Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 16.06.2017 N Ф09-3549/17 данное постановление оставлено без изменения.
Название документа
Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2017 N 18АП-119/2017 по делу N А34-6229/2016
Требование: О признании незаконным в части предписания надзорного органа об устранении выявленных в ходе проверки нарушений обязательных требований пожарной безопасности.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2017 N 18АП-119/2017 по делу N А34-6229/2016
Требование: О признании незаконным в части предписания надзорного органа об устранении выявленных в ходе проверки нарушений обязательных требований пожарной безопасности.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
от 24 марта 2017 г. N 18АП-119/2017
Дело N А34-6229/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 23 марта 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 марта 2017 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Плаксиной Н.Г.,
судей Арямова А.А., Малышева М.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шелонцевой Т.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Жилищно-строительного кооператива N 3 АО "Икар" на решение Арбитражного суда Курганской области от 25 ноября 2016 г. по делу N А34-6229/2016 (судья Шестакова Л.П.).
Жилищно-строительный кооператив N 3 АО "Икар" (далее - заявитель, ЖСК N 3 АО "Икар") обратился в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о признании незаконным предписания Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Курганской области (далее - заинтересованное лицо, ГУ МЧС по Курганской области) от 21.09.2015 N 443/1/1 в части пунктов 1 - 27.
Решением суда первой инстанции от 25.11.2016 (резолютивная часть объявлена 21.11.2016) в удовлетворении заявленных требований отказано.
ЖСК N 3 АО "Икар" с принятым судебным актом не согласился, обратившись с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что не согласен с выводом суда о том, что решение общего собрания членов ЖСК N 3 АО "Икар" от 16.03.1995 по вопросу предоставления жильцам дома помещений мусоросборников в силу
пункта 4 статьи 181.5 Гражданского кодекса Российской Федерации является ничтожным, поскольку противоречит основам правопорядка. Считает, что техническим паспортом и поэтажным планом дома не подтверждается факт наличия кладовых в лифтовых холлах. Помещение мусоросборника, помещения кладовой в лифтовом холле не размещалось.
До начала судебного заседания от ГУ МЧС по Курганской области в материалы дела поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором заинтересованное лицо против доводов жалобы возражает, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения указанной информации на официальном сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда в сети "Интернет"; в судебное заседание представители сторон не явились. От
ГУ МЧС по Курганской области поступило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие его представителя.
В соответствии со
статьями 123,
156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей сторон.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном
главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Отделом надзорной деятельности по городу Кургану на основании распоряжения от 01.09.2015 N 443 в отношении ЖСК N 3 АО "Икар" проведена плановая выездная проверка на объекте - многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: г. Курган, ул. Алексеева, д. 16, в ходе которой выявлены нарушения требований пожарной безопасности, зафиксированные в акте проверки от 21.09.2015 N 443, а именно: в лифтовых холлах в 1, 2, 3 подъездах с 1 по 9 этажах размещены кладовые, что является нарушением
пункта 23 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390.
В целях устранения выявленных в ходе данной проверки нарушений обязательных требований пожарной безопасности отделом выдано предписание от 01.09.2015 N 443/1/1-1, обязывающее ЖСК N 3 АО "Икар" в срок до 05.09.2016 устранить вышеуказанные нарушения.
Считая данное предписание незаконным, заявитель обратился с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд.
Рассмотрев заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о соответствии оспоренного ненормативного акта закону.
Оценив в порядке
статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В соответствии с
частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
То есть для признания недействительными ненормативных правовых актов государственных органов и органов местного самоуправления, необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение этими действиями и решениями прав и законных интересов заявителя.
Законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на
Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности. Законодательство субъектов Российской Федерации не действует в части, устанавливающей более низкие, чем настоящий Федеральный закон, требования пожарной безопасности (
статья 2 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности").
