительный характер, и заинтересованное в получении права аренды лицо самостоятельно определяет необходимые для него виды использования испрашиваемого лесного участка.
Таким образом, принимая во внимание отсутствие волеизъявления ООО "Корнеевское" на осуществление такого вида лесопользования, как заготовка древесины (ликвидной) при рубке спелых и перестойных лесных насаждений, суд первой инстанции обоснованно исключил из текста договора положения, связанные с осуществлением вышеуказанного вида лесопользования.
При таких обстоятельствах изменение размера арендной платы, исходя из осуществления истцом только такого вида лесопользования как ведение охотничьего хозяйства и осуществление охоты, который не предусматривает изъятие арендатором лесных ресурсов, в силу вышеизложенного также является правомерным.
Ссылка Министерства на то, что в соответствии с лесным планом Калужской области, утвержденным постановлением Губернатора Калужской области от 30.12.2008 N 391, приоритетным направлением использования лесов является заготовка древесины, не может быть принята во внимание судом, поскольку наличие приоритетных направлений лесопользования не является само по себе основанием для понуждения к заключению без проведения торгов договоров аренды на указанные виды лесопользования.
Кроме того, в плане перечислены разрешенные виды лесопользования применительно к конкретному участку, однако без указания на осуществление данных видов лесопользования истцом.
Довод ответчика о том, что в соответствии с решением Арбитражного суда Калужской области от 06.05.2009 по делу N 23-170/09Г-17-8 о понуждении Министерства заключить договоры аренды лесных участков на все виды лесопользования общей площадью 1786 га в адрес ООО "Корнеевское" был направлен договор аренды, предусматривающий два вида использования лесов - заготовку древесины и ведение охотничьего хозяйства и осуществление охоты, отклоняется апелляционным судом как необоснованный.
Исходя из буквального толкования резолютивной части решения от 06.05.2009, суд обязал Министерство природных ресурсов Калужской области заключить с ООО "Корнеевское" договоры аренды лесных участков, находящихся в федеральной собственности, общей площадью 1 786 га, расположенных в границах сельскохозяйственного производственного кооператива "Корнеевский", Медынского района Калужской области, ранее предоставленных в постоянное бессрочное пользование ТОО "Артер-Лен" на основании свидетельства о государственной регистрации права собственности на землю серии IX 40:14:09:00:00:00 N 406461 от 20.10.1996, на предусмотренные в установленном порядке для соответствующих участков виды лесопользования, направив ООО "Корнеевское" в течение 1 месяца со дня вступления настоящего решения в законную силу проекты договоров аренды.
Таким образом, предметом спора по указанному делу являлось обязание ответчика заключить договоры аренды лесных участков, в связи с чем определение конкретных видов лесопользования в рамках дела N 23-170/09Г-17-8 не осуществлялось.
Пункт 24 договора.
Пунктом 24 договора аренды в редакции ответчика предусмотрено следующее: "Передача лесного участка осуществляется по акту приема-передачи лесного участка в аренду, предусмотренному приложением N 5 к настоящему Договору. Указанный акт подписывается сторонами в течение 20 дней с даты заключения настоящего Договора".
Согласно протоколу разногласий Общество предлагает дополнить пункт 24 следующим условием: "Недостатки передаваемого в аренду лесного участка указываются в акте осмотра лесного участка от 22.01.2010, являющемся неотъемлемым приложением к настоящему договору".
Согласно статье 611 Гражданского кодекса Российской Федерации арендодатель обязан предоставить арендатору имущество в состоянии, соответствующем условиям договора аренды и назначению имущества.
В силу пункта 2 статьи 612 названного Кодекса арендодатель не отвечает за недостатки сданного в аренду имущества, которые были им оговорены при заключении договора аренды или были заранее известны арендатору либо должны были быть обнаружены арендатором во время осмотра имущества или проверки его исправности при заключении договора или передаче имущества в аренду.
Как пояснил представитель истца, лесной участок, являющийся предметом договора аренды, имеет недостатки, которые в случае, если они не будут зафиксированы на момент заключения договора аренды, могут являться основанием для последующего привлечения ООО "Корнеевское" к ответственности за нарушение лесного законодательства.
