Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 22.06.2022 N Ф09-2378/22 данное постановление оставлено без изменения.
Название документа
Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2022 N 18АП-16204/2021 по делу N А34-13911/2020
Требование: О взыскании задолженности по договору аренды лесного участка.
Решение: Требование удовлетворено.
Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2022 N 18АП-16204/2021 по делу N А34-13911/2020
Требование: О взыскании задолженности по договору аренды лесного участка.
Решение: Требование удовлетворено.
ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 января 2022 г. N 18АП-16204/2021
Дело N А34-13911/2020
Резолютивная часть постановления объявлена 13 января 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 января 2022 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Томилиной В.А.,
судей Колясниковой Ю.С., Соколовой И.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Придвижкиной В.Д., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лесоперерабатывающий комплекс Кособродский ДОЗ" на решение Арбитражного суда Курганской области от 30.09.2021 по делу N А34-13911/2020.
Департамент гражданской защиты, охраны окружающей среды и природных ресурсов Курганской области (далее - истец, Департамент) обратился в Арбитражный суд Курганской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Лесоперерабатывающий комплекс Кособродский ДОЗ" (далее - ответчик, ООО "ЛПК Кособродский ДОЗ", общество) о взыскании задолженности по договору аренды лесного участка N 22-Др в размере 1 619 000 руб. за период с июля по декабрь 2020 года (с учетом принятого судом уточнения исковых требований в порядке
статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 30.09.2021 (резолютивная часть объявлена 29.09.2021) исковые требования удовлетворены в полном объеме (т. 2 л.д. 57-62).
С вынесенным решением не согласился ответчик, обжаловав его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе ООО "ЛПК Кособродский ДОЗ" (далее также - податель жалобы, апеллянт) просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.
Апеллянт считает, что размер арендной платы в этом случае подлежит изменению в судебном порядке, как одно из существенных условий договора аренды. Вместе с тем, по мнению апеллянта, суд первой инстанции, признавая требования Департамента обоснованными, фактически признал право на одностороннее изменений условий договора аренда участка лесного фонда, признавая при этом факт заключения договора на условиях аукциона.
Податель жалобы обращает внимание на то, что минимальный размер арендной платы, а, соответственно и общий размер арендной платы изменился не в связи с применением коэффициента к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, а в результате изменения количественных и качественных характеристик добываемого лесного фонда. Лесной
кодекс Российской Федерации, судебно-арбитражная практика не содержат исключения применения
статьи 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации, к порядку внесения изменений в договор аренды участка лесного фонда, заключенный на торгах, за исключением применения коэффициента к ранее установленному, согласно закону, размеру арендной платы.
В обоснование своих доводов апеллянт ссылается на судебную практику по делам NN А34-4165/2019, А34-3825/2019, А34-3739/2019, А34-5184/2019, А34-3824/2019, где по заявлению Прокуратуры Курганской области о недействительности дополнительных соглашений, заключенных во внесудебном порядке Департаментом с арендаторами участков лесного фонда Курганской области, включая приложения N 4 предусматривающего сроки внесения арендных платежей и суммы подлежащие уплате в федеральный бюджет и бюджет субъекта Российской Федерации
Таким образом, поскольку истцом порядок внесения изменений в Договор аренды в данном случае не соблюден, согласно
статьи 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации, следовательно, односторонняя сделка не может рассматриваться в качестве действительной и исполняться ответчиком.
Определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2021 апелляционная жалоба принята к производству и назначена к рассмотрению в судебном заседании 13.01.2022.
До начала судебного заседания Департамент представил в арбитражный апелляционный суд возражения на апелляционную жалобу, в которых указало, что с доводами апелляционной жалобы не согласно, просило решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения указанной информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в судебное заседание представители участвующих в деле лиц не явились.
В соответствии со
статьями 123,
156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность судебного акта суда проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном
главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено арбитражным судом первой инстанции, 02.04.2009 между Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области (арендодатель) и ООО "ЛПК Кособродский ДОЗ" (арендатор) заключен договор аренды лесного участка N 22-Др (далее - договор), по условиям которого арендодатель, действующий на основании протокола о результатах аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка N 9 от 25.03.2009, обязуется предоставить, а арендатор принять во временное пользование в целях заготовки древесины лесной участок, находящийся в государственной собственности, расположенный:
- Россия, Курганская область, Белозерский, Кетовский район, Советский лесхоз, Заборовское лесничество, квартала с 1 по 123, из лесного участка с условным номером в ЕГРП 45-01.01-68.2003-0116; условный номер лесного участка в государственном лесном реестре 11373529-3 (часть участка), площадь 14040 га;
- Россия, Курганская область, Белозерский район, территория Белозерского сельского лесхоза, ЗАО "Дружба" квартала с 1 по16; ООО "Боровское" квартала с 1 по 8, из лесного участка с условным номером в ЕГРП 45-01.16-02.2001-0086; условный номер лесного участка в государственном лесном реестре 11373529-4 (часть участка), площадь 3246 га (пункты 1, 2 договора).
