Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Постановлением ФАС Уральского округа от 28.10.2009 N Ф09-8350/09-С1 данное постановление оставлено без изменения.
Название документа
Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2009 N 17АП-5965/2009-АК по делу N А50-12049/2009
Требование: Об отмене актов о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2009 N 17АП-5965/2009-АК по делу N А50-12049/2009
Требование: Об отмене актов о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 августа 2009 г. N 17АП-5965/2009-АК
Дело N А50-12049/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 03 августа 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 августа 2009 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Савельевой Н.М.
судей Васевой Е.Е., Ясиковой Е.Ю.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Миллер Н.В.
при участии:
от заявителя ООО "Управляющая компания "Пермская модель комфорта": Щербаков И.В. - представитель по доверенности от 01.07.2009 г.
от заинтересованного лица 9 ОГПН г. Перми по Ленинскому району УГПН ГУ МЧС России по Пермскому краю: Путин Л.В. - представитель по доверенности от 26.12.2008 г.
(лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда)
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
ООО "Управляющая компания "Пермская модель комфорта" (заявителя по делу)
на решение Арбитражный суд Пермского края от 16 июня 2009 года
по делу N А50-12049/2009,
принятое судьей Кетовой А.В.
по заявлению ООО "Управляющая компания "Пермская модель комфорта"
к 9 ОГПН г. Перми по Ленинскому району УГПН ГУ МЧС России по Пермскому краю
об отмене постановления,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Пермская модель комфорта" обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением об отмене постановления 9 отдела Государственного пожарного надзора г. Перми по Ленинскому району N 247 от 12.05.2009 г. о привлечении к административной ответственности по
ч. 2 статьи 20.4 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 20 000 руб.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 16 июня 2009 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "Управляющая компания "Пермская модель комфорта" (заявитель по делу) с данным судебным актом не согласно, просит его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы приводит следующие доводы: 1) состав административного правонарушения отсутствует, вопрос о наличии вины управляющей организации в нарушении норм пожарной безопасности и наличии реальной возможности для соблюдения требований административным органом не исследовался; 2) управляющая компания не может являться субъектом правонарушения, предусмотренного
ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ, так как имущество многоквартирного жилого дома не находится ни на праве собственности ни на ином вещном праве. В силу договора управления, заключенного с собственниками ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут собственники помещений; 3) вина управляющей компании в таких нарушениях как: наличие отделки стен лестничных клеток горючей масляной краской, отсутствие оборудования выходов на чердак противопожарным люкам второго типа, отсутствует, поскольку данные нарушения могут быть устранены посредством проведения текущего и капитального ремонта при условии наличия в бюджете дома соответствующих денежных средств. Нарушение в части отсутствия огнезащитной обработки деревянных конструкций чердака в связи с истечением сроков обработки не доказано административным органом, так как отсутствует указание на нормативный акт, регламентирующий данный период. Относительно нарушения отсутствия схемы прокладки электропроводов, то в постановлении указана отсылочная норма -
п. 57 ППБ, а не конкретное требование норм законодательства; 4) судом не учтены положения
пп. 5 ст. 10 ФЗ от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" об обязательном согласовании внеплановых проверок субъекта малого предпринимательства с органами прокуратуры, по настоящей проверке согласование административным органом не получено.
9 отдел Государственного пожарного надзора г. Перми по Ленинскому району (заинтересованное лицо) представил письменный отзыв с возражениями на доводы апелляционной жалобы, в соответствии с которым считает, что на обществе лежит обязанность по соблюдению
правил пожарной безопасности в силу договора с собственником муниципального имущества, а также с собственниками помещений многоквартирного дома. Учитывая, что распоряжение о проведении проверки вынесено административным органом до вступления в законную силу
ФЗ N 294 от 26.12.2008 г., следовательно, согласование проведения внеплановой проверки с прокуратурой не требуется.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном
статьями 266,
268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, во исполнение распоряжения от 27.04.2009 г. (л.д. 22) 9 отделом Государственного пожарного надзора г. Перми по Ленинскому району в период с 27.04.2009 г. по 27.05.2009 г. проведена внеплановая проверка с целью надзора за исполнением ООО "Управляющая компания "Пермская модель комфорта" обязательных требований пожарной безопасности в жилом доме, расположенном по адресу: г. Пермь, ул. Комсомольский проспект, 32 по результатам которой составлен акт N 226 от 08.05.2009 г. (л.д. 24-25) и протокол об административном нарушении требований пожарной безопасности N 217 от 08.05.2009 г. (л.д. 26-28).
