Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением ВАС РФ от 05.06.2009 N ВАС-6569/09 отказано в передаче данного постановления, решения Арбитражного суда Удмуртской Республики от 13.08.2008 и
постановления ФАС Уральского округа от 03.02.2009 в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора.
Постановлением ФАС Уральского округа от 03.02.2009 N Ф09-68/09-С1 данное постановление оставлено без изменения.
Название документа
Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2008 N 17АП-7609/2008-АК по делу N А71-6633/2008
Управляющая организация обязана обеспечить создание и содержание системы пожаротушения. Она же обязана инициировать проведение работ по восстановлению такой системы, в том числе за счет взыскания средств с предшествующей управляющей организации.
Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2008 N 17АП-7609/2008-АК по делу N А71-6633/2008
Управляющая организация обязана обеспечить создание и содержание системы пожаротушения. Она же обязана инициировать проведение работ по восстановлению такой системы, в том числе за счет взыскания средств с предшествующей управляющей организации.
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 октября 2008 г. N 17АП-7609/2008-АК
Дело N А71-6633/2008
Резолютивная часть постановления объявлена 21 октября 2008 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 октября 2008 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сафоновой С.Н.,
судей: Голубцова В.Г., Григорьевой Н.П.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Якимовой Е.В.,
при участии:
от заявителя АНО "Райжилуправление" - не явился, извещен надлежащим образом;
от заинтересованного лица инспектора ОГПН Устиновского района г. Ижевска ГУ МЧС РФ по Удмуртской Республике Кочурова М.Ю. - Чукавина М.С. (дов. от 11.01.2008 года);
лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда;
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя АНО "Райжилуправление"
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 13.08.2008 года
по делу N А71-6633/2008
принятое судьей Глуховым Л.Ю.,
по заявлению АНО "Райжилуправление"
к инспектору ОГПН Устиновского района г. Ижевска ГУ МЧС РФ по Удмуртской Республике Кочурову М.Ю.,
о признании недействительным предписания,
установил:
АНО "Райжилуправление" обратилась в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным предписания инспектора ОГПН Устиновского района г. Ижевска ГУ МЧС РФ по Удмуртской Республике Кочурова М.Ю. N 139 от 04.07.2008 года по устранению нарушений требований пожарной безопасности.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 13.08.2008 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, Организация обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В качестве доводов в апелляционной жалобе указано, что в соответствии с
приложением N 8 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 года N 170, устройство систем противопожарной автоматики и дымоудаления относится к капитальному ремонту общего имущества в доме, проведение которого, согласно
п./п. 1 п. 2 ст. 44,
п. 1 ст. 46 ЖК РФ, возможно только при положительном решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. В настоящее время данное решение не принято. Кроме того, Организация осуществляет свою деятельность в рамках договоров управления, заключенных с собственниками помещений в многоквартирных домах, в пределах определенных этими договорами полномочий и в объеме собранных средств. С учетом непродолжительного срока действия договоров управления, средства на устранение нарушений, перечисленных в оспариваемом предписании, при полном отсутствии противопожарной системы, отсутствуют. При этом вывод суда о включении в размер платы за содержание и ремонт жилого помещения платы за обслуживание систем пожаротушения опровергается приложением к распоряжению администрации г. Ижевска от 27.12.2007 года N 332, в соответствии с которым при отсутствии принятия решения о выборе способа управления многоквартирным домом, или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано данная плата указана без учета платы за обслуживание систем пожаротушения. Согласно договоров управления, размер обязательных платежей собственников совпадает с тарифами, установленными администрацией г. Ижевска. При этом в данном случае, системы пожаротушения подлежат восстановлению, а не обслуживанию.
Представитель заявителя не явился в судебное заседание суда апелляционной инстанции.
Представитель государственного органа возразил против позиции, изложенной в апелляционной жалобе, по мотивам, перечисленным в письменном отзыве, в котором указано, что по спорному факту составлен протокол и в соответствии с постановлением Организация привлечена к административной ответственности; решением суда постановление признано законным. Заявителю передано в управление и распоряжение общее имущество жилых домов. Предписания относятся к местам общего пользования. Ранее собранные средства на данные цели, Организация уполномочена взыскать с предыдущей управляющей организации.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном
ст. 266,
268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и не подлежит отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что на основании распоряжения ОГПН Устиновского района г. Ижевска от 04.06.2008 года N 139 была проведена плановая проверка имущества, оборудования, систем пожаротушения и оповещения людей о пожаре, расположенных в местах общего пользования многоквартирных многоэтажных домов N 62 и N 64 по ул. Ворошилова в г. Ижевске с целью исполнения требований пожарной безопасности (л.д. 75).
