Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Верховного Суда РФ от 24.05.2023 N 310-ЭС23-7647 отказано в передаче дела N А35-6654/2021 в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ для пересмотра в порядке кассационного производства данного постановления.
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 30.01.2023 N Ф10-6058/2022 данное постановление оставлено без изменения.
Название документа
Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2022 N 19АП-4474/2022 по делу N А35-6654/2021
Требование: О признании незаконным представления надзорного органа об устранении нарушений законодательства в сфере окружающей среды и природопользования в отношении общества в части требований.
Решение: Требование удовлетворено.
Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2022 N 19АП-4474/2022 по делу N А35-6654/2021
Требование: О признании незаконным представления надзорного органа об устранении нарушений законодательства в сфере окружающей среды и природопользования в отношении общества в части требований.
Решение: Требование удовлетворено.
Содержание
Суд апелляционной инстанции соглашается с судом области в том, что скриншоты страниц в сети Интернет (сайт https://vk.com), которые, по мнению прокуратуры, подтверждают факт использования воды из скважины, не могут быть приняты в качестве надлежащих доказательств по делу, поскольку они никаким образом не подтверждают механизм поступления воды в подлежащие сдаче в аренду беседки. Более того, заявитель пояснил, что водоснабжение объектов обеспечивается не водопроводом, а водой в таре, в подтверждение чего заявитель представил копию договора N 0101/2019 от 01.01.2019 на поставку питьевой природной воды "Санта" (с дополнительным соглашением), заключенного с ИП Русановым В.Е. Данное обстоятельство прокуратурой не опровергнуто
ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 октября 2022 г. по делу N А35-6654/2021
Резолютивная часть постановления объявлена 30 сентября 2022 года
Постановление в полном объеме изготовлено 7 октября 2022 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Протасова А.И.,
судей Малиной Е.В.,
Аришонковой Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Мелковой О.А.,
при участии:
от Прокуратуры Курской области в лице Прокуратуры города Курска, Заместителя прокурора города советника юстиции Д.В. Анненкова: Гагарина В.Н. - представителя по доверенности от 30.09.2022 N 8-18/117-2022, удостоверение;
от Общества с ограниченной ответственностью "Территория": Барбашина Р.И. - представителя по доверенности от 25.06.2020 года сроком на 3 года, удостоверение адвоката, Колокольчикова О.В.- директора, выписка из ЕГРЮЛ, паспорт РФ,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Прокуратуры Курской области на решение Арбитражного суда Курской области от 10.06.2022 по делу N А35-6654/2021 по заявлению ООО "Территория" к Прокуратуре Курской области в лице Прокуратуры города Курска, о признании незаконным представления от 29.06.2021 N 82-2021 об устранении нарушений законодательства в сфере окружающей среды и природопользования,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Территория" (далее - заявитель, общество, ООО "Территория") обратился в арбитражный суд с заявлением к Прокуратуре Курской области в лице Прокуратуры города Курска (далее - заинтересованное лицо, прокуратура), к Заместителю прокурора города советнику юстиции Д.В. Анненкову о признании незаконным представления заместителя прокурора города Курска советника юстиции Д.В. Анненкова от 29.06.2021 N 82-2021 об устранении нарушений законодательства в сфере окружающей среды и природопользования в отношении ООО "Территория" в части требований: 1) Получить заключение о соответствии (несоответствии) нестационарных торговых объектов Схеме размещения нестационарных торговых объектов и архитектурно-художественному паспорту и заключить договор на размещение нестационарных торговых объектов с комитетом по управлению муниципальным имуществом города Курска; 2) Обеспечить беспрепятственный доступ граждан к водному объекту общего пользования, к береговой полосе без каких-либо ограничений путем недопущения расположения объектов в пределах береговой полосы; 3) Получить лицензию на добычу подземных вод.
Решением от 10.06.2022 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с обжалуемым судебным актом, заинтересованное лицо обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель полагает, что представление прокуратуры г. Курска от 29.06.2021 N 82-2021 в оспариваемой части соответствует требованиям действующего законодательства в силу чего права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности не нарушены, что в силу
ст. ст. 198,
200,
201 АПК РФ, Пленума ВАС РФ от 01.07.1996 N 6/8 исключает возможность удовлетворения требований заявителя. Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
В представленном суду апелляционной инстанции отзыве ООО "Территория" возражало на доводы апелляционной жалобы, указывая на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, а также на отсутствие оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Согласно
части 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции полагает обжалуемый судебный акт не подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, Муниципальное образование "Город Курск" является собственником земельного участка с кадастровым номером 46:29:101043:8, площадью 94 213 +/- 107 кв. м, расположенного по адресу: Курская область, г. Курск, ур. Пасека, вид разрешенного использования - земли под лесами (участок N 3).
