Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2014 N 18АП-13082/2014 по делу N А07-1717/2014
Требование: О прекращении производства по делу о признании незаконным и отмене постановления административного органа о привлечении ИП к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
Решение: Определение оставлено без изменения.
Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2014 N 18АП-13082/2014 по делу N А07-1717/2014
Требование: О прекращении производства по делу о признании незаконным и отмене постановления административного органа о привлечении ИП к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
Решение: Определение оставлено без изменения.
ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 ноября 2014 г. N 18АП-13082/2014
Дело N А07-1717/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 20 ноября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 ноября 2014 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Малышевой И.А.,
судей Плаксиной Н.Г., Тимохина О.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Тихоновой Ю.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Авакяна Аветиса Левоновича на определение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 23.09.2014 по делу N А07-1717/2014 (судья Валеев К.В.).
В судебном заседании принял участие представитель индивидуального предпринимателя Авакяна Аветиса Левоновича - Фархтдинов Р.Т. (доверенность N 3-1810 от 25.04.2013).
Иные лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, посредством размещения информации на официальном Интернет-сайте.
Индивидуальный предприниматель Авакян Аветис Левонович (далее - заявитель, ИП Авакян А.Л.) обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Отделу надзорной деятельности Бурзянского района Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Башкортостан, Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Башкортостан (далее - заинтересованное лицо, административный орган, орган пожарного надзора), а также прокуратуре Бурзянского района Республики Башкортостан о признании незаконным и отмене постановления N 1 от 22.01.2014 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч.ч.1, 4
ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), вынесенного в соответствии с протоколом N 1 от 17.01.2014, в виде административного штрафа в размере 30 000 руб.
Определением Арбитражного суда Челябинской области от 23.09.2014 производство по делу прекращено. Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
Не согласившись с определением суда первой инстанции, ИП Авакян А.Л. (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт) обжаловал его в апелляционном порядке. Податель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене определения суда первой инстанции, ссылаясь на то, что спор подлежит рассмотрению в арбитражном суде, так как оспариваемым постановлением он привлечен к административной ответственности в связи с осуществлением предпринимательской деятельности.
Помимо этого, заявитель указывает на то, что он обжаловал постановление N 1 от 22.01.2014 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч.ч.1, 4
ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в то время как в определении суда первой инстанции указано иное постановление от 31.05.2013.
До судебного заседания от Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Башкортостан поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором Управление не согласилось с доводами, изложенными в апелляционной жалобе, считает что судом первой инстанции верно установлены все обстоятельства по делу и применены нормы материального права, в связи с чем просит судебный акт оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте в сети Интернет.
До начала судебного заседания от заявителя поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы с участием его представителя, которое судом апелляционной инстанции удовлетворено.
В судебное заседание представители административного органа и прокуратуры не явились. В соответствии со
статьями 123,
156,
210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей органа пожарного надзора и прокуратуры, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в порядке
главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, апелляционный суд приходит к следующим выводам:
Как следует из материалов дела, Авакян А.Л. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, ему присвоен основной государственный регистрационный номер 304025604700071 (л.д. 76).
На основании распоряжения от 26.11.2013 N 60 (л.д. 46,47) должностным лицом органа пожарного надзора в период с 02 декабря по 18 декабря 2013 года проведена внеплановая выездная проверка по вопросам соблюдения заявителем обязательных требований в области пожарной безопасности.
В ходе проведения проверки должностным лицом административного органа были выявлены нарушения требований пожарной безопасности.
По результатам проверки должностным лицом административного органа Шайбаковой В.Н. 18.12.2013 было вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении (л.д. 60-63).
Выявленные в ходе проведения проверки нарушения требований пожарной безопасности послужили поводом для возбуждения в отношении заявителя дела об административном правонарушении, о чем 17.01.2014 должностным лицом органа пожарного надзора составлен протокол N 1 об административном правонарушении (л.д. 67,68).
Постановлением N 1 от 22.01.2014 о назначении административного наказания предприниматель был привлечен к административной ответственности по
частям 1,
4 статьи 20.4 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30 000 рублей (л.д. 64-66).
Считая указанное постановление административного органа незаконным, ИП Авакян А.Л. оспорил его в Арбитражном суде Республики Башкортостан.
Прекращая производство по делу, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что данный спор не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
Суд апелляционной инстанции находит правильными выводы суда первой инстанции о том, что настоящее дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, исходя из следующего.
Согласно
части 3 статьи 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
В свою очередь, в соответствии с
частью 2 статьи 207 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации производство по делам об оспаривании решений административных органов возбуждается на основании заявлений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, привлеченных к административной ответственности в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности.
Кроме того, на основании
части 1 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.
В силу
пункта 3 части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
Как следует из совокупности приведенных норм
КоАП РФ и Арбитражного процессуального
кодекса Российской Федерации, арбитражному суду подведомственны жалобы (заявления) на постановления по делам о тех административных правонарушениях, которые допущены организациями и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом,
часть 3 статьи 30.1 КоАП РФ не предполагает возможности рассмотрения арбитражным судом дела об оспаривании решения административного органа о привлечении юридического лица или лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, к административной ответственности, если совершенное этим лицом административное правонарушение не связано с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 11 июля 2006 года N 262-О).
В
пункте 33 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" указано, что постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, вынесенное органом (должностным лицом), уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях, или арбитражным судом, согласно
части 3 статьи 30.1 КоАП РФ может быть обжаловано в арбитражный суд в соответствии с Арбитражным процессуальным
кодексом Российской Федерации и статьями 10,
26,
36 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации".