12.05.2009 г., рассмотрев протокол об административном правонарушении, а также другие материалы проверки, 9 отделом Государственного пожарного надзора г. Перми по Ленинскому району принято постановление о назначении административного наказания за нарушение требований пожарной безопасности в отношении ООО "Управляющая компания "Пермская модель комфорта" по
п. 2 ст. 20.4 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 20 000 руб. (л.д. 8-9).
Основанием для привлечения ООО "Управляющая компания "Пермская модель комфорта" к указанной ответственности послужили нарушения требований пожарной безопасности: допущена отделка стен лестничных клеток горючей масляной краской (ППБ 01-03
п. 53), на дверях выходов на чердак, подвалов отсутствует информация о месте хранения ключей (ППБ 01-03
п. 44); не заделаны раствором или другим негорючим материалом образовавшиеся зазоры в местах пересечения электрокабеля со стенами этажными перекрытиями и другими ограждающими конструкциями (ППБ 01-03
п. 37,
57 ПУЭ
п. 2.1.58), выходы на чердак не оборудованы противопожарными люками второго типа с размерами 0,6 x 0,8 метров (ППБ 01-03
п. 3, СНиП 21-01-97* п. 8.4); не проведена огнезащитная обработка деревянных конструкций чердака, в связи истечением сроков обработки (ППБ 01-03
п. 36); в электрощите расположенного у стены во дворе дома отсутствуют схемы прокладки электропроводов (ППБ 01-03
п. 57,
ПУЭ); не проведены замеры сопротивления изоляции электрооборудования, документы, подтверждающие иное не представлены (ППБ 01-03
п. 57 ПТЭЭП
таблица N 37); допускается эксплуатация электрораспределительного щита не закрытого на замок с ключом (ППБ 01-03
п. 57 ПУЭ
п. 1.1.34).
Считая указанное постановление неправомерным, ООО "Управляющая компания "Пермская модель комфорта" обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о его отмене.
Отказывая в удовлетворении заявленных обществом требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что общество является надлежащим субъектом рассматриваемого административного правонарушения и что оно обоснованно привлечено к административной ответственности по
части 2 статьи 20.4 КоАП РФ. Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности, которые не позволили ли бы административному органу всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, судом не выявлено.
Данные выводы суда соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
Согласно
ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, в условиях особого противопожарного режима, которая влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
В силу
ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" руководители организаций обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
Требования пожарной безопасности установлены в
Правилах пожарной безопасности Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС России от 18.06.2003 N 313 (далее - Правила пожарной безопасности), обязательные для применения и исполнения организациями независимо от их организационно-правовых форм собственности, их должностными лицами и индивидуальными предпринимателями без образования юридического лица.
Пунктом 1 ППБ 01-03 установлены требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения, в том числе лицами, в установленном порядке назначенными ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. N 491, определено, что надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается: собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией
(пункт 16). При этом содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя, в том числе, соблюдение мер пожарной безопасности в соответствии с законодательством РФ о пожарной безопасности
(пункт 11). Управляющие компании и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязанностей и несут ответственность за ненадлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством РФ и договором
(пункт 42).
Как следует из материалов дела, согласно уставу целью деятельности ООО "Управляющая компания "Пермская модель комфорта" является управление эксплуатацией и эксплуатация жилого и нежилого фонда, инженерных сооружений, коммунальной инфраструктуры Пермского края в соответствии с заключенными договорами, сбор платежей, а также извлечение прибыли (л.д. 11).
Между ООО "Управляющая компания "Пермская модель комфорта" и собственниками помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Пермь, Комсомольский проспект, д. 32, заключен договор управления многоквартирным домом от 15 февраля 2007 г. В соответствии с договором ООО "Управляющая компания "Пермская модель комфорта" приняла на себя обязанность по обеспечению благоприятных и безопасных условий проживания граждан в многоквартирном доме, обеспечение сохранности, надлежащего управления, содержания и ремонта общего имущества многоквартирного дома, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставлению коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме.
В силу условий договора Управляющая организация обязана, в т.ч.: оказывать услуги и выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества дома, принимать меры к обеспечению соблюдения предусмотренных законодательством санитарно-гигиенических, экологических, противопожарных требований и норм, требовать от собственника внесение платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома, вносить предложения по изменению размера платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома.
В приложении N 2 к договору управления поименован состав общего имущества дома. Приложение N 3 к договору управления содержит перечень работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества дома, периодичность проведения работ и их стоимость.
Таким образом, ООО "Управляющая компания "Пермская модель комфорта" (далее - Управляющая компания) является лицом, ответственным за соблюдение требований
Правил пожарной безопасности в многоквартирном доме по адресу: г. Пермь, Комсомольский проспект, д. 32.