09.01.2018 по итогам аукциона по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в собственности муниципального образования "Город Курск" между администрацией города Курска (арендодатель) и обществом (арендодатель) заключен договор N 156135ю аренды лесного участка, по условиям которого арендодатель обязуется предоставить, а арендатор обязуется принять во временное пользование лесной участок, находящийся в муниципальной собственности, площадью 9,4213 га, с местоположением: Курская область, г. Курск, урочище "Пасека", с кадастровым номером 46:29:101043:8, на срок с 21.12.2017 по 21.12.2066 (49 лет) для рекреационной деятельности.
Лесной участок передан обществу по акту приема-передачи от 09.01.2018.
На основании информации управления муниципального контроля города Курска, обращений физических лиц и публикаций в социальных сетях, и.о. прокурора города Курска советником юстиции Анненковым Д.В. принято решение N 233 от 08.06.2021 о проведении проверки соблюдения обществом "Территория"
Конституции РФ, земельного, градостроительного, водного и лесного законодательства в части арендованного лесного участка, водной акватории реки Тускарь, Федеральных законов от 27.12.2002
N 184-ФЗ "О техническом регулировании" и от 28.12.2009
N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" в части размещения объектов торговли (в пределах доводов обращений).
08.06.2021 на основании указанного решения должностными лицами прокуратуры города Курска с участием должностных лиц комитета городского хозяйства города Курска, комитета экономического развития города Курска, управления муниципального контроля города Курска, комитета природных ресурсов Курской области, а также генерального директора ООО "Территория" Колокольчикова О.В. с выходом на земельный (лесной) участок с кадастровым номером 46:29:101043:8 проведена проверка, в ходе которой установлены следующие нарушения:
- в нарушение
п. 10 Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов, утвержденного приказом Минприроды России от 26.09.2016 N 496, комитетом экологической безопасности и природопользования города Курска необоснованно выдано положительное заключение муниципальной экспертизы, поскольку согласно условий договора обществу передан лесной участок в лесном квартале 14 (согласно Лесохозяйетвенного регламента Курского городского лесничества Курской области, утвержденного постановлением Администрации города Курска от 17.02.2009 N 169), однако, проект освоения лесов, который разработан ООО "Территория" и на который получено положительное заключение муниципальной экспертизы, утвержденное 09.04.2019 председателем комитета экологической безопасности и природопользования города Курска, получен на лесной квартал 18 (согласно Лесохозяйственного регламента Курского городского лесничества Курской области, утвержденного постановлением администрации города Курска от 28.03.2019 N 586);
- на территории арендуемого лесного участка в нарушение проекта освоения лесов отсутствуют: пожарный водоем (1 шт.), информационные аншлаги противопожарного содержания (3 шт.), пункт сосредоточения противопожарного инвентаря (1; шт.), 2 ранцевых огнетушителя, площадка для забора воды на пожарные нужды (1 шт.). шлагбаумы (6 шт.)" устройство отбора воды на пожарные нужды (2 шт.);
- в ходе осмотра при движении с левой стороны от моста через р. Тускарь по направлению движения в сторону лесного участка (выделы 15, 18) в 5-10 метрах от берега реки Тускарь имеется 2 ограждения - (искусственное ограждение в виде металлической конструкции и искусственное ограждение в виде деревянного забора с распашными калитками, которые препятствуют свободному проходу граждан по территории лесного участка, что является нарушением
ч. 8 ст. 11 Лесного кодекса РФ, которая запрещает лицам, которым предоставлены лесные участки, препятствовать доступу граждан на эти лесные участки;
