Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2024 N 19АП-1640/2024 по делу N А35-6480/2023
Требование: О признании незаконным решения административного органа.
Решение: Судом первой инстанции требование удовлетворено. Решение первой инстанции изменено.


Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2024 N 19АП-1640/2024 по делу N А35-6480/2023
Требование: О признании незаконным решения административного органа.
Решение: Судом первой инстанции требование удовлетворено. Решение первой инстанции изменено.

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 августа 2024 г. по делу N А35-6480/2023
Резолютивная часть постановления объявлена 01.08.2024.
Полный текст постановления изготовлен 15.08.2024.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Капишниковой Т.И.,
судей Донцова П.В.,
Песниной Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мелковой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Курской области на решение Арбитражного суда Курской области от 05.02.2024 по делу N А35-6480/2023 по заявлению областного бюджетного учреждения здравоохранения "Золотухинская центральная районная больница" (ОГРН 1024600809815, ИНН 4607001860) к Отделу надзорной деятельности и профилактической работы по Золотухинскому, Поныровскому и Фатежскому районам Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Курской области, Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Курской области (ОГРН 1044637036333, ИНН 4632047480) о признании незаконным решения от 30.06.2023 по итогам рассмотрения жалобы N ДОК-4049, об обязании устранить допущенное нарушение прав
при участии в судебном заседании:
от Главного управления МЧС России по Курской области: Чаплыгин Р.И., представитель по доверенности от 06.10.2023 N ДВ-127-107 сроком на 1 год, предъявлен диплом о наличии высшего юридического образования, служебное удостоверение,
от ОБУЗ "Золотухинская ЦРБ" представитель не явился, извещено надлежащим образом
установил:
Областное бюджетное учреждение здравоохранения "Золотухинская центральная районная больница" (далее - заявитель, ОБУЗ "Золотухинская ЦРБ") обратилось в Арбитражный суд Курской области с заявлением к Отделу надзорной деятельности и профилактической работы по Золотухинскому, Поныровскому и Фатежскому районам Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Курской области (далее - ответчик, административный орган, Отдел) о признании недействительным решения по итогам рассмотрения жалобы от 30.06.2023 N ДОК-4049 полностью, об обязании устранить допущенное нарушение права заявителя на стимулирование добросовестного соблюдения обязательных требований путем обязания продлить срок исполнения предписания об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности N 01/1 внесенного в ОБУЗ "Золотухинская ЦРБ" Отделом надзорной деятельности и профилактической работы по Золотухинскому, Поныровскому и Фатежскому районам Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Курской области, до 14.07.2024 (с учетом уточненных требований-т.1, л.д. 35-36).
Определением Арбитражного суда Курской области от 03.06.2024 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Курской области (далее - Главное управление МЧС России по Курской области).
Решением Арбитражного суда Курской области от 05.02.2024 требования ОБУЗ "Золотухинская ЦРБ" удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, Главное управление МЧС России по Курской области обратилось в суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы апеллянт указывает, что представленное ОБУЗ "Золотухинская ЦРБ" ходатайство от 29.06.2023 N 817 верно квалифицировано административным органом и рассмотрено в порядке досудебного обжалования. Неизвещение заявителя о месте и времени рассмотрения вопросов, указанных в ходатайстве от 29.06.2023 N 817, не повлекло существенных нарушений прав и интересов контролируемого лица, поскольку при поступлении обращения от 29.06.2023 у контролирующего лица были достаточные основания полагать, что ОБУЗ "Золотухинская ЦРБ" не обеспечило устранения нарушений требований пожарной безопасности, создающих угрозу жизни и здоровью людей. При этом, основанием для отказа в продлении сроков исполнения предписания от 14.02.2023 N 01/1 послужило наличие нарушений, представляющих непосредственную угрозу для жизни и здоровья граждан в случае их неустранения, с учетом круглосуточного пребывания в учреждении людей, в т.ч. паллиативного отделения.
Кроме того, заявитель апелляционной жалобы указывает, что в установленном законом порядке контролируемое лицо для обжалования предписания от 14.02.2023 N 01/1 по результатам планового контрольного (надзорного) мероприятия в Главное управление МЧС России по Курской области не обращалось.
