Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Постановлением ФАС Уральского округа от 20.10.2009 N Ф09-8001/09-С1 данное постановление оставлено без изменения.
Название документа
Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2009 N 17АП-5232/2009-АК по делу N А71-5466/2009
Требование: Об отмене актов о привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Решение: Требование удовлетворено.


Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2009 N 17АП-5232/2009-АК по делу N А71-5466/2009
Требование: Об отмене актов о привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Решение: Требование удовлетворено.

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 июля 2009 г. N 17АП-5232/2009-АК
Дело N А71-5466/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июля 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 июля 2009 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Осиповой С.П.
судей: Васевой Е.Е., Щеклеиной Л.Ю.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Миллер Н.В.
при участии:
от заявителя Главного управления Министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Российской Федерации по Удмуртской Республике в лице Отдела Государственного пожарного надзора г. Можги и Можгинского района: Чукавина М.С., удостоверение <...>, доверенность от 31.12.2008 г., Демин С.А., удостоверение <...>, доверенность от 11.01.2009 г.,
от заинтересованного лица ООО ЧОП "Кондор": не явились,
лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица ООО ЧОП "Кондор"
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 21.05.2009 года
по делу N А71-5466/2009
принятое судьей Коковихиной Т.С.
по заявлению Главного управления Министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Российской Федерации по Удмуртской Республике в лице Отдела Государственного пожарного надзора г. Можги и Можгинского района
к ООО ЧОП "Кондор"
о привлечении к административной ответственности,
установил:
Главное управление Министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям РФ по Удмуртской Республике в лице Отдела Государственного пожарного надзора г. Можги и Можгинского района (далее - административный орган) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о привлечении ООО ЧОП "Кондор" (далее - Общество) к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 21.05.2009 г. ООО ЧОП "Кондор" привлечено к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30 000 руб.
Не согласившись с решением суда, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить. По мнению заявителя жалобы, судом первой инстанции не дано четкого, лаконичного, буквального значения по предъявленным требованиям к специалистам, занимающимся монтажом, ремонтом и обслуживанием систем охранно-пожарной сигнализации, систем оповещения и эвакуации при пожаре. Кроме того, заявитель жалобы не относит себя к кругу лиц, ответственных за нарушение требований пожарной безопасности, поскольку является арендатором помещения.
Представители административного органа в судебном заседании против доводов апелляционной жалобы возражали по мотивам, изложенным в письменном отзыве, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
ООО ЧОП "Кондор", надлежащим образом уведомленное о времени и месте судебного разбирательства, в суд апелляционной инстанции своего представителя не направило, что в порядке п. 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в период с 16 февраля 2009 г. по 16 марта 2009 г. должностными лицами Отдела Государственного пожарного надзора г. Можги и Можгинского района на основании распоряжения N 37 проведена внеплановая проверка соблюдения ООО ЧОП "Кондор" лицензионных требований и условий по адресам: Удмуртская Республика, г. Можга, ул. Сюгаильская, д. 23 и г. Можга, ул. Можгинская, 120.
В ходе проверки установлено, что ООО ЧОП "Кондор" осуществляет предпринимательскую деятельность в области пожарной безопасности с нарушением условий, предусмотренных лицензией МЧС России от 11 августа 2004 г. N 2/09389, указанных в п. 4 Положения о лицензировании производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 25.10.2006 г. N 625 (далее - Положение), а именно:
1) в нарушение п.п. "а" п. 4 Положения в арендуемом Обществом помещении, расположенном по адресу: Удмуртская Республика, г. Можга, ул. Сюгаильская, д. 23 отсутствует автоматическая пожарная сигнализация (ППБ 01-03 п. 3, НПБ 110-03 п. 14); отсутствует система оповещения и эвакуации при пожаре (ППБ 01-03 п. 3, НПБ 104-03 п. 5.1);
2) в нарушение п.п. "б" п. 4 Положения инженер по монтажу, ремонту и обслуживанию систем охранно-пожарной сигнализации и систем оповещения и эвакуации при пожаре Ившин А.А. профессионального образования в области лицензируемой деятельности не имеет, профессиональная подготовка им не пройдена; техником по монтажу, ремонту и обслуживанию систем охранно-пожарной сигнализации и систем оповещения и эвакуации при пожаре Фалалеевым М.И. профессиональная подготовка не пройдена;
3) в нарушение п.п. "в" п. 4 Положения инженер по монтажу, ремонту и обслуживанию систем охранно-пожарной сигнализации и систем оповещения и эвакуации при пожаре Ившин А.А. квалификацию в области лицензируемой деятельности не повышал;