- по ходу движения вдоль берега реки Тускарь (выдел 29) расположено 2 деревянных строения - летние площадки (веранда) размером 5*15 м на расстоянии 5-8 метров от берега реки Тускарь; в выделе 29 расположено 4 деревянных строения - бунгало размером 2x2 м на расстоянии 8-10 метров от берега реки Тускарь; в выделе 18 расположен 2-этажный объект попутного бытового обслуживания и питания - кафе размером 2x2 м на расстоянии 5-7 метров от берега реки Тускарь; в выделе 18 расположено деревянное строение -летняя площадка (веранда) размером 5X15 м на расстоянии 5-8 метров от берега реки Тускарь; в выделе 18 расположено деревянное строение - беседка размером 5x5 м на расстоянии 5-8 метров от берега реки Тускарь; в выделе 15 расположено деревянное строение - беседка размером 5x8 м на расстоянии 1215 метров от берега реки Тускарь; в выделе 15 расположено некапитальное нестационарное сооружение (геокупол) размером на расстоянии 17-18 метров от берега реки Тускарь; расположение вышеуказанных объектов в пределах береговой полосы, составляющей 20 метров, напрямую нарушает права неопределенного круга лиц;
- в нарушение п. 1.4. Положения о размещении нестационарных торговых объектов на территории города Курска, утвержденного постановлением Администрации г. Курска от 05.04.2021 N 207 "О размещении нестационарных торговых объектов на территории города Курска", Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Курска на 2017 - 2021 годы, утвержденной постановлением Администрации г. Курска от 31.01.2017 N 277, на территории лесного участка без договора на размещение нестационарных торговых объектов с комитетом по управлению муниципальным имуществом города Курска осуществляется мелкорозничная торговля продуктами питания и напитками;
- в нарушение п. п. 1.1.6, 1.3. Правил проведения земляных работ в городе Курске, утвержденных решением Курского городского Собрания от 15.10.2020 N 135-6-РС, на территории арендуемого лесного участка осуществляется размещение и установка некапитальных объектов без соответствующего ордера (разрешения) на проведение земляных работ;
- в нарушение п. 3 СанПиН 2.1.3684-21, п. 3 ст. 23 Правил благоустройства территории городского округа "Город Курск", утвержденных решением Курского городского Собрания от 20.12.2019 N 102-6-РС, расположенная на территории арендуемого лесного участка контейнерная площадка для установки мусоросборников с двумя контейнерами-мусоросборниками расположена непосредственно на земле, не имеет твердого покрытия с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждения, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки; на контейнерной площадкой отсутствует информация о сроках удаления отходов, наименовании организации, выполняющей данную работу, и контактах лица, ответственного за качественную и своевременную работу по содержанию площадки и своевременное удаление отходов;
- на территории арендуемого лесного участка для отсыпки лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров, в нарушение
п. п. "а" п. 20 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 09.12.2020 N 2047 используются отходы асфальтобетона и (или) асфальтобетонной смеси, отходы битого кирпича;
- на территории арендуемого, лесного участка в нарушение
ч. 3 ст. 41 Лесного кодекса РФ повреждены лесное насаждения путем крепления проводов воздушных линий электропередач непосредственно к стволам деревьев;
- в нарушение
ст. 9,
11 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" ООО "Территория" осуществляет добычу подземных вод с использованием водозаборной скважины при отсутствии лицензии;
- в нарушение
ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" ООО "Территория" осуществляет деятельность и имеет источники загрязнения окружающей среды (в том числе, обустроенное место для разведения костра и отдыха - 11 шт., площадка для забора воды на пожарные нужды -1 шт., гриль-домики - 6 шт.), при этом, инвентаризацию источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая выбросы от стационарных и передвижных источников, не проводило;
- в нарушение
ст. ст. 4.1,
11,
14 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" ООО "Территория" инвентаризация отходов не проведена, паспорта отходов I - IV классов опасности отсутствуют;
- ООО "Территория" в выделах 15, 18 допущено самовольное занятие водной глади, в частности, на поверхности водного объекта - реки Тускарь на расстоянии 4,6 метра от края береговой полосы на водной глади реки Тускарь установлено 2 понтона 2x3 м и 4x10, а также эллинг 6x2,5, при этом, хозяйствующим субъектом с уполномоченным органом договор водопользования не заключен, что является нарушением
ч. 1 ст. 9 Водного кодекса РФ.
Вышеуказанные нарушения отражены в акте проверки от 24.06.2021, с которым генеральный директор ООО "Территория" Колокольчикова О.В. ознакомлен под роспись. В ходе проверки должностными лицами прокуратуры производилась фотосъемка, к акту проверки приложена фототаблица.