В представленном суду апелляционной инстанции отзыве ОБУЗ "Золотухинская ЦРБ", возражая против доводов апелляционной жалобы, указывает, что выводы суда основаны на объективном и непосредственном исследовании всех имеющихся в деле доказательств и просит оставить судебный акт без изменения.
Дело слушалось 18.07.2024, в порядке ст. 163 АПК РФ в заседании объявлялся перерыв до 01.08.2024.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отзыве на нее, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, Отделом надзорной деятельности и профилактической работы по Золотухинскому, Поныровскому и Фатежскому районам Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Курской области на основании решения о проведении плановой выездной проверки N 01 от 23.01.2023 (учетный номер КНМ: 46230061000203580083), проведена плановая выездная проверка на предмет контроля за соблюдением обязательных требований пожарной безопасности на объекте - ОБУЗ "Золотухинская ЦРБ" по адресу: 306028, Курская область, Золотухинский район, поселок Солнечный, улица Мира, дом 2в.
По результатам проверки установлены нарушения обязательных требований пожарной безопасности, а именно (т. 1, л.д. 67-70):
1. В помещении палаты N 2, 2-й этаж, уровень звуковых сигналов СОУЭ на уровне головы спящего человека составляет 58 дБА, что не обеспечивает уровень звука не менее чем на 15 дБА выше допустимого уровня звука постоянного шума в защищаемом помещении, но не менее 70 дБА, чем нарушены п. 4.3 СП. 3.13130.2009, п. 54 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации" (далее - Правила противопожарного режима);
2. В помещении палаты N 7, 2-й этаж, уровень звуковых сигналов СОУЭ на уровне головы спящего человека составляет 45 дБА, что не обеспечивает уровень звука не менее чем на 15 дБА выше допустимого уровня звука постоянного шума в защищаемом помещении, но не менее 70 дБА, чем нарушены п. 4.3 СП. 3.13130.2009, п. 54 Правил противопожарного режима;
3. В помещении палаты N 1, 2-й этаж, уровень звуковых сигналов СОУЭ на уровне головы спящего человека составляет 41 дБА, что не обеспечивает уровень звука не менее чем на 15 дБА выше допустимого уровня звука постоянного шума в защищаемом помещении, но не менее 70 дБА, чем нарушены п. 4.3 СП. 3.13130.2009, п. 54 Правил противопожарного режима;
4. Настенный, речевой пожарный оповещатель, расположенный возле пожарного крана N 2, 2-й этаж не включился от командного импульса, формируемого системой пожарной сигнализации, чем нарушены п. 3.3 СП 3.13130.2009, п. 54 Правил противопожарного режима;
5. Световой оповещатель "ВЫХОД", расположенный над эвакуационным выходом со 2-го этажа в правую лестничную клетку, не включился от командного импульса, формируемого системой пожарной сигнализации, чем нарушены п. 3.3 СП 3.13130.2009, п. 54 Правил противопожарного режима;
6. Световой оповещатель "ВЫХОД", расположенный над эвакуационным выходом со 2-го этажа в левую лестничную клетку, не включился от командного импульса, формируемого системой пожарной сигнализации, чем нарушены п. 3.3 СП 3.13130.2009, п. 54 Правил противопожарного режима;
7. В здании медицинского учреждения формирование сигнала системы пожарной сигнализации на управление СОУЭ в автоматическом режиме не осуществилось в соответствии с требованиями п. 14.1, п. 14.2, п. 14.3 СП 5.13130.2009, чем нарушены п. 54 Правил противопожарного режима, ч. 4 ст. 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 14.1, п. 14.2, п. 14.3 СП5.13130.2009;
8. На объекте защиты не представлена и не хранится техническая документация завода-изготовителя, отражающая пределы огнестойкости, класс пожарной опасности и показатели пожарной опасности используемых при отделке пола и потолка поэтажного коридора 2-о этажа, а также пола поэтажного коридора 1-о этажа, чем нарушен п. 25 Правил противопожарного режима;
9. На объекте защиты допущено снятие дверей эвакуационного выхода из поэтажного коридора 2 этажа, препятствующая распространению опасных факторов пожара на путях эвакуации, чем нарушен пп. "д" п. 16 Правил противопожарного режима;