Арендная плата по договору составляет 6 105 тыс. рублей в год, в том числе: минимальный размер арендной платы, подлежащий перечислению в федеральный бюджет - 1302,45 тыс. руб., в части превышающей минимальный размер арендной платы, подлежащей перечислению в областной бюджет - 223,8 тыс. руб. (пункт 7 договора, приложение N 4 - т. 1 л.д. 24).
На основании пункта 6 договора арендная плата по настоящему договору составляет 6 105 000 руб.
В соответствии с пунктом 7 договора (в редакции соглашения о внесении изменений в договор) арендатор вносит арендную плату в полном объеме в сроки, определенные приложением N 4 (оформляется ежегодно за один месяц до декларируемого периода) к настоящему договору.
В пункте 8 договора (в редакции соглашения о внесении изменений в договор) установлено, что размер арендной платы не может быть ниже платы, рассчитанной на основе ставок, устанавливаемых федеральными органами власти.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 9 договора (в редакции соглашения о внесении изменений в договор аренды лесного участка договора) размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу объема древесины лесных насаждений или за единицу площади лесного участка, устанавливаемых в соответствии со
статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации.
На основании пункта 11 договора (в редакции соглашения о внесении изменений в договор) арендатор вносит арендную плату согласно приложению N 4 и представляет в течение 20 дней арендатору документы, подтверждающие произведенную оплату. Размер арендной платы подлежит изменению при уточнении разрешенных объемов изъятия лесных ресурсов в соответствии с проектом освоения лесов.
Договор аренды лесного участка N 27-Др от 02.04.2009 зарегистрирован в установленном порядке, о чем свидетельствует отметка регистрирующего органа на договоре.
К договору составлены схемы расположения и границы лесного участка (приложение N 1), характеристика лесного участка (приложение N 2), объем использования лесов для заготовки древесины на лесном участке (приложение N 3), сроки внесения арендной платы (приложение N 4), акт приема-передачи лесного участка в аренду (приложение N 5), объемы и сроки исполнения работ по охране, защите, воспроизводству лесов и лесоразведению на арендуемом лесном участке (приложение N 6).
В приложении N 4 к договору стороны установили сроки внесения арендной платы в течение календарного года. В приложении указано, что арендная плата состоит из двух частей: минимального размера платы, вносимой в федеральный бюджет, и платы, превышающей минимальные ставки арендной платы, которая подлежит уплате в бюджет субъекта Российской Федерации.
Срок действия договора установлен с 01.01.2010 по 31.12.2049 (пункт 25 договора).
Факт передачи лесных участков зафиксирован актом приема-передачи лесного участка N 1 от 02.04.2009.
Решением Арбитражного суда Курганской области по делу N А34-6154/2019 от 21.01.2020 внесены изменения в приложения N 3 и N 6 договора аренды лесного участка N 22-ДР от 02.04.2009, объем использования лесов для заготовки древесины на лесном участке на 2020 год установлен - 31,8 тыс. куб. м.
На основании вышеуказанного решения между Департаментом и обществом заключено соглашение от 30.01.2020 о внесении изменений в договор аренды лесного участка N 22-ДР от 02.04.2009 (т. 1 л.д. 113).
Письмом от 01.07.2020 "Об изменении арендной платы по договору лесного участка на 2020 год" Департамент уведомил общество об изменении арендной платы по договору. К данному уведомлению был приложен развернутый расчет размера арендной платы на 2020 год.
Арендатором фактически перечислено 6513,56 тыс. руб., из них в федеральный бюджет - 5209,5 тыс. руб., в областной - 3590,5 тыс. руб. Задолженность в областной бюджет составила - 1619 тыс. руб.
Таким образом, задолженность в областной бюджет составляет 1 619 000 руб.
