Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2015 N 18АП-4871/2015 по делу N А07-17779/2014
Требование: О признании незаконным предписания Министерства лесного хозяйства.
Решение: Решение первой инстанции отменено. В удовлетворении требования отказано.


Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2015 N 18АП-4871/2015 по делу N А07-17779/2014
Требование: О признании незаконным предписания Министерства лесного хозяйства.
Решение: Решение первой инстанции отменено. В удовлетворении требования отказано.

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 мая 2015 г. N 18АП-4871/2015
Дело N А07-17779/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 25 мая 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 мая 2015 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кузнецова Ю.А.,
судей Баканова В.В. и Бояршиновой Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шелонцевой Т.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 10.03.2015 по делу N А07-17779/2014 (судья Искандаров У.С.).
25.08.2014 общество с ограниченной ответственностью "Лесозаготовительная компания "Башлеспром" (далее - заявитель, ООО "ЛЗК "Башлеспром", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Министерству лесного хозяйства Республики Башкортостан (далее - административный орган, Министерство) о признании незаконным предписания N 10-ХС от 05.06.2014, обязывающее заявителя
- очистить лесосеку путем сбора порубочных остатков в небольшие кучи,
-вывести всю складированную древесину в бунтах,
-произвести очистку пунктов погрузки и складирования древесины от захламления.
Предписание является незаконным, т.к. для фиксации признаков административного правонарушения необходимо проведение осмотра территории, но общество о дате и времени осмотра не извещалось, неясно, проводилась ли по поводу нарушения проверка.
Нарушены положения Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" N 294-фз от 26.12.2008 (далее - Закон N 294-фз), т.к. проверка проводилась в одностороннем порядке, распоряжение о проведении проверки обществу не вручалось. Предписание не могло быть выдано без проведения проверки и установления нарушения (п. 1 ч. 3 ст. 96 Лесного кодекса Российской Федерации - далее ЛК РФ), не подтверждены полномочия должностного лица выдавшего предписание (т. 1 л.д. 6-10).
Предписание не содержит ссылок на основания, по которым проведена проверка, не составлен акт проверки и не вручен обществу, имеются ссылки на нарушения пожарного законодательства, не имеющие отношения к лесному законодательству. Предписание вынесено на основании административного протокола, который составлен по результатам осмотра от 09.05.2014 и является недопустимым доказательством.
Лицо не было надлежащим образом извещено о составлении административного протокола на 05.06.2014, т.к. почтовое уведомление от 28.05.2014 было получено и вручено адресату только 04.07.2014 (т. 1 л.д. 116-118).
Министерство возражало против заявленных требований, указывало на законность выданного предписания. Лесонарушение было обнаружено 09.05.2014 в ходе патрулирования по территории лесничества на участке арендованном заявителем, о чем составлен протокол осмотра. Для составления протокола на 05.06.2014 вызван представитель общества, извещение получено им в срок - 05.06.2014, при освидетельствовании 03.06.2014 места рубки участвовал представитель общества, представивший доверенность.
Протокол составлен без участия представителя (т. 1 л.д. 103-105).
Решением арбитражного суда от 10.03.2015 требования удовлетворены, предписание признано незаконным.
Суд пришел к выводу о том, что предписание может быть выдано только по результатам проверки при выявлении нарушения лесного хозяйства, а проведение проверок регламентируется Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" N 294-фз от 26.12.2008 (далее - Закон N 194-фз).
В оспариваемом предписании не указано на основании, каких материалов проверки оно выдано, не указано, какие нарушения при проведении проверки были установлены, что суд оценивает как грубое нарушение Закона N 194-фз (т. 1 л.д. 139-146).
20.04.2015 от Министерства поступила апелляционная жалоба об отмене судебного решения. Судом неверно применены нормы материального права.
Положения Закона N 294-фз применяются к отношениям, связанным с организацией и проведением проверок юридических лиц. Оспариваемое предписание выдано в связи с мероприятиями по текущему контролю в лесах (ст. 96 Лесного кодекса Российской Федерации - далее ЛК РФ), к которым положения Закона N 294 - фз не применяются.
Правомочия лесных инспекторов предусмотрены ст. 96 ЛК РФ: они составляют акты проверок, предъявляют требования об устранении нарушений. Вопрос законности выданного предписания является отдельным от вопроса о законности привлечения к административной ответственности, поэтому ссылки на обстоятельства, относящиеся к составлению административного протокола, не должны применяться. В ходе внеплановой проверки установлено, что требования предписания заявителем в дальнейшем были выполнены, и вопрос о признании предписания незаконным не имеет смысла, т.к. лицо фактически признало совершение нарушения и устранило его (т. 2 л.д. 3-5).
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом - в судебное заседание их представители не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие не явившихся лиц.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного - процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, установил следующее.
ООО "ЛЗК "Башлеспром" зарегистрировано в качестве юридического лица, свидетельством от 08.07.2003 (т. 1 л.д. 18).
09.09.2014 Федеральному инспектору Хамидуллину С.Х. выдано распоряжение на проведение проверки в виде патрулирования по территории лесничества, в результате обнаружены лесонарушения (т. 1 л.д. 61-62).
