Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2023 N 18АП-10486/2023 по делу N А07-12229/2023
Требование: Об отмене актов о привлечении к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.
Решение: Требование удовлетворено.
Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2023 N 18АП-10486/2023 по делу N А07-12229/2023
Требование: Об отмене актов о привлечении к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.
Решение: Требование удовлетворено.
ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 августа 2023 г. N 18АП-10486/2023
Дело N А07-12229/2023
Резолютивная часть постановления объявлена 24 августа 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 августа 2023 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Плаксиной Н.Г.,
судей Арямова А.А., Калашника С.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Козельской Е.М., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Альфа-Монтаж" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 20 июня 2023 года по делу N А07-12229/2023.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Альфа-Монтаж" - Маркова М.А. (паспорт, доверенность от 02.02.2023, диплом);
Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Башкортостан - Крючков Е.В. (паспорт, доверенность от 10.01.2023, диплом).
Государственный инспектор города Уфы по пожарному надзору - старший инспектор отдела надзорной деятельности и профилактической работы по городу Уфе управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Башкортостан майор внутренней службы Мамлеева Регина Миратовна (далее также - заявитель, государственный инспектор Мамлеева Р.М.) обратилась в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Альфа-Монтаж" (далее - лицо, привлекаемое к административной ответственности, ООО "Альфа-Монтаж", общество) к административной ответственности, предусмотренной
частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
В порядке
статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Башкортостан (далее - третье лицо, административный орган, МЧС России по РБ).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 20.06.2023 (резолютивная часть решения объявлена 19.06.2023) по делу N А07-12229/2023 заявленные требования удовлетворены, ООО "Альфа-Монтаж" привлечено к административной ответственности, предусмотренной
частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 4000 руб.
Не согласившись с вынесенным решением, ООО "Альфа-Монтаж" (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт) обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает, что выводы суда о том, что обществом не была предоставлена информация об установленных на объекте недостатках заказчику и заказчик не был извещен о несоответствии АПС и СОУЭ установленным требованиям пожарной безопасности, являются неверными. В протоколе об административном правонарушении указываются нарушения, которые не могут быть вменены обществу. Апеллянт не производил проектирование или монтаж систем оборудования у ГКБ Демского района, в связи с чем не несет ответственность за качество этих работ или вовсе их отсутствие, а выявленные административным органом нарушения лицензионных требований не входят в зону ответственности общества согласно предмету контракта. Судом не рассмотрен и не отражен в судебном акте вывод суда о допустимости или недопустимости вмененных нарушений обществу об отсутствии АПС и СОУЭ.
Как указывает апеллянт, в решении суда указано, что на момент рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции установленный
частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности не истек. Вместе с тем по
части 4 статьи 14.1 КоАП РФ рассматриваются нарушения лицензионного законодательства с общим (трехмесячным) сроком давности привлечения к административной ответственности. Акт выездной проверки государственным инспектором был составлен 28.02.2023. С учетом изложенного трехмесячный срок привлечения к административной ответственности на момент рассмотрения настоящего дела по существу истек 27.05.2023.
По ходатайству заявителя и административного органа апелляционная жалоба рассмотрена в судебном заседании с использованием систем веб-конференции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения указанной информации на официальном сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет.
В соответствии со
статьями 123,
156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие государственного инспектора Мамлеевой Р.М.
До начала судебного заседания от административного органа через систему "Мой Арбитр" поступил отзыв на апелляционную жалобу с доказательствами его направления в адрес лиц, участвующих в деле.
В порядке
части 2 статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные административным органом документы приобщены к материалам дела.
В судебном заседании представитель ООО "Альфа-Монтаж" поддержал доводы своей апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
МЧС России по РБ в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании отклонил изложенные в ней доводы и просил арбитражный апелляционный суд оставить решение без изменения.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном
главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, на основании решения главного государственного инспектора города Уфы Акчурина Айнура Аксановича от 07.02.2023 N 51 в отношении здания, помещений Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Башкортостан городская клиническая больница Демского района города Уфы расположенного по адресу: 450095, Республика Башкортостан, город Уфа, ул. Правды, д. 19, в рамках федерального государственного пожарного надзора, проведена внеплановая выездная проверка.