10. На объекте защиты на дверях лестничных клеток 1-о и 2-о этажей отсутствуют приспособления для самозакрывания, чем нарушены п. 14, п. 24 Правил противопожарного режима;
11. На объекте защиты на 1-м этаже терапевтического отделения (левое крыло) отсутствует запор (замок) на двери эвакуационного выхода, обеспечивающий возможность ее свободного открывания изнутри без ключа, чем нарушен п. 26 Правил противопожарного режима;
12. На объекте защиты не обозначено направление движения к источникам противопожарного водоснабжения указателями со светоотражающей поверхностью либо световыми указателями, подключенными к сети электроснабжения и включенными в ночное время или постоянно, с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения, чем нарушен п. 48 Правил противопожарного режима;
13. На объекте защиты не представлена и не хранится техническая и проектно - сметная документация на системы противопожарной защиты, чем нарушен п. 54 Правил противопожарного режима;
14. На объекте защиты на 1-м этаже терапевтического отделения (левое крыло) дверь эвакуационного выхода открывается не по направлению движения, чем нарушены пп. "д" п. 27 Правил противопожарного режима, п 4.2.22 СП 1.13130.2020;
15. На объекте защиты внутренний противопожарный водопровод не обеспечивает нормативный расход воды для тушения пожаров, чем нарушены ч. 1 ст. 86 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; п. 7.14 СП 10.13130.2020 "Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный, водопровод. Нормы и правила проектирования";
16. На объекте защиты в помещении подвала N 1 приборы приемно-контрольные и приборы управления не установлены в помещении с круглосуточным пребыванием дежурного персонала, чем нарушены ч. 1 ст. 91, ч. 4 ст. 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 5.12 СП 484.1311500.2020. "Системы противопожарной защиты. Системы пожарной сигнализации и автоматизация систем противопожарной защиты. Нормы и правила проектирования";
17. На объекте защиты помещения подвала N 2 не оборудованы системой автоматической пожарной сигнализации, системой оповещения, управления эвакуацией при пожаре, чем нарушены ч. 1 ч. 2 ст. 1, п. 2 ч. 1 ст. 6; ч. 2 ст. 54 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 3 Постановления Правительства РФ от 01.09.2021 N 1464 "Об утверждений требований к оснащению объектов защиты автоматическими установками пожаротушения, системой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре".
В целях устранения выявленных нарушений административным органом в адрес ОБУЗ "Золотухинская ЦРБ" выдано предписание от 14.02.2023 N 01/1 со сроком исполнения до 14.08.2023 (т. 1 л.д. 20-23, 67-70).
21.06.2023 заявитель обратился к начальнику отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Золотухинскому, Поныровскому и Фатежскому районам управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Курской области подполковник внутренней службы Р.И. Чаплыгину с ходатайством от 21.06.2023 N 780 о продлении срока исполнения предписания до 14.02.2024. (т. 1, л.д. 134). В обоснование ходатайства заявитель указал, что предписание не может быть исполнено ОБУЗ "Золотухинская ЦРБ" в установленный срок по уважительной причине, поскольку для выполнения предписания требуются большие финансовые вложения, в то время как ОБУЗ "Золотухинская ЦРБ" имеет кредиторскую задолженность свыше 10 000 000 руб., при этом медицинским учреждением предприняты действия по исполнению большей части пунктов предписания, поскольку оно является добросовестным исполнителем действующего законодательства.
Письмом от 28.06.2023 N 495 ответчик сообщил заявителю, что ОБУЗ "Золотухинская ЦРБ" необходимо направить ходатайство о продлении сроков исполнения предписания N 01/1 через информационную систему (подсистема государственной информационной системы) досудебного обжалования для разрешения по существу (т. 1, л.д. 136).
29.06.2023 ОБУЗ "Золотухинская ЦРБ" направило ходатайство о продлении срока исполнения предписания до 14.02.2024 через Единый портал государственных и муниципальных услуг (т. 1, л.д. 71-73).