29.04.2014 в адрес общества направлено извещение об освидетельствовании мест рубок 19.05.2014 (т. 1 л.д. 58), по заявлению ООО "ЛЗК "Башлеспром" срок перенесен на 02.06.2014 (т. 1 л.д. 60).
03.06.2014 инспектором Хамидуллиным С.Х. составлен акт осмотра мест рубок (заготовки древесины), при котором присутствовал представитель заявителя Гизитдинов Р.Г., предъявивший доверенность от 02.06.2014 (т. 1 л.д. 59), установлены нарушения, произведена фотосъемка. Документ с возражениями подписан представителем общества (т. 1 л.д. 52-57).
05.06.2014 обществу выдано предписание N 10-ХС, где указано о нарушении лесного законодательства в квартале 96 выделе 32, лесосеке 4, предложено в срок до 30.06.2014 очистить лесосеку путем сбора порубочных остатков в небольшие кучи, вывести всю складированную древесину в бунтах, произвести очистку пунктов погрузки и складирования древесины от захламления. Документ подписан Государственным лесным инспектором Хамидуллиным С.Х. (т. 1 л.д. 12).
В дальнейшем постановлением N 114-14 от 07.07.2014 общество привлечено к административной ответственности по ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ (т. 1 л.д. 35-39)
По мнению подателя апелляционной жалобы - Министерства суд первой инстанции неверно применил нормы права, сделав вывод о нарушении процедуры проведения проверки и незаконности выдачи предписания.
Суд первой инстанции признал предписание незаконным.
Суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Федеральным законом от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" определены порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), а также порядок применения этого закона.
По п. 3 ч. 1 Закона N 294 ФЗ положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля (далее также - органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля), и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и на указанных лиц не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.
. Под федеральным государственным лесным надзором (лесной охраной) согласно ч. 1 ст. 96 ЛК РФ понимаются деятельность... органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами... требований... в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов (далее - требования лесного законодательства), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, проведения мероприятий по контролю в лесах, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований лесного законодательства, анализу и прогнозированию состояния исполнения требований лесного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
По ч. 3 ст. 96 ЛК РФ должностные лица органов государственного надзора, государственных учреждений, указанных в части 2.1 настоящей статьи, являющиеся государственными лесными инспекторами или лесничими, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право:
- осуществлять патрулирование лесов в соответствии с нормативами, установленными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
- осуществлять проверки соблюдения лесного законодательства;
- составлять по результатам проверок соблюдения лесного законодательства акты и предоставлять их для ознакомления гражданам, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов и лесоразведение;
- давать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок соблюдения лесного законодательства нарушений и осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки.
Указанные мероприятия реализуются в ходе текущего контроля органами лесного надзора и не требуют обязательного соблюдения положений Закона N 294-фз, на которые ссылается суд (предварительного уведомления о проведении проверки, согласования проведения проверки с прокурором).
Из материалов дела известно, что 19.05.2014 в ходе патрулирования лесным инспектором было обнаружено нарушение в виде захламления лесорубочными остатками места рубки, о чем был составлен акт и извещен заявитель.
03.06.2014 инспектором Хамидуллиным С.Х. составлен акт осмотра мест рубок (заготовки древесины), при этом присутствовал представитель заявителя Гизитдинов Р.Г., действующий на основании доверенности 02.06.2014, установлены нарушения, произведена фотосъемка. Документ с возражениями подписан представителем общества. 05.06.2014 выдано предписание об устранении нарушений. Довод о том, что общество не было извещено о проведении осмотра места рубки и не присутствовало при проведении, не подтверждается материалами дела.
Предписание было исполнено - нарушения устранены, по существу обществом обстоятельства указанные в предписании не оспариваются.
Суд апелляционной инстанции не усматривает нарушений в действиях лесного инспектора, который, установив нарушение, выдал предписание.
Обстоятельства, относящиеся к процедуре привлечения к административной ответственности, не имеют отношения к порядку выдачи предписания. Отсутствие в документе ссылки на материалы проверки не является существенным нарушением, не влечет его незаконность.
Следует учесть, что Арбитражным судом Республики Башкортостан по делу N А07-16739/2014 02.12.2014 вынесено решение, вступившее в законную силу 04.03.2015, по спору между теми же сторонами и по сходным обстоятельствам, где сделаны выводы о законности выданного предписания.
По ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции являются несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела. В связи с изложенным судебное решение следует отменить, в удовлетворении требований общества отказать.
Не установлены нарушения, перечисленные в п. 4 ст. 270 АПК РФ: участники дела о рассмотрении извещены, судебные документы оформлены в соответствии с требованиями закона.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
апелляционную жалобу Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан удовлетворить, решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 10.03.2015 по делу N А07-17779/2014 отменить.
В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "Лесозаготовительная компания "Башлеспром" о признании незаконным предписания N 10-ХС от 05.06.2014 отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
Ю.А.КУЗНЕЦОВ
Судьи
Е.В.БОЯРШИНОВА
В.В.БАКАНОВ