Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2009 N 17АП-6744/2009-АК по делу N А50-12776/2009
Требование: Об отмене актов о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2009 N 17АП-6744/2009-АК по делу N А50-12776/2009
Требование: Об отмене актов о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 августа 2009 г. N 17АП-6744/2009-АК
Дело N А50-12776/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 19 августа 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 августа 2009 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ясиковой Е.Ю.
судей Риб Л.Х., Мещеряковой Т.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Миллер Н.В.
при участии:
от заявителя - МДОУ "Детский сад N 1": не явились
от заинтересованного лица - 9 ОГПН г. Перми по Ленинскому району УГПН ГУ МЧС России по Пермскому краю: Путин Л.В., удостоверение ГПН N 41806, доверенность от 26.12.2008
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда.
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя - МДОУ "Детский сад N 1"
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 18 июня 2009 года
по делу N А50-12776/2009,
принятое судьей Власовой О.Г.
по заявлению МДОУ "Детский сад N 1"
к 9 ОГПН г. Перми по Ленинскому району УГПН ГУ МЧС России по Пермскому краю
о признании незаконным постановления административного органа N 260 от 22.05.2009,
установил:
муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад N 1" г. Перми (далее - заявитель, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным и отмене вынесенного 9 ОГПНП по Ленинскому району г. Перми (далее - административный орган, отдел) постановления по делу об административном правонарушении N 260 от 22.05.2009, которым заявитель привлечен к административной ответственности по
ч. 2 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде взыскания штрафа в размере 20 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 18.06.2009 (резолютивная часть решения объявлена 18.06.2009) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, а также на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к следующему: при проведении расследования административным органом не установлена вина; вины в форме умысла или неосторожности нет; отсутствует вред имущественного или неимущественного характера законным интересам участников образовательного процесса; судом не учтены смягчающие обстоятельства.
Административный орган с жалобой не согласен по основаниям, изложенным в письменной отзыве на апелляционную жалобу. В судебном заседании представитель административного органа доводы отзыва поддержал. Считает, что судом дана надлежащая правовая оценка всем доводам заявителя. Вина учреждения установлена и отражена в постановлении. Просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представители заявителя, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебном заседании участие не принимали.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном
статьями 266,
268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва, заслушав представителя административного органа, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 21.05.2009 административным органом на основании распоряжения от 23.04.2009 N 221 (л.д. 31) проведена внеплановая проверка соблюдения требований пожарной безопасности и исполнением предписания N 436 от 20.08.2008 об устранении нарушений требований пожарной безопасности на территории, в зданиях и сооружениях учреждения, расположенных по адресу: г. Пермь, ул. 25 Октября, 1а, оформленная актом проверки от 21.05.2009 N 221 (л.д. 33-36), в ходе которой административным органом установлено нарушение заявителем ряда требований пожарной безопасности.
Данные обстоятельства явились основанием для составления в отношении учреждения протокола об административном нарушении требований пожарной безопасности от 21.05.2009 (л.д. 10-11), на основании которого 22.05.2009 административным органом вынесено постановление о назначении административного наказания N 260, которым заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной
ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ, в виде взыскания штрафа в размере 20 000 рублей.
Полагая, что данное постановление вынесено незаконно, учреждение обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности состава вменяемого правонарушения и об отсутствии нарушений при привлечении к административной ответственности.
Оценив все имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности в порядке
ст. 71 АПК РФ, проанализировав нормы материального права, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела, являются законными и обоснованными.
Частью 2 ст. 20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных
статьями 8.32,
11.16 КоАП РФ, совершенное в условиях особого противопожарного режима.
Объектом административного правонарушения выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе обеспечения защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.
Объективная сторона данного правонарушения состоит в совершении действий, предусмотренных
ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, но в условиях особого противопожарного режима.
Как следует из материалов дела Постановлением Администрации города Перми от 27.04.2009 N 226 "Об усилении мер пожарной безопасности в весенне-летний пожароопасный период на территории города Перми" (л.д. 39) установлен особый противопожарный режим.
В силу
статьи 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" руководители организаций обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в том числе лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом (
ст. 38 Закона).
Требования пожарной безопасности установлены в
Правилах пожарной безопасности Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС России от 18.06.2003 N 313, обязательные для применения и исполнения организациями независимо от их организационно-правовых форм собственности, их должностными лицами и индивидуальными предпринимателями без образования юридического лица.