Административный орган по результатам рассмотрения ходатайства принял решение от 30.06.2023 N ДОК-4049, в котором указал, что досудебная жалоба (ходатайство о продлении срока исполнения предписания) от 29.06.2023 N 2023062900018284 оставлена без удовлетворения (т. 1, л.д. 76). Решение мотивировано тем, что все нарушения, выявленные в ходе проведения планового контрольного (надзорного) мероприятия и указанные в предписании от 14.02.2023 N 01/1, представляют непосредственную угрозу для жизни и здоровья граждан в случае их неустранения. 22.07.2022 Отделом зданию Солнечной участковой больницы по адресу: 306028, Курская область, Золотухинский район, поселок Солнечный, улица Мира, дом 2в. присвоена высокая категория риска, в учреждении осуществляется круглосуточное пребывание людей, имеется паллиативное отделение. При этом, по мнению административного органа, в ходатайстве ОБУЗ "Золотухинская ЦРБ" отсутствовали объективные причины и обстоятельства, препятствующие своевременному исполнению предписания и являющиеся основанием для продления сроков его исполнения.
Посчитав, что решение от 30.06.2023 N ДОК-4049 не соответствует действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы, ОБУЗ "Золотухинская ЦРБ" обратилось в Арбитражный суд Курской области с заявлением по настоящему делу.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, учитывая существенное нарушение административным органом процедуры рассмотрения вопроса об отсрочке исполнения предписания, пришел к выводу, что отказ в удовлетворении ходатайства по основаниям, которые приведены в оспариваемом решении, не может быть признан законным и нарушает права заявителя, что свидетельствует о наличии установленных статьей 201 АПК РФ оснований для удовлетворения требований заявителя.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд при рассмотрении апелляционной жалобы руководствуется следующим.
В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда РФ и ВАС РФ от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" условиями принятия арбитражным судом решения о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов является наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
При этом в силу требований ч. 1 ст. 65 и ч. 5 ст. 200 АПК РФ орган, должностное лицо должны доказать соответствие их решения, действия (бездействия) закону; обязанность по доказыванию нарушения оспариваемым решением, действием (бездействием) прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в суд за его оспариванием.
Отношения по осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля в Российской Федерации урегулированы положениями Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ).
В соответствии со ст. 1 Федерального закона N 248-ФЗ под государственным контролем (надзором), муниципальным контролем в Российской Федерации в целях настоящего Федерального закона понимается деятельность контрольных (надзорных) органов, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований, осуществляемая в пределах полномочий указанных органов посредством профилактики нарушений обязательных требований, оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований, выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений.
В силу ч. 1 ст. 73 Федерального закона N 248-ФЗ под выездной проверкой в целях указанного Федерального закона понимается комплексное контрольное (надзорное) мероприятие, проводимое посредством взаимодействия с конкретным контролируемым лицом, владеющим производственными объектами и (или) использующим их, в целях оценки соблюдения таким лицом обязательных требований, а также оценки выполнения решений контрольного (надзорного) органа.
О проведении выездной проверки контролируемое лицо уведомляется путем направления копии решения о проведении выездной проверки не позднее, чем за двадцать четыре часа до ее начала в порядке, предусмотренном статьей 21 Федерального закона N 248-ФЗ, если иное не предусмотрено федеральным законом о виде контроля. В ходе выездной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия: осмотр, досмотр, опрос, получение письменных объяснений, истребование документов, отбор проб (образцов), инструментальное обследование, испытание, экспертиза, эксперимент (части 6, 8 ст. 73 Федерального закона N 248-ФЗ).
Совершение контрольных (надзорных) действий и их результаты отражаются в документах, составляемых инспектором и лицами, привлекаемыми к совершению контрольных (надзорных) действий (ч. 5 ст. 65 Федерального закона N 248-ФЗ).
На основании ч. 2 ст. 87 Федерального закона N 248-ФЗ по окончании проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, составляется акт контрольного (надзорного) мероприятия.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 90 Федерального закона N 248-ФЗ в случае выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия нарушений обязательных требований контролируемым лицом контрольный (надзорный) орган в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан выдать после оформления акта контрольного (надзорного) мероприятия контролируемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений с указанием разумных сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а также других мероприятий, предусмотренных федеральным законом о виде контроля.