По итогам прокурорской проверки, Заместителем прокурора города советником юстиции Анненковым Д.В. внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере окружающей среды и природопользования от 29.06.2021 N 82-2021, в соответствии с которым прокурор предложил обществу "Территория":
1. Безотлагательно рассмотреть настоящее представление совместно с сотрудниками прокуратуры города Курска;
2. Принять конкретные меры к устранению допущенных нарушений закона, не допускать подобных нарушений впредь, в том числе обеспечить:
- исполнение мероприятий, предусмотренных проектом освоения лесов;
- получение заключения о соответствии (несоответствии) нестационарных торговых объектов Схеме размещения нестационарных торговых объектов и архитектурно-художественному паспорту и заключение договора на размещение нестационарных торговых объектов с комитетом по управлению муниципальным имуществом города Курска;
- земельные работы проводить при получении соответствующего ордера (разрешения) на проведение земляных работ;
- приведение контейнерной площадки в соответствие, с требованиями
СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утвержденных
постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3, Правил благоустройства территории городского округа "Город Курск", утвержденных решением Курского городского Собрания от 20.12.2019 N 102-6-РС;
- устранить загрязнение лесного участка отходами производства и потребления;
- устранить повреждение лесных насаждений при монтаже (демонтаже) воздушных линий электропередач;
- получение лицензии на добычу подземных вод с использованием водозаборной скважины;
- проведение инвентаризации источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая выбросы от стационарных и передвижных источников;
- проведение инвентаризация отходов, получение паспортов отходов I - IV классов опасности;
- беспрепятственный доступ граждан к водному объекту общего пользования, к береговой полосе без каких-либо ограничений, в том числе путем недопущения расположения объектов в пределах береговой полосы, а также демонтажа искусственных ограждений;
- заключение с уполномоченным органом договора водопользования либо прекратить пользование водным объектом;
3. О принятых мерах по устранению допущенных нарушений закона, их причинах и условиях, им способствующих, сообщить прокурору города Курска в течение месяца со дня внесения представления в письменной форме.
Не согласившись с рядом выявленных прокуратурой нарушений, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд апелляционной инстанции полагает, что удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Согласно
части 1 статьи 198,
части 4 статьи 200,
частям 2 и
3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В
пункте 3 статьи 22 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон N 2202-1) указано, что прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в
пункте 1 статьи 21 данного Федерального закона вносит представление об устранении нарушений закона.
Согласно
пункту 1 статьи 24 Закона N 2202-1 представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
В рассматриваемом случае, прокурорская проверка, согласно решению N 233 от 08.06.2021 проводилась на основании информации управления муниципального контроля города Курска, обращений физических лиц и публикаций в социальных сетях, оспариваемое в части представление выдано уполномоченным лицом -Заместителю прокурора города советнику юстиции Анненковым Д.В., что согласуется с положениями
Закона N 2202-1 и лицами, участвующими в деле, не оспаривается.
Как следует из материалов дела, оспариваемым в части представлением обществу предложено, в том числе, обеспечить беспрепятственный доступ граждан к водному объекту общего пользования, к береговой полосе без каких-либо ограничений, в том числе путем недопущения расположения объектов в пределах береговой полосы, а также демонтажа искусственных ограждений.
Согласно акту проверки от 24.06.2021, в ходе осмотра предоставленного обществу в аренду лесного участка должностными лицами прокуратуры и органов местного самоуправления было установлено, что по ходу движения вдоль берега реки Тускарь (выдел 29) расположено 2 деревянных строения - летние площадки (веранда) размером 5*15 м на расстоянии 5-8 метров от берега реки Тускарь; в выделе 29 расположено 4 деревянных строения - бунгало размером 2x2 м на расстоянии 8-10 метров от берега реки Тускарь; в выделе 18 расположен 2-этажный объект попутного бытового обслуживания и питания - кафе размером 2x2 м на расстоянии 5-7 метров от берега реки Тускарь; в выделе 18 расположено деревянное строение - летняя площадка (веранда) размером 5х15 м на расстоянии 5-8 метров от берега реки Тускарь; в выделе 18 расположено деревянное строение - беседка размером 5x5 м на расстоянии 5-8 метров от берега реки Тускарь; в выделе 15 расположено деревянное строение - беседка размером 5x8 м на расстоянии 12-15 метров от берега реки Тускарь; в выделе 15 расположено некапитальное нестационарное сооружение (геокупол) размером на расстоянии 17-18 метров от берега реки Тускарь.
По мнению прокуратуры, расположение вышеуказанных объектов в пределах береговой полосы, составляющей 20 метров, напрямую нарушает права неопределенного круга лиц.
Оценивая данный вывод прокуратуры, суд верно исходил из следующего.
Статьей 3 Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) закреплено, что регулирование водных отношений осуществляется исходя из представления о водном объекте как о важнейшей составной части окружающей среды, среде обитания объектов животного и растительного мира, как о природном ресурсе, используемом человеком для личных и бытовых нужд, осуществления хозяйственной и иной деятельности.
Согласно
статье 6 ВК РФ, поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено этим
Кодексом.
Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено настоящим
Кодексом, другими федеральными законами.
На основании
статьи 8 ВК РФ водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи.
Пунктом 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что территориями общего пользования признаются территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе береговые полосы водных объектов общего пользования).
