Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2024 N 18АП-9403/2024 по делу N А47-21186/2022
Требование: О взыскании затрат на ликвидацию чрезвычайной ситуации, связанной с лесным пожаром.
Решение: Требование удовлетворено.
Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2024 N 18АП-9403/2024 по делу N А47-21186/2022
Требование: О взыскании затрат на ликвидацию чрезвычайной ситуации, связанной с лесным пожаром.
Решение: Требование удовлетворено.
ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 сентября 2024 г. N 18АП-9403/2024
Дело N А47-21186/2022
Резолютивная часть постановления объявлена 03 сентября 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 сентября 2024 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Лукьяновой М.В., судей: Баканова В.В., Максимкиной Г.Р., при ведении протокола Секретарем судебного заседания Дроздовой К.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного бюджетного учреждения "Центр пожаротушения и охраны лесов Оренбургской области" на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 16.05.2024 по делу N А47-21186/2022
Управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Оренбургской области (далее - истец, Управление) обратилось в арбитражный суд Оренбургской области к государственному бюджетному учреждению "Центр пожаротушения и охраны лесов Оренбургской области" (далее - ответчик, ГБУ "Центр пожаротушения и охраны лесов Оренбургской области", Учреждение) с иском о взыскании затрат на ликвидацию чрезвычайной ситуации, связанной с лесным пожаром в размере 433 501 руб. 81 коп. (с учетом уточнения от 02.08.2023).
Определением от 20.04.2023 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельного требования относительно предмета спора привлечено: министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области.
Определением суда первой инстанции от 30.11.2023 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены: администрация муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области; администрация муниципального образования Ленинский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области.
Решением суда первой инстанции от 16.05.2024 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением суда первой инстанции, ГБУ "Центр пожаротушения и охраны лесов Оренбургской области" (далее также - податель жалобы, апеллянт) обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять новый судебный акт.
В обоснование доводов жалобы ее податель указывает, что Учреждение не является надлежащим ответчиком по настоящему делу, поскольку не является стороной Соглашения о привлечении сил и средств федеральной противопожарной службы для ликвидации чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, заключенное между Главным управлением МЧС России по Оренбургской области и Министерством природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области 24.02.2021.
По мнению апеллянта, надлежащим ответчиком по настоящему делу является Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношении Оренбургской области.
Поскольку затраты понесены истцом в ходе тушения пожара в населенном пункте, Управление действовало в пределах своей компетенции, в соответствии с задачами и функциями, возложенными на него нормативными актами.
Как указывает податель жалобы, ГБУ "Центр пожаротушения и охраны лесов Оренбургской области" не обращалось к Управлению с запросами об оказании содействия в тушении пожара.
В этой связи податель жалобы считает, что оснований для возложения на ответчика обязанности по возмещению понесенных истцом затрат не имеется.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте слушания дела в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в судебное заседание представителей не направили.
В соответствии со
статьями 121,
123,
156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба рассмотрена судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном
гл. 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на территории Комсомольского участкового лесничества на землях лесного фонда Оренбургской области и прилегающей к поселку им. Ленина Оренбургского района Оренбургской области с 7 по 10 мая 2022 года произошел пожар в квартале 2 части выделов 1, 44, 52, 9, 15, 53, 51, 55, 64, 33, 65, 66, 31, 54, 36, 37, 38, 35, 34, 50, 18, 57, 59, 38, 7, 20, 23, 19, 40, 36, 24, 22, 4, 6, 26, 60, 47, 28, 30, 62, 42, 48, 17, 11, 13, 14, 10, 12, 32, 8, 41, 21, квартал 3 части выделов 32, 5, 4, 24, 6, 33, что подтверждается актом N 4 о лесном пожаре от 13.05.2022, карточкой учета лесного пожара N 4 от 07/10.05.2022 по Оренбургскому лесничеству Комсомольскому участковому лесничеству (л.д. 33-45 т. 1).
Согласно данным документам 07.05.2022 в 13 час. 50 мин. в 2 км на север от п. им. Ленина местным населением обнаружен лесной пожар. В 12.48 07.05.2022 на ЦППС СПТ ФПС ГПС Главного управления МЧС России по Оренбургской области по системе 112 поступило сообщение о сильном задымлении между пос. Ленина и СНТ х. Степановский Оренбургского района.
07.05.2022 старший инженер ЦППС СПТ ФПС ГПС Главного управления организовал взаимодействие с диспетчером региональной диспетчерской службы ГБУ "Центр пожаротушения и охраны лесов Оренбургской области", передал информацию о том, что по системе 112 поступает большое количество звонков от граждан о задымлении в лесном массиве в районе пос. Ленина и СНТ х. Степановский Оренбургского района.