В этой связи сторонами был составлен акт осмотра лесных участков по договору аренды N 179 от 26.08.2009. Данный акт содержит сведения о состоянии лесного участка.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования в части дополнения пункта 24 договора вышеприведенными условиями.
Довод Министерства о том, что составление акта осмотра лесного участка не предусмотрено действующим законодательством, отклоняется судом по следующим основаниям.
Приложение N 5 договора не предусматривает отражение недостатков передаваемого в аренду имущества (лесного участка), а содержит только характеристики участка и характеристики лесных насаждений. Необходимость составления акта осмотра передаваемого в аренду имущества с отражением его недостатков и ответственности за такие недостатки следует из требований ст. ст. 611, 612 ГК РФ.
Акт подписан представителями сторон, в силу вышеизложенного фиксация недостатков передаваемого в аренду имущества предусмотрена нормами права, стороны не лишены права при подписании акта приема-передачи участка после заключения договора составить дополнительный акт с отражением недостатков арендованного имущества.
Пункт 16 договора.
Пунктом 16 договора аренды в редакции ответчика предусмотрено следующее: "Невыполнение Арендатором проекта освоения лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесного участка".
В протоколе разногласий от 23.09.2009 ООО "Корнеевское" указало на то, что данный пункт подлежит исключению, поскольку выполнение Арендатором проекта освоения лесов не является существенным условием договора, неисполнение данного обязательства не может быть признано существенным нарушением условий договора, являющимся основанием для его досрочного расторжения.
Между тем, в соответствии с частью 2 статья 24 Лесного кодекса Российской Федерации невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесного участка. Таким образом, пункт 2 данной статьи перечисляет дополнительные основания для досрочного расторжения договоров аренды лесного участка.
В этой связи вывод суда первой инстанции о том, что пункт 16 обоснованно включен в проект договора в редакции Министерства природных ресурсов, является правильным.
На основании изложенного, довод Общества о том, что в силу ст. ст. 51, 61 ЛК РФ основанием для досрочного расторжения договоров аренды земельных участков является только невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, проекта освоения лесов в части охраны и защиты лесов, а также воспроизводства лесов, отклоняется судом как несостоятельный.
Приложение N 6 к договору.
Проверяя на соответствие закону приложение N 6 к договору аренды от 26.08.2009 N 179, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Согласно материалам дела, приложение N 6 к договору аренды в редакции Министерства в перечне работ по охране, защите, воспроизводству лесов и лесоразведению на арендуемом лесном участке содержит в разделе "Обеспечение пожарной безопасности в лесах" следующие работы:
- устройство минерализованных полос;
- уход за минерализованными полосами;
- строительство и ремонт дорог противопожарного назначения;
- изготовление и установка предупредительных аншлагов.
В соответствии со статьей 36 Лесного кодекса Российской Федерации ведение охотничьего хозяйства на лесных участках представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с оказанием услуг лицам, осуществляющим охоту. Граждане, юридические лица осуществляют использование лесов для ведения охотничьего хозяйства на основании договоров аренды лесных участков. Правила использования лесов для ведения охотничьего хозяйства устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 1 Закона Калужской области от 27 марта 2008 года N 418-ОЗ "Об установлении правил использования лесов для ведения охотничьего хозяйства на территории Калужской области" лица, осуществляющие использование лесных участков для ведения охотничьего хозяйства, обязаны осуществлять на лесных участках меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 51 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров, охрана и защита лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 данного Кодекса, если иное не предусмотрено названным Кодексом, другими федеральными законами.
Статьей 52 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что охрана лесов от пожаров осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон о пожарной безопасности) и данным Кодексом.
Статьей 53 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что такие меры противопожарной безопасности, как противопожарное обустройство лесов, в том числе строительство, реконструкция и содержание дорог противопожарного назначения, посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов, прокладка просек, противопожарных разрывов; создание систем, средств предупреждения и тушения лесных пожаров (пожарные техника и оборудование, пожарное снаряжение и другие), содержание этих систем, средств, а также формирование запасов горюче-смазочных материалов на период высокой пожарной опасности, на лесных участках, предоставленных в аренду, осуществляются арендаторами этих лесных участков на основании проекта освоения лесов.
Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 N 417 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах, пунктами 3 и 5 которых предусмотрены аналогичные вышеприведенным положения.
