Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2012 по делу N А35-9297/2012
Требование: Об отмене постановлений о привлечении к ответственности по части 1, 3, 4 статьи 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2012 по делу N А35-9297/2012
Требование: Об отмене постановлений о привлечении к ответственности по части 1, 3, 4 статьи 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 ноября 2012 г. по делу N А35-9297/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 23 ноября 2012 года
Постановление в полном объеме изготовлено 29 ноября 2012 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Протасова А.И.,
судей Семенюта Е.А.,
Миронцевой Н.Д.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Князевой Г.В.,
при участии:
от Администрации г. Льгова: представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Главного управления МЧС по Курской области: представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации г. Льгова на решение Арбитражного суда Курской области от 02.10.2012 по делу N А35-9297/2012 (судья Лымарь Д.В.) по заявлению Администрации г. Льгова к Главному управлению МЧС по Курской области об оспаривании постановления,
установил:
Администрация г. Льгова (далее - Администрация, заявитель, ОГРН - 1024600647961) обратилась в Арбитражный суд Курской области с заявлением о признании незаконным и об отмене постановления Главного государственного инспектора города Льгова, Льговского и Конышевского районов по пожарному надзору N 08-01-220-07-12 от 27.07.2012 "О назначении административного наказания".
Решением суда от 02.10.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, Администрация г. Льгова обратилась в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, несоответствие выводов, изложенных в решении обстоятельствам дела, нарушение норм материального права.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее заявитель указывает на то, что в основные функции системы обеспечения пожарной безопасности входит информационное обеспечение в области пожарной безопасности. Ранее, после утверждения 25.04.2012 Правительством РФ
Правил противопожарного режима в РФ, сотрудниками Отдела надзорной деятельности по г. Льгову не проводилось инструктажа, на котором бы разъяснялись положения вышеуказанных
Правил, требования относительно пожарной безопасности и надлежащей организации работы по приведению объекта в соответствующее состояние. Таким образом, привлечение к административной ответственности является необоснованным ввиду ненадлежащего информирования органами пожарного надзора о законодательстве в области пожарной безопасности и проведении проверки без предварительного разъяснения требований пожарной безопасности.
В отзыве на апелляционную жалобу Главное управление МЧС по Курской области указывает, что Администрация г. Льгова Курской области в соответствии с предоставленными полномочиями законодательством РФ могла ознакомиться с действующими нормативными документами в области пожарной безопасности и довести их до населения. Проведенная проверка была организована и проведена без нарушений действующего законодательства.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Дело рассматривалось в отсутствие указанных лиц в порядке
ст.ст. 156,
266 АПК РФ.
Как видно из материалов дела, на основании распоряжения Главного государственного инспектора города Льгова, Льговского и Конышевского районов по пожарному надзору Э.Н.Данилина N 240 от 14.05.2012 было принято решение о проведении с 15.06.2012 по 12.07.2012 плановой/выездной проверки в отношении Администрация города Льгова с целью исполнения ежегодного плана проведения плановых проверок на 2012 год (л.д. 33-37).
В ходе проведения плановой выездной проверки, по мнению проверяющих лиц, были выявлены нарушения обязательных требований пожарной безопасности, установленные Нормами пожарной безопасности (
НПБ 110-03,
НПБ 104-03) и
Правилами противопожарного режима в РФ, а именно:
- подвальное помещение здания по адресу: г. Льгов, Красная площадь, 13, здание и помещения по адресу: г. Льгов, Красная площадь, д. 4б, здания автогаражей не оборудованы автоматическими установками пожарной автоматики, что является нарушением
п. 4 НПБ 110-03;
- здание и помещения по адресу: г. Льгов, Красная площадь, д. 4б, не оборудованы системой СОУЭ людей при пожаре, что является нарушением
п. 1.1 НПБ 104-03 и
п. 5.1 НПБ 104-03;
- электрические светильники, установленные в помещениях подвала здания по адресу: г. Льгов, Красная площадь, 13, здание и помещения по адресу: г. Льгов, Красная площадь, д. 4б, эксплуатируются со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника, что является нарушением
п. 42 Правил противопожарного режима в РФ;
- здания по адресу: г. Льгов, Красная площадь, 13, здание и помещения по адресу: г. Льгов, Красная площадь, д. 4б, не имеют в наличии на путях эвакуации, в местах установки огнетушителей знаков пожарной безопасности, что является нарушением
п. 33 Правил противопожарного режима в РФ и
п. 1.1 НПБ 160-97;
- не заключен договор на выполнение ремонтных работ, проведение регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем противопожарной защиты зданий и сооружений, что является нарушением
п. 63 Правил противопожарного режима в РФ;
- не разработаны инструкции о действиях персонала по эвакуации людей при пожаре, а также проведение не реже 1 раза в полугодие практических тренировок лиц, осуществляющих свою деятельность на объекте, что является нарушением
п. 12 Правил противопожарного режима в РФ;
- не организовано патрулирование на территории г. Льгова добровольными пожарными, что является нарушением
п. 17 Правил противопожарного режима в РФ;
- на 1 этаже здания по адресу: г. Курску, Льгов, Красная Площадь, д. 13, установлен турникет, что является нарушением
п. 36 Правил противопожарного режима в РФ;
- в зданиях по адресу: г. Льгов, Красная площадь, 13, здание и помещения по адресу: г. Льгов, Красная площадь, д. 4б, эксплуатируются электропровода с видимыми нарушениями изоляции, что является нарушением
п. 42 Правил противопожарного режима в РФ.