07.05.2022 13:20 личный состав Главного управления начал осуществлять деятельность, связанную с тушением лесного пожара.
10.05.2022 лесной пожар был ликвидирован на площади 158 га.
Как установлено судом первой инстанции, пожар, возникнув 07.05.2022, стремительно развивался.
Постановлением от 07.05.2022 г. N 68-п "О введении режима чрезвычайной ситуации на территории муниципального образования Ленинский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области" с 07 мая 2022 года введен режим чрезвычайной ситуации в границах муниципального образования Ленинский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области.
Постановлением администрации муниципального образования Ленинский сельсовет Оренбургского района от 08.05.2022 N 69-п "О внесении изменения в постановление администрации муниципального образования Ленинский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области от 07.05.2022 N 68-п "О введении режима чрезвычайной ситуации на территории муниципального образования Ленинский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области" п. 1.1 изложен в следующей редакции "Ввести с 08.05.2022 режим чрезвычайной ситуации муниципального характера, определив зону чрезвычайной ситуации в границах муниципального образования Ленинский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области и лесном массиве Комсомольского лесничества" (л.д. 49-50,51, л.д. 52-53 т. 1).
Постановлением администрации муниципального образования Ленинский сельсовет Оренбургского района от 10.05.2022 N 70-п "О снятии режима чрезвычайной ситуации на территории муниципального образования Ленинский сельсовет Оренбургского района Оренбургской 9 А47-21186/2022 области" с 12 час. 00 мин. 10 мая 2022 года режим чрезвычайной ситуации муниципального характера снят (л.д. 54 т. 1).
Также судом первой инстанции установлено, что между Главным управлением МЧС России по Оренбургской области (далее - Главное управление) и Министерством природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области (далее - Министерство) заключено соглашение о привлечении сил и средств федеральной противопожарной службы для ликвидации чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров от 24.02.2021 года (далее - соглашение), по условиям которого стороны подтверждают необходимость совместных действий в сфере решения вопросов защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций муниципального и регионального характера, организации и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при ЧС в пределах своей компетенции и в соответствии возложенными задачами (пункт 1.1 соглашения).
Для участия в реализации настоящего Соглашения Стороны привлекают пожарные (пожарно-спасательные) подразделения, аварийно-спасательные формирования территориального пожарно-спасательного гарнизона Оренбургской области, находящиеся в управлении и (или) оперативном подчинении Главного управления МЧС России по Оренбургской области (пункт 1.2 соглашения).
В соответствии с разделом 2 соглашения взаимодействие в рамках настоящего Соглашения осуществляется в рабочем режиме Сторон, устных и письменных запросов об оказании содействия, направленных заинтересованной Стороной Соглашения. Министерство информирует через региональную диспетчерскую службу ГБУ "Центр пожаротушения и охраны лесов Оренбургской области" Главное управление о каждом случае возникновения лесного пожара на территориях лесного фонда, расположенного на территории Оренбургской области (пункт 2.5 соглашения).
Главное управление информирует Министерство через региональную диспетчерскую службу ГБУ "Центр пожаротушения и охраны лесов Оренбургской области" о термических аномалиях (термоточках) на территории лесного фонда Оренбургской области, выявленных системой спутникового слежения, а также об угрозах распространения природных пожаров на лесной фонд (пункт 2.6 договора).
Привлечение сил и средств Главного управления осуществляется при возникновении чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесного пожара, в том числе, когда на тушение пожаров привлечено более 50 процентов лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования, предусмотренных планом тушения пожаров соответствующих лесничеств, и резерва, предусмотренного сводным планом тушения лесных пожаров (пункт 3.1 соглашения).
Согласно пункту 4.1 соглашении, состав сил и средств привлекаемых подразделений пожарной охраны, а также необходимость их наращивания определяется в зависимости от характера и масштаба ЧС по решению оперативного штаба Межведомственной рабочей группы по вопросам борьбы с природными пожарами на землях всех категорий при Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Оренбургской области. Информационный обмен между должностными лицами Министерства, региональной диспетчерской службы ГБУ "Центр пожаротушения и охраны лесов Оренбургской области", Главного управления осуществляется по аналоговым и цифровым каналам передачи данных (телефонная, факсимильная связь, электронная почта, видеоконференц-связь).
