Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2007 N 17АП-2725/07-АК по делу N А50-1264/2007-А5
Требование: О привлечении к административной ответственности.


Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2007 N 17АП-2725/07-АК по делу N А50-1264/2007-А5
Требование: О привлечении к административной ответственности.

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по проверке законности и обоснованности решений
арбитражных судов, не вступивших в законную силу
от 6 июня 2007 г.
 
Дело N А50-1264/2007-А5
17АП-2725/07-АК
(извлечение)
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев в заседании суда апелляционную жалобу Главного управления МЧС России по Пермскому краю на решение от 12.03.2007 по делу N А50-1264/2007-А5 Арбитражного суда Пермского края по заявлению Главного управления МЧС России по Пермскому краю к федеральному государственному унитарному предприятию "С" о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Главное управление МЧС России по Пермскому краю обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о привлечении к административной ответственности ФГУП "С" (далее - общество) за совершение правонарушения, выразившегося в осуществлении предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 12.03.2007 в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме.
Не согласившись с судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, полагая, что судом неправильно применены нормы материального права в результате неверного толкования закона: полагает, что лицензионные требования должны соблюдаться при эксплуатации всего имущественного комплекса в целом, а не отдельно стоящих зданий, представленный перечень пожароопасных производственных объектов ФГУП не содержит информацию о пожароопасности производственных процессов, нарушения требований пожарной безопасности в любом из зданий создают угрозу другим более пожароопасным и взрывоопасным зданиям.
Заявитель в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, что в соответствии с п. 3 ст. 156, п. 3 ст. 205 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы в его отсутствие.
ФГУП представило отзыв на апелляционную жалобу, считает, что налоговым органом неправильно применяются нормы материального права, полагает, что на него возложена административная ответственность за несоблюдение правил пожарной безопасности, выявленное в помещениях, не являющихся пожароопасными, постановлением N 4 от 25.01.2007, совершение правонарушения по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, а именно, что в отношении указанных зданий лицензией не возлагается обязанность на соблюдение лицензионных сведений.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права в порядке ст. 266 АПК РФ, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что решение суда первой инстанции отмене не подлежит.
Как следует из материалов дела, Главное управление МЧС России по Пермскому краю обратилось в Арбитражный суд Пермского края с иском о привлечении к административной ответственности ФГУП за совершение правонарушения, выразившегося в осуществлении предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных лицензией N 3/00184 от 24.02.2004, выданной Главным управлением Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (л.д. 27).
25.01.2007 в отношении ФГУП государственным инспектором Пермского края по пожарному надзору составлен протокол N 3 об административном правонарушении по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ (л.д. 5-7).
Свою позицию заявитель мотивирует тем, что в ходе проведения проверки 22.01.2007 выявлено, что ФГУП при осуществлении предпринимательской деятельности нарушены лицензионные требования, предусмотренные подп. "б", "г", "д" п. 3 Положения о лицензировании деятельности по эксплуатации пожароопасных производственных объектов.
При этом заявитель полагает, что в данном случае пожароопасным объектом является весь имущественный комплекс завода (включая административные здания).
Отказывая в удовлетворении требования о привлечении ФГУП к административной ответственности, суд первой инстанции признал недоказанным совершение состава правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ. Кроме того, указал, что за нарушение правил пожарной безопасности в указанных зданиях ФГУП привлечено постановлением N 4 от 25.01.2007 к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
Указанные выводы суда первой инстанции соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
Частью 3 ст. 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Согласно пп. 1, 4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии со ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В силу ч. 2 ст. 2.1, ст. 2.2 КоАП РФ лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом умышленно или по неосторожности не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ в предмет доказывания по настоящему делу входит установление наличия обязанности соблюдения предприятием лицензионных требований в отношении проверяемых объектов.
Согласно ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон) и п. 1 Положения о лицензировании деятельности по эксплуатации пожароопасных производственных объектов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.2002 N 595 (далее - Положение), под пожароопасными объектами понимаются объекты, на которых используются (производятся, хранятся, перерабатываются) легковоспламеняющиеся, горючие и трудногорючие жидкости, твердые горючие и твердогорючие вещества и материалы, способные гореть при взаимодействии с водой, кислородом воздуха и друг с другом.
Из указанных нормативных актов не следует, что пожароопасным признается весь имущественный комплекс, включающий здания, в которых производятся, хранятся, перерабатываются легковоспламеняющиеся, горючие и трудногорючие жидкости, твердые горючие и твердогорючие вещества и материалы.
Из имеющейся в материалах дела копии лицензии также с определенностью не усматривается, что пожароопасным признается весь имущественный комплекс предприятия.
Судом установлено, что объекты, указанные в протоколе N 3 от 25.01.2007, отсутствуют в перечне пожароопасных производственных объектов ФГУП, на которые распространяется действие лицензии на эксплуатацию пожароопасных производственных объектов, утвержденном начальником 16-й пожарной части (л.д. 47-49).
Довод апелляционной жалобы, что в указанном перечне не содержится информация о причинах отнесения указанного в нем производства к категории пожароопасного, отклоняется судом, поскольку в законодательстве отсутствует требование об обязательности включения указанных требований в перечень.
В связи с чем суд апелляционной инстанции признает указанный перечень допустимым доказательством в подтверждение круга объектов, в отношении которых ФГУП обязан соблюдать лицензионные требования.
При таких обстоятельствах судом первой инстанции сделан правомерный вывод об отсутствии доказательств нарушения лицензионных требований в отношении объектов, поименованных в названном перечне, и об отсутствии в действиях ФГУП состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Довод заявителя жалобы о том, что указанные в протоколе N 3 объекты находятся в непосредственной близости с пожароопасными объектами, в данном случае не может иметь правового значения, более того, не подтвержден доказательствами.
Между тем, согласно разъяснениям п. 8 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" в случае, если заявление административного органа о привлечении к административной ответственности или протокол об административном правонарушении содержат неправильную квалификацию совершенного правонарушения, суд вправе принять решение о привлечении к административной ответственности в соответствии с надлежащей квалификацией. При этом указанное в протоколе событие правонарушения и представленные доказательства должны быть достаточными для определения иной квалификации противоправного деяния.
Из протокола N 3 следует, что в проверяемых зданиях установлены нарушения Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 N 313.
Таким образом, в ходе проверки выявлено совершение ФГУП правонарушений, ответственность за которые предусмотрена ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
Из материалов дела следует, что 25.01.2007 Государственным инспектором Пермского края по Пожарному надзору вынесено постановление от 25.01.2007 N 4 о наложении на ФГУП административного взыскания, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, за нарушение требований пожарной безопасности (л.д. 40-43). Указанные в протоколе N 3 нарушения отражены также в постановлении N 4, в обоих случаях датой их выявления является 22.01.2007.
Сведений, что указанное постановление было оспорено или отменено судом, в материалах дела не имеется.
В связи с чем суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что ФГУП уже привлечено к административной ответственности за совершение указанных нарушений.
Согласно п. 5 ст. 4.1 КоАП РФ никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.
Таким образом, в связи с наличием обстоятельств, исключающих административную ответственность ФГУП по ч. 3 ст. 14.1 и ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, требования заявителя удовлетворению не подлежат.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба удовлетворению, решение суда от 12.03.2007 отмене - не подлежат.
Поскольку заявитель по данной категории спора не является плательщиком госпошлины (п.п. 1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ), вопрос о распределении судебных расходов арбитражным апелляционным судом не рассматривается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 176, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 12.03.2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.