Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2013 по делу N А14-1596/2013
Требование: О признании незаконным предписания административного органа об устранении нарушений требований пожарной безопасности, проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара.
Решение: Требование удовлетворено в части.
Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2013 по делу N А14-1596/2013
Требование: О признании незаконным предписания административного органа об устранении нарушений требований пожарной безопасности, проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара.
Решение: Требование удовлетворено в части.
ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 августа 2013 г. по делу N А14-1596/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 27 августа 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 августа 2013 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Семенюта Е.А.,
судей Миронцевой Н.Д.,
Протасова А.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щеголевой Е.В.,
при участии:
от Главного управления министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий России по Воронежской области: Переславцева С.В., представителя по доверенности N 90-14-15 от 24.01.2013;
от Потребительского автогаражного кооператива "Омега": Жидконожкина А.А., председателя,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Главного управления министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий России по Воронежской области на решение Арбитражного суда Воронежской области от 29.04.2013 по делу N А14-1596/2013 (судья Пименова Т.В.) по заявлению Потребительского автогаражного кооператива "Омега" (ИНН 3663026665, ОГРН 1033600037305) к Главному управлению министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий России по Воронежской области о признании недействительным Предписания от 15.11.2012 года N 370/1/1-3 в части пунктов 1 и 2,
установил:
Потребительской автогаражный кооператив "Омега" (далее - кооператив, заявитель) обратился в арбитражный суд с заявлением к Главному управлению министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий России по Воронежской области (далее - ГУ МЧС Воронежской области, Управление, уполномоченный орган) о признании незаконным Предписания от 15.11.2012 года N 370/1/1-3 в части пунктов 1 и 2.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 29.04.2013 заявленные требования удовлетворены, признано незаконным и отменено Предписание Главного управления Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий России по Воронежской области от 15.11.2012 года N 370/1/1-3 в части пунктов 1, 2.
Не согласившись с решением суда, Управление обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда области отменить, как принятое при неправильном применении норм материального права и при несоответствии выводов обстоятельствам дела.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее заявитель указывает, что оспариваемое предписание является не обвинительным актом, а обязывает устранить нарушенные требования нормативных актов. По мнению заявителя жалобы, именно в полномочия председателя кооператива входит распоряжение имуществом кооператива, а следовательно, он обязан выполнять предписания и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны. Дополняя апелляционную жалобу, Управление указывает, что нормы пожарной безопасности распространяются не только на части здания в виде боксов, но и на все здание в целом, а за содержание всего комплекса подземной автостоянки отвечает Потребительский автогаражный кооператив "Омега".
Представитель заявителя жалобы в судебном заседании апелляционного суда доводы жалобы поддержал, просил отменить обжалуемое решение.
Представитель кооператива против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, полагая принятое решение не подлежащим отмене. В обоснование своих возражений в отзыве на апелляционную жалобу заявитель по делу указывает, что в
ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" определен четкий круг лиц, ответственных за нарушение требований пожарной безопасности. Ссылается на то, что кооператив не является собственником гаражных боксов и не имеет права и полномочий владеть, пользоваться и распоряжаться помещениями для хранения автомобилей в виде гаражных боксов, поскольку данные помещения находятся в собственности их владельцев. Указывает, что заявитель по делу является лишь эксплуатирующей организацией.
В судебном заседании объявлялся перерыв с 20.08.2013 по 27.08.2013.
Изучив материалы дела с учетом доводов апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав и обсудив пояснения участников процесса, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого решения.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в период с 20 октября по 15 ноября 2012 года в Потребительском автогаражном кооперативе "Омега" инспектором отдела надзорной деятельности по Левобережному району г. Воронежа Главного управления министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий России по Воронежской области проведена проверка соблюдения правил пожарной безопасности.
По результатам проверки 15 ноября 2012 года ПАГК "Омега" выдано предписание N 370/1/1-3 об устранении в срок до 01.06.2013 года нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара.
В пункте N 1 указано, что в помещениях хранения автомобилей не предусмотрено автоматическое пожаротушение, что не соответствует требованиям
п. 1 ст. 151 ФЗ N 123 от 22.07.2008 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", СНиП 21-02-99
п. 6.29, срок устранения выявленных нарушений до 01.06.2013.
Согласно пункту второму предписания, ворота каждого бокса не имеют на высоте 1,4 - 1,6 м отверстия размером не менее 300 х 300 мм для подачи средств тушения и осуществления контроля за противопожарным состоянием бокса, что не соответствует положениям
п. 1 ст. 151 ФЗ N 123 от 22.07.2008 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", СНиП 21-02-99
п. 5.40, срок устранения выявленных нарушений до 01.06.2013.
Не согласившись с требованиями предписания, изложенными в пунктах 1 и 2 предписания, заявитель обратился в арбитражный суд с рассмотренным требованием.
Арбитражный суд Воронежской области, удовлетворяя заявленное требование, пришел к выводу о том, что оспариваемое предписание в части пунктов 1 и 2 является незаконным.
Апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции и не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта в связи со следующим.
Согласно
части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом для признания недействительными актов и незаконными действий (бездействия) необходимо одновременное существование указанных в
статье 198 АПК РФ условий: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Федеральный
закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организации), а также между общественными объединениями, индивидуальными предпринимателями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства.