Установлено, что между ГБУЗ (заказчик) и ООО "Альфа-Монтаж" (исполнитель) заключен контракт от 01.09.2022 N 110-211/У на техническое обслуживание охранной, пожарной сигнализации и оповещения о пожаре (идентификационный код закупки N 2230272001152027201001 0294 001 8020 244), которым регламентирован перечень профилактических и регламентных работ с целью поддержания в технически исправном состоянии оборудования автоматической пожарной системы (А11C) и системы оповещения и управления эвакуацией людей (СОУЭ) на объекте, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Правды, д. 19. Срок действия контракта с 01.09.2022 по 31.12.2023.
Приняв на себя обязанность по техническому обслуживанию технических средств пожарной сигнализации, ООО "Альфа-Монтаж", тем самым возлагает на себя ответственность по их обслуживанию и устранению выявленных неисправностей (несоответствий), в том числе неисправностей, допущенных при монтаже пожарной сигнализации.
По результатам проверки составлен акт выездной проверки от 28.02.2023 N 51.
Государственным инспектором г. Уфы по пожарному надзору Мамлеевой Р.М. в отношении ООО "Альфа-Монтаж" составлен протокол об административном правонарушении от 17.04.2023 N 13 по
части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
На основании
статьи 23.1 КоАП РФ административный орган обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о привлечении ООО "Альфа-Монтаж" к административной ответственности, предусмотренной
частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях ООО "Альфа-Монтаж" состава административного правонарушения и привлек общество к административной ответственности по
части 4 статьи 14.1 КоАП РФ в виде штрафа.
Оценив повторно в порядке
статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В соответствии с
пунктом 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении; полномочия административного органа, составившего протокол; предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол.
Частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ установлено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу
статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежит наличие события административного правонарушения и вина лица в его совершении.
Частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрено, что осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объектом правонарушения являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением законной предпринимательской деятельности, обеспечивающие единую государственную политику в области правовых основ единого рынка, а также защиту прав и законных интересов граждан, их здоровья, нравственности, оборону страны и безопасность государства.
Объективная сторона правонарушения выражается в осуществлении предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Субъектами правонарушения, предусмотренного
частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, могут быть индивидуальные предприниматели, юридические лица, должностные лица.
Субъективная сторона может быть выражена как умыслом, так и неосторожностью.
Согласно примечанию к названной
статье понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Статьей 49 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
В соответствии с
частью 1 статьи 2 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ) лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности.
Согласно
части 3 статьи 2 Федерального закона N 99-ФЗ к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение указанного в
части 1 статьи 2 Федерального закона N 99-ФЗ ущерба и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
Статьей 3 Федерального закона N 99-ФЗ установлено, что к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, на осуществление которых на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным
законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в
части 3 статьи 1 статьи 2 Федерального закона N 99-ФЗ и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности.
Лицензионные требования - совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
Перечень видов деятельности, на осуществление которых на территории Российской Федерации требуется получение лицензии, указан в
статье 12 Федерального закона N 99-ФЗ.
Согласно
пункту 15 части 1 статьи 12 Федерального закона N 99-ФЗ производство работ по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений является лицензируемым видом деятельности.
Частью 10 статьи 19.2 Федерального закона N 99-ФЗ установлено, что исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой:
1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
2) человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.