Статьей 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 69-ФЗ) предусмотрено, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
Согласно
пункту 1 статьи 110 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищным или жилищно-строительным кооперативом признается добровольное объединение граждан и в установленных настоящим
Кодексом, другими федеральными законами случаях юридических лиц на основе членства в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, а также управления многоквартирным домом.
В силу
части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме, регулируются
Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила содержания),
пунктом 11 которых установлено, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности.
Таким образом, лицом, действующим от имени собственников указанного выше жилого дома, следовательно, ответственным за содержание дома, в том числе, за соблюдение требований пожарной безопасности, является заявитель.
Пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 123-ФЗ) предусмотрено, что его положения об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, техническом обслуживании, эксплуатации и утилизации объектов защиты.
Согласно
части 2 статьи 4 Федерального закона N 123-ФЗ к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.
В соответствии с
Правилами противопожарного режима Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 (далее - Правила N 390), настоящие Правила противопожарного режима содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности (
пункт 1 Правил N 390).
В соответствии с
подпунктом "в",
пункта 23 Правил N 390, на объектах запрещается: размещать в лифтовых холлах кладовые, киоски, ларьки и другие подобные помещения.
Суд первой инстанции указал, что материалами дела (в частности актом проверки от 21.09.2015 N 443, техническим паспортом, поэтажным планом дома) подтверждается факт наличия кладовых в лифтовых холлах с 1-9 этажей в подъездах 1,2,3 дома N 16 по ул. Алексеева в г. Кургане.
Доказательства, обратного, материалы дела не содержат.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что возложение на ЖСК N 3 АО "Икар" обязанности по исполнению предписания по устранению выявленных в ходе проверки нарушений в области пожарной безопасности, которые должны быть выполнены для надлежащего содержания многоквартирного дома, согласуется с указанными выше нормативными положениями, что свидетельствует о законности оспариваемого предписания.
Довод заявителя о том, что решение о предоставлении в пользование жильцам дома помещений мусоросборников было принято в 1995 году, то есть задолго до принятия постановления Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390, которым утверждены
Правила противопожарного режима в Российской Федерации, правомерно не принят во внимание судом первой инстанции, поскольку указанное решение в силу
пункта 4 статьи 181.5 Гражданского кодекса Российской Федерации является ничтожным и противоречит основам правопорядка.
Введение в действие
Правил противопожарного режима после принятия данного решения не освобождает ЖСК N 3 АО "Икар" от их соблюдения и обязанности принятия меры, направленных на приведение помещений жилого дома общего пользования в соответствие с установленными требованиями, поскольку в результате соблюдения последних обеспечивается безопасность жизни и здоровья людей в случае возникновения пожара.
Кроме того, в соответствии с
Правилами пожарной безопасности ППБ-01-93, утвержденными Приказом МВД РФ от 14.12.1993 N 536, запрещалось размещать в лифтовых холлах кладовые, киоски, ларьки и т.п.; устраивать в лестничных клетках и поэтажных коридорах кладовые (чуланы), а также хранить под лестничными маршами и на лестничных площадках вещи, мебель и другие горючие материалы
(пункт 1.3.2.8).
Довод ЖСК N 3 АО "Икар" о том, что техническим паспортом и поэтажным планом дома не подтверждается факт наличия кладовых в лифтовых холлах, судом апелляционной инстанции не принимается во внимание, как противоречащий материалам дела.
Соответствие оспоренного предписания закону исключает возможность удовлетворения заявленных требований о признании такого предписания недействительным.
С учетом изложенного, в удовлетворении требований заявителя судом первой инстанции отказано обоснованно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании
части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе распределены на подателя апелляционной жалобы в соответствии с правилами
статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь
статьями 176,
268,
269,
271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Курганской области от 25 ноября 2016 г. по делу N А34-6229/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Жилищно-строительного кооператива N 3 АО "Икар" - без удовлетворения.
Постановление может быть
обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
Н.Г.ПЛАКСИНА
Судьи
А.А.АРЯМОВ
М.Б.МАЛЫШЕВ