06.10.2020 истцом в адрес ответчика направлена претензия N 246 с требованием погасить задолженность в срок до 19.10.2020. Факт направления претензии подтвержден списком внутренних почтовых отправлений.
Поскольку ответчик в добровольном порядке не исполнял обязательства по оплате арендных платежей, истец обратился в суд с настоящим иском за защитой нарушенных прав и законных интересов в пределах предоставленных ему полномочий (
статья 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Удовлетворяя исковые требования, арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу, что поскольку часть арендной платы, подлежащая зачислению в федеральный бюджет, представляет собой минимальный размер арендной платы, рассчитанный как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов на объем заготавливаемой древесины (
статья 73 Лесного кодекса Российской Федерации,
абзац 9 пункта 1 статьи 51 Бюджетного кодекса Российской Федерации), то есть определяется по правилам о регулируемой арендной плате, арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом. Поскольку регулируемая часть арендной платы ответчиком оплачивалась в меньшем размере, чем она была определена нормативными правовыми актами, суд пришел к выводу о наличии недоимки на стороне арендатора.
Повторно рассмотрев дело в порядке
статей 268,
269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии со
статьей 9 Лесного кодекса Российской Федерации право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного срочного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и земельным законодательством, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом (
часть 3 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со
статьей 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Согласно
пункту 3 статьи 607 Гражданского кодекса Российской Федерации в договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. При отсутствии этих данных в договоре условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.
На основании
пунктов 4,
12 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации размер арендной платы определяется договором аренды. Размер арендной платы является существенным условием договора аренды земельного участка.
Согласно
частям 1,
2 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 настоящей статьи. При использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке.
Согласно
части 1 статьи 51 Бюджетного кодекса Российской Федерации неналоговые доходы федерального бюджета формируются в соответствии со статьями 41, 42 и 46 настоящего Кодекса, в том числе за счет платы за использование лесов в части минимального размера арендной платы и минимального размера платы по договору купли-продажи лесных насаждений - по нормативу 100 процентов.
Неналоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации формируются в соответствии со статьями 41, 42, 46 настоящего Кодекса, в том числе за счет платы за использование лесов в части, превышающей минимальный размер арендной платы и минимальный размер платы по договору купли-продажи лесных насаждений, а также платы по договору купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд, - по нормативу 100 процентов (часть 1 статьи 57 Бюджетного кодекса Российской Фед).
Как следует из материалов дела, по результатам проведенного аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка между Департаментом (арендодатель) и ООО "ЛПК Кособродский ДОЗ" (арендатор) был заключен договор аренды лесного участка N 22-Др от 02.04.2009, по условиям пункта 1 которого арендодатель, действующий на основании протокола о результатах аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка N 9 от 25.03.2009, обязуется предоставить, а арендатор принять во временное пользование в целях заготовки древесины лесной участок, находящийся в государственной собственности.
Стороны согласовали существенные условия указанного договора (предмет аренды и размер арендной платы), приступили к исполнению его условий.
Действительность и заключенность указанного договора сторонами не оспаривались (часть 3.1.
статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), в силу чего апелляционный суд приходит к выводу о возникновении между сторонами обязательственных правоотношений, вытекающих из исполнения условий данного договора аренды лесного участка.
На основании
пункта 1 статьи 307 Гражданского кодекса Российской Федерации в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
Согласно
статье 309,
пункту 1 статьи 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями; односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
В силу
пунктов 1,
3 статьи 423 Гражданского кодекса Российской Федерации договор, по которому сторона должна получить плату или иное встречное предоставление за исполнение своих обязанностей, является возмездным. Договор предполагается возмездным, если из закона, иных правовых актов, содержания или существа договора не вытекает иное.
Статьей 614 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
В силу пункта 2 указанной статьи стороны могут предусматривать в договоре аренды сочетание различных форм арендной платы или иные формы оплаты аренды.
Исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления (
статья 424 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с
частью 4 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утверждены
постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" (далее - Постановление N 310).
Таким образом, минимальный размер арендной платы по договорам аренды лесных участков, определяемый в соответствии с правилами, предусмотренными в
статье 73 Лесного кодекса Российской Федерации, относится к категории регулируемых цен.