Состав и порядок работы оборудования каналов передачи данных согласовывается соответствующими службами (управлениями) Министерства и Главного управления (пункт 5.1 соглашения). Координацию привлекаемых к ликвидации ЧС сил и средств подразделений пожарной охраны, а также организацию взаимодействия указанных сил и средств обеспечивает оперативный штаб (пункт 6.2 соглашения).
Непосредственное руководство силами и средствами при проведении работ по ликвидации ЧС в условиях, определенных настоящим соглашением, осуществляет руководитель тушения лесного пожара (пункт 6.3 соглашения). В соответствии с пунктом 7.1 соглашения возмещение затрат на ликвидацию чрезвычайных ситуаций, связанных с лесными пожарами, осуществляется подведомственным Министерству природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области ГБУ "Центр пожаротушения и охраны лесов Оренбургской области" из средств федерального бюджета, предусмотренных на тушение лесных пожаров.
Для возмещения затрат Главное управление предоставляет в ГБУ "Центр пожаротушения и охраны лесов Оренбургской области" документацию, подтверждающую затраты, понесенные при ликвидации чрезвычайной ситуации, связанной с тушением лесных пожаров.
К документации, подтверждающей затраты, понесенные при ликвидации чрезвычайной ситуации, связанной с тушением лесных пожаров, принимается: донесение о пожаре, справка о затратах на тушение лесного пожара, заверенная копия табеля учета рабочего времени, заверенные копии путевых листов. Дополнительно, по согласованию с ГБУ "Центр пожаротушения и охраны лесов Оренбургской области" представляется перечень документов, определенный письмом Федерального агентства лесного хозяйства от 10.11.2009 N АС-05-54/7018. Срок предоставления документации - в течение 10 рабочих дней со дня ликвидации чрезвычайной ситуации, связанной с лесными пожарами (пункт 7.2 соглашения).
Согласно акту N 4 о лесном пожаре, составленном 13 мая 2022 года участковым лесничим Комсомольского участкового лесничества ГКУ "Оренбургское лесничество" Турмухамбетовым А.С. 7 мая 2022 года был обнаружен лесной пожар. Пожар обнаружен местным населением. Площадь пожара в момент обнаружения составляла 0,8 га. Причиной возникновения мог стать: поджог. Максимальная площадь пожара составляла 158 га.
08.05.2022 Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области направило письмо исх N ВГ-12-20/11659, адресованное главе муниципального образования Ленинский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области, в котором сообщено, что в лесных насаждениях Оренбургского лесничества, Комсомольского участкового лесничества в настоящее время действует лесной пожар площадью 8 га, происходит его дальнейшее нарастание. Тушение осложняется труднодоступностью к очагу возгорания, а также сильным порывистым ветром.
На тушение пожара привлечено более 50 процентов лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования, предусмотренных планом тушения пожаров Оренбургского лесничества, и резерва, предусмотренного сводным планом тушения лесных пожаров Оренбургской области.
В соответствии с
постановлением Правительства Российской Федерации от 17.05.2011 N 376 предлагалось рассмотреть возможность введения режима чрезвычайной ситуации в лесах муниципального характера в муниципальном образовании Ленинский сельсовет для исключения возможности возникновения угрозы населенным пунктам.
Полагая, что затраты, произведенные на тушение лесного пожара, подлежат возмещению на основании указанного Соглашения, Главное управление в адрес Министерства письмом от 19.05.2022 N ИВ-166-4725 направлена документация, подтверждающая затраты, понесенные при ликвидации чрезвычайной ситуации, связанной с тушением лесного пожара на территории Комсомольского лесничества в период с 7 по 10 мая 2022 года (л.д. 24 т. 1)
В ответ на письмо Министерство природных ресурсов, экологии имущественных отношений Оренбургской области 24.06.2022 и 24.10.2022 ответило, что предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, является расходным обязательством Российской Федерации В соответствии с
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2017 N 1464 (далее - Постановление) для тушения лесных пожаров предусмотрено привлечение сил и средств ГУ МЧС России. Вместе с тем механизм реализации данных положений Постановления не регламентирован. В связи с чем, в Департаменте лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу запрошены разъяснения порядка учета, возмещения и источник финансирования затрат, понесенных подразделениями ГУ МЧС России по Оренбургской области при ликвидации чрезвычайной ситуации в лесах. В настоящее время данный запрос находится на рассмотрении. О принятом решении будет сообщено дополнительно (л.д. 46-47 т. 1). 24.10.2022 дан аналогичный ответ (т. 1 л.д. 48).