В
статье 20 Федерального закона N 69-ФЗ установлено, что к нормативным документам по пожарной безопасности также следует относить стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
К таковым относятся и
СНиПы 21-02-99, принятые и введенные в действие с 01 июля 2000 года постановлением Госстроя России от 19 ноября 1999 г. N 64.
Указанные нормы и правила распространяются на здания, сооружения и помещения для стоянки (хранения) автомобилей независимо от форм собственности и устанавливают основные положения и требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям, а также к инженерному оборудованию таких зданий и их размещению на территории поселений.
Согласно
пункту 6.29 указанных СНиП 21-02-99 автоматическое пожаротушение в помещениях хранения автомобилей следует предусматривать в автостоянках закрытого типа, в том числе подземных независимо от этажности. Из материалов дела видно и участвующими в деле лицами не оспаривается, что гаражи ПАГК "Омега" являются подземными.
В силу
пункта 5.40 СНиП 21-02-99 в зданиях автостоянок I и II степеней огнестойкости для выделения мест хранения легковых автомобилей, принадлежащих гражданам, допускается предусматривать обособленные боксы. Перегородки между боксами должны иметь предел огнестойкости Д 45, класс пожарной опасности К0, ворота в этих боксах следует предусматривать в виде сетчатого ограждения или ворота каждого бокса на высоте 1,4 - 1,6 м должны иметь отверстие размером не менее 300х300 мм для подачи средств тушения и осуществления контроля за противопожарным состоянием бокса.
В соответствии со
статьей 37 названного закона, организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Таким образом, нарушение организацией приведенных положений
СНиП 21-02-99 свидетельствует о несоблюдении лицом требований пожарной безопасности.
Вместе с тем, признавая пункты 1 и 2 предписания незаконными, судом первой инстанции правомерно учтено следующее.
Статья 38 Закона N 69-ФЗ определяет круг лиц, ответственных за нарушение требований пожарной безопасности.
В
частях 1,
2 статьи 38 Федерального закона N 69-ФЗ определено, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества и лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, а также лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
Согласно п. 1.1 Устава кооператива от 22.07.1997, автогаражный кооператив осуществляет эксплуатацию гаражных боксов собственников.
Предметов деятельности кооператива являются: - эксплуатация гаражных боксов, помещений общего назначения и коммуникаций; - обеспечение членов кооператива услугами по охране гаражных боксов.
Таким образом, изложенное свидетельствует о том, что кооператив не является собственником гаражных боксов, а лишь осуществляет их эксплуатацию.
Суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что заявитель по делу не является юридическим лицом, управляющим гаражными боксами наряду с их собственниками, не имеет определенных правомочий по владению и распоряжению таким имуществом.
При таких обстоятельствах заявитель не относится к числу лиц, которые в силу
части 1 статьи 38 Федерального закона N 69-ФЗ, несут ответственность за нарушение требований пожарной безопасности.
Доказательств того, что кооперативу на основании какого-либо договора переданы полномочия по владению, пользованию или распоряжению гаражными боксами, Управлением МЧС не представлено.
Учитывая, что в силу указанных выше нормативных актов ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, а следовательно и обязанность по устранению выявленных нарушений, в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества и лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, выданное Потребительскому автогаражному кооперативу "Омега" предписание от 15.11.2012 года N 370/1/1-3 в части пунктов 1 и 2, обязывающих кооператив установить внутри помещений для хранения автомобилей автоматическое пожаротушение, а равно вырезать в воротах боксов для хранения автомобилей отверстия для подачи средств тушения и осуществления контроля за противопожарным состоянием бокса, является незаконным.
В этой связи, суд области верно учел наличие совокупности указанных в
статье 198 АПК РФ условий для признания недействительными ненормативного акта и правомерно удовлетворил требование кооператива о признании незаконным предписания Главного управления Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий России по Воронежской области от 15.11.2012 года N 370/1/1-3 в части пунктов 1, 2.
Апелляционная инстанция находит, что судом дана правильная оценка представленным доказательствам, выводы сделаны с учетом фактических обстоятельств, установленных по делу, нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно.
Ссылка Управления на то, что нормы пожарной безопасности распространяются не только на части здания в виде боксов, но и на все здание в целом, не принимается апелляционным судом во внимание, поскольку пункты 1 и 2 оспариваемого предписания предписывают кооперативу устранить нарушения, выявленные непосредственно в помещениях хранения автомобилей (гаражных боксах).
Представленные административным органом заявление председателя кооператива о рассмотрении проекта на реконструкцию гаражей от 06.12.2004, а также обращение в отдел ГПН по Левобережному району с просьбой о назначении представителя для проведения рабочей комиссии по приемке объекта в эксплуатацию сами по себе не свидетельствуют о правомерности оспариваемого акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу
части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Доводы жалобы, исследованные апелляционной инстанцией, не позволяют сделать вывод о незаконности обжалуемого судебного акта, они выражают лишь несогласие с изложенными судом выводами.
На основании изложенного, обжалуемый судебный акт следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В силу
пункта 1 статьи 333.37 НК РФ, государственные органы, обращающиеся в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов, от уплаты государственной пошлины освобождены.
В этой связи вопрос о распределении или взыскании судебных издержек судом не решается.
Руководствуясь
частью 1 статьи 269,
ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 29.04.2013 по делу N А14-1596/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно
части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья
Е.А.СЕМЕНЮТА
Судьи
Н.Д.МИРОНЦЕВА
А.И.ПРОТАСОВ