Выявленные нарушения были зафиксированы в акте проверки N 240 от 11.07.2012, составленном Главным государственным инспектором города Льгова, Льговского и Конышевского районов по пожарному надзору Э.Н.Данилиным (л.д. 38-43).
12.07.2012 заместителем главного государственного инспектора города Льгова, Льговского и Конышевского районов по пожарному надзору Гончаровым И.В. Администрации г. Льгова было выдано предписание N 240/1/9 по устранению нарушений требований пожарной безопасности, установленных в ходе проведения выездной проверки, в срок до 23.01.2013 (л.д. 44-49).
Письмом от 23.07.2012 N 704-2-18-115 Администрация г. Льгова была вызвана для составления протокола об административном правонарушении на 25.07.2012 в 10 часов 00 минут (л.д. 52-53).
По факту выявленных нарушений 25.07.2012 заместителем главного государственного инспектора города Льгова, Льговского и Конышевского районов по пожарному надзору Гончаровым И.В. были составлены:
- протокол об административном правонарушении N 218 от 25.07.2012 о совершении Администрацией города Льгова административного правонарушения, предусмотренного
ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ (л.д. 54-57);
- протокол об административном правонарушении N 219 от 25.07.2012 о совершении Администрацией города Льгова административного правонарушения, предусмотренного
ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ (58-61);
- протокол об административном правонарушении N 220 от 25.07.2012 о совершении Администрацией города Льгова административного правонарушения, предусмотренного
ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ 62-65).
По результатам проверки 27.07.2012 Главным государственным инспектором города Льгова, Льговского и Конышевского районов по пожарному надзору Э.Н.Данилиным было вынесено постановление N 08-01-220-07-12 о назначении административного наказания, в соответствии с которым Администрация города Льгова была привлечена к административной ответственности, предусмотренной
ч. 1 ст. 20.4,
ч. 3 ст. 20.4,
ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 150000 руб. (л.д. 67-70).
На основании вынесенного постановления 27.07.2012 было выдано предписание N 120 по устранению причин и условий, способствующих административному правонарушению (л.д. 71-72).
Считая вынесенное постановление незаконным, Администрация г. Льгова обратилась в Арбитражный суд Курской области с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что в действиях Администрации г. Льгова имеются составы вменяемого административного правонарушения.
Апелляционная коллегия соглашается с указанными выводами суда, считает их правомерными, обоснованными и полагает необходимым при рассмотрении данного спора руководствоваться следующим.
В соответствии с
частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных
статьями 8.32,
11.16 настоящего Кодекса и
частями 3 -
8 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Согласно
части 3 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В соответствии с
частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Исходя из положений
ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего
Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения, установлены в "
Правилами противопожарного режима в Российской Федерации", утвержденными Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме",
Нормах пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" (НПБ 110-03), утвержденных Приказом МЧС России от 18.06.2003 N 315,
Нормах пожарной безопасности "Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях", утв. Приказом МЧС РФ от 20.06.2003 N 323 (НПБ 104-03).
В соответствии с
пунктом 4 НПБ 110-03 в зданиях и сооружениях следует защищать соответствующими автоматическими установками все помещения независимо от площади, кроме помещений категории В4 и Д по пожарной опасности.
В нарушение данного
пункта, подвальное помещение здания по адресу: г. Льгов, Красная площадь, 13, здание и помещения по адресу: г. Льгов, Красная площадь, д. 4б, здания автогаражей не оборудованы автоматическими установками пожарной автоматики.
