Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2024 N 21АП-9539/2024 по делу N А83-13811/2024
Требование: О привлечении к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.
Решение: Судом первой инстанции требование удовлетворено. Решение первой инстанции изменено.


Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2024 N 21АП-9539/2024 по делу N А83-13811/2024
Требование: О привлечении к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.
Решение: Судом первой инстанции требование удовлетворено. Решение первой инстанции изменено.

ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 октября 2024 г. по делу N А83-13811/2024
Резолютивная часть постановления объявлена 17 октября 2024 года
Постановление изготовлено в полном объеме 31 октября 2024 года
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Градовой О.Г., судей - Архипенко А.М., Кравченко В.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Голышкиной Ю.С.,
без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Отдела надзорной деятельности по городу Симферополю Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Республике Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 03 сентября 2024 года по делу N А83-13811/2024
по заявлению Отдела надзорной деятельности по городу Симферополю Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Республике Крым
о привлечении начальника отдела технического обслуживания и наладки общества с ограниченной ответственностью "Салд" Лесика Д.М. к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ,
установил:
Отдел надзорной деятельности по городу Симферополю Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Республике Крым подал в Арбитражный суд Республики Крым (суд первой инстанции) заявление о привлечении начальника отдела технического обслуживания и наладки общества с ограниченной ответственностью "Салд" Лесика Д.М. к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ).
Решением суда первой инстанции должностное лицо ООО "Салд" привлечено к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде предупреждения.
Судебный акт мотивирован тем, что с учетом характера совершенного Лесиком Д.М. правонарушения, принимая во внимание, что оно совершено последним впервые (доказательств обратного заявителем в материалы дела представлено не было), суд посчитал возможным назначить ему административное наказание в виде предупреждения. При избрании меры наказания суд исходил из того, что нарушение устранено до окончания проведения контрольного (надзорного) мероприятия.
Отделом надзорной деятельности по городу Симферополю Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Республике Крым подана апелляционная жалоба, в которой этот участник просит изменить решение суда первой инстанции в части назначенного наказания, заменив предупреждение на административный штраф.
Отзыва на апелляционную жалобу не поступило.
В судебное заседании представители лиц, участвующих в деле, не явились. Извещены о судебном процессе в установленном законом порядке.
На основании статьи 268 АПК РФ Двадцать первый арбитражный апелляционный суд исследовал доказательства в совокупности и установил следующие обстоятельства.
10.11.2014 МЧС России выдало ООО "Салд" лицензию на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, к видам лицензируемой деятельности (в том числе) отнесены:
- монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожаротушения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ,
- монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ,
- монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем противопожарного водоснабжения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ,
- монтаж, техническое обслуживание и ремонт автоматических систем (элементов автоматических систем) противодымной вентиляции, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ,
- монтаж, техническое обслуживание и ремонт противопожарных занавесов и завес, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ,
- монтаж, техническое обслуживание и ремонт заполнений проемов в противопожарных преградах,
- выполнение работ по огнезащите материалов, изделий и конструкций,
- монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ, в том числе фотолюминесцентных эвакуационных систем и их элементов,
- монтаж, техническое обслуживание и ремонт автоматических систем (элементов автоматических систем) передачи извещений о пожаре, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.
По заключенному 28.04.2023 договору N 75-ЦО/пож ООО "Салд" приняло на себя обязательство собственными средствами и силами в соответствии с Приложениями, являющимися неотъемлемой частью договора на объектах заказчика ООО "Салд" осуществлять: техническое обслуживание и восстановительный ремонт систем автоматической противопожарной защиты (системы автоматической пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией людей, системы дымоудаления, системы автоматического водяного пожаротушения, системы автоматического модульного порошкового, газового пожаротушения, автоматических противопожарных штор); обеспечить вывод сигналов от АПС в систему передачи извещений о пожаре в подразделение пожарной охраны; осуществлять испытание внутреннего и наружного противопожарного водопровода на объектах Заказчика.