В силу ч. 1 ст. 93 Федерального закона N 248-ФЗ, при наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение решения невозможно в установленные сроки, уполномоченное должностное лицо контрольного (надзорного) органа может отсрочить исполнение решения на срок до одного года, о чем принимается соответствующее решение.
В силу ч. 2 ст. 93 Федерального закона N 248-ФЗ решение об отсрочке исполнения решения принимается уполномоченным должностным лицом контрольного (надзорного) органа в порядке, предусмотренном статьей 89 поименованного закона для рассмотрения возражений в отношении акта контрольного (надзорного) мероприятия.
Согласно ст. 89 Федерального закона N 248-ФЗ в случае несогласия с фактами и выводами, изложенными в акте контрольного (надзорного) мероприятия, контролируемое лицо вправе направить жалобу в порядке, предусмотренном статьями 39 - 43 настоящего Закона.
В соответствии с буквальным толкованием ч. 3 ст. 93 Федерального закона N 248-ФЗ, решение об отсрочке исполнения решения принимается в порядке, предусмотренном для рассмотрения возражений на акт (статья 43 Федерального закона).
В силу статьи 94 Закона N 248-ФЗ вопросы, указанные в части 1 настоящей статьи, рассматриваются должностным лицом контрольного (надзорного) органа, вынесшим решение, по ходатайству контролируемого лица или по представлению инспектора в течение десяти дней со дня поступления в контрольный (надзорный) орган ходатайства или направления представления.
В настоящем случае, как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, изначально срок исполнения предписания был установлен до 14.08.2023.
Из материалов дела следует, что ОБУЗ "Золотухинская ЦРБ" обратилось с ходатайством от 29.06.2023 N 817, в котором, не оспаривая наличие нарушений, выявленных в результате проверки, просило о продлении срока исполнения предписания до 14.02.2024.
Таким образом, исходя из буквального толкования ходатайства от 29.06.2023 N 817, а также норм действующего законодательства для продления срока исполнения предписания предусмотрена подача ходатайства, не жалобы, следовательно, в рассматриваемом случае административным органом ходатайство от 29.06.2023 N 817 ошибочно переквалифицировано в жалобу в порядке досудебного обжалования.
Также, суд апелляционной инстанции принимает во внимание, что ОБУЗ "Золотухинская ЦРБ" обратилось с ходатайством до истечения срока исполнения предписания (до 14.08.2023).
Сроки выполнения предписания устанавливаются исходя из характера выявленного нарушения, степени его влияния на обеспечение промышленной безопасности, а также минимально необходимого времени для устранения выявленных нарушений.
Срок исполнения предписания может быть продлен при наличии к тому уважительных причин на основании решения руководителя (заместителя руководителя) органа, выдавшего предписание, по ходатайству субъекта, которому оно выдано, с представлением документов, обосновывающих его продление и подтверждающих принятие мер к устранению нарушений.
Таким образом, заявитель вправе обратиться к ответчику с ходатайством о продлении срока исполнения предписания с приложением документов, подтверждающих объективную невозможность устранения нарушений в срок.
Судом апелляционной инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что ОБУЗ "Золотухинская ЦРБ", обращаясь с указанным ходатайством, ссылалось на наличие кредиторской задолженности, а также указывало, что запланированные в 2022 году расходы на финансово-хозяйственную деятельность в 2023 году в части обеспечения пожарной безопасности не позволяют выполнить предписание в установленный срок в полном объеме.
Кроме того, в материалы дела представлены документы, подтверждающие принятие конкретных мер, направленных на устранение выявленных нарушений: акт приемки от 15.04.2023 технических средств пожарной сигнализации в эксплуатацию, составленный ОБУЗ "Золотухинская ЦРБ" и монтажной организацией ООО Технический Центр "Охрана-46", бухгалтерская справка от 21.06.2023 о наличии кредиторской задолженности, заявка на предоставление субсидии для изготовления проектной-сметной документации на оборудование внутреннего противопожарного водопровода в соответствии с действующими нормативами в Солнечной УБ по адресу: Курская область, Золотухинский район, п. Солнечный, ул. Мира, д. 2В, с пояснительной запиской и коммерческими предложениями на разработку проектно-сметной документации от ООО "Экопромсервис", ООО "Системы противопожарной защиты", ООО "ИмиджСтройПроект"(т.д. 1, л.д. 13-19, 72-73).