В рамках досудебного урегулирования спора Главным управлением в адрес Министра природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области направлено письмо от 30.08.2022 о возмещении Главному управлению произведенных затрат (л.д. 31-32 т. 1). Требование о возмещение затрат в досудебном порядке не удовлетворено, что послужило основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке
статей 268,
269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Частью 1 статьи 53.8 Лесного кодекса Российской Федерации работы по тушению лесных пожаров и осуществлению отдельных мер пожарной безопасности в лесах выполняются специализированными государственными бюджетными и автономными учреждениями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии со
статьями 81 -
83 названного Кодекса.
Охрана лесов, в том числе тушение лесных пожаров, а также защита, воспроизводство на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов на указанных землях относятся к государственным полномочиям Российской Федерации, переданным субъектам Российской Федерации (
пункт 4 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации).
При этом, в силу
части 3 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, средства на осуществление переданных в соответствии с
частью 1 настоящей статьи полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета.
Правила расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2006 N 837 (далее - Правила N 837).
В соответствии с пунктом 7.3 Правил N 837 в приоритетном порядке осуществляется выделение средств нераспределенного резерва на финансовое обеспечение расходов, связанных с обеспечением мер пожарной безопасности и воспроизводством лесов, расположенных на землях лесного фонда, пострадавших в результате стихийных бедствий.
В
абзаце шестом пункта 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им полномочий Российской Федерации.
Тушение пожаров в лесах, расположенных на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий (лесных пожаров), осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным
законом от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Закон N 68-ФЗ) и Федеральным
законом от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности"
Вопросы финансирования мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций разрешены в
Законе N 68-ФЗ.
Так, в силу
статьи 24 Закона N 68-ФЗ финансовое обеспечение установленных этим
законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций федерального и межрегионального характера, а также чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, является расходным обязательством Российской Федерации; регионального и межмуниципального характера (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) является расходным обязательством субъектов Российской Федерации; муниципального характера (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) является расходным обязательством муниципального образования.
В соответствии со
статьей 25 Закона N 68-ФЗ резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Указанные резервы создаются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также организациями. Порядок создания и использования указанных в
части первой настоящей статьи резервов (резервных фондов) и порядок восполнения использованных средств этих резервов определяются соответственно Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2017 N 1464 утверждены
Правила привлечения сил и средств федеральных органов исполнительной власти для ликвидации чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров (далее также - Правила N 1464).
В соответствии с пунктом 2 названных Правил привлечение сил и средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций в лесах осуществляется на основании соглашений, заключаемых с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти: органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации - в пределах полномочий, установленных Федеральным
законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"; Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации - в отношении лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения; федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в области обороны и безопасности, - в отношении лесов, расположенных на землях обороны и безопасности; Федеральным агентством лесного хозяйства - в пределах полномочий, установленных
частью 2 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, и (или) в случае, когда полномочия, переданные Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с
частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, изъяты в установленном порядке у органов государственной власти субъектов Российской Федерации; органами местного самоуправления - в пределах полномочий, установленных Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
Как сказано выше, порядок взаимодействия при возникновении чрезвычайных ситуаций на территории Оренбургской области определен в Соглашении о привлечении сил и средств федеральной противопожарной службы для ликвидации чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров от 24.02.2021, заключенном между Главным управлением МЧС России по Оренбургской области и Министерством природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области.
Ссылки подателя жалобы на отсутствие взаимосвязи между названным Соглашением и деятельностью ГБУ "Центр пожаротушения и охраны лесов Оренбургской области" не принимаются судом апелляционной инстанции.
Как установлено судом апелляционной инстанции, в целях выполнения мероприятий в области охраны, защиты и воспроизводства лесов между Министерством и ответчиком ежегодно заключается Соглашение "О порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) государственному бюджетному учреждению "Центр пожаротушения и охраны лесов Оренбургской области".
В 2022 году взаимодействие сторон осуществлялось на основании Соглашения от 10.01.2022.
В рамках названного соглашения осуществляется финансирование Учреждения в пределах субвенций из федерального бюджета, доведенных до Министерства, для выполнения мероприятий в области охраны, защиты и воспроизводства лесов.
Разделом 3 Государственного задания на 2022 год для ГБУ "Центр пожаротушения и охраны лесов Оренбургской области" предусмотрено выполнение работ по тушению лесных пожаров.
Таким образом, заключенными между Министерством и Учреждением соглашениями урегулирован порядок взаимодействия и финансирования деятельности по ликвидации лесных пожаров.
Следует отметить, что соглашение не содержит градации применительно к характеру и объему пожара. В этой связи судебная коллегия приходит к выводу, что названным соглашением урегулирован в том числе порядок финансирования тушения лесных пожаров при возникновении чрезвычайных ситуаций.