В соответствии со
статьей 5 ВК РФ водные объекты в зависимости от особенностей их режима, физико-географических, морфометрических и других особенностей подразделяются на: поверхностные водные объекты; подземные водные объекты
(часть 1). К поверхностным водным объектам относятся: моря или их отдельные части (проливы, заливы, в том числе бухты, лиманы и другие); водотоки (реки, ручьи, каналы), водоемы (озера и другие)
(часть 2). Поверхностные водные объекты состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии
(часть 3).
Из
части 6 статьи 6 ВК РФ следует, что полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров).
Исходя из
части 8 статьи 6 ВК РФ каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств.
В соответствии со
статьей 5 ВК РФ береговая линия (граница водного объекта) определяется для реки, ручья, канала, озера, обводненного карьера - по среднемноголетнему уровню вод в период, когда они не покрыты льдом.
Согласно
подпункту "б" пункта 10 Правил определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаев и периодичности ее определения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.04.2016 N 377, при уточнении местоположения береговой линии (границы водного объекта) поверхностных водных объектов береговая линия (граница водного объекта) реки, ручья и канала определяется по среднемноголетнему уровню вод в период, когда они не покрыты льдом, с учетом уровней воды при руслонаполняющем расходе воды и морфологических особенностей водного объекта.
Из материалов дела усматривается, что арендуемый обществом земельный участок с кадастровым номером 46:29:101043:8 расположен рядом с рекой Тускарь, которая внесена в государственный водный реестр (далее - ГВР), код водного объекта 04010001212106200004430.
Исходя из положений
статьи 8 ВК РФ, река Тускарь находится в собственности Российской Федерации.
В ГВР содержатся сведения о местоположении береговой линии реки Тускарь, в том числе с координатами, сведения о местоположении береговой линии реки Тускарь внесены в Единый государственный реестр недвижимости. Размеры водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы реки Тускарь установлены, внесены в ГВР и ЕГРН.
Согласно письму Донского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов от 16.02.2022 N ТШ-5с/129, для реки Тускарь ширина прибрежной защитной полосы равна водоохранной зоне, ввиду отнесения данной реки к водным объектам, имеющим особо ценное рыбохозяйственное значение; ширина водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы реки Тускарь составляет 200 метров.
Исходя из "Определения местоположения береговых линий (границ водных объектов), границ водоохраных зон и прибрежных защитных полос рек Тускарь, Кур, протоки Кривец на территории Курской области, общей протяженностью 261 км", подготовленного ООО "ГЕОИНФОРМ +" на основании государственного контракта N 0144200002419001631 99212 от 26 декабря 2019 г. по заказу комитета экологической безопасности и природопользования Курской области, длина реки Тускарь составляет 113728,702 м.
Таким образом, исходя из
части 6 статьи 6 ВК РФ, ширина береговой полосы реки Тускарь составляет двадцать метров.
Из материалов дела следует, что на арендуемом обществом земельном участке с кадастровым номером 46:29:101043:8 в пределах береговой полосы реки Тускарь действительно расположен ряд сооружений, не относящихся к объектам капитального строительства (летние площадки, бунгало, объект попутного бытового обслуживания и питания, беседки и геокупол).
Пунктом 12 договора N 156135ю аренды лесного участка от 09.01.2018 (с учетом соглашения от 03.03.2020 о внесении в него изменений) предусмотрено, что арендатор обязан обеспечить свободный доступ граждан к водному объекту общего пользования, расположенному на лесном участке, и его береговой полосе, и не совершать действий (допускать бездействие), препятствующих свободному доступу граждан к водному объекту общего пользования, расположенному на лесном участке и его береговой полосе, в том числе, не устанавливать ограждений и конструкций, препятствующих свободному доступу граждан к водному объекту и его береговой полосе.
Вместе с тем, представление от 29.06.2021 N 82-2021 в оспариваемой части не содержит ссылок на наличие ограждений на указанном лесном участке и каких-либо конструкций, препятствующих свободному доступу к водному объекту и его береговой полосе.
При этом представление от 29.06.2021 N 82-2021 относительно указанного эпизода в части "демонтажа искусственных ограждений" ООО "Территория" не оспаривается, в данной части представление не является предметом рассмотрения в рамках настоящего дела.
Под использованием водных объектов понимается использование различными способами водных объектов для удовлетворения потребностей Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических и юридических лиц (в соответствии с
п. 14 ст. 1 ВК РФ).
В этой связи под воспрепятствованием свободному доступу граждан к водному объекту следует понимать совершение таких действий, в результате которых удовлетворение потребностей неопределенного круга лиц при использовании водных объектов окажется невозможным.