Судом первой инстанции было установлено, что по вине Управляющей компании в нарушение
п.п. 3,
44,
53,
37,
36,
57 Правил пожарной безопасности, утвержденных Приказом МЧС РФ N 313 от 18.06.2003 г. (далее - Правила), п. 8.4 СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений", введенных в действие Постановлением Минстроя РФ от 13 февраля 1997 г. N 18-7, а также требования
ПУЭ,
ПТЭЭП допущена отделка стен лестничных клеток горючей масляной краской; на дверях выходов на чердак, подвалов отсутствует информация о месте хранения ключей; не заделаны раствором или другим негорючим материалом образовавшиеся зазоры в местах пересечения электрокабеля со стенами этажными перекрытиями и другими ограждающими конструкции; выходы на чердак не оборудованы противопожарными люками второго типа с размерами 0,6 x 0,8 метров; не проведена огнезащитная обработка деревянных конструкций чердака, в связи истечением сроков обработки; в электрощите расположенного у стены во дворе дома отсутствуют схемы прокладки электропроводов; не проведены замеры сопротивления изоляции электрооборудования; допускается эксплуатация электрораспределительного щита не закрытого на замок с ключом.
Заявитель апелляционной жалобы оспаривает решение суда, указывая на отсутствие своей вины, в таких нарушениях как: наличие отделки стен лестничных клеток горючей масляной краской, отсутствие оборудования выходов на чердак противопожарным люкам второго типа, поскольку данные нарушения могут быть устранены посредством проведения текущего и капитального ремонта при условии наличия в бюджете дома соответствующих денежных средств.
Указанные доводы исследованы и отклоняются судом апелляционной инстанции.
В соответствии с
ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим
Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В силу
п.п. 53 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03) (утв. Приказом МЧС России от 18.06.2003 N 313)при эксплуатации эвакуационных путей и выходов запрещается применять горючие материалы для отделки, облицовки и окраски стен и потолков, а также ступеней и лестничных площадок на путях эвакуации.
Пунктом 3 Правил пожарной безопасности предусмотрена возможность применения иных нормативных документов по пожарной безопасности и нормативных документов, содержащих требования пожарной безопасности, утвержденных в установленном порядке.
Согласно требованиям п. 8.4 СНиП 21-01-97 "Пожарная безопасность зданий и сооружений" (приняты и введены в действие с 1 января 1998 г. Постановлением Минстроя России от 13.02.1997 г. N 18-7), выходы из лестничных клеток на кровлю или чердак следует предусматривать по лестничным маршам с площадками перед выходом, через противопожарные двери 2-го типа размерами не менее 0,75 x, 5 м. В зданиях классов Ф1, Ф2, Ф3 и Ф4 высотой до 15 м допускается устройство выхода на чердак или кровлю из лестничных клеток через противопожарные люки 2-го типа с размерами 0,6 x 0,8 по закрепленным стальным стремянкам.
В соответствии с условиями договора управления многоквартирным домом от 15.02.2007 г. установлена обязанность управляющей организации качественно и в срок оказывать услуги и выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома (п. 3.1.3 договора). При этом управляющая организация имеет право требовать от собственника внесения платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома (п. 3.2.2 договора) и вносить предложения по изменению размера платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома (п. 3.2.7 договора).
Согласно п. 2.4 договора управления многоквартирным домом от 15.02.2007 г. установлено, что перечень работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома определяется в зависимости от состояния и конструктивных особенностей многоквартирного дома в соответствии с решением Пермской городской Думы от 26.03.1999 г. N 24 "Об утверждении Положения о порядке формирования и установления цен и тарифов для населения на жилищно-коммунальные услуги". Перечень работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома изменяется с момента вступления в силу изменений, внесенных в указанное в настоящем пункте решение Пермской городской Думы, либо по соглашению сторон.
Решением Пермской городской Думы от 26.03.1999 г. N 24 (в редакции от 26.08.2008 г. N 251) "Об утверждении Положения о порядке формирования и установления цен для населения на жилищные услуги и методики расчета размера платы за жилищно-коммунальные услуги" установлен Перечень работ по текущему ремонту общего имущества дома, общих коммуникаций, технических коммуникаций и технических помещений жилого дома оплачиваемых за счет платы за ремонт жилого помещения.
| | ИС МЕГАНОРМ: примечание. В тексте документа, видимо, допущен пропуск текста: имеется в виду пункт 3 статьи 158 Жилищного кодекса РФ. | |
Согласно
пункту статьи 158 ЖК РФ размер платы за проведение капитального ремонта, обязанность по оплате расходов за который распространяется на всех собственников помещений в многоквартирном доме, принимается решением общего собрания собственников помещения в доме с учетом предложений управляющей организации о сроке начала капитального ремонта, о необходимом объеме работ и стоимости материалов, о порядке финансирования ремонта, сроках возмещения расходов и других предложений, связанных с условиями капитального ремонта.