Таким образом, с момента выявления нарушений ОБУЗ "Золотухинская ЦРБ" предприняты меры для устранения нарушения, согласно утвержденному руководителем ОБУЗ "Золотухинская ЦРБ" плану исполнения предписания N 01/1 из 17 нарушений 15 были устранены в установленный срок (т. 2, л.д. 78-80).
Принимая решение по заявленному ходатайству, Главное управление МЧС России по Курской области должно было в совокупности проанализировать документы, обосновывающие продление срока, материалы о ходе устранения нарушений к моменту направления ходатайства, а также подтверждающее принятие юридическим лицом организационно-технических мероприятий, обеспечивающих безопасную эксплуатацию до устранения нарушений, указанных в предписании.
Таким образом, одним из оснований для положительного решения по ходатайству о продлении срока исполнения предписания является объем мер, принятых контролируемым лицом для устранения нарушений, указанных в предписании, к моменту направления ходатайства о продлении срока.
Как установлено судом первой инстанции, в оспариваемом решении отсутствуют какие-либо мотивированные выводы по доводам ходатайства заявителя, в решении не указано, по какой причине указанные ОБУЗ "Золотухинская ЦРБ" обстоятельства административный орган счел неуважительными, не дано оценки объему мер, принятых контролируемым лицом для устранения нарушения к моменту направления ходатайства. Не известив ОБУЗ "Золотухинская ЦРБ" о месте и времени рассмотрения вопроса отсрочки исполнения предписания, ответчик лишил ОБУЗ "Золотухинская ЦРБ" возможности дополнительно аргументировать поданное ходатайство и представить дополнительные доказательства его обоснованности.
Учитывая изложенное, Арбитражный суд Курской области пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных ОБУЗ "Золотухинская ЦРБ" требований в части признании недействительным решения по итогам рассмотрения жалобы, вынесенного начальником отдела надзорной и профилактической работы по Золотухинскому, Поныровскому и Фатежскому районам Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Курской области Чаплыгиным Р.И. 30.06.2023 N ДОК-4049.
В резолютивной части решения от 05.02.2024 по настоящему делу, исходя из п. 3 ч. 4 ст. 201 АПК РФ, суд первой инстанции обязал заинтересованное лицо рассмотреть указанное ходатайство в порядке, установленном Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" в течение 10 дней с даты вступления настоящего решения в законную силу.
Однако, как следует из ходатайства ОБУЗ "Золотухинская ЦРБ" 29.06.2023 исх.N 817, заявитель просил продлить срок исполнения предписания до 14.02.2024 (т. 1, л.д. 28).
Справкой от 17.06.2024 (т. 2, л.д. 80) ОБУЗ "Золотухинская ЦРБ" подтвердило исполнение всех пунктов предписания 01/1 от 14.02.2023 по состоянию на 01.06.2024.
По информации ИС "Картотека арбитражных дел", в настоящее время в Арбитражному суде Курской области в рамках дела N А35-1691/2024 ОБУЗ "Золотухинская ЦРБ" обжалуются акт от 03.11.2023 выездной внеплановой проверки МЧС России по Курской области в отношении структурного подразделения ОБУЗ "Золотухинская ЦРБ" - Солнечной участковой больницы и предписание об устранении нарушений обязательных требований от 03.11.2023 (т. 2, л.д. 102-103), которые составлены ответчиком в ходе контрольных мероприятий по проверке исполнения предписания от 14.02.2023 N 01/1. Согласно пояснениям сторон, административным органом в ходе повторной проверки 03.11.2023 установлено, что большая часть нарушений, указанных в предписании от 14.02.2023 N 01/1, устранена.