Как верно указал суд области, прокуратура не представила документального и правового обоснования тому, каким образом отдельно стоящие объекты (беседки, летние площадки и т.д.), расположенные в пределах береговой полосы реки Тускарь, ограничивают доступ граждан к данному водному объекту, препятствуют пользованию береговой полосой для передвижения и пребывания около них. В материалах дела не содержится каких-либо относимых и допустимых доказательств того, что нахождение названных объектов в пределах береговой полосы повлекло за собой невозможность удовлетворения чьих-либо потребностей при использовании водного объекта.
При таких обстоятельствах, вывод прокуратуры о том, что расположение спорных объектов в пределах береговой полосы ограничивает беспрепятственный доступ граждан к водному объекту общего пользования, к береговой полосе, нельзя признать соответствующим приведенным нормам действующего законодательства.
Ссылка прокуратуры на судебную практику (постановление Верховного суда от 03.03.2021
N 56-АД21-3-К9, от 07.06.2017
N 11-АД17-29 и т.д.), верно отклонена судом области, поскольку указанные судебные акты основаны на иных обстоятельствах дела, а именно на наличии в пределах береговой полосы ограждений в виде металлического забора и объектов капитальной застройки.
Оспариваемым в части представлением обществу предложено, в том числе, обеспечить получение заключения о соответствии (несоответствии) нестационарных торговых объектов Схеме размещения нестационарных торговых объектов и архитектурно-художественному паспорту и заключение договора на размещение нестационарных торговых объектов с комитетом по управлению муниципальным имуществом города Курска.
Согласно акту проверки от 24.06.2021, в ходе осмотра предоставленного обществу в аренду лесного участка должностными лицами прокуратуры и органов местного самоуправления было установлено, что на территории лесного участка без договора на размещение нестационарных торговых объектов с КУМИ города Курска осуществляется мелкорозничная торговля продуктами питания и напитками.
Указанное, по мнению прокуратуры, нарушает требования пункта 1.4. Положения о размещении нестационарных торговых объектов на территории города Курска, утвержденного постановлением Администрации г. Курска от 05.04.2021 N 207 "О размещении нестационарных торговых объектов на территории города Курска", Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Курска на 2017-2021 годы, утвержденной постановлением Администрации г. Курска от 31.01.2017 N 277.
Отклоняя указанный довод, суд верно исходил из того, что данное Положение вступило в законную силу 10.04.2021, вместе с тем, спорные объекты были возведены ранее этой даты.
Указанное подтверждается, в том числе, лесной декларацией общества "Территория" от 29.12.2020 (т. 3 л.д. 62-69), в которой отражены формы малые архитектурные (объекты мелкорозничной торговли) в количестве 6 шт., заключенном между обществом и индивидуальным предпринимателем Андреевой Ириной Юрьевной договором от 29.04.2019 N 07/19 на поставку блок-контейнеров типа БК-01 в количестве 6 шт. (т. 3 л.д. 70-72) с приложениями (т. 3 л.д. 74-75), актом N У145 от 07.05.2019 (т. 3 л.д. 73), из которых усматривается, что приобретение материалов и производство работ по возведению спорных объектов имело место ранее 2021 года.
Каких-либо доказательств, опровергающих данный факт, прокуратура в нарушение
статьи 65 АПК РФ не представила.
На момент возведения спорных объектов действовало Положение о размещении нестационарных торговых объектов на территории города Курска, утвержденное Постановлением администрации г. Курска от 12.04.2012 N 1036, которым заключение соответствующих договоров на размещение НТО на муниципальных земельных участках, предоставленных в аренду, не предусматривалось.
Таким образом, ранее действовавшее правовое регулирование однозначно не предусматривало включение в Схему торговых объектов, размещаемых на фактически несвободных и обремененных правами третьих лиц земельных участках. Торговые объекты, используемые в границах земельных участков, закрепленных за юридическими лицами (в том числе на праве аренды), не подлежали включению в Схему.
Разработка Схемы для не переданных иным лицам земель обусловлена необходимостью обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов (части 1 - 3 статьи 10 Закона N 381-ФЗ).
Наличие у переданного обществу земельного участка статуса арендованного не корреспондируется с понятием "свободного" участка относительно изъятий, указанных в ранее действовавшем Положении о размещении нестационарных торговых объектов на территории города Курска, утвержденном Постановлением администрации г. Курска от 12.04.2012 N 1036.
Кроме того, как ранее действовавшее правовое регулирование, так и действующее на настоящий момент Положение закрепили общее правило о заключении договора на размещение НТО на торгах. Без торгов такой договор заключается в прямо предусмотренных случаях (в частности, указанных в пункте 5.2 Положения).