Пунктом 1 ППБ 01-03 установлены требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды. Собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности (
пункты 3 и
10 ППБ 01-03).
Из анализа изложенных выше норм следует, что субъектом административного правонарушения, предусмотренного
частью 2 статьи 20.4 КоАП РФ, является лицо, ответственное за содержание помещения.
Факт нарушения требований
Правил пожарной безопасности установлен судом первой инстанции (в части нарушений, указанных в п.п. 1, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18 постановления), подтверждается актом от 21.05.2009, протоколом об административном правонарушении от 21.05.2009, другими материалами дела и самим учреждением не оспаривается.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу о доказанности в действиях (бездействии) заявителя события административного правонарушения, ответственность за которое установлена
ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ.
При рассмотрении дела суд первой инстанции также пришел к выводу о доказанности в действиях учреждения вины в совершении вменяемого административного правонарушения.
В соответствии со
ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. При этом лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно
ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим
Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Частью 4 ст. 210 АПК РФ установлено, что по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Оценив представленные в материалах дела по правилам
ст. 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что вина учреждения в совершении вменяемого административного правонарушения административным органом установлена и материалами дела не опровергнута.
Как правомерно указано представителем отдела, в оспариваемом постановлении отражен факт нарушения учреждением
Правил пожарной безопасности в Российской Федерации в период особого противопожарного режима, при этом как при составлении протокола, так и при вынесении постановления законный представитель юридического лица доводов и доказательств, опровергающих вывод о вине в совершенных правонарушениях не представлял, что не может свидетельствовать о добросовестном использовании предоставленными правами и отсутствии процессуальных злоупотреблений со стороны юридического лица.
Суд апелляционной инстанции на основании представленных в материалы дела доказательств и пояснений сторон считает установленным тот факт, что заявитель имел возможность выполнить требования
Правил пожарной безопасности.
В материалах дела отсутствуют доказательства, которые бы свидетельствовали о том, что учреждением предприняты все зависящие от него меры по соблюдению требований
Правил пожарной безопасности в условиях особого противопожарного режима. Также, в нарушение
ст. 65 АПК РФ заявителем не представлено доказательств, свидетельствующих о принятии им мер по контролю за соблюдением работниками учреждения вышеназванных правил и требований.
То обстоятельство, что заявитель является бюджетным учреждением и достаточные денежные средства на противопожарные мероприятия учредителем не выделялись, не свидетельствует о его невиновности.
Такие меры, как обращения в Департамент образования г. Перми с письмами от 04.04.2008 и 15.05.2008, суд апелляционной инстанции не может признать достаточными в целях соблюдения требований Пожарной безопасности в условиях особого противопожарного режима, поскольку свидетельствуют о попытках учреждения получить средства на устранение выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований. Доказательства обращения с просьбой о выделении средств на соблюдение правил и норм пожарной безопасности материалы дела не содержат, апелляционному суду также не представлены.
Доказательств наличия обстоятельств, объективно препятствующих надлежащему выполнению требований пожарной безопасности, не требующих значительных финансовых вложений, в частности по недопущению нарушений
п.п. 4,
6,
10,
12,
16 ППБ, учреждением не представлено.
Таким образом, наличие состава правонарушения в действиях заявителя апелляционный суд признает доказанным, на что обоснованно указал суд первой инстанции.
Существенных нарушений процедуры привлечения к административной ответственности, влекущих отмену оспариваемого постановления, судами первой и апелляционной инстанций не установлено.
Оспариваемое постановление вынесено уполномоченным органом в рамках срока, установленного
ст. 4.5 КоАП РФ. Наказание применено административным органом в минимальном размере, установленном
ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ, с учетом характера и степени общественной опасности нарушения и материального положения заявителя. Наличие вреда в данном случае не является обязательным условием для привлечения к ответственности.
Доводы жалобы апелляционным судом проверены и отклонены, так как не содержат оснований, позволяющих переоценить выводы суда первой инстанции.
В связи с изложенным оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает, решение суда подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь
статьями 176,
258,
266,
268,
269,
271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Пермского края от 18 июня 2009 года по делу N А50-12776/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу МДОУ "Детский сад N 1" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий
Е.Ю.ЯСИКОВА
Судьи
Л.Х.РИБ
Т.И.МЕЩЕРЯКОВА