В соответствии со статьей 94 утратившего силу Лесного кодекса Российской Федерации от 29.01.1997 N 22-ФЗ, был издан Приказ Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 13.07.2005 N 193 "Об утверждении перечня противопожарных мероприятий, выполняемых лесопользователями, и требований к плану противопожарных мероприятий, выполняемых лесопользователями". Данным нормативным актом была предусмотрена необходимость проведения в том числе следующих противопожарных мероприятий:
- подготовка участков лесного фонда к пожароопасному сезону, включающая создание минерализованных полос и уход за ними; строительство и ремонт дорог противопожарного назначения;
- изготовление и установка средств наглядной агитации и предупредительных знаков.
В связи с принятием Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ, признавшего утратившей силу статью 94 Лесного кодекса Российской Федерации от 29.01.1997 N 22-ФЗ, Приказ Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 13.07.2005 N 193 фактически утратил силу.
Федеральным законом от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" к противопожарным преградам отнесены противопожарные минерализованные полосы (статья 59). Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 06.02.2008 N 32 были утверждены Требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения лесов, показателей природной пожарной опасности лесов и показателей пожарной опасности в лесах по условиям погоды (приложение N 3 к Приказу).
В соответствии с пунктами 1 и 3 данных Требований в целях пожарной безопасности в лесах осуществляются в том числе следующие мероприятия: противопожарное обустройство лесов; создание систем, средств предупреждения и тушения лесных пожаров. Меры по созданию и содержанию систем и средств предупреждения и тушения лесных пожаров заключаются, в том числе в устройстве противопожарных минерализованных полос.
В соответствии со статьей 53 Лесного кодекса Российской Федерации меры пожарной безопасности на лесных участках, предоставленных в аренду, осуществляются арендаторами этих лесных участков на основании проекта освоения лесов. Аналогичное положение содержится в Правилах пожарной безопасности в лесах и в примерном договоре аренды лесного участка.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно признал требования Общества в части исключения в приложении N 6 из раздела "Обеспечение пожарной безопасности в лесах" положений об обязанности Арендатора по устройству минерализованных полос; по уходу за минерализованными полосами; по установке противопожарных аншлагов, необоснованными.
Ссылка Общества на положения приказа Рослесхоза от 11.04.2005 N 57 "Об утверждении Временного порядка использования средств федерального бюджета по 352 виду расходов "Профилактика и подготовка к тушению лесных пожаров", согласно которому лесохозяйственная противопожарная пропаганда, в том числе установка аншлагов, относится к мероприятиям, выполняемым за счет средств федерального бюджета, выделяемых на финансирование мероприятий по профилактике и подготовке к тушению лесных пожаров, а также Приказа МПР РФ от 13.04.2004 N 342 "Об утверждении Временных порядков использования средств федерального бюджета на профилактику и тушение лесных пожаров" не принимается во внимание апелляционным судом, поскольку положения данных актов касаются не того, какое лицо будет проводить данные мероприятия, а того, за счет каких средств будут выполняться данные мероприятия.
Иных доводов, способных повлечь за собой отмену обжалуемого судебного акта, апелляционные жалобы не содержат.
Учитывая сказанное, решение суда первой инстанции в обжалуемых частях следует признать законным и обоснованным.
Поскольку при подаче апелляционной жалобы Общество уплатило по платежному поручению N 1 от 01.03.2010 уплатило государственную пошлину в размере 1000 руб., а с 01.01.2010 в соответствии с пп. 12 п. 1 ст. 333.21 НК РФ при подаче апелляционной жалобы уплате подлежит госпошлина в размере 2000 руб., то с Общества надлежит довзыскать 1000 руб.
Руководствуясь п. 1 ст. 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Калужской области от 03.02.2010 по делу N А23-5471/09Г-17-261 в обжалуемых частях оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Корнеевское" (Калужская обл., Медынский район, д. Михальчуково; адрес для корреспонденции: 249031, Калужская обл., г. Обнинск, ул. Ляшенко, д. 2, кв. 84) в доход федерального бюджета 1000 руб. государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа.
Председательствующий
Е.Н.ТИМАШКОВА
Судьи
О.А.ТИМИНСКАЯ
Н.В.ЕРЕМИЧЕВА