Проведение торгов предполагает заключение договора с лицом, их выигравшим (
статья 447 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Вместе с тем, предоставление земельного участка в аренду обуславливает возникновение у арендатора прав владения и пользования земельным участком (
статья 606 Гражданского кодекса Российской Федерации) в соответствии с условиями договора аренды, а если такие условия в договоре не определены, в соответствии с назначением имущества (
статья 615 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В данном случае распространение установленного Положением порядка размещения НТО на спорные правоотношения создало бы ситуацию, при которой договор на размещение НТО мог бы быть заключен с лицом, их выигравшим торги, без согласия арендатора, что нарушило бы его права на пользование участком в соответствии с условиями договора.
Договором N 156135ю аренды лесного участка от 09.01.2018 не предусмотрено обязанности арендатора предоставлять право фактического пользования лесным участком любому лицу, выигравшему торги на заключении договора на размещение НТО.
Проектом освоения лесного участка, общей площадью 9,4213 га, переданного в аренду ООО "Территория" согласно договору аренды лесного участка от 09.01.2018 N 156135ю, подготовленным ИП Пьяных Татьяной Ивановной, предусмотрено размещение ряда объектов (малых архитектурных форм, площадок, элементов благоустройства).
Учитывая изложенное, поскольку в рассматриваемом случае речь идет о размещении НТО на участке, предоставленном на праве аренды обществу, а не на свободном участке, который находится в муниципальной собственности города Курска или участке, государственная собственность на который не разграничена, спорный участок не относится к участкам, размещение на которых НТО регламентируется Схемой.
Суд области пришел к обоснованному выводу том, что факт осуществления обществом "Территория" торговой деятельности в НТО, размещенных на арендуемом им земельном участке, своего подтверждения материалами дела не нашел.
Таким образом на общество не может быть возложена обязанность по обеспечению получения заключения о соответствии (несоответствии) нестационарных торговых объектов Схеме размещения нестационарных торговых объектов и архитектурно-художественному паспорту и заключения договора на размещение нестационарных торговых объектов с комитетом по управлению муниципальным имуществом города Курска.
Далее, оспариваемым представлением обществу предложено, в том числе, обеспечить получение лицензии на добычу подземных вод с использованием водозаборной скважины.
Согласно акту проверки от 24.06.2021, в ходе осмотра предоставленного обществу в аренду лесного участка должностными лицами прокуратуры и органов местного самоуправления было установлено, что в нарушение
ст. 9,
11 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" ООО "Территория" осуществляет добычу подземных вод с использованием водозаборной скважины при отсутствии лицензии.
Оценивая данный вывод прокуратуры, суд верно исходил из следующего.
На основании
Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.
Согласно
статьи 1.2 Закона о недрах, недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной, частной и в иных формах собственности.
Из положений
ст. ст. 9 -
12,
19 Закона о недрах следует, что пользование недрами, сопряженное с добычей общераспространенных полезных ископаемых для нужд, связанных с предпринимательской деятельностью, обусловлено наличием лицензии на осуществление соответствующего вида деятельности.
Как следует из материалов дела, проектом освоения лесного участка, общей площадью 9,4213 га, переданного в аренду ООО "Территория" согласно договору аренды лесного участка от 09.01.2018 N 156135ю, подготовленным ИП Пьяных Татьяной Ивановной, в качестве проектируемого объекта предусмотрено создание пожарной скважины.
Согласно паспорту скважины N 1 от 20.07.2021, ее глубина составляет 27 м, водоносный горизонт - альб-сеноманский терригенный.
Вменяя обществу необходимость оформления соответствующей лицензии, прокуратура ссылается на то, что фактически ООО "Территория" использовала добытую из скважины воду для осуществления предпринимательской деятельности.
Вместе с тем, каких-либо относимых и допустимых доказательств данного факта материалы настоящего дела не содержат.
Так, прокуратура ссылалась на то, что факт использования вод подтверждается актом проверки от 24.06.2021, в ходе которой заместителем начальника отдела экологического надзора комитета природных ресурсов Курской области Пахомовым А.А. был произведен осмотр скважины и установлено наличие признаков ее эксплуатации (для полива).
В обоснование своей позиции прокуратура также ссылалась на то, что в разделе 4 проекта освоения лесов для осуществления рекреационной деятельности указаны характеристики существующих и проектируемых объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры на лесном участке, среди которых предусмотрен трубопровод подземный протяженностью 0,484 км, проектируемые мероприятия -эксплуатация, год проведения - 2019-2029.