В обоснование довода об исполнении предписания от 14.02.2023 N 01/1 ОБУЗ "Золотухинская ЦРБ" в материалы настоящего дела и в дело N А35-1691/2024 представлен Акт проверки работоспособности средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, а также проведения работ по их техническому обслуживанию ремонту от 26.10.2023, Заключение по результатам испытаний пожарных кранов системы ВПВ от 15.05.2024 N 114ВПВ-24 и Заключение по результатам проверки работоспособности средств обеспечения пожарной безопасности от 25.04.2024 N ССБК RU.РУЗЗ.С.555 (т. 2, л.д. 99, 104-109).
Из Акта проверки работоспособности средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, а также проведения работ по их техническому обслуживанию ремонту от 26.10.2023 ООО "Технический центр "Охрана-46" следует, что в результате проверки работоспособности средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений установлено: система пожарной сигнализации, в том числе СОУЭ в работоспособном состоянии, уровень звуковых сигналов на уровне головы спящего в палатах N 1,2,7 второго этажа более 70 дБА (т. 2 л.д. 99).
Согласно Заключению по результатам испытаний пожарных кранов системы ВПВ от 15.05.2024 N 114ВПВ-24, выданному Курским областным отделением общероссийской общественной организации "Всероссийское добровольное пожарное общество", пожарные краны системы ВПВ данного объекта исправны и укомплектованы в соответствии с требованиями СП 10.13130.2020 и методики испытаний внутреннего противопожарного водопровода СТО-НСОПБ-24/ВОД. Система внутреннего противопожарного водопровода данного объекта соответствует требованиям СП 10.13130.2020 и методике испытаний внутреннего противопожарного водопровода СТО-НСОПБ-24/ВОД по параметрам давления и расхода воды на диктующих клапанах.
Согласно Заключению Испытательной лаборатории "ПожИспытатель" сети внутреннего противопожарного водопровода(7 пожарных кранов) на объекте контроля: Солнечная участковая больница ОБУЗ "Золотухинская ЦРБ", расположенное по адресу: Россия, 306028, Курская область, Золотухинский район, поселок Солнечный, ул. Мира, д. 2в соответствуют требованиям Федерального закона РФ от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности; СП 10.13130.2020 "Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Нормы и правила проектирования", СНиП 2.04.01-85* "Внутренний водопровод и канализация зданий", Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (т. 2, л.д. 99, 104-109).
С учетом того, что действующим законодательством (ст. 93 Федерального закона N 248-ФЗ) предусмотрено, что уполномоченное должностное лицо контрольного (надзорного) органа может отсрочить исполнение решения на срок до одного года, а на момент вступления в законную силу судебного акта по настоящему делу данный срок истек, решение суда первой инстанции в данной части исполнению не подлежит.
Кроме того, суд апелляционной инстанции отмечает, что из системного анализа вышеуказанных норм следует, что действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрена императивная обязанность административного органа по продлению сроков выполнения требований предписания в случае поступления соответствующего ходатайства. Указанное продление является правом контролирующего органа, реализуемым в случае надлежащего подтверждения невозможности устранения нарушения в установленный срок.
Исполнение предписания добровольно исключает обязанность административного органа по повторному рассмотрению ходатайства ОБУЗ "Золотухинская ЦРБ" 29.06.2023 исх.N 817 с соблюдением процедуры рассмотрения вопроса отсрочки исполнения предписания и оценкой обстоятельств, указанных в качестве оснований для продлении срока исполнения предписания.
В этой связи суд апелляционной инстанции полагает решение Арбитражного суда Курской области от 05.02.2024 по делу N А35-6480/2023 подлежащим изменению с исключением из резолютивной части решения абзаца третьего.
При этом оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в остальной обжалуемой части не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Курской области от 05.02.2024 по делу N А35-6480/2023 изменить, исключив из резолютивной части решения абзац 3 следующего содержания:
"Обязать заинтересованное лицо рассмотреть ходатайство областного бюджетного учреждения здравоохранения "Золотухинская центральная районная больница" исх. N 817 от 29.06.2023 по порядке, установленном Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" в течение 10 дней с даты вступления настоящего решения в законную силу.".
В остальной части решение Арбитражного суда Курской области от 05.02.2024 по делу N А35-6480/2023 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
Т.И.КАПИШНИКОВА
Судьи
П.В.ДОНЦОВ
Н.А.ПЕСНИНА