4) в нарушении п.п. "г" п. 4 Положения нарушены требования пожарной безопасности при монтаже систем пожарной автоматики (пожарной сигнализации и оповещения людей при пожаре), выявленные 08.04.2009 г. в здании ЗАО "Милан" по адресу: г. Можга, ул. Наговицына, 76 (высота установки ручных пожарных извещателей на этаже не соответствует нормативной (вход в подвал через лестницу, выход из подвала на лестницу) (п. 12.41 НПБ 88-2001; аппаратура управления пожарной автоматики не обеспечивает раздельную передачу извещений о пожаре и неисправности в помещении с персоналом, ведущим круглосуточное дежурство (п. 12.48 НПБ 88-2001); вывод сигнала о срабатывании на ЕДДС не выполнен (п. 12 НПБ 110-03); звуковые сигналы систем оповещения не обеспечивают уровень звука более чем на 15 дБ выше допустимого уровня звука постоянного шума в защищаемых помещениях (помещение администратора-уровень звука 62 дБ, цокольный этаж помещения фасовки - уровень звука 77 дБ). В соответствии с Санитарными нормами СН 2.2.4/2.1.8.562-96 "Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки" допустимый уровень шума составляет 75 дБ (п. 3.15 НПБ 104-03); Отключение систем вентиляции и кондиционирования воздуха в помещениях при срабатывании пожарной автоматики не осуществляется (ГОСТ 12.4.009-83* п. 2.2.6); установка речевых оповещателей от уровня потолка до корпуса оповещателя менее 150 мм (первый этаж - над главным входом в продуктовый магазин, первый этаж - запасной вход) п. 3.17 НПБ 104-03); расстояние от извещателей до стены более 4,5 м (помещение приема товара в магазине на первом этаже 7,5 м складское помещение цокольного этажа 5,7 м) п. 12.28 НПБ 88-2001; в подвальном помещении в отсеке потолка шириной более 0,75 м, ограниченной балкой выступающей от потолка на расстоянии 54,5 см (где установлены холодильные установки) точечными извещателями не защищено п. 12.20 НПБ 88-2001).
По результатам проверки составлен акт N 37 от 20.04.2009 г. (л.д. 10-12), протокол об административном правонарушении N 22/113 от 21.04.2009 г. (л.д. 6-7).
Составление протокола об административном правонарушении в соответствии с ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ послужило поводом обращения административного органа в арбитражный суд с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Удовлетворяя заявленные требования о привлечении Общества к административной ответственности, суд первой инстанции пришел к выводу о подтверждении материалами дела факта осуществления деятельности с нарушением условий, предусмотренных лицензией и наличии в действия Общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей административного органа, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 128-ФЗ) установлен перечень отдельных видов деятельности, на осуществление которых на территории Российской Федерации требуется получение лицензии.
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 указанного Закона лицензированию подлежит производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (п/п. 39).
Согласно статье 2 Закона N 128-ФЗ лицензионные требования и условия - это совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
В соответствии с п. 2 Положения о лицензировании производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 25.10.2006 г. N 625, под производством работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений понимается осуществление мероприятий, связанных с монтажом, ремонтом и обслуживанием активных и пассивных систем обеспечения пожарной безопасности (пожаротушения, пожарной и охранно-пожарной сигнализации, противопожарного водоснабжения, дымоудаления, оповещения и эвакуации при пожаре, первичных средств пожаротушения, противопожарных занавесов и завес, заполнений проемов в противопожарных преградах) и их элементов, а также трубо-печных работ, работ по огнезащите материалов, изделий и конструкций.
На основании пп. "а"-"г" п. 4 Положения лицензионными требованиями и условиями лицензируемой деятельности являются:
а) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) помещений, оборудования, инструмента, технологической оснастки, средств измерений и документации, необходимых для осуществления лицензируемой деятельности, соответствующих установленным законодательством Российской Федерации требованиям и принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании;
б) наличие у всех работников, состоящих в штате соискателя лицензии (лицензиата), соответствующего их должностным обязанностям профессионального образования (профессиональной подготовки) в области лицензируемой деятельности, из которых не менее 50 процентов имеют стаж работы в указанной области не менее 3 лет;
в) повышение квалификации указанных в подпункте "б" лиц в области лицензируемой деятельности не реже одного раза в 5 лет;
г) выполнение лицензиатом требований в области лицензируемой деятельности, установленных нормативными правовыми актами и нормативно-техническими документами в соответствии со статьей 20 Федерального закона "О пожарной безопасности".
Как следует из материалов дела, Общество имеет лицензию N 2/09389 от 11.05.2004 г., выданную Главным управлением Государственной противопожарной службы МЧС РФ на производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружении, а именно: монтаж, ремонт и обслуживание установок пожарной и охранно-пожарной сигнализации; монтаж, ремонт и обслуживание систем оповещения и эвакуации при пожаре (л.д. 32).
Административным органом Обществу вменяется нарушение п. "а" п. 4 Положения, а именно отсутствие в арендуемом Обществом помещении, расположенном по адресу: Удмуртская Республика, г. Можга, ул. Сюгаильская, д. 23 автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и эвакуации при пожаре.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции считает, что отсутствие автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и эвакуации при пожаре в помещении, арендуемом Обществом, свидетельствует о нарушении требований пожарной безопасности и не подпадает под понятие помещений, оборудования, необходимого Обществу для осуществления лицензируемой деятельности.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о доказанности административным органом события административного правонарушения в указанной части не соответствует требованиям действующего законодательства.