Как сказано выше, Постановлением от 07.05.2022 г. N 68-п "О введении режима чрезвычайной ситуации на территории муниципального образования Ленинский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области" с 07 мая 2022 года введен режим чрезвычайной ситуации в границах муниципального образования Ленинский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области.
В 12:50 07.05.2022 старшим инженером (руководителем смены) ЦППС СПТ ФПС ГПС лейтенантом вн.сл. Жадько А.С. информация о пожаре была передана диспетчеру региональной диспетчерской службы ГБУ "Центр пожаротушения и охраны лесов Оренбургской области". Свидетель со стороны ответчика - Шевченко Елена Николаевна, допрошенная в судебном заседании, пояснила, что 07.05.2022 при поступлении сигнала о пожаре было организовано взаимодействие с ГУ МЧС России по Оренбургской области.
Из материалов дела также, следует, что в 13:50 (через 1 час 02 минуты после прибытия подразделения Главного управления МЧС России по Оренбургской области) 07.05.2022 на место пожара прибыл участковый лесничий Комсомольского участкового лесничества Турмухамбетов А.С. и подтвердил, что происходит горение лесонасаждений на территории лесного фонда, что подтверждается актом N 4 о лесном пожаре. В 15:20 07.05.2022 при взаимодействии должностных лиц ГБУ "Центр пожаротушения и охраны лесов Оренбургской области", ГКУ "Оренбургское лесничество" и Главного управления МЧС России по Оренбургской области в связи распространением лесного пожара, сложным рельефом местности, отсутствием подъездных путей и большой горючей нагрузкой, организованы боевые участки по тушению лесного массива.
Вопреки доводам подателя жалобы, участие ГУ МЧС по Оренбургской области в тушении лесного пожара обусловлено введением режима чрезвычайной ситуации.
Наличие чрезвычайной ситуации в лесах муниципального характера (Комсомольское лесничество) подтверждено постановлением администрации муниципального образования Ленинский сельсовет Оренбургского района от 07.05.2022 N 68-п "О введении режима чрезвычайной ситуации на территории муниципального образования Ленинский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области", постановлением администрации муниципального образования Ленинский сельсовет Оренбургского района от 08.05.2022 N 69-п "О внесении изменения в постановление администрации муниципального образования Ленинский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области от 07.05.2022 N 68-п "О введении режима чрезвычайной ситуации на территории муниципального образования Ленинский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области", которые никем не оспорены.
Факт участия ГУ МЧС по Оренбургской области в ликвидации указанного лесного пожара, равно как и объем понесенных Учреждением затрат, подтверждается материалами дела.
Доводы подателя жалобы об отсутствии обязанности по возмещению затрат истца подлежат отклонению.
В обоснование данного довода податель жалобы указывает, что не является стороной соглашения от 24.02.2021, заключенного между истцом и Министерством.
В то же время, как сказано выше, финансирование выполнения задач по охране лесов, в том числе ликвидации лесных пожаров, предусмотрено заключенным между Министерством и ответчиком Соглашением "О порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) государственному бюджетному учреждению "Центр пожаротушения и охраны лесов Оренбургской области" от 10.01.2022.
Таким образом, Соглашением от 24.02.2021, заключенным между Министерством и истцом, а также Соглашением от 10.01.2022, заключенным между Министерством и ответчиком, урегулирован порядок взаимодействия и финансирования мероприятий в области охраны, защиты и воспроизводства лесов, в том числе ликвидации лесных пожаров.
В своей совокупности и взаимосвязи названные соглашения определяют источник финансирования указанных мероприятий - за счет средств, полученных ответчиком в рамках заключенного с Министерством Соглашения от 10.01.2022.
С учетом изложенного доводы подателя жалобы оцениваются судом апелляционной инстанции критически.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые влияли бы на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств по нему, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для изменения решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции при рассмотрении спора правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследованы представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи с учетом доводов и возражений, приводимых сторонами, и сделаны правильные выводы по делу.
Всем доказательствам, представленным сторонами, обстоятельствам дела суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку, оснований для переоценки выводов у суда апелляционной инстанции в силу
статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании
части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению. Руководствуясь
статьями 176,
268,
269,
271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 16.05.2024 по делу N А47-21186/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного бюджетного учреждения "Центр пожаротушения и охраны лесов Оренбургской области" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
М.В.ЛУКЬЯНОВА
Судьи
В.В.БАКАНОВ
Г.Р.МАКСИМКИНА