Как разъяснено в
пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", судам следует учитывать, что по смыслу
пункта 4 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации размер арендной платы по договору аренды государственного или муниципального имущества не является регулируемым, если размер арендной платы определяется по результатам проведения торгов. Вместе с тем согласно
пункту 2 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации размер арендной платы в договоре аренды может быть установлен, в частности, в виде платежей, вносимых периодически или единовременно, а также может предусматриваться сочетание различных способов определения арендной платы. В связи с этим допускается установление арендной платы таким образом, когда государственное регулирование относится лишь к одному или нескольким элементам предусмотренного в договоре порядка определения размера арендной платы, при этом другие элементы платы утверждаются по результатам торгов, если это не противоречит порядку проведения торгов, установленному в соответствии с Федеральным законом.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 28 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.02.2017, условие договора аренды лесного участка, заключенного по результатам аукциона, о возможности изменения размера арендной платы пропорционально изменению ставок, устанавливаемых в соответствии со
статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации, не противоречит действующему законодательству.
Однако указанные разъяснения применимы лишь к регулируемой части арендной платы за лесной участок, то есть к минимальному размеру арендной платы по договорам аренды лесных участков, определяемому в соответствии с правилами, предусмотренными в
статье 73 Лесного кодекса Российской Федерации.
По смыслу
статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент заключения спорного договора аренды) приоритет имело заключение договоров аренды лесных участков на торгах, условия которых не подлежали изменению.
Так, в соответствии с
частью 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации в указанной редакции при заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам аукциона изменение условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон не допускалось.
Федеральным
законом от 29.12.2010 N 442-ФЗ "О внесении изменений в статьи 74 и 81 Лесного кодекса Российской Федерации" в Лесной
кодекс Российской Федерации, в часть 2 статьи 74 внесены изменения, согласно которым при заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам аукциона изменение условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон не допускалось, за исключением случая, предусмотренного
частью 7 статьи 53.7 настоящего Кодекса.
Федеральным
законом от 21.07.2014 N 250-ФЗ "О внесении изменений в статьи 74 и 81 Лесного кодекса Российской Федерации" в Лесной
кодекс Российской Федерации, в часть 2 статьи 74 снова внесены изменения, согласно которым при заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам аукциона изменение условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон не допускалось, за исключением случаев изменения целевого назначения лесов, существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов) или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такие изменения обстоятельств возникли вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стали основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр, а также случая, предусмотренного частью 7 статьи 53.7 настоящего Кодекса. Одновременно
статья 74 Лесного кодекса Российской Федерации была дополнена частью 2.1, согласно которой договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам аукциона, может быть изменен по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка.
В результате последующих изменений нормы Лесного
кодекса Российской Федерации были дополнены
статьей 73.1, устанавливающей правила заключения договоров аренды лесного участка, и статьей 74.1, регулирующей порядок расторжения и изменения таких договоров; статья 74 изложена в новой редакции и определяет условия заключения договоров аренды лесного участка на новый срок без проведения торгов (Федеральные законы от 29.06.2015
N 206-ФЗ и от 23.06.2016
N 218-ФЗ).
Частью 1 статьи 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации установлено общее правило, в силу которого изменение и расторжение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с Гражданским, Земельным и Лесным
кодексами Российской Федерации. Ограничения во внесение изменений в договор аренды лесного участка установлены
частями 2 и
3 статьи 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации и касаются договоров аренды, заключенных по результатам торгов.
В соответствии с
частью 2 статьи 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 30.12.2015 N 455-ФЗ) изменение условий договора аренды лесного участка, заключенного по результатам торгов, не допускается, за исключением случаев изменения целевого назначения или разрешенного использования лесов, существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов) или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такое изменение обстоятельств возникло вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стало основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр.
Согласно
части 3 статьи 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам торгов, может быть изменен по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка.
Таким образом, по общему правилу изменение условий договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенного по результатам торгов, в том числе в части определенной по результатам торгов арендной платы, не допускается.
Из материалов дела следует, что при заключении договора аренды лесного участка N 22-Др от 02.04.2009 размер арендной платы по договору был определен на основании минимального размера арендной платы по договорам аренды лесных участков, определяемого в соответствии с правилами, предусмотренными в
статье 73 Лесного кодекса Российской Федерации. Итоговая величина размера арендной платы сформировалась в результате "шагов аукциона" на основании поступивших от претендентов предложений.
Согласно пункту 1 договора N 22-Др, договор заключен на основании протокола о результатах аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка. Размер годовой арендной платы составил 6 105 000 руб. 00 коп. Данный размер арендной платы указан в пункте 6 договора N 22-Др.