Однако указанный вывод суда первой инстанции не привел к принятию неверного решения в силу следующего.
Частями 1, 3 ст. 21 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" установлено, что профессиональная подготовка имеет целью ускоренное приобретение обучающимися навыков, необходимых для выполнения определенной работы, группы работ. Профессиональная подготовка не сопровождается повышением образовательного уровня обучающегося. Профессиональная подготовка может быть получена в образовательных учреждениях, а также в образовательных подразделениях организаций, имеющих соответствующие лицензии, и в порядке индивидуальной подготовки у специалистов, обладающих соответствующей квалификацией.
Согласно положениям ст. 22-25 Закона РФ "Об образовании" профессиональное образование может быть получено в образовательных учреждениях при наличии соответствующих лицензий.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, в ООО ЧОП "Кондор" лицензионными видами деятельности занимаются 2 человека: инженер по монтажу, ремонту и обслуживанию систем охранно-пожарной сигнализации и систем оповещения и эвакуации при пожаре Ившин А.А. и техник по монтажу, ремонту и обслуживанию систем охранно-пожарной сигнализации и систем оповещения и эвакуации при пожаре Фалалеев М.И.
Согласно договора подряда N 1-П/04 от 01.01.2004 г. и трудового контракта N 1 от 01.01.2007 г., Ившин А.А. принят в ООО ЧОП "Кондор" на должность инженера по обслуживанию охранно-пожарной сигнализации и систем оповещения и эвакуации при пожаре, а по трудовому контракту N 1 от 09.10.2007 г. - в должности инженера по монтажу, ремонту и обслуживанию ОПС и СОЭП (л.д. 43-47), имеет стаж работы в данной должности более трех лет, однако, профессионального образования в области лицензируемой деятельности не имеет, профессиональная подготовка им не пройдена.
Из материалов дела следует, что Ившиным А.А. получен диплом РВ N 635412 о высшем профессиональном образовании по специальности вооружение летательных аппаратов, выданный Военно-воздушной академией им. Н.Е.Жуковского (л.д. 38-40), и удостоверение учебно-методического центра по ГО, ЧС и ПБ Удмуртской Республики N 10 от 27.03.2004 г. о повышении квалификации по монтажу, ремонту и обслуживанию установок охранно-пожарной сигнализации, систем оповещения и эвакуации при пожаре (л.д. 41).
Вместе с тем, как обоснованно указал суд первой инстанции, наличие Ившина А.А. указанного диплома не является доказательством наличия у работника общества профессионального образования в области лицензируемого вида деятельности, полученного в образовательных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии, а курсы повышения квалификации пройдены им более 5 лет назад.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о доказанности административным органом события административного правонарушения в виде отсутствия у работника общества соответствующего должностным обязанностям профессионального образования и непрохождения курсов повышения квалификации при производстве работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности (п.п. "б", "в" п. 4 Положения) является верным.
Относительно работника ООО ЧОП "Кондор" Фалалеева М.И. суд первой инстанции не усмотрел нарушения п.п. "б" п. 4 Положения (профессиональная подготовка пройдена), кроме того административный орган не настаивал на своих требованиях в данной части.
Доводы апелляционной жалобы по вышеизложенным мотивам судом апелляционной инстанции во внимание не принимаются.
Отсутствие у указанного выше лица соответствующего образования, по мнению административного органа, явилось причиной выявленных при проверке нарушений п. 4 "г" Положения.
В соответствии с проведенной административным органом экспертизой (заключение эксперта N 28 от 14 апреля 2009 г.) установлено, что системы пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуации людей при пожаре, установленные в здании торгового комплекса ЗАО "Милан" по адресу: Удмуртская Республика, г. Можга, ул. Наговицына, 76 выполнены с нарушением п.п. "г" п. 4 Положения. Данные обстоятельства Обществом в суде первой инстанции не оспаривались.
Каких-либо доводов в указанной части апелляционная жалоба Общества не содержит. Выводы суда 1 инстанции по данному нарушению соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям действующего законодательства.
Таким образом, указанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении Обществом лицензионных требований и условий при производстве работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
Вина Общества в совершении данного правонарушения заключается в том, что у него имелась возможность для соблюдения норм законодательства, однако им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).
Нарушений процедуры привлечения Общества к административной ответственности судом апелляционной инстанции не установлено (л.д. 18).
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно привлек Общество к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Размер штрафа определен судом первой инстанции в минимальном размере санкции, установленной ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ для юридических лиц.
С учетом изложенного оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 176, 258, 266, 268, 269, 271 АПК РФ, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 21 мая 2009 года по делу N А71-5466/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью частное охранное предприятие "Кондор" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий
С.П.ОСИПОВА
Судьи
Е.Е.ВАСЕВА
Л.Ю.ЩЕКЛЕИНА