Приказом МЧС РФ от 20.06.2003 N 323 утверждены
нормы пожарной безопасности "Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях" (НПБ 104-03)". Настоящие
нормы устанавливают требования пожарной безопасности к системам оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ) людей при пожарах в зданиях и сооружениях (
пп. 1.1 НПБ 104-03).
Пунктом 5.1 НПБ 104-03 предусмотрено, что тип системы оповещения и управления эвакуацией для зданий определяется по
таблице 2. Допускается использование более высокого типа системы оповещения и управления эвакуацией для зданий при соблюдении условия обеспечения безопасной эвакуации людей.
В силу
п. 15 табл. N 2 НПБ 104-03 учреждения органов управления, проектно-конструкторские организации, НИИ, информационные центры и другие административные здания с числом этажей до 6, должны быть оборудованы системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах 2-го типа.
Административным органом было установлено, что здание и помещения по адресу: г. Льгов, Красная площадь, д. 4б, не оборудованы системой СОУЭ людей при пожаре.
В соответствии с
пунктом 12 "Правил противопожарного режима в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме", на объекте с массовым пребыванием людей руководитель организации обеспечивает наличие инструкции о действиях персонала по эвакуации людей при пожаре, а также проведение не реже 1 раза в полугодие практических тренировок лиц, осуществляющих свою деятельность на объекте.
В нарушение данного положения, Администрацией не были разработаны инструкции о действиях персонала по эвакуации людей при пожаре, а также проведение не реже 1 раза в полугодие практических тренировок лиц, осуществляющих свою деятельность на объекте.
Пункт 17 "Правил противопожарного режима в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390, предусматривает, что на период устойчивой сухой, жаркой и ветреной погоды, а также при введении особого противопожарного режима на территориях поселений и городских округов, садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, на предприятиях осуществляются следующие мероприятия:
а) введение запрета на разведение костров, проведение пожароопасных работ на определенных участках, на топку печей, кухонных очагов и котельных установок;
б) организация патрулирования добровольными пожарными и (или) гражданами Российской Федерации;
в) подготовка для возможного использования в тушении пожаров имеющейся водовозной и землеройной техники;
г) проведение соответствующей разъяснительной работы с гражданами о мерах пожарной безопасности и действиях при пожаре.
Административным органом было установлено, что заявителем не было организовано патрулирование на территории г. Льгова добровольными пожарными.
Таким образом, имеются основания полагать, что Администрацией были нарушены
п. 4 НПБ 110-03,
п. 1.1 НПБ 104-03 и
п. 5.1 НПБ 104-03,
п. 12 Правил противопожарного режима в РФ и
п. 17 Правил противопожарного режима в РФ, что образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена
ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
В соответствии с
подпунктом "в" пункта 42 "Правил противопожарного режима в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390, запрещается эксплуатировать светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника.
В нарушение данного положения, в ходе проверки было обнаружено, что электрические светильники, установленные в помещениях подвала здания по адресу: г. Льгов, Красная площадь, 13, здание и помещения по адресу: г. Льгов, Красная площадь, д. 4б, эксплуатируются со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника.
В силу
подпункта "а" пункта 42 Правил противопожарного режима запрещается эксплуатировать электропровода и кабели с видимыми нарушениями изоляции.
Административным органом было установлено, что в зданиях по адресу: г. Льгов, Красная площадь, 13, здание и помещения по адресу: г. Льгов, Красная площадь, д. 4б, эксплуатируются электропровода с видимыми нарушениями изоляции.
В силу
пункта 33 Правил противопожарного режима, при эксплуатации эвакуационных путей и выходов руководитель организации обеспечивает соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности (в том числе по освещенности, количеству, размерам и объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов, а также по наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности).
В нарушение данного положения было обнаружено, что здания по адресу: г. Льгов, Красная площадь, 13, здание и помещения по адресу: г. Льгов, Красная площадь, д. 4б, не имеют в наличии на путях эвакуации, в местах установки огнетушителей знаков пожарной безопасности.
В соответствии с положением
п. 63 Правил противопожарного режима, руководитель организации обеспечивает в соответствии с годовым планом-графиком, составляемым с учетом технической документации заводов-изготовителей, и сроками выполнения ремонтных работ проведение регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем противопожарной защиты зданий и сооружений (автоматических установок пожарной сигнализации и пожаротушения, систем противодымной защиты, систем оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией). В период выполнения работ по техническому обслуживанию или ремонту, связанных с отключением систем противопожарной защиты или их элементов руководитель организации принимает необходимые меры по защите объектов от пожаров.