Указанное обстоятельство согласуется с положениями
статей 51,
57 Бюджетного кодекса Российской Федерации о составном характере арендной платы за лесной участок, а также подтверждается содержанием приложения N 4 к договору, подписанного сторонами непосредственно после проведения аукциона, в котором стороны отразили, что арендная плата состоит из двух частей: минимального размера платы, вносимой в федеральный бюджет, и платы, превышающей минимальные ставки арендной платы, которая подлежит уплате в бюджет субъекта Российской Федерации.
С учетом изложенного апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что та часть арендной платы, превышающая минимальный размер платы, вносимый в федеральный бюджет, которая была определена в результате аукциона (его "шагов"), являлась фиксированной (нерегулируемой) и не подлежала изменению сторонами.
Согласно приложению N 4 к договору аренды лесного участка фиксированный размер арендной платы в год, который не подлежал изменению сторонами и который подлежал уплате в бюджет субъекта Российской Федерации, составил 6 105 000 руб. в год.
В связи с чем, Департаментом была произведена индексация размера арендной платы на соответствующие коэффициенты.
Нормы действующего законодательства не содержат запрета относительно ежегодной индексации размера арендной платы с учетом инфляции на основании соответствующего постановления Правительства Российской Федерации. Такой пересчет не может рассматриваться как изменение условий договора аренды или как условие, нарушающее экономическое равенство сторон сделки, поскольку он обеспечивает гарантии сохранения рыночного уровня ставок и направлен на поддержание баланса интересов контрагентов.
Таким образом, судебной коллегией не принимаются во внимание доводы ответчика, изложенные в апелляционной жалобе о недействительности одностороннего уведомления об изменении условий договора в части арендной платы судом отклоняются, поскольку не соответствуют материалам дела и норм действующего законодательства.
Однако, как следует из материалов дела, и по существу не было оспорено ответчиком, в период действия договора аренды лесного участка N 22-Др от 02.04.2009 ООО "ЛПК Кособродский ДОЗ" была произведена оплата арендной платы в областной бюджет в меньшем размере, чем было установлено по результатам аукциона и закреплено в приложении N 4 к договору аренды лесного участка.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к законному и обоснованному выводу о том, что на стороне ООО "ЛПК Кособродский ДОЗ" образовалась недоимка по арендным платежам.
Ссылка апеллянта на судебную практику по делам NN А34-4165/2019, А34-3825/2019, А34-3739/2019, А34-5184/2019, А34-3824/2019, по заявлению Прокуратуры Курганской области о недействительности дополнительных соглашений, заключенных во внесудебном порядке Департаментом с арендаторами участков лесного фонда Курганской области, включая приложения N 4 предусматривающего сроки внесения арендных платежей и суммы подлежащие уплате в федеральный бюджет и бюджет субъекта Российской Федерации, отклоняется судебной коллегией, поскольку судебные акты, на которые апеллянт ссылается в жалобе, основаны на иных фактических обстоятельствах дела и преюдициального значения при рассмотрении настоящего дела не имеют.
Поскольку ответчиком суду не было представлено доказательств отсутствия (уплаты) задолженности по арендной плате в заявленный истцом период (с 01.07.2020 по 31.12.2020), суд первой инстанции обосновано пришел к выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения исковых требований в размере 1 619 000 руб.
Все доводы, приведенные заявителем в апелляционной жалобе, были предметом исследования и оценки суда первой инстанции и сводятся к несогласию заявителя с выводами суда первой инстанции, положенными в обоснование принятого по делу судебного акта, что само по себе не может служить основанием для его отмены, ввиду правильного применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права.
Заявителем апелляционной жалобы не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, не приведено конкретных доводов в обоснование апелляционной жалобы, в том числе о фактах, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем у суда апелляционной инстанции не имеется оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Принятое по делу решение суда подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в любом случае на основании
части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции также не установлено.
Судебные расходы распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными
статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и в связи с оставлением апелляционной жалобы без удовлетворения относятся на ее подателя.
Руководствуясь
статьями 176,
268,
269,
271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Курганской области от 30.09.2021 по делу N А34-13911/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лесоперерабатывающий комплекс Кособродский ДОЗ" - без удовлетворения.
Постановление может быть
обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
В.А.ТОМИЛИНА
Судьи
Ю.С.КОЛЯСНИКОВА
И.Ю.СОКОЛОВА