Пунктом 4 Положения о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2020 N 1128 (далее - Положение N 1128) установлены лицензионные требования:
а) наличие у соискателя лицензии или лицензиата зданий (сооружений, помещений) по месту осуществления лицензируемого вида деятельности, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, для размещения работников, оборудования, инструментов и технических средств;
б) наличие у соискателя лицензии или лицензиата оборудования, инструментов, технических средств, в том числе средств измерения, согласно перечню, предусмотренному частью четвертой статьи 24 Федерального закона "О пожарной безопасности", прошедших поверку в соответствии с Федеральным законом "Об обеспечении единства измерений", и технической документации на них, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, предусматривающем право владения и пользования, и необходимых для осуществления лицензируемой деятельности;
в) наличие у соискателя лицензии или лицензиата работника, ответственного за осуществление лицензируемого вида деятельности, заключившего с соискателем лицензии или лицензиатом трудовой договор, имеющего высшее или среднее профессиональное образование по специальности "Пожарная безопасность", либо высшее образование по направлению подготовки "Техносферная безопасность" (профиль - "Пожарная безопасность"), либо иное высшее образование при условии получения дополнительного профессионального образования по типовой дополнительной профессиональной программе - программе профессиональной переподготовки, утвержденной лицензирующим органом, и имеющего стаж работы не менее 5 лет в организациях, осуществляющих лицензируемый вид деятельности на должностях, связанных с выполнением работ (оказанием услуг), составляющих лицензируемый вид деятельности, и (или) службы в организациях (учреждениях) федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы на должностях, связанных с осуществлением лицензируемого вида деятельности. Работник может быть ответственным за осуществление лицензируемого вида деятельности только у одного юридического лица или индивидуального предпринимателя;
г) наличие в штате у соискателя лицензии или лицензиата работников, выполняющих работы (оказывающих услуги), составляющие лицензируемый вид деятельности (при выполнении 1 или 2 видов работ (услуг) - не менее 2 человек, при выполнении 3 или 4 видов работ (услуг) - не менее 3 человек, при выполнении 5 и более видов работ (услуг) - не менее 5 человек), заключивших с соискателем лицензии или лицензиатом трудовые договоры;
д) выполнение лицензиатом требований к работам (услугам), составляющим лицензируемую деятельность, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности;
е) получение лицами, указанными в подпунктах "в" и "г" настоящего пункта, не реже 1 раза в 5 лет соответствующего выполняемым работам (оказываемым услугам) в области лицензируемого вида деятельности дополнительного профессионального образования по типовым дополнительным профессиональным программам - программам повышения квалификации.
Согласно
пункту 5 Положения N 1128 к грубым нарушениям лицензионных требований при осуществлении лицензируемой деятельности относятся нарушения требований, предусмотренных подпунктами "б" и (или) "д" пункта 4 настоящего Положения, повлекшие за собой последствия, установленные
частью 10 статьи 19.2 Федерального закона N 99-ФЗ.
Согласно
статье 20 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" к нормативному регулированию, в том числе относится техническое регулирование в области пожарной безопасности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.
Статьями 83,
84 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 123-ФЗ) установлено, что положения данного федерального закона об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты, а также иные нормативные документы, регламентирующие требования пожарной безопасности к системам противопожарной защиты зданий обязательны для исполнения при техническом обслуживании.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ООО "Альфа-Монтаж" имеет лицензию МЧС России от 06.04.2012, регистрационный номер лицензии N 52-06-2012-003092 (Л014-00101-02/00151479) на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
Между ГБУЗ и ООО "Альфа-Монтаж" заключен контракт от 01.09.2022 N 110-211/У на техническое обслуживание охранной, пожарной сигнализации и оповещения о пожаре, которым регламентирован перечень профилактических и регламентных работ с целью поддержания в технически исправном состоянии оборудования автоматической пожарной системы (АПС) и системы оповещения и управления эвакуацией людей (СОУЭ) на объекте, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Правды, д. 19. Срок действия контракта с 01.09.2022 по 31.12.2023.
В ходе проверки установлено административным органом, что ООО "Альфа-Монтаж" допущены нарушения лицензионных требований и условий, установленных
подпунктом "д" пункта 4 Положения N 1128.
Факты нарушения лицензионных требований, предусмотренных
Положением N 1128, свидетельствуют о несоблюдении ООО "Альфа-Монтаж" требований при осуществлении лицензируемого вида деятельности и образуют событие административного правонарушения предусмотренного
частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии вины общества в связи с составленными от 30.09.2022 б/н актами выявленных недостатков, являются несостоятельными, поскольку выявленные органом федерального государственного пожарного надзора в рамках контрольного мероприятия (проверки) нарушения, в указанных актах отсутствуют.
Согласно объяснению от 28.02.2023 начальника штаба ГОЧС и ПБ ГБУЗ РБ городская клиническая больница Демского района г. Уфы Савинкова П.А. следует, что фактически работы по государственному контракту ООО "Альфа-Монтаж" не выполняются.
Кроме того, в объяснении от 01.03.2023 директор ООО "Альфа-Монтаж" Маркова М.А. пояснила, что по состоянию на 01.03.2023 дефектные ведомости имеются, и они составлены без обследования больничного учреждения на основании ранее выданных в сентябре 2022 года актов выявленных недостатков.