09.07.2024 государственным инспектором города Симферополя по пожарному надзору - старшим инспектором ОНД по г. Симферополю УНД и ПР ГУ МЧС России по Республике Крым Алексеевым Е.М. в присутствии должностного лица ООО "Салд" Лесик Д.М. (которому разъяснены права лица, привлекаемого к административной ответственности) в отношении него составлен протокол N 23/2024/81 об административном правонарушении по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Из названного протокола следует, что объективная сторона правонарушения выразилась в том, что должностное лицо - начальник отдела технического обслуживания и накладки ООО "Салд" Лесик Д.М. допустил грубое нарушение требований и условий, предусмотренных выданной лицензией, а именно 14.06.2024 при включении системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в автоматическом режиме от пожарных извещателей, не сработало два оповещателя в складе магазина отдела продаж мебели на 2-м этаже в здании строительного гипермаркета "Уютстрой" ООО "Стройцентр" по адресу: Республика Крым, г. Симферополь, пр. Победы, 245, чем нарушены часть 2, Глава 1, статья 6, пункт 3 Федерального закона N 123-ФЗ от 22.07.2008 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
В соответствии с приказом N 12/1-о от 04 мая 2023 г. - начальник отдела технического обслуживания и наладки ООО "Салд" Лесик Д.М. назначен ответственным за обслуживание и исправное состояние оборудования на объекте по адресу: Республика Крым, г. Симферополь, пр. Победы, 245 (ООО "Стройцентр").
Соблюдение процедуры проведения проверки лицензиатом не оспаривается, и это подтверждается представленными решением о проведении проверки.
Факт несоответствия выполненных лицензиатом работ на вышеназванном объекте подтвержден составленным 14.06.2024 должностным лицом административного органа актом выездной проверки.
Частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), что влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до восьми тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В пункте 1 примечания к части 4 статьи 14.1 КоАП РФ указано на то, что понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Перечень грубых нарушений устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Согласно пункту 15 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений подлежит лицензированию.
В соответствии с частью 10 статьи 19.2 Федерального закона N 99 исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой, в том числе возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
На основании части 1 статьи 24 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 69-ФЗ) работы и услуги в области пожарной безопасности, к которым относятся и предусмотренные лицензией общества монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем и средств противопожарной защиты, выполняются и оказываются в целях реализации требований пожарной безопасности, а также в целях обеспечения предупреждения и тушения пожаров.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2020 N 1128 утверждено Положение о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденному (далее - Положение N 1128), которое в пункте 5 к грубым нарушениям лицензионных требований относит нарушения требований, предусмотренных подпунктами "б" и (или) "д" пункта 4 настоящего Положения, повлекшие за собой последствия, установленные частью 10 статьи 19.2 Федерального закона N 99-ФЗ.
Согласно подпункту "д" пункта 4 Положения N 1128 лицензионным требованием при осуществлении лицензируемой деятельности является выполнение лицензиатом требований к работам (услугам), составляющим лицензируемую деятельность, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности.
К нормативным документам по пожарной безопасности в соответствии с Федеральным законом N 184-ФЗ и статьей 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 123-ФЗ) относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила).
Пунктом 4.8. Свода правил СП 3.13130.2009 "Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре" установлено, что количество звуковых и речевых пожарных оповещателей, их расстановка и мощность должны обеспечивать уровень звука во всех местах постоянного или временного пребывания людей в соответствии с нормами настоящего свода правил.
Абзацем 1 пункта 54 Постановления Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации" установлено, что руководитель организации организует работы по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, обеспечивающие исправное состояние указанных средств. Работы осуществляются с учетом инструкции изготовителя на технические средства, функционирующие в составе систем противопожарной защиты.