Следовательно, управляющая компания с момента передачи в управление многоквартирного дома обязана была в установленные в приложении N 3 сроки и в размере стоимости, предусмотренной в договоре, устранить вышеуказанные нарушения. В случае, если устранение нарушений требует проведения капитального ремонта, управляющая компания должна была определить совместно с собственниками помещений в жилом доме условия проведения капитального ремонта, в том числе, необходимый объем работ, стоимость материалов, срок начала капитального ремонта, порядок финансирования ремонта и пр. (
ст. 158 ЖК РФ). Доказательств, подтверждающих принятие каких-либо мер, направленных на устранение нарушений пожарной безопасности, заявителем в материалы дела не представлено, в связи с чем, вина организации в данных нарушениях
п. 3,
53 ППБ 01-03 и п. 8.4 СНиП 21-01-97* является доказанной.
Административным органом установлено, что в нарушение
п. 36 ППБ 01-03 по вине Управляющей компании в многоквартирном доме не проведена огнезащитная обработка деревянных конструкций чердака, в связи с истечением сроков обработки. Довод заявителя апелляционной жалобы о недоказанности административным органом данного нарушения является обоснованным, так как в материалах дела отсутствуют доказательства, какие сроки обработки были установлены для деревянных конструкций чердака жилого здания и факт истечения этих сроков.
Административным органом установлено, что в нарушение
п. 57 ППБ 01-03 и
Правил устройства электроустановок по вине Управляющей компанией в многоквартирном доме в электрощите расположенного у стены во дворе дома отсутствует схема прокладки электропроводов. Довод заявителя апелляционной жалобы об отсутствии ссылки в постановлении о назначении административного наказания на конкретный нормативный акт, который управляющей компанией нарушен, является обоснованным.
Из содержания протокола об административном правонарушении и постановления о назначении административного наказания следует, что административный орган, устанавливая вину Управляющей компании в отсутствии схемы прокладки электропроводов в электрощите расположенного у стены во дворе дома, указал на нарушение ею
пункта 57 ППБ 01-03.
Согласно
пункту 57 Правил проектирование, монтаж, эксплуатацию электрических сетей, электроустановок и электротехнических изделий, а также контроль за их техническим состоянием необходимо осуществлять в соответствии с требованиями нормативных документов по электроэнергетике.
Между тем, в оспариваемом постановлении не указан нормативный акт по электроэнергетике, в котором конкретизировано требование по наличию в электрощите схемы прокладки электропроводов. В судебном заседании представитель административного органа также его не указал. В связи с чем, административное правонарушение в действиях управляющей компании по данному эпизоду не доказано.
Другие нарушения, зафиксированные в протоколе и постановлении о назначении административного наказания, заявителем апелляционной жалобы не оспариваются.
Довод заявителя жалобы о том, что вопрос о наличии вины управляющей организации в нарушении пожарной безопасности и наличии реальной возможности для соблюдения требований административным органом не исследовался, опровергается содержанием оспариваемого постановления. В постановлении со ссылкой на положения
статьи 2.1 КоАП РФ административный орган установил вину в действиях юридического лица, которая выразилась в не принятии ООО "Управляющая компания "Пермская модель комфорта" всех необходимых мер для обеспечения соблюдения требований пожарной безопасности.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на нарушение административным органом положений
пп. 5 ст. 10 ФЗ от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", предусматривающих обязательную процедуру согласования проведения внеплановых проверок субъекта малого предпринимательства с органами прокуратуры, отклоняется судом апелляционной инстанции.
В силу
п. 1 ст. 27 Федеральный закон N 294-ФЗ настоящий
Закон вступает в силу с 1 мая 2009 года. Из материалов дела следует, что распоряжение N 226 на проведение проверки было вынесено и проверка фактически начата 27 апреля 2009 г.(период проверки с 27.04.2009 г. по 8.05.2009 г.), то есть до вступления в силу указанного
Закона. В связи с изложенным у административного органа не возникло обязанности по согласованию проведения внеплановой проверки с органами прокуратуры.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности судом апелляционной инстанции не установлено. Процессуальных нарушений закона, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении и принять правильное решение, административным органом не допущено. Обществу предоставлена возможность воспользоваться правами лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции от 16 июня 2009 г. следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу ООО "Управляющая компания "Пермская модель комфорта" - без удовлетворения.
Руководствуясь
статьями 176,
258,
266,
268,
269,
271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 16 июня 2009 года по делу N А50-12049/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Пермская модель комфорта" - без удовлетворения.
Постановление может быть
обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий
Н.М.САВЕЛЬЕВА
Судьи
Е.Е.ВАСЕВА
Е.Ю.ЯСИКОВА