В ходе проверки было установлено, что Администрацией не был заключен договор на выполнение ремонтных работ, проведение регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем противопожарной защиты зданий и сооружений.
Подпунктом "а" пункта 36 Правил противопожарного режима определено, что при эксплуатации эвакуационных путей, эвакуационных и аварийных выходов запрещается устраивать пороги на путях эвакуации (за исключением порогов в дверных проемах), раздвижные и подъемно-опускные двери и ворота, вращающиеся двери и турникеты, а также другие устройства, препятствующие свободной эвакуации людей.
В ходе проверки было установлено, что на 1 этаже здания по адресу: г. Курску, Льгов, Красная Площадь, д. 13, установлен турникет.
Таким образом, имеются основания полагать, что Администрацией были нарушены
подпункты "в" и
"а" п. 42 Правил противопожарного режима в РФ,
п. 33,
63,
подпункта "а" п. 36 Правил противопожарного режима в РФ, что образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена
ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ
Существенных нарушений порядка проведения проверки и составления административного материала судом не установлено.
В соответствии с
частями 1,
2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее -
КоАП РФ) административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим
Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Факт совершения Администрацией г. Льгова административного правонарушения, предусмотренного
ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ,
ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ,
ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ, установлен судом и подтверждается материалами дела.
Оценка доказательств произведена судом первой инстанции в соответствии с правилами, установленными
статьей 71 АПК РФ.
Акт проверки и протоколы об административном правонарушении отвечают признакам относимости, допустимости и достоверности доказательств, и в полной мере подтверждают событие вмененного Администрации правонарушения.
Каких-либо дополнительных доказательств в подтверждение указанных нарушений нормами
КоАП РФ не предусмотрено.
Доказательства, подтверждающие наличие обстоятельств, создающих объективную невозможность надлежащего выполнения требований пожарной безопасности, обязательных для применения и исполнения, в материалах дела отсутствуют.
Делая вывод о наличии в бездействии администрации составов вменяемого административного правонарушения, судом первой инстанции верно не были применены положения
ст. 2.9 КоАП РФ, поскольку в рассматриваемом случае существует высокая степень угрозы охраняемым общественным отношениям вследствие несоблюдения администрацией на момент проведенной проверки
п. 4 НПБ 110-03,
п. 1.1 НПБ 104-03 и
п. 5.1 НПБ 104-03,
п. 42 Правил противопожарного режима в РФ,
п. 33 Правил противопожарного режима в РФ,
п. 63 Правил противопожарного режима в РФ,
п. 12 Правил противопожарного режима в РФ,
п. 17 Правил противопожарного режима в РФ,
п. 36 Правил противопожарного режима в РФ,
п. 42 Правил противопожарного режима в РФ, кроме того присутствуют признаки пренебрежительного отношения Администрации к соблюдению данных требований.
В качестве довода апелляционной жалобы указывается, что после утверждения 25.04.2012 Правительством РФ
Правил противопожарного режима в РФ, сотрудниками Отдела надзорной деятельности по г. Льгову не проводилось инструктажа, на котором бы разъяснялись положения вышеуказанных
Правил, требования относительно пожарной безопасности и надлежащей организации работы по приведению объекта в соответствующее состояние.
Данный довод апелляционной жалобы фактически повторяет довод, изложенный в обоснование своих позиций при рассмотрении дела судом первой инстанции, и нашел свое отражение в судебном акте.
Так, судом области верно было отмечено, что указанные
Правила противопожарного режима являются обязательными для всех организаций в целях обеспечению пожарной безопасности с момента их вступления в законную силу.
При таких обстоятельствах арбитражный суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что постановление N 08-01-220-07-12 о назначении административного наказания от 27.07.2012 является законным и обоснованным.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда, изложенные в решении, и позволяющих изменить или отменить обжалуемый судебный акт, Администрацией г. Льгова на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.
Принимая во внимание указанные выше нормы права, а также учитывая конкретные обстоятельства по делу, суд апелляционной инстанции считает, что доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции не состоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу
части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах, суд апелляционная инстанции считает, что судом первой инстанции фактические обстоятельства дела установлены полно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, оспариваемый судебный акт соответствует нормам материального права.
Учитывая изложенное, и руководствуясь
п. 1 ст. 269,
ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
постановил:
Решение Арбитражного суда Курской области от 02.10.2012 по делу N А35-9297/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Федеральный арбитражный суд Центрального округа, в двухмесячный срок.
Председательствующий судья
А.И.ПРОТАСОВ
Судьи
Е.А.СЕМЕНЮТА
Н.Д.МИРОНЦЕВА