Таким образом, действия, связанные с нарушением требований Технического регламента о требованиях пожарной безопасности, Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", Постановления Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479 "Об утверждении правил противопожарного режима в Российской Федерации", Свода правил СП 3.13130.2009 "Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре", являются грубым нарушением лицензионных требований и образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, при совокупности иных квалифицирующих признаков (наличие действующей лицензии и фактическое осуществление лицензируемой деятельности).
Суд апелляционной инстанции не согласен с выводом суда первой инстанции относительно наличия оснований для назначения административного наказания в виде предупреждения исходя из следующего.
Частью 1 статьи 4.1.1. КоАП РФ установлено, что за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба (часть 2 статьи 3.4 КоАП РФ).
Отсутствие хотя бы одного из приведенных условий исключает возможность замены назначенного постановлением административного органа административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение в порядке статьи 4.1.1 КоАП РФ.
Из материалов дела следует, что выявленные нарушения подпадают под признаки грубых нарушений лицензионных и пожарных требований, образующих событие административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, поскольку связаны с угрозой причинения вреда жизни, здоровью граждан.
Таким образом, применительно к характеру установленных нарушений имеются условия, предусмотренные частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ, в отношении такого обстоятельства, как возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей. Следовательно, оснований для применения статьи 4.1.1 КоАП РФ в рассматриваемом случае не имеется.
Санкцией части 4 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрено наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Статьей 4.1 КоАП РФ предусмотрено, что при назначении административного наказания учитываются характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Обстоятельств, отягчающих ответственность должностного лица Общества, судом не установлено.
Учитывая факт устранения правонарушений, судебная коллегия полагает возможным назначить наказание в минимальном размере 5.000 руб.
На основании изложенного, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что судом первой инстанции решение в части назначенного наказания принято с нарушением норм материального права, административное наказание надлежит изменить, и назначить в виде административного штрафа.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 03 сентября 2024 года по делу N А83-13811/2024 изменить в части назначенного административного наказания - назначить начальнику отдела технического обслуживания и наладки общества с ограниченной ответственностью "Салд" Лесик Денису Михайловичу (дата и место рождения - <...>, г. Ставрополь, место жительства - Республика Крым, с. Мирное, ул. 1 Конной армии, д. <...>, кв. <...>, место работы - общество с ограниченной ответственностью "Салд", документ, удостоверяющий личность - паспорт гражданина Российской Федерации, серия <...> номер <...>, выдан МВД по Республике Крым <...>, код подразделения <...>) за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, наказание в виде административного штрафа в размере 5.000 рублей (пять тысяч рублей 00 копеек).
Административный штраф подлежит уплате по следующим реквизитам:
Получатель: УФК по Республике Крым (Главное управление МЧС России по Республике Крым, л/с 04751А91380)
ИНН 7702835821
КПП 910201001
Банк получателя: Отделение Республика Крым Банка Росс // УФК по Республике Крым г. Симферополь
БИК территориального органа Федерального казначейства: 013510002
Единый казначейский счет: 40102810645370000035
Казначейский счет для осуществления и отражения операций по учету и распределению поступлений: 03100643000000017500
ОКТМО: 35000000
КБК: 177 1 16 01141 01 0001
Лицевой счет: 04751А91380
УИН: 17700500024002416753
Административный штраф в соответствии со статьей 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 дней со дня вступления постановления в законную силу.
Доказательства уплаты штрафа представить в административный орган и в арбитражный суд с указанием номера арбитражного дела.
При отсутствии у суда по истечении шестидесяти дней со дня вступления в законную силу настоящего постановления документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа в установленный срок, в соответствии со статьей 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях экземпляр настоящего постановления будет направлен судебному приставу-исполнителю, определяемому исходя из статьи 33 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", для принудительного исполнения по взысканию административного штрафа и составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Принудительное исполнение производится непосредственно на основании судебного акта.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа через арбитражный суд первой инстанции в течение двух месяцев со дня его принятия по правилам, предусмотренным главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
О.Г.ГРАДОВА
Судьи
А.М.АРХИПЕНКО
В.Е.КРАВЧЕНКО