Результаты проверки оформлены актом проверки соблюдения требований пожарной безопасности от 4 июля 2008 года N 139, в котором указано 31 нарушение требований и норм пожарной безопасности, предусмотренные
Правилами пожарной безопасности (ППБ 01-03),
Нормами пожарной безопасности (НПБ 110-03), Правилами устройства электроустановок (ПУЭ), Строительными нормами и правилами (СНиП 2.08.-89) (л.д. 71-72).
По выявленным проверкой нарушениям ОГПН выдано предписание от 4 июля 2008 года N 139 об устранении нарушений требований противопожарной безопасности, состоящее из 32 пунктов, аналогичных нарушениям, указанным в акте проверки, которые необходимо устранить, а также содержащее дополнительный пункт о представлении в ОГПН плана по устранению выявленных нарушений до мая 2009 года.
Считая указанное предписание незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из положений Жилищного
кодекса РФ,
ФЗ от 21.12.1994 года N 69-ФЗ,
Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года N 491, условий договоров управления и протоколов общего собрания собственников жилья, согласно которым предписание обоснованно адресовано Организации.
Данные выводы являются верными, подтверждаются материалами дела и соответствуют действующему законодательству.
Из материалов дела следует, что в ходе проверки государственным органом выявлено нарушение Организацией требований пожарной безопасности, установленных
Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденными Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 года N 313.
П. 10 Правил установлено, что собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.
На основании
ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в том числе лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
В силу
п. 1 ст. 209 ГК РФ права владения, пользования и распоряжения имуществом принадлежат собственнику этого имущества.
При этом
п. 2 указанной статьи определено, что собственник вправе по своему усмотрению передавать другим лицам, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом.
Частью 2 ст. 161 ЖК РФ предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
Согласно
ч. 2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
На основании поручений общих собраний собственников жилых помещений многоквартирных домов (протокол собрания от 20.03.2008 года N 1/62В и протокол собрания от 11.04.2008 года N 1/64В (л.д. 66-70)), находящихся в г. Ижевске на ул. Ворошилова, N 62 и N 64 собственниками квартир этих домов с АНО "Райжилуправление" заключены договоры N 1/62-Во от 29.02.2008 года и N 2-В от 05.04.2008 года (л.д. 53-65) на управление этими домами, согласно условиям которых, она становится управляющей организацией и ею приняты на себя полномочия по управлению, содержанию и проверке состояния данных многоквартирных домов.
Обязанность по соблюдению правил и норм пожарной безопасности организацией по обслуживанию жилищного фонда предусмотрена также Правилами (
п. 5.6.2,
6.5.8,
4.8.15,
3.2.14 Правил, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 года N 170).
При таких обстоятельствах правомерен вывод суда первой инстанции о том, что заявитель является лицом, ответственным за соблюдение норм пожарной безопасности при управлении многоквартирными домами.
Судом апелляционной инстанции не принимается во внимание довод заявителя об отсутствии у него соответствующих полномочий, поскольку в соответствии с
ч. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом, в том числе должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Кроме того, в силу положений
п. 37 ФЗ от 21.12.1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" руководители организации, в том числе, обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
Довод об отнесении к категории капитальных работ устранения нарушений, перечисленных в оспариваемом предписании и наличии определенной процедуры по их проведению и сбору средств на данные цели, является необоснованным и не имеет правового значения, так как в силу вышеприведенных норм, под угрозой ответственности, обязанность по обеспечению и содержанию системы пожаротушения возложена на управляющую организацию, следовательно, инициировать проведение работ по восстановлению системы пожаротушения обязан именно заявитель.
Также признается несостоятельной ссылка на примечание к распоряжению администрации г. Ижевска от 27.12.2007 года N 332, поскольку в данном нормативном акте идет речь о размере тарифа для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений муниципального жилищного фонда и для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано, тогда как, в данном случае, решение принято и реализовано.
Кроме того, с учетом наличия у Организации соответствующих полномочий, определенных в п.п. 10.1, 11.1 договоров управления, заявитель вправе взыскать с предшествующей управляющей организации средства, собранные с собственников и нанимателей жилых домов и не использованные по назначению, которые могут быть направлены на цели по надлежащему содержанию жилищного фонда.
На основании изложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
В соответствии со
ст. 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
постановил:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 13.08.2008 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть
обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий
С.Н.САФОНОВА
Судьи
Н.П.ГРИГОРЬЕВА
В.Г.ГОЛУБЦОВ