Таким образом, ООО "Альфа-Монтаж" приняв объект защиты - ГБУЗ РБ городская клиническая больница Демского района г. Уфы на обслуживание не установило все имеющиеся в лечебном учреждении недостатки системы противопожарной защиты.
На ООО "Альфа-Монтаж", как на лице, имеющем соответствующую лицензию, в силу закона лежит обязанность по надлежащему техническому обслуживанию охранно-пожарной сигнализации, а при выявлении несоответствия средств пожарной защиты установленным требованиям пожарной безопасности - по извещению об этом заказчика и по согласованию с ним принятие соответствующих мер по надлежащему функционированию противопожарных систем, чего обществом сделано не было.
Наряду с условиями указанного договора учреждение, имеющее лицензию и выполняющее работы в соответствии с договором и лицензией, обязано соблюдать требования пожарной безопасности, отступления от этих требований организацией, осуществляющей лицензируемый вид деятельности, недопустимы.
Отсутствие со стороны учреждения действий, направленных на устранение требований пожарной безопасности совместно с контрагентами, не соответствуют целям обеспечения пожарной безопасности и надежности систем противопожарной защиты, закрепленным в
статье 51 Федерального закона N 123-ФЗ, и свидетельствуют о ненадлежащем осуществлении технического обслуживания средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, установленных нормативными правовыми актами и нормативно-техническими документами.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции верно пришел к выводу, что ООО "Альфа-Монтаж" является субъектом административного правонарушения, в его деянии имеется событие и объективная сторона предусмотренного
частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ административного правонарушения.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых
КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В рассматриваемом случае лицом, привлекаемым к административной ответственности, не представлено доказательств того, что обществом были приняты все необходимые и зависящие от него меры по соблюдению требований нормативных положений.
Нарушение лицензионных требований не было вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими препятствиями, находящимися вне контроля общества при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанностей, предусмотренных соответствующими законодательными актами, что свидетельствует о наличии вины общества во вменяемом правонарушении применительно к
части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
В связи с изложенным, суд апелляционной инстанции считает требования заявителя обоснованными, а состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена
частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ установленным.
В силу
статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения, а за некоторые виды административных правонарушений, указанные в данной норме, - по истечении одного года, двух, трех или шести лет со дня совершения административного правонарушения
(часть 1); при длящемся административном правонарушении сроки давности привлечения к административной ответственности начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения
(часть 2); за административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении - одного года со дня его обнаружения
(часть 3).
Статья 14.1 КоАП РФ регулирует правоотношения, связанные с применением законодательства о лицензировании отдельных видов деятельности.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в
Постановлении от 15.01.2019 N 3-П, привлечение к административной ответственности по
статье 14.1 КоАП РФ предполагает привлечение к ответственности именно за нарушения требований или условий специального разрешения (лицензии), которое не может зависеть, - в том числе применительно к срокам давности, - от наступления тех или иных последствий допущенных нарушений.
Установление административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренной
частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, направлено на административно-правовую охрану общественных отношений, регулируемых лицензионным законодательством, которое не поименовано в числе отраслей законодательства, к административной ответственности за нарушение которого лицо может быть привлечено судом в срок, превышающий три месяца.
При таких обстоятельствах, по
части 4 статье 14.1 КоАП РФ рассматриваются нарушения лицензионного законодательства с общим (трехмесячным) сроком давности привлечения к административной ответственности.
Таким образом, следует сделать вывод о том, что к вмененному обществу административному правонарушению подлежит применению трехмесячный срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренной
частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ.
Как усматривается из материалов дела, решением от 07.02.2023 N 51 в отношении здания помещений ГБУЗ проведена внеплановая выездная проверка.
По результатам проверки составлен акт выездной проверки от 28.02.2023 N 51.
Государственным инспектором Мамлеевой Р.М. в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении от 17.04.2023 N 13 по
части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Материалы административного дела направлены в Арбитражный суд Республики Башкортостан 18.04.2023.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 20.06.2023 (резолютивная часть - 19.06.2023) общество привлечено к административной ответственности.
Таким образом, административное правонарушение выявлено 17.04.2023, соответственно, на момент рассмотрения дела, трехмесячный срок давности привлечения общества к административной ответственности, предусмотренной
частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, не истек.