При этом необходимо учитывать, что жалобы указанных лиц на постановление о привлечении к административной ответственности, исходя из положений, закрепленных в
части 3 статьи 30.1 КоАП РФ и
пункте 3 части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подлежат рассмотрению в судах общей юрисдикции, если юридическое лицо или индивидуальный предприниматель привлечены к административной ответственности не в связи с осуществлением указанными лицами предпринимательской и иной экономической деятельности. Например, когда объективная сторона совершенного ими административного правонарушения выражается в действиях (бездействии), направленных на нарушение или невыполнение норм действующего законодательства в сфере пожарной безопасности.
В
пункте 11 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27 января 2003 года N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" также разъяснено, что решения административных органов о привлечении к административной ответственности могут быть обжалованы в арбитражный суд в случае, если юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем совершено административное правонарушение, связанное с осуществлением им предпринимательской и иной экономической деятельности.
Следовательно, арбитражному суду подведомственны дела по жалобам на постановления по делам об административных правонарушениях, вынесенные в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, если совершенные ими административные правонарушения непосредственно связаны с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельностью. Дела по жалобам на постановления об административных правонарушениях, вынесенные в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, если совершенные ими административные правонарушения не связаны с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности, подведомственны суду общей юрисдикции.
Статьей 20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности.
Правовые нормы, предусматривающие составы вмененных заявителю административных правонарушений, имеют объектом посягательства общественные отношения в области требований пожарной безопасности.
Оснований полагать, что указанное административное правонарушение было совершено предпринимателем в связи с осуществлением им предпринимательской или иной экономической деятельности, не имеется.
Довод апеллянта о том, что оспариваемым постановлением он привлечен к административной ответственности в связи с осуществлением им предпринимательской деятельности, суд апелляционной инстанции признает необоснованным, поскольку нарушения требований пожарной безопасности, предусмотренные
статьей 20.4 КоАП РФ, посягают на общественные отношения в сфере пожарной безопасности и не зависят от факта осуществления лицом предпринимательской деятельности.
Иными словами, привлечение к административной ответственности связано не с осуществлением ИП Авакяном А.Л. предпринимательской деятельности, а с необходимостью соблюдения требований пожарной безопасности.
Таким образом, учитывая, что положения
частей 1 и
4 статьи 20.4 КоАП РФ направлены на охрану правоотношений в области пожарной безопасности, суд первой инстанции правомерно прекратил производство по делу в связи с неподведомственностью его арбитражным судам.
В
Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 20 февраля 2014 года N 261-О указано, что положения
пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации направлены на то, чтобы исключить рассмотрение арбитражным судом, в частности, дел об оспаривании постановлений по делам об административных правонарушениях, совершенных юридическими лицами или лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, не относящихся к подведомственности арбитражных судов, установленной законодательством.
В этой связи, поддерживая выводы суда первой инстанции о наличии основания для прекращения производства по делу, предусмотренного
пунктом 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции учитывает и положения действующего законодательства о недопустимости рассмотрения дела судом, к подсудности или подведомственности которого оно не относится.
В силу
части 1 статьи 47 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
Подведомственность дел предполагает установление законом разграничения как предметной компетенции, в том числе между судами общей юрисдикции и арбитражными судами, так и в рамках каждого вида юрисдикции - для определения конкретного суда, уполномоченного рассматривать данное дело; несоблюдение установленной федеральным законодателем подведомственности и подсудности дел нарушает конституционное предписание о законном суде, а через это - и само право на судебную защиту; рассмотрение дела вопреки правилам о подведомственности не отвечает требованию справедливого правосудия, поскольку суд, не уполномоченный на рассмотрение данного конкретного дела, по смыслу
статей 46 и
47 Конституции Российской Федерации, не является законным судом, принятые же в результате такого рассмотрения судебные акты не могут признаваться реально обеспечивающими права и свободы (
Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 21 января 2010 года N 1-П).
В соответствии с правовой позицией, выраженной в
постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 6 апреля 2006 года N 3-П, правосудие должен осуществлять только тот суд и тот судья, к ведению которых законом отнесено рассмотрение конкретного дела, при этом рассмотрение дел должно осуществляться законно установленным, а не произвольно выбранным составом суда.
Следовательно, несоблюдение правил подведомственности также означает нарушение права на рассмотрение дела законным составом суда.
Гарантированное
статьей 46 Конституции Российской Федерации право заявителя на судебную защиту в данном случае не нарушено, поскольку в случае его обращения с соответствующим заявлением в суд общей юрисдикции факт прекращения арбитражным судом производства по делу может являться (при отсутствии иных препятствий) основанием для восстановления судом общей юрисдикции пропущенного срока на оспаривание постановления административного органа.
Таким образом, прекращение судом первой инстанции производства по настоящему делу свидетельствует не только о соблюдении действующего процессуального законодательства, но и обеспечивает реализацию конституционного права на рассмотрение дела законным судом.
Неверное указание судом первой инстанции даты и номера оспариваемого заявителем постановления является технической ошибкой, которая подлежит исправлению в порядке
ст. 179 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, но не является основанием для отмены или изменения судебного акта.
При таких обстоятельствах, существующем правовом регулировании и с учетом приведенной выше правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации относительно порядка оспаривания постановлений о привлечении к административной ответственности за нарушение требований пожарной безопасности, у суда апелляционной инстанции не имеется оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь
статьями 176,
268,
269,
271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
определение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 23.09.2014 по делу N А07-1717/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Авакяна Аветиса Левоновича - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
И.А.МАЛЫШЕВА
Судьи
Н.Г.ПЛАКСИНА
О.Б.ТИМОХИН