Полагая, что поскольку на спорном лесном участке расположен подземный водопровод, а подключение объектов, расположенных на участке, к центральным сетям водоснабжения, отсутствует, прокуратура приходит к выводу о том, что водоснабжение этих объектов обеспечивалось водой из пожарной скважины.
Вместе с тем, указанный вывод является предположительным. Достоверных доказательств того, что скважина имеет соединение с подземным водопроводом, материалы настоящего дела не содержат.
Заявитель пояснил, что скважина предназначена исключительно для обеспечения пожарной безопасности, для иных целей она не использовалась и не используется.
Документальных доказательств, свидетельствующих о том, что трубопровод был введен в эксплуатацию, функционировал на дату проведения проверки и на дату вынесения оспариваемого представления суду не представлено, равно как и не представлено документальных доказательств, свидетельствующих о том, что водоснабжение данного трубопровода осуществляется из пожарной скважины. Суду также не представлено документальных доказательств, свидетельствующих о том, что водоснабжение объектов, в том числе мелкорозничной торговли, осуществлено из данного трубопровода либо скважины.
Письменные объяснения лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность (кафе "Моркоффь", кафе "ПапаЛепит") следует признать не относимыми к делу доказательствами (
статья 67 АПК РФ), поскольку данные пояснения получены в январе 2022 года, то есть, по истечении практически полугода после проведения прокурорской проверки.
Запрос в МУП "Водоканал города Курска" прокуратурой также был сделан 18.01.2022 (ответ на который был получен 20.01.2022), т.е. за пределами прокурорской проверки, а соответственно он не был положен в основу при принятии оспариваемого представления.
Суд апелляционной инстанции соглашается с судом области в том, что скриншоты страниц в сети Интернет (сайт https://vk.com), которые, по мнению прокуратуры, подтверждают факт использования воды из скважины, не могут быть приняты в качестве надлежащих доказательств по делу, поскольку они никаким образом не подтверждают механизм поступления воды в подлежащие сдаче в аренду беседки. Более того, заявитель пояснил, что водоснабжение объектов обеспечивается не водопроводом, а водой в таре, в подтверждение чего заявитель представил копию договора N 0101/2019 от 01.01.2019 на поставку питьевой природной воды "Санта" (с дополнительным соглашением), заключенного с ИП Русановым В.Е. Данное обстоятельство прокуратурой не опровергнуто.
Ссылки прокуратуры на то обстоятельство, что при осмотре территории присутствовал заместитель начальника отдела экологического надзора комитета природных ресурсов Курской области Пахомов А.А., подпись которого также содержится в акте проверки от 24.06.2021, который в ходе визуального осмотра пришел к выводу о том, что ООО "Территория" осуществляет добычу подземных вод с использованием водозаборной скважины при отсутствии лицензии, а также на свидетельские показания Пахомова А.А., данные в судебном заседании 21.02.2022, подлежат отклонению, поскольку они не могут служить безусловным доказательством данного факта при условии отсутствия на то каких-либо документальных доказательств. Кроме того, материалы дела не содержат сведений о составлении акта проведения указанного визуального осмотра либо иного документа, подтверждающего выявленные, по мнению должностных лиц, обстоятельства.
Факт фиксации вывода об осуществлении ООО "Территория" добычи подземных вод с использованием водозаборной скважины, как в акте проверки от 24.06.2021, так и в оспариваемом представлении, без представления каких-либо документальных доказательств подтверждающих данное обстоятельство, не может свидетельствовать о доказанности прокуратурой данного вывода.
С учетом недоказанности использования обществом воды, добываемой из скважины, для нужд, связанных с предпринимательской деятельностью, у ООО "Территория" отсутствует обязанность по получению лицензии на добычу подземных вод с использованием водозаборной скважины.
Ссылка Прокуратуры на то, что Общество было привлечено к административной ответственности, не может быть принят судом апелляционной инстанции, поскольку Обществом представлено Решение Курского областного суда от 19.08.2022 по делу N 12-4/6-2022, которым отменено решение судьи Кировского районного суда по делу о привлечении Общества к административной ответственности по
ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ.
Как пояснил представитель Общества, иные решения обжалуются в настоящее время в суде области.
Учитывая положения
части 2 статьи 201 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое в части представление не соответствуют положениям действующего законодательства, нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагая не него ряд обязанностей, в связи с чем удовлетворил заявленные требования.
постановил:
решение Арбитражного суда Курской области от 10.06.2022 по делу N А35-6654/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть
обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа, в двухмесячный срок.
Председательствующий судья
А.И.ПРОТАСОВ
Судьи
Е.В.МАЛИНА
Е.А.АРИШОНКОВА