Доводы апеллянта об обратном судебной коллегией отклоняются, как основанные на неправильном применении следующих норм материального права.
При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные
частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения (
часть 2 статьи 4.5 КоАП РФ).
Исходя из
пункта 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
При этом под длящимся административным правонарушением следует понимать действие (бездействие), выражающееся в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении возложенных на лицо обязанностей и характеризующееся непрерывным осуществлением противоправного деяния, за исключением случаев, охватываемых
абзацем третьим настоящего пункта.
В рассматриваемом случае вмененное обществу правонарушение (нарушение лицензионных требований) относятся к длящимся правонарушениям.
Поскольку днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения, то в рассматриваемом случае, датой выявления правонарушения является составления уполномоченным государственным инспектором Мамлеевой Р.М. протокола об административном правонарушении, а не акта проверки от 28.02.2023.
Таким образом, на момент вынесения судом первой инстанции решения в полном объеме (20.06.2023) установленный
статьей 4.5 КоАП РФ трехмесячный срок привлечения Общества к административной ответственности по
части 4 статьи 14.1 КоАП РФ не истек.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности административным органом не допущено.
Санкцией
части 4 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрено наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до восьми тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Судом первой инстанции назначено административное наказание в виде штрафа 4000 руб. с учетом действия
части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Исключительных обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности совершенного заявителем административного правонарушения, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно
статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в
постановлении от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - Постановление N 10) разъяснил, что малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. При этом квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях. Такие обстоятельства, как личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения.
Отсутствие отягчающих ответственность обстоятельств не свидетельствует о малозначительности совершенного деяния, а лишь учитывается при назначении административного наказания.
Установив отсутствие отягчающих ответственность обстоятельств, должностное лицо имеет возможность уменьшить размер назначенного административного штрафа.
С учетом того, что частная охранная деятельность отнесена законодателем к лицензируемой деятельности, а также то, что грубое нарушение лицензионных требований может повлечь негативные последствия, совершенное ООО "Альфа-Монтаж" правонарушение по
части 4 статьи 14.1 КоАП РФ не является малозначительным, соответственно, положения
статьи 2.9 КоАП РФ не применимы.
В силу
части 1 статьи 4.1.2 КоАП РФ при назначении административного наказания в виде административного штрафа социально ориентированным некоммерческим организациям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, административный штраф назначается в размере, предусмотренном санкцией соответствующей статьи (части статьи)
раздела II КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях для лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
На основании
части 4 статьи 14.1 КоАП РФ размер административного штрафа для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, устанавливается в размере от четырех тысяч до восьми тысяч рублей.
Учитывая отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность общества, тот факт, что данное юридическое лицо включено в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства с 10.08.2017, суд первой инстанции пришел к верному выводу о необходимости назначения административного наказания в виде административного штрафа в размере 4000 руб., то есть в минимальном размере, предусмотренном
частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Назначенное ООО "Альфа-Монтаж" административное наказание, предусмотренного
частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, является законным.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение по делу, в свою очередь ООО "Альфа-Монтаж" не представило доказательств нарушения судом первой инстанции норм права, которые могли бы рассматриваться в качестве основания для отмены обжалуемого решения суда первой инстанции.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании
части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании
статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и
статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы на решение арбитражного суда о привлечении к административной ответственности (на решение арбитражного суда по делу об оспаривании решения о привлечении к административной ответственности) государственная пошлина не уплачивается.
При обращении с апелляционной жалобой в суд обществом уплачена государственная пошлина в размере 3000 руб. на основании платежного поручения от 29.06.2023 N 91.
Поскольку оплата пошлины за подачу настоящей апелляционной жалобы не предусмотрена, ошибочно уплаченная ООО "Альфа-Монтаж" государственная пошлина подлежит возврату из федерального бюджета, на основании
пункта 1 части 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь
статьями 176,
268,
269,
271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 20 июня 2023 года по делу N А07-12229/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Альфа-Монтаж" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Альфа-Монтаж" (ОГРН 1110280034391, ИНН 0273083817) из федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 3000 руб., излишне уплаченную по платежному поручению от 29 июня 2023 года N 91.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
Н.Г.ПЛАКСИНА
Судьи
А.А.АРЯМОВ
С.Е.КАЛАШНИК