Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.08.2011 N 18АП-7240/2011 по делу N А76-24769/2010
Требование: Об отмене постановления по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности на объекте.
Решение: Требование удовлетворено.
Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.08.2011 N 18АП-7240/2011 по делу N А76-24769/2010
Требование: Об отмене постановления по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности на объекте.
Решение: Требование удовлетворено.
ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 августа 2011 г. N 18АП-7240/2011
Дело N А76-24769/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 04 августа 2011 г.
Полный текст постановления изготовлен 05 августа 2011 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Плаксиной Н.Г.,
судей Арямова А.А., Тимохина О.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ермолиной Ю.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Челябинской области на решение Арбитражного суда Челябинской области от 24 марта 2011 г. по делу N А76-24769/2010 (судья Васильева Т.Н.).
В заседании приняли участие представители:
от Муниципального оздоровительного образовательного учреждения санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, санаторная школа - интернат N 3 - Алексеев А.В. (директор, паспорт, выписка из приказа от 24.08.1992 N 36-к).
Муниципальное оздоровительное образовательное учреждение санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, санаторная школа - интернат N 3 (далее - заявитель, МООУ СШИ N 3, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Челябинской области (далее - административный орган, ГУ МЧС России по Челябинской области) о признании незаконным и отмене постановления от 02.12.2010 N 3111 по делу об административном правонарушении, предусмотренном
частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 24.03.2011 заявленные требования удовлетворены. Суд признал незаконным и отменил постановление ГУ МЧС России по Челябинской области от 02.12.2010 N 3111 о привлечении МООУ СШИ N 3 к административной ответственности по
части 1 статьи 20.4 КоАП РФ.
В апелляционной жалобе ГУ МЧС России по Челябинской области просило решение суда отменить в части установления незаконности применения норм СНиП 21-01-97* и принять по делу новый судебный акт.
В обосновании апелляционной жалобы административный орган указывает, что поскольку здание учреждения эксплуатировалось на момент проведения внеплановых мероприятий, следовательно, нормы СНиП 21-01-97* распространяются на указанное здание. Вывод суда о неприменении норм СНиП 21-01-97* на основании представленного заявителем технического заключения ООО Экспертный центр "Токмас" является необоснованным, поскольку в действующем законодательстве отсутствует норма, согласно которой необходимо руководствоваться исполнимостью требования.
Приказом ГУ МЧС России от 16.03.2007 N 141 предусмотрена для юридических лиц возможность отступления от требований пожарной безопасности, вместе с тем учреждением данная возможность не была использована.
До начала судебного разбирательства от МООУ СШИ N 3 поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором заявитель против доводов жалобы возражает, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом; в судебное заседание представитель административного органа не явился. От ГУ МЧС России по Челябинской области поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителей. С учетом мнения заявителя в соответствии со
статьями 123,
156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие административного органа.
В судебном заседании представитель МООУ СШИ N 3 поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционной жалобе.
В соответствии с
частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие возражений лиц, участвующих в деле, решение пересматривается арбитражным апелляционным судом в обжалуемой административным органом части.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 29.10.2010 N 2432 ГУ МЧС России по Челябинской области в отношении МООУ СШИ N 3 проведена внеплановая выездная проверка по вопросам соблюдения обязательных требований пожарной безопасности на объекте, расположенном по адресу: г. Челябинск, пос. Каштак (л.д. 8).
В ходе проверки выявлены следующие нарушения:
1. дверь эвакуационного выхода из спортзала открывается не по ходу эвакуации людей (
пункт 52 ППБ 01-03);
2. в подсобном помещении спортзала допускается эксплуатация электросветильников со снятыми колпаками рассеивателями, предусмотренными конструкцией светильника (
пункт 60 ППБ 01-03);
3. косоуры лестничных маршей не имеют требуемого предела огнестойкости (табл. 4*, 5* СНиП 21-01-97*);
4. заложено окно для дымоудаления в подсобном помещении спортзала, (пункт 8.2 СНиП 41-01-2003);
5. дверь эвакуационного выхода из лестничной клетки непосредственно наружу открывается не по ходу эвакуации людей, (
пункт 52 ППБ 01-03);
6. в лестничной клетке около спортзала на стене из стеклянных блоков отсутствуют фрамуги (створки) для дымоудаления (пункт 8.9 СНиП 41-01-2003);
7. дверь в помещение архива на втором этаже не имеет требуемого предела огнестойкости, (пункт 5.14, табл. 2 СНиП 21-01-97*);
В зданиях: спальный корпус, столовая:
8. допускается закрытие на ключ дверей эвакуационных выходов. Не смонтированы запоры на дверях эвакуационных выходов, которые должны обеспечивать людям, находящимся внутри здания, возможность их свободного открывания изнутри без ключа (
пункт 52 ППБ 01-03);
9. дверь эвакуационного выхода из спального корпуса мальчиков открывается не по ходу эвакуации людей (
пункт 52 ППБ 01-03);
10. не смонтирована автоматическая пожарная сигнализация в подсобных помещениях столовой (
НПБ 110-03, НПБ 88-01);
В гаражах:
11. не смонтирована автоматическая пожарная сигнализация (
НПБ 110-03, НПБ 88-01);
В корпусе N 3:
12. ширина эвакуационных выходов из коридоров в лестничные клетки и дверных проемов выходов непосредственно наружу выполнена менее 1,2 метра (пункт 6.16 СНиП 21-01-97*);
13. допускается изменение функционального назначения помещений на втором этаже (поликлиника), (
пункт 38 ППБ 01-03);
В корпусе N 2:
14. эвакуационные выходы из коридоров в лестничные клетки и дверные проемы выходов непосредственно наружу выполнены шириной менее 1,2 метра (пункт 6.16 СНиП 21-01-97*);
15. дверь эвакуационного выхода с общего коридора непосредственно наружу открывается не по ходу эвакуации людей (
пункт 52 ППБ 01-03);
Общие мероприятия:
16. на обводных линиях водомерных устройств не выполнены задвижки с электроприводом (пункт 11.7* СНиП 2.04.01-85*);
17. не проверены все пожарные краны на водоотдачу с составлением акта специализированной организацией, имеющей лицензию на данный вид работы, (
пункт 89 ППБ 01-03).
По результатам проверки составлен акт от 22.11.2010 N 2432 (л.д. 70-71).
По факту совершения административного правонарушения по
части 1 статьи 20.4 КоАП РФ ГУ МЧС России по Челябинской области 23.11.2010 составлен протокол об административном правонарушении N 3111 в отношении МООУ СШИ N 3 (л.д. 11-12).
Рассмотрев материалы проверки, ГУ МЧС России по Челябинской области вынесено постановление о назначении административного наказания от 02.12.2010 N 3111, которым МООУ СШИ N 3 привлечено к административной ответственности по
части 1 статьи 20.4 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 10 000 руб. (л.д. 5-7).
Не согласившись с данным постановлением, МООУ СШИ N 3 обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для проведения внеплановой проверки и вынесения оспариваемого постановления, а также указал на неправомерное вменение учреждению нарушений пункта 6.16 СНиП 21-01-97*.
Оценив в порядке
статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции в обжалуемой части являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
На основании
части 1 статьи 38 Федерального закона N 69-ФЗ от 21.12.1994 "О пожарной безопасности", ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
В соответствии со
статьей 20 указанного Закона, к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
В
Правилах пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ) 01-03, утвержденных приказом МЧС России N 313 от 18.05.2003, установлены требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды
(пункт 1).
Пунктами 2,
3 ППБ 01-03 установлено, что организации, их должностные лица и граждане, нарушившие требования пожарной безопасности, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Наряду с названными
Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.
На основании
части 4 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения настоящего Федерального
закона не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара.
Согласно
пункту 39 Инструкции о порядке разработки органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями нормативных документов по пожарной безопасности, введения их в действие и применения, утвержденной приказом МЧС России от 16.03.2007 N 140, требования пожарной безопасности, изложенные во вновь принятых нормативных документах, также не распространяются на существующие объекты, здания и сооружения, введенные в действие в соответствии с ранее действовавшими нормативными документами, за исключением случаев, когда дальнейшая эксплуатация таких объектов, зданий (сооружений) в соответствии с новыми данными приводит к недопустимому риску для безопасности жизни или здоровья людей.
ГУ МЧС России по Челябинской области вменяется МООУ СШИ N 3 нарушение пункта 6.16 СНиП 21-01-97*, в соответствии с которым ширина эвакуационных выходов в свету из помещений класса Ф1.1 (детские дошкольные учреждения) при числе эвакуирующихся более 15 человек должна быть не менее 1,2 м.
Судом первой инстанции установлено, что здание учреждения построено и сдано в эксплуатацию в 1927 г.
При этом СНиП 21.01-97* приняты и введены в действие Постановлением Минстроя РФ от 13.02.1997 N 18-7.
Как правомерно указал суд первой инстанции, поскольку с момента ввода в эксплуатацию указанного здания его функциональное назначение не менялось, реконструкция не производилась, следовательно, оснований для применения к зданию 1927 года постройки СНиП 21-01-97*, утвержденных в 1997 г., не имеется.
В связи с тем, что здание МООУ СШИ N 3 было принято в эксплуатацию, суд апелляционной инстанции полагает, что оно соответствовало требованиям пожарной безопасности, действующим на момент сдачи его в эксплуатацию. Доказательств обратного административным органом не представлено.
На основании указанного довод подателя апелляционной жалобы о том, что положения СНиП 21-01-97* распространяют свое действие на здание учреждения, несостоятелен.
Судом первой инстанции также правомерно учтено техническое заключение, данное ООО Экспертный центр "Токмас" по результатам обследования строительных конструкций здания школы - интерната, в соответствии с которым выполнить работы по расширению эвакуационных выходов невозможно, поскольку существует угроза обрушения конструкций при производстве данный работ (л.д. 41-50).
Довод ГУ МЧС России по Челябинской области о том, что в действующем законодательстве отсутствует норма, согласно которой необходимо руководствоваться исполнимостью требования, несостоятельна, поскольку требования лица, осуществляющего государственный пожарный надзор, должно быть законным и реально исполнимым.
В данном случае приведение здания учреждения в соответствие с требованиями, указанными в пункте 6.16 СНиП 21-01-97*, невозможно.
Письмом Государственного комитета Российской Федерации по строительной, архитектурной и жилищной политике N 130552, Главного управления государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации N 20/2.2/2433 от 14.10.1998 "О применении требований СНиП 21-02-97 "Пожарная безопасность зданий и сооружений" установлено, что строящиеся и вводимые в эксплуатацию объекты (жилые, общественные, производственные, складские и другие здания и сооружения), запроектированные ранее в соответствии с требованиями СНиП 2.01.02-85 "Противопожарные нормы" и действующих СНиП на конкретные виды зданий и их инженерных систем (водоснабжение и канализация, отопление и вентиляция, газоснабжение и др.), могут строиться и вводиться в эксплуатацию по ранее утвержденной в установленном порядке документации без ее корректировки на соответствие требованиям СНиП 21-01-97.
Ссылка административного органа на абзац 4 указанного письма, разъясняющего, что до внесения изменений в указанные СНиП на конкретные виды зданий и инженерные системы при проектировании в настоящее время зданий и сооружений можно руководствоваться соответствующими нормами на такие здания, принимая классификацию зданий по степени огнестойкости по СНиП 2.01.02-85 и в соответствии с ней - этажность, площадь отсека, протяженность путей эвакуации, расходы на пожаротушение и пр., соблюдая при этом требования разделов 6, 7 и 8 СНиП 21-01-97, т.к. они напрямую не привязаны к измененной классификации зданий и содержат общие (унифицированные) принципы и подходы к обеспечению безопасности людей, мероприятиям по ограничению распространения пожара и его тушению, является необоснованной, поскольку в данном случае идет речь о проектировании и строительстве зданий и сооружений, а не об их эксплуатации.
Таким образом, оснований для приведения эвакуационных путей в соответствии с требованиями пункта 6.16 СНиП 21-01-97* у МООУ СШИ N 3 в силу приведенных норм не имеется.
ГУ МЧС России по Челябинской области не обосновал наличия недопустимого риска для безопасности и жизни людей, каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что дальнейшая эксплуатация здания может привести к возникновению пожара, суду первой и апелляционной инстанции соответствующие доказательства в порядке
статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции в обжалуемой части и удовлетворения апелляционной жалобы.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, административным органом на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании
части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
На основании
статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и
статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы на решение арбитражного суда по делу об оспаривании решения о привлечении к административной ответственности государственная пошлина не уплачивается.
Руководствуясь
статьями 176,
268,
269,
271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 24 марта 2011 г. по делу N А76-24769/2010 в части установления незаконности применения норм "СНиП 21-01-97*.Пожарная безопасность зданий и сооружений" оставить без изменения, апелляционную жалобу Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Челябинской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа по основаниям, предусмотренным
частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
Н.Г.ПЛАКСИНА
Судьи
А.А.АРЯМОВ